Специфика морального фактора сотрудника пожарной охраны 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Специфика морального фактора сотрудника пожарной охраны



Если обучение направлено, прежде всего, на формирование знаний, умений и навыков, то воспитание, главным образом затрагивает психологические свойства личности, такие как убеждения, установки, привычки, мотивы, мировоззрение, отношение к себе и окружающей действительности.

Нравственное воспитание сотрудника ОГПС начинается с формирования этических знаний. Он определяет свою линию поведения или конкретный поступок, исходя из своего представления о профессиональной чести, служебном достоинстве, гражданском и служебном долге. Соответствие мотивов поступка представлениям об этических категориях служит мощным стимулом решительных действий, в том числе и связанных с риском для жизни и здоровья. Этические знания и требования трансформируются в нравственные качества сотрудника тогда, когда превращаются в мотивы и эталоны поведения. Моральные качества, выступающие как свойство характера и раскрывающие наиболее типичные черты поведения пожарного, являются важным элементом нравственности личности. Основным содержанием моральных качеств служит соотношение общественного и личного в сознании и поведении.

  Таким образом, принципы профессиональной морали сотрудника пожарной охраны складываются на основе имеющихся у него личных качеств. Какими же личностными качествами должен обладать спасатель? Говоря о личностных особенностях сотрудника пожарной охраны, необходимо рассмотреть и совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обусловливая типичные для личности способы поведения.

Эти особенности не являются врожденными, в отличие от особенностей протекания нервных процессов, и постоянным свойством личности, он обусловливается его общественным бытием. Личностные особенности личности можно изменить в лучшую или худшую сторону, в зависимости от того, в какой социальной среде данная личность находится.

В структуре устойчивых индивидуальных особенностей выделяют четыре группы черт. Первая группа - отношение к окружающему миру. Взаимодействие с окружающим миром: другими людьми, группами людей, государственными структурами, объектами живой и неживой природы и т. д., является неотъемлемой составляющей существования человека. Ведь, если человек не взаимодействует с окружающим миром, он для мира не существует... Человек является частью окружающего мира, и от того, в каком этот мир состоянии, зависит и состояние самого человека. Поэтому, особенно важно формировать в воспитуемом бережное отношение к людям, природе, экологии, к предметам, технике, да и вообще к тому, что его окружает. Делясь частью своей души, искренне заботясь об окружающем мире, человек обогащает свой внутренний мир, обретает истинные ценности. И такие важные качества, как высокая нравственность, порядочность, наличие чувства долга, смелость, решительность, целеустремленность, ответственность становятся не некой формальностью, а реальными компонентами в структуре личности. Отношение к окружающему миру выражается в направленности личности, которая проявляется в действиях, поступках, поведении и определяется мировоззрением человека, его потребностями.

Вторая группа - отношение к деятельности, труду, своему служебному долгу. При этом нужно учитывать и иметь в виду, что отношение к труду, к своему служебному долгу проявляется не только в мыслях и чувствах сотрудника пожарной охраны, но и воплощается в действии. При анализе отношений сотрудника пожарной охраны к труду и служебному долгу необходимо учитывать следующие качества подчиненных: проявление трудолюбия, инициативы, аккуратности, дисциплинированности, настойчивости, решительности, умение преодолеть трудности, храбрость, самообладание, энергичность, исполнительность, сдержанность, вдумчивость, находчивость и т. д. Отрицательное отношение сотрудника пожарной охраны к своему служебному долгу проявляется в основном в таких чертах, как лень, боязнь трудностей, недисциплинированность, равнодушие, неорганизованность, нерадивость и т. д.

Третья группа - отношение сотрудника пожарной охраны к другим людям, товарищам по службе в отделении, карауле, части, отношение к начальникам. Отношение к людям проявляется в таких чертах, как чуткость, уважение к сослуживцам, откровенность, вежливость (грубость), замкнутость, скрытность, черствость, обладает ли способностью критиковать товарищей в их присутствии и быть принципиальным до конца или критикует только заочно. При изучении черт устойчивых индивидуальных особенностей своих подчиненных, относящихся к этой группе, необходимо учитывать причины их замкнутости, скрытности и других качеств. Причины замкнутости могут быть разные:

- перенесенные в прошлом обиды;

- воспитание без родителей или родителями плохого поведения;

- переживание за свои прошлые ошибки, неудачи в жизни;

- физический недуг и т. п.

