Принципы нравственного воспитания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принципы нравственного воспитания



1. Целенаправленность воспитательной работы. Вся работа нацелена на формирование нравственно состоятельной личности. Основу этой личности должны составлять такие качества, как гуманизм, уважение, чуткость, справедливость, сочувствие, доверие, терпимость, уступчивость, требовательность, скромность.

2. Принцип связи нравственного воспитания с жизнью. Важно, чтобы обучающиеся видели, как срабатывают в реальной жизни, к чему приводят добро и зло, ложь и правда, милосердие и жестокость. Об этом нужно говорить и в процессе бесед, диспутов, и в процессе практических дел: шефство над стариками, детскими домами и т.д., наконец отношения друг к другу в повседневной жизни.

3. Принцип совместной работы семьи, организации, общественности. Родители должны четко представлять, что от них требуется на данном этапе воспитания. А для этого их надо просвещать на собраниях.

4. Принцип воспитания обучающихся в коллективе при учете индивидуально-психологических особенностей.

5. Принцип возбуждения активности и самодеятельности обучающихся.

6. Принцип уважения и требовательности.

7. Принцип опоры на положительные качества. Находясь во взаимодействии с окружающим миром, будучи членом коллектива, личность испытывает постоянное влияние внешних условий. Внутреннее это влияние переживается ею как противоречие между достигнутым уровнем морального развития и теми более высокими требованиями, которые предъявляются к ее поведению. Необходимость разрешения противоречия вызывает у обучающегося психологическое напряжение, побуждающее его к активной деятельности и выработке новых стереотипов поведения, соответствующих изменившимся условием.

8. Принцип учета индивидуальных особенностей учащихся. Успеха в работе нельзя достичь, не зная каждого обучаемого.

Методы нравственного воспитания.

1. Метод убеждения. Этот метод рассматривается как основной в процессе нравственного воспитания. Убеждение – это воздействие воспитателя на сознание, на чувства и волю воспитуемых с целью формирования и закрепления у них положительных моральных качеств и устранения отрицательных черт в их характере и поведении. Этот метод рассчитан на внутреннее стимулирование нравственного развития и поведения учащихся. Убеждение оказывает формирующее влияние на личность только через ее внутреннюю сферу и способствует выработке нравственных потребностей, отношений и мотивов поведения.

2. Метод нравственных упражнений. Нравственное формирование личности требует такого практического воздействия на их поведение, которое способствовало бы выработке и прочному закреплению моральных умений, навыков и привычек. Успешному развитию этой задачи содействует метод нравственных упражнений. Под нравственным упражнением понимается многократное повторение действий и поступков обучающихся в целях образования и закрепления у них необходимых навыков и привычек поведения. Процесс упражнения включает в себя следующие приемы: 1) постановка воспитательной задачи; 2) разъяснение морального правила и возбуждение потребности и стремления к его выполнению; 3) практический показ, как нужно выполнить это правило; 4) организация практической тренировки; 5) предъявление требований; 6) напоминание нормы и контроль за поведением.

«Привычка, – писал Ушинский, – укореняется повторением какого-нибудь действия, повторением его до тех пор, пока в действии начнет отражаться рефлективная способность нервной системы и пока в нервной системе не установится наклонность к этому действию. Повторение одних и тех же действий есть, следовательно, необходимое условие установления привычки».

3. Метод одобрения и осуждения.

Воспитательная роль осуждения и наказаний, а также поощрения связана с воздействием оценочных суждений преподавателя и коллектива на сознание и чувства обучаемого. Личность, поступки которой одобряются, проникается сознанием правильности своего поведения, у нее появляется эмоциональный подъем, и она стремится вести себя еще лучше.

С другой стороны, переживания отрицательного порядка, которые вызываются мерами наказания за нарушение моральных правил, заставляют обучаемого глубже обдумывать свое поведение и вырабатывать в себе задерживающиеся способности. Смысл поощрений и наказаний в том, чтобы развивать у учащихся нравственное сознание и чувства, побуждать их вдумчиво относиться к своему поведению.

Критерии нравственной воспитанности:

Вообще в истории нравственного воспитания выдвигались разные критерии нравственности: одни считали нравственным в поведении то, что доставляет удовольствие и позволяет избегать страданий; другие усматривали их в способности приносить счастье людям; третьи – пользу отдельным личностям и обществу. Общий критерий нравственной воспитанности – это признак, на основе которого устанавливается продвижение личности в своем нравственном развитии.

Под уровнем нравственного развития понимается степень моральной зрелости личности, который она достигает в процессе целенаправленной педагогической деятельности. Изучить уровень нравственной воспитанности можно при помощи разнообразных методик, позволяющих установить и уровень нравственных знаний, и уровень отношений и спроектировать поведенческий уровень.

Нравственное сознание – активный процесс отражения нравственных отношений, состояний. Субъективной движущей силой развития нравственного сознания является нравственное мышление – процесс постоянного накопления и осмысления нравственных фактов, отношений, ситуаций, их анализ, оценка, принятие нравственных решений, осуществление ответственных выборов. Нравственные переживания, мучения совести поражаются единством чувственных состояний, отраженных в сознании, и их осмыслением, оценкой, нравственным мышлением.

