I . Свободные практики детской деятельности (свободные игры) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

I . Свободные практики детской деятельности (свободные игры)



Свободная игра – это деятельность, которую ребенок выбирает по своему усмотрению.

Свободная игра – эмоционально окрашенная, увлекательная, со свободным входом и выходом.

В свободной игре всегда есть элемент непредсказуемости. Невозможно точно вычислить, как пойдет дело.

Свободная игра не преследует сиюминутных прикладных целей, она затевается ради творческого процесса.

Свободная игра даёт возможность дошкольнику активно себя выразить. Содержание игры полностью определяется самими детьми и может быть иногда совершенно неожиданно. При этом самым здоровым образом совершается процесс познания.

Свободная игра - это естественный путь, идя которым дети овладевают разнообразными умениями и навыками, направляют свою волю на предметы внешнего мира. Под влиянием собственных побуждений, самостоятельно действуют, осуществляют свои замыслы, познают мир. Одна из основных задач воспитателя - побудить детей к многообразной, интенсивной игровой деятельности, возможности организовать свободную игру. Это значит, что ребенок сам, без взрослого, вносит в свою игру все, что он видит в окружающем мире, без всяких лишних побуждений со стороны взрослых играет один или включается в игру группы. Игра - свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие).

Самостоятельная игровая деятельность способствует физическому, психическому развитию каждого ребёнка, воспитанию нравственно-волевых качеств, творческих способностей.

В свободной игре у дошкольников проявляется инициативность, активность, формируются навыки дружеского коммуникативного взаимодействия, развиваются навыки полноценного межличностного общения, самоконтроль и саморегуляция действий.

Игра, являясь развлечением, отдыхом, способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде, воспитании. Свободная игра дает детям возможность на уровне своего понимания активно выразить то, что они увидели и пережили. «Материалом» для свободной игры детей выступают их собственные впечатления, вынесенные из контактов с окружающим миром и, прежде всего, из наблюдений за деятельностью людей, в частности – воспитателей. В игре дети осваивают разные социальные роли, развивают свои социальные способности в целом, овладевают поведением, адекватным требованиям внешней среды. Подражание в игре взрослой работе (приготовлению пищи, ухаживанию за ребенком, лечению врачом больного, продаже товаров в магазине, и др.) способствует появлению у детей тех качеств, которые позднее понадобятся им в их взрослой жизни. Велика роль свободной игры в развитии фантазии, всех творческих сил личности. В процессе свободной игры ребенок испытывает многообразные эмоции, вживается в различные образы. В игре естественным путем упражняется и совершенствуется речь, при этом младшие дети легко увеличивают свой словарный запас, общаясь с детьми старшего возраста. Свободная игра – это органичный способ овладения разнообразными умениями и навыками.

Способы организации свободной игровой деятельности:

- дать ребенку многофункциональные предметы, которые могут быть в игре самыми разными вещами в зависимости от ситуации (разнообразные кубики, коробочки, пуговицы разных размеров, пластиковая посуда), попросить его поиграть с предметом;

- полезны задания, в которых следует разгадать смысл картинки. Например, придумать по картинке простую сказку или историю. Если малышу трудно сочинить историю, то ему нужно помочь, задать наводящие вопросы: «Кто это? Что он делает? Куда идет? Что несет?»;

- привлечение к рассказу какой-либо истории и самого ребенка, и других детей (особенно старших), и взрослых;

- включение в игру взрослого как равноправного участника, наблюдателя;

- показ истории, рассказанной взрослым или другим ребенком; окончание незнакомой сказки, предложенной кем-то другим;

- регулярно предлагать детям вопросы, требующие мышления;

- организовывать обсуждения с детьми игровых действий, сюжетов, в которых они могут высказывать разные точки зрения по одному и тому же вопросу или выхода из какой-либо проблемной ситуации, возникшей в ходе свободной игры.

По общим наблюдениям, одно из первых условий, привлекающих детей к игровой зоне - это атмосфера. Среда создает атмосферу, а формируют её предметы, которые находятся в пространстве вокруг детей, их цвет, форма, размер, степень их удаленности друг от друга. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка.

Маркеры роли призваны помочь ребенку перевоплотиться, принять новую позицию. Они нужны для того, чтобы ребенку было легче почувствовать себя другим и удерживать это чувство в игровом взаимодействии. Не менее важной составляющей является «узнаваемость» нового образа для партнера, направляющая игровое общение, т.е. ролевой диалог.

Маркерами роли называют специфические предметы, которые маркируют игровую роль. К ним относятся всевозможные воротники, шапочки, полумаски, повязки, сумки или рюкзачки, детали костюмов животных, словом то, что ребенок надевает на себя, чтобы перевоплотиться. Это очень важный вид игровых материалов, обслуживающих ролевую игру дошкольников.

Маркеры роли нельзя путать с маскарадными или театральными костюмами. Они не должны перетягивать на себя внимание ребенка, они нужны не для того, чтобы удивить кого-то костюмом. Функция маркеров роли в том, чтобы быть понятными знаками роли. Соответственно, лаконичность, условность или знаковость - важнейшие требования к маркерам роли.

Степень условности маркеров роли в разных возрастах различается.

В раннем возрасте роли еще нет, ориентирующим началом игры выступает предмет. Ребенок уже способен действовать как кто-то (прыгать и квакать, как лягушка, готовить еду, как мама и т.п.), но роль не выступает полноценным ориентиром действий.

В младшем дошкольном возрасте роль приобретает силу мотива, поэтому реалистичные маркеры роли помогают удерживать образ, который ребенок воплощает в игре. Эго что-то вроде постоянного напоминания, кем он сейчас является, причем не столько для самого ребенка, сколько для играющих рядом детей, которые видят его образ, и действия.