Четвертая группа - отношение сотрудника пожарной охраны к самому себе. К этой группе черт устойчивых индивидуальных особенностей относятся:

- с одной стороны, гордость, самодовольство, высокомерие, суетность, заносчивость, тщеславие; - с другой - скромность, униженность, смущение, неуверенность, стыд, унижение, раскаяние, сознание собственного позора и отчаяние. По этому поводу Л.Н. Толстой писал, что «человек - это дробь, в которой числитель его истинное достоинство, а знаменатель - оценка человеком самого себя. И чем больше знаменатель, тем меньше целое». Это выражение перекликается с известной формулой У. Джемса: И, подкрепляя положительный успех, мы можем повысить и самоуважение личности, и, соответственно, поддерживая уровень притязаний в соответствии с важными личностными качествами и ценностно-смысловым уровнем психологического здоровья. Самоуважение складывается из различных параметров, своеобразных «кирпичиков», которые и составляют ядро личности. Если не уделять внимание одному «кирпичику», рушится целостность. Важно уделять внимание физическому своему здоровью. «В здоровом теле - здоровый дух», - говорил великий полководец. Вообще, здоровое отношение к самому себе - залог телесного, социального и духовного самосохранения. Длительность продуктивной профессиональной жизни зависит напрямую от бережного отношения к собственному как физическому, так и к духовному здоровью. Так, небрежное отношение к себе в чрезвычайной ситуации, необоснованная склонность к риску, может привести к тому, что роль спасаемого будет играть сам спасатель, что не допустимо. В приказах ГПФ МЧС России в последние годы неоднократно обращается внимание на необходимость укрепления кадрового состава. Данные, основанные на статистической отчетности, говорят, что среди сотрудников ОГПС наблюдается большой некомплект, значительна текучесть кадров личного состава и другое. Нередко сотрудники нарушают должностные инструкции, допускают злоупотреблением служебным положением, вступают в противоречия с требованиями закона и служебного долга. Эти явления обуславливаются факторами как объективного, так и субъективного характера. В общем виде под профессиональной деформацией понимается искажение личных качеств, результатов профессиональной деятельности сотрудников, их служебных и внеслужебных отношений в коллективе в отрицательную сторону под влиянием условий и опыта службы. Проявления проф. деформации:

- властность;

- бесчувственное, формальное отношение к людям, отсутствие сопереживания;

- беспринципность;

- низкий профессиональный уровень знаний;

- неправильное понимание властных полномочий, злоупотребление ими;

- бесчестность, корыстность, безразличие к личности;

- притупление профессионального долга;

- использование профессиональной деятельности для достижения личных узкоэгоистических целей;

- притупление способности к самостоятельному мышлению;

- принятию решений;

- склонность к шаблону и догматизму, ослабление способности контролировать и регулировать свои эмоции и чувства;

- потеря способности к самостоятельной учебе;

- конфликтность.

Необходимо подчеркнуть, что проявления проф. деформации могут проявляться у разных людей по - разному и с различной силой. Крайней формой проф. деформации является профессиональная деградация сотрудника. Проявления профессиональной деградации:

- нарушение закона;

- пьянство;

- аморальность.

Причиной возникновения проф. деформации являются несколько групп факторов:

1. группа:

- особые властные полномочия;

- высокий уровень эмоционально-психологических нагрузок;

- специфичный характер и режим работы, приводящие к трудностям личностного плана;

- отрицательное влияние криминальной среды.

Названные факторы относятся к объективным, не зависящим ни от самих сотрудников, ни от их руководителей.

2 группа (социально-психологические факторы, носят субъективный характер):

- напряженная, конфликтная эмоционально-психологическая атмосфера в подразделении;

- неумение руководителей управлять коллективом (создавать в нем здоровые отношения, социально-психологический климат), наличие в коллективе профессионально-деформированных сотрудников, разлагающих коллектив своим негативным влиянием;

- отсутствие социально-правовой и психологической защищенности сотрудников в коллективе органов и подразделений.

Действие данной группы факторов на развитие проф. деформации может быть ослаблено или нейтрализовано работой руководителей либо психологов.

