Особенности восточноевропейского средневековья (Византия и Древняя Русь) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности восточноевропейского средневековья (Византия и Древняя Русь)



Культура европейского средневековья охватывает более чем двенадцати вековой отрезок трудного, изобилующего взлетами и падениями пути. Она - часть общемирового культурного процесса того времени, несущая в себе его основные типологические черты. Но как подлинная культура, она обладает глубоко индивидуальным обликом, складывающимся из множества общих и особенных черт жизни создавших ее народов. Внутри средневековой культуры континента можно выделить несколько основных ареалов со своими существенными особенностями: западноевропейский, центрально-европейский и восточноевропейский. Общими для духовной культуры средневековья были такие черты, как устремленность к Абсолюту, тяготение к универсализму, символизм и аллегоричность, порождение религиозной структурой сознания, традиционализм, тяготение к авторитету устойчивости формы, слитность индивида с окружающей его социальной средой. Однако средневековая культура не была косной и застывшей, она постепенно обретала Динамизм. Зарождались новые формы культурной жизни, философские течения, художественные стили, жанры литературы. Новые явления в культуре взаимодействовали с предшествующими, обогащая друг друга и способствуя росту культурного разнообразия.

В средневековой Европе культурное развитие различных регионов протекало асинхронно, обладало значительными индивидуальными особенностями. Так, например, Х-ХII вв. дали блестящий расцвет культуры Древней Руси, а ХII-ХIII вв. континентальной Западной Европы с ведущей ролью Франции. В XIV столетии культурное лидерство на два с половиной века захватывает Италия, где мощно проявляет себя культура эпохи Возрождения.

Но как ни велики были региональные особенности, судьбы всех народов Европы тесно переплетались. Немалую роль в создании и укреплении социокультурного единства всего континента играли этнические перемещения, торговля, дипломатические и династические связи, завоевания и сопутствовавшая им военная колонизация и, конечно же, христианизация языческих народов. Несомненно, важную роль играла мирная колонизация и миграция из одних областей континента в другие (например, немецкая и скандинавская в центрально-европейские страны и освоение славянами Восточно-европейской равнины). Большое влияние на культурное развитие Европы в средние века оказали арабские завоевания в Испании, монголо-татарское нашествие и падение Византии под натиском турок.

Хронологические рамки средневековой культуры: конец V века, точнее, 476 г. - год падения Западной Римской империй, повлекший за собой образование на обломках раннефеодальных государств - вторая половина XVII века - время Английской буржуазной революции, положившей начало ликвидации феодализма и утверждению капиталистических отношении, в Европе. Однако средневековая культура на протяжении своего существования, претерпевала серьезные изменения в соответствии с которыми, внутри этого длительного периода можно выделить несколько этапов:

1. V-ХI века - раннее Средневековье. В это время идет процесс зарождения феодальной культуры в результате взаимодействия культуры варварской (то есть языческой культуры германских, славянских, финноугорских и других европейских племен) и античного наследия, уцелевшего после падения Рима.

По сравнению с Античностью этот период характеризуется значительным сложением общего культурного уровня. Города, численность которых многократно уменьшилась, перестали играть роль культурных центов, превратились в простые административные единицы, больше напоминавшие большие деревни. В городах царит антисанитария, подавляющее большинство населения, включая представителей правящей верхушки, абсолютно неграмотны. В Европе пока еще слабо развиты государственные институты, полностью господствует натуральное хозяйство. Европейская культура значительно уступает византийской и арабской (в VII веке арабы завоевывают Пиренейский полуостров - территорию нынешних Испании и Португалии, а также юг Франции - именно отсюда в Европу проникают прогрессивные для того времени хозяйственные, научные, философские и художественные достижения).

2. Х1-ХV века - Расцвет, или Высокое средневековье. Характеризуется совершенствованием хозяйственных отношений: появляются новые сельскохозяйственные орудия, осуществляется переход на трехпольную систему, что способствует повышению урожайности и повышению уровня жизни людей; ремесло обособляется от земледелия, оживляется внутренняя и внешняя торговля. Происходит бурный рост городов, а самое главное, изменяется их положение. Города - ремесленные, торговые и культурные центры - противопоставляют себя феодальной системе. Оформляется два типа противоречий: феодалы - крестьяне, находящиеся в разной степени личной и экономической зависимости от феодалов, и феодалы - буржуа, бюргеры (то есть горожане - ремесленники и торговцы). В Европе создаются первые университеты - учебные заведения, постепенно превратившиеся в центры духовной жизни. Это Сорбонна (Париж), университеты в Болонье и Неаполе (Италия), Оксфорд и Кембридж (Англия), в Саламанке (Испания) и в Кракове (Польша). В каждом университете существовали теологические факультеты, а теология (наука о Божественном) была обязательной дисциплиной для всех студентов. В XI-XVвеках европейская культура обретает тот динамизм, который позволил ей обогнать по уровню экономического, политического и социального развития восточные страны, а затем обеспечил ей мировое лидерство.

3. XVI-XVII века - Закат, или упадок средневековой культуры. Это время перехода от Средневековья к Новому времени, а в социально-политическом плане - от феодализма к капитализму. В целом средневековую культуру можно определить как феодальную и теоцентрическую по своему типу. Феод - земельный надел - играл особую роль в жизни общества. Размер земельного надела определял объем прав его владельца. Земельные наделы были наследственными (вотчины) и полученные в дар, пожалованные (бенефиции или поместья). Все феодалы были связаны сложной системой вассальных отношений. Сеньор и его вассал заключали друг с другом договор, по которому сеньор гарантировал феодальные права вассала (сбор налогов и право суда, иногда даже высшего уголовного в пределах вотчины или бенефиция), а также его иммунитет (то есть защиту, в том числе судебную). В свою очередь вассал был обязан сеньору службой (прежде всего, участием в военных походах и действиях), а также советом, если господин за ним обратится. Система вассалитета предусматривала равноправие сторон, в случае нарушения долга одной из них, он мог быть расторгнут. Например, вассал, чьи права были нарушены его синьором, имел право громогласно об этом заявить и порвать с ним, уйти к другому сеньору, притом, если его земельный надел был наследственным, то вместе с земельным наделом. Феодальный порядок был важнейшей причиной политической раздробленности в средние века. Основной формой политического правления была монархия, как правило, следственная. Выборные представительные органы, даже там, где они существовали, серьезной политической роли не играли. Исключением были городские республики (Генуя, Флоренция, Венеция в Италии; Гамбург, Бремен, Любек и другие города Ганзейского союза в Германии, Новгород и Псков на Руси). Теоцентризм средневековой культуры проявлялся в особой роли христианской религии и особом месте церкви в жизни человека и общества. Христианство было основным связующим звеном между античной культурой-культурой формирующегося европейского феодализма. В условиях феодальной раздробленности христианская церковь оказалась самой централизованной организацией в обществе. В 1054 году произошел раскол христианской церкви на римско-католическую (вселенскую) и православную. Католическая церковь, в отличие от православной, бывшей национальной и государственной, была надгосударственным учреждением и имела огромную светскую власть. Католицизм в Западной Европе был основой идейного и культурного единства очень непохожих друг на друга стран.

Вопросы для самоконтроля:

1. Какую роль играют творцы и потребители в развитии нравственной культуры общества?

2. Какое место занимает мораль в системе культуры?

3. Что представляет собой мораль по отношению к обществу?

4. В чем заключаются особенности восточноевропейского средневековья (Византия и Древняя Русь)?

Литература:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 81; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.143.31 (0.007 с.)