Нравственность личности складывается из субъективно освоенных моральных принципов, которыми она руководствуется в системе отношений и постоянно пульсирующего нравственного мышления. Нравственные чувства, сознание и мышление являются основой и стимулом проявления нравственной воли. Вне нравственной воли и действенно практического отношения к миру не существует реальной нравственности личности. Она реализуется в единстве нравственного чувства и сознательной непреклонной решимости осуществить свои нравственные убеждения в жизни. Источник моральных привычек – в единстве глубокой сознательности и личной эмоциональной оценки явлений, взаимоотношений между людьми, их моральных качеств. Моральные привычки – это азбука моральных идей и убеждений. Формирование моральных привычек – это тот путь проникновению воспитателя в духовный мир воспитанника, без которого невозможно понимание человека и влияние на него тончайшими средствами – словом красотой. Благодаря моральной привычке нормы общественной сознательности и общественной морали становятся духовным приобретением личности. Без моральной привычки невозможны самоутверждение, самовоспитание, уважение к самому себе.

Нравственное поведение личности имеет следующую последовательность:

- жизненная ситуация – порождаемое ею нравственно – чувственное переживание – нравственное осмысление ситуации и мотивов поведения,

- выбор и принятие решений - волевой стимул – поступок. В жизненной практике, особенно в экстремальных условиях, всегда реализуются в единстве все названные компоненты.

Важнейшим средством нравственного воспитания является использование созданных в культуре на разных этапах исторического развития нравственных идеалов, т.е. образцов нравственного поведения, к которому стремится человек. Как правило, нравственные идеалы формируются в рамках гуманистического мировоззрения как обобщенной системы взглядов и убеждений, в которой человек выражает свое отношение к окружающей его природной и социальной среде и центрируется вокруг человека. При этом отношение человека содержит не только оценку мира как объективной реальности, но и оценку своего места в окружающей действительности, связей с другими людьми.

Метод убеждения располагает богатым арсеналом средств и приемов. Однако следует отметить, что успех его применения зависит от определенных условий, которые облегчают процесс превращения знаний в личные убеждения сотрудников.

К основным условиям, влияющим на эффективность применения метода убеждения, следует отнести такие, как: глубокая личная убежденность самого руководителя в справедливости, истинности того, в чем он убеждает подчиненных;

безупречная логика обоснования высказываемых положений и принципов, научность аргументов; правдивость, честность и искренность руководителя, его готовность и умение отвечать на острые и злободневные вопросы. Искренний, откровенный разговор позволяет завоевать доверие подчиненных и обеспечить этим благожелательное отношение к словам, идеям.

- Если сотрудники видят, что их руководитель хитрит, иногда искажает факты, уклоняется от ответов на острые, волнующие вопросы, они перестают верить ему даже в тех случаях, когда слышат правду;

- - широкий кругозор, образованность и эрудиция руководителя, его жизненный и служебный опыт;

- - тактичность;

- - умение выслушать подчиненного, исключение высокомерия, назидательного тона, грубости, насмешек, упреков;

- - единство слова и дела, четкая организация повседневной жизни и деятельности личного состава, авторитет руководителя среди подчиненных и др.

 Таким образом, метод убеждения является ведущим методом воспитания. Большое место в воспитании сотрудников принадлежит примерам опосредованного влияния (через устное слово, литературу, кинофильмы, театр и др.). К ним относятся: примеры жизни и деятельности исторических личностей; выдающиеся примеры индивидуального и массового героизма. Вся система воспитания на положительном примере должна содействовать тому, чтобы в сознании сотрудников сложился четкий образ идеального специалиста МЧС, появилось стремление постоянно совершенствовать себя. В ходе применения метода примера в воспитании важно учитывать основные условия его действенности, а именно:

- обеспечение высокой личной примерности руководителя в выполнении служебных задач, своих функциональных обязанностей, соблюдение нравственных норм;

- - знание особенностей обучаемых (в чем им нужен пример?);

- - общественная ценность примера;

- - реальность достижения образца;

- - создание обстановки, способствующей достижению образца;

- - широкая пропаганда опыта деятельности сотрудников МЧС;

- - яркость, эмоциональность, заразительность примера и др.

- Поведение сотрудника определяется не только сознанием, но и жизненным опытом, укоренившимися привычками. Ему необходимо не только разъяснить, показать на примере, как надо действовать, его надо еще и научить поступать правильно.

Принуждение — очень сильное средство воздействия, требующее от воспитателя не только твердой принципиальности, бескомпромиссности, но и известного такта, педагогической мудрости. Пользоваться им следует разумно, не увлекаясь и не злоупотребляя. Принуждение осуществляется применением таких мер, как категорическое требование, запрет, создание осуждающего общественного мнения, предупреждение о привлечении к ответственности, взыскание и др. Метод принуждения эффективен при соблюдении следующих условий:

- применение принуждения лишь после того, как все другие методы и средства воздействия не дали положительного результата;

- - применение метода принуждения на основе убеждения и в соответствии с требованиями принципов воспитания;

- - индивидуальный подход в применении мер принуждения к сотрудникам с учетом уровня их подготовки, жизненного опыта, способностей, характера поступка и условий;

- - справедливость наказания, обстоятельное выяснение причин проступка;

- - своевременность применения мер принуждения;

- - исключение со стороны воспитателей элементов предвзятости, грубости.

- Умелое использование метода принуждения в сочетании с другими методами способствует успеху воспитательной деятельности руководителя.

 Таким образом, методы воспитания, оставаясь принципиально одинаковыми, бесконечно варьируются руководителем в зависимости от целей, содержания и реализуемых функций. Высокого уровня педагогического мастерства в результатах воспитания добивается тот руководитель, который ищет и находит оптимальное соответствие методов закономерностям обучения и воспитания.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 65; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.82.79 (0.018 с.)