3 группа (субъективных факторов личностного свойства, влияющих на развитие проф. деформации, зависящих от особенностей характера личности самого сотрудника):

- недостаточный для данной должности интеллектуальный, культурный и профессиональный уровень сотрудника;

- слабо развитая воля;

- повышенная внушаемость, подверженность негативным влияниям;

- недостаточная информированность сотрудника об условиях, способах и методах решения профессиональных задач.

Здесь уже сам сотрудник может противостоять негативному изменению своих личностных качеств, профессиональных способностей. Конечно, если сотрудник хочет остаться личностью, сохранить семью, круг друзей.

Категории сотрудников, для которых существует большая объективная опасность профессиональной деформации.

Во-первых, такой риск есть у молодых сотрудников, начинающих службу.

Во-вторых, у сотрудников, вступающих в новую, более ответственную должность, особенно руководящую.

В-третьих, у сотрудников, наиболее часто взаимодействующих с представителями криминальной среды и испытывающих сильное влияние с их стороны.

Так же у сотрудников, работающих в основном, в одиночку, в отрыве от коллег, коллектива или небольшой группой. И, наконец, у сотрудников, испытывающих наибольшие физические и эмоционально-психологические перегрузки, стрессы.

Что делать с профессионально-деформированными сотрудниками? В ряде случаев необходимо решать вопрос о его работе в ГПС МЧС, но чаще всего индивидуальная специальная работа с ним может дать результат. Работа по преодолению профессиональной деформации - это всегда самовоспитание. Можно внешними средствами, ужесточением контроля, наказаниями заставить сотрудника несколько изменить поведение (и это необходимо делать). Но изменить внутреннюю позицию человека, особенно при глубинных искажениях личности может только сам человек. И здесь ему нужна помощь. Если сотрудник по своим интеллектуальным и профессиональным способностям не соответствует должности, уровню профессиональных задач, есть смысл поискать для него другую должность, другую сферу деятельности. Нередко это дает положительный результат и даже не встречает с его стороны особого сопротивления, т. к., внутреннее самочувствие профессионально деформированного человека не всегда благополучное. Иногда сотруднику стоит поменять коллектив, причем не всегда плохой. Когда сотрудник находится в коллективе, где все остальные значительно выше его по своему профессиональному и общечеловеческому уровню, а он не может соответствовать этому уровню. Иногда стоит изменить характер деятельности сотрудника, так как монотонная, однообразная работа, постоянно повторяющееся решение одних и тех же задач у некоторых сотрудников могут вызвать развитие профессиональной деформации.

Другие же, по складу своей натуры наоборот тяготеют к размеренной, четко организованной, хорошо известной им работе. Иногда сотрудника стоит перевести на другое место работы только по тому, что рядом есть профессионально деформированные сотрудники, оказывающие на него отрицательное влияние. Особенно часто это касается молодых сотрудников. Но во всех случаях необходимо проводить индивидуальную работу с каждым сотрудником, побуждая человека менять самого себя. Ему надо помочь правильно оценить самого себя, определить - ради чего бороться с профессиональной деформацией. Профессиональной деформации могут быть подвержены не только отдельные сотрудники, но и целые отделы, подразделения.

Профессиональная деформация коллектива - это ни что иное, как разложение коллектива, изменение в отрицательную сторону основных параметров, характеризующих здоровый коллектив, и как крайняя форма - деградация коллектива. Профессиональная деформация превращается из возможности в реальность, если к независящим от нас факторам, ее вызывающим, прибавляются факторы, вполне зависящие от нас, связанные с тем коллективом, где работает сотрудник. Человек может вынести любые, самые длительные и тяжелые нравственные испытания, стрессы, эмоционально-психологические перегрузки, если он знает - зачем, и если он имеет какой-либо эмоционально-психологический противовес. Таким противовесом может быть коллектив сотрудников:

- если между ними сложились нормальные человеческие и деловые отношения;

- если в коллективе человек чувствует себя социально и психологически защищенным;

- если его окружают надежные, умные, а главное - порядочные люди;

- если начальник сумел найти правильный стиль руководства и отношений с подчиненными;

- если работа в этом коллективе является для человека важным источником самоуважения.

Таким образом, рассмотрев все выше изложенное мы видим, что профессиональная деформация может проявляться у разных людей по- разному. Но итогом в конечном счете буде психологические изменения свойств и качеств личности, сотрудника. Во избежание профессиональной деформации необходимо большое внимание уделять климату в коллективе, психическому здоровью его членов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 90; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.15.1 (0.023 с.)