Подходящими для младших дошкольников маркерами роли будут детали, отображающие облик людей (накидка, головной убор, фартук и т.д.) и сказочных персонажей (корона, плащ и др.). Подойдут также элементы облика животных: ушки мишки, хвостик зайчика, рожки козы.

В среднем дошкольном возрасте роль достаточно устойчива, поэтому не требует постоянной поддержки, и маркер может быть совсем условным или отсутствовать вообще. Взаимодействие с партнером по игре, напротив, все еще довольно хрупкое, поэтому гораздо важнее становится поддержка общения в игре и по поводу игры. По этим причинам лучше отказаться от реалистичных маркеров роли, поскольку игровое взаимодействие легко распадается из-за ссор по поводу привлекательных игрушек или ролей, которые часто возникают именно из-за ролевой атрибутики. Настоящие шляпы или плащи перетягивают внимание детей на себя, чем затрудняют неокрепшее игровое взаимодействие. Вместо маркеров роли лучше предлагать детям их заместители. В первую очередь речь идет о разной полифункциональной (неопределенного назначения) одежде. Повязки, накидки, бумажные пилотки, что является отличным материалом для преображения. Надев, например, галстук, мальчик может стать пиратом, водителем, папой и т.д. Это связано с тем, что галстук здесь выступает как знак, как метка роли: «я сейчас другой, я преобразился». Это другой акцент, который позволяет сосредоточиться не на «правильном» исполнении роли, а на взаимоотношениях с партнером.

Особое значение приобретают разнофактурные лоскуты ткани, соразмерные росту ребенка, которые могут стать деталями костюма (плащом, косынкой, повязкой и пр.), прищепки и головные повязки, ленты, тесемки. Такой материал позволяет заменить любой недостающий костюм. Надо отметить, что детям очень нравится такое свободное обращение с материалом, причем как девочкам, так и мальчикам. Ведь речь идет не о том, чтобы нарядиться, покрасоваться, хотя в отдельных играх это может быть очень важным. Дети учатся гибко использовать один и тот же кусок ткани, начинают понимать, как именно его расположить на себе так, чтобы все держалось и соответствовало сюжету игры. Важно показать ребенку возможность создания любого образа, какого ему захочется. Это стимулирует игру детей обоих полов.

Детям старшего дошкольного возраста можно снова предлагать реалистичные маркеры роли - те, что открывают широкий социальный и культурный контекст, т.е. наталкивают детей на уже довольно сложные истории, но при одном условии: это должны быть не законченные костюмы, а отдельные, знаковые элементы. Сюда можно отнести всю сказочно-фантастическую и приключенческую атрибутику: корону, шляпу пирата, волшебную палочку, шлем, плащ, крылышки и т.д. Важно, чтобы это был не целый костюм, а именно отдельные элементы, из которых можно «собирать» костюм или использовать их по отдельности.

Каждый персонаж ролевой игры действует, используя соответствующие «орудия». Это может быть посуда, различные инструменты, шприц, градусник, удочка. Эти необходимые для игровых действий вещи называются предметами оперирования.

Также необходимо создать атмосферу необходимую для проигрывания определенного сюжета. В данном случае дошкольникам помогут маркеры игрового пространства.

Маркеры игрового пространства, представляют собой предметы, указывающие на место событий, в которых разворачивается сюжет (например, игрушечная кухонная плита, дом-теремок, макет ракеты, рама, изображающая нос корабля или переднюю стенку автобуса и т.п.).

К.Д. Ушинский определил игру «как посильный для ребенка способ войти во всю сложность окружающего его мира взрослых».

Основной задачей дошкольного учреждения является создание такой развивающей среды в группе, которая обеспечивала бы ребенка всевозможным материалом для его активного включения в разнообразные виды деятельности. Решение этой задачи невозможно без создания маркеров игрового пространства.

Маркеры игрового пространства, представляют собой предметы, указывающие на место событий, в которых разворачивается сюжет (например, игрушечная кухонная плита, дом-теремок, макет ракеты, рама, изображающая нос корабля или переднюю стенку автобуса и т.п.)

При игре с использованием маркеров можно реализовать следующие задачи:

1. Обогащать содержание сюжетных игр детей на основе знакомства с явлениями социальной действительности. Развивать познавательную активность детей, осваивать средства и способы познания, обогащать опыт деятельности и представления об окружающем.

2. Содействовать гармоничному физическому развитию детей.

3.Развивать умение самостоятельно организовывать игры и упражнения; воспитывать доброжелательное отношения со сверстниками в процессе совместной деятельности.

4. Формировать коммуникативные навыки.

5.Постепенно вовлекать малоподвижных детей в активную двигательную деятельность, и переключать на более спокойную, чрезмерно подвижных детей.

Маркеры можно разделить на следующие виды:

- напольные;

- настольные;

- ширмы;

- панели;

- чехлы.

Маркеры должны соответствовать следующим требованиям:

- трансформируемы;

- многофункциональны;

- вариативны;

- развивать детскую фантазию и воображение;

- активизировать двигательную активность;

- отвечать гигиеническим требованиям (легко моются, безопасны);

- иметь эстетичный вид;

- занимают мало места при хранении;

- выполнены из относительно недорогих и доступных материалов.

Использование маркеров роли и пространства позволит влиять на развитие эмоциональной сферы ребенка, активизировать самостоятельную познавательную деятельность, повысит уровень коммуникативных навыков, самооценку дошкольников.

Мир детства должен быть ярким, красочным, активным, любознательным, познавательным, и побуждать в детях самые разные эмоции, управлять которыми мы должны их научить.

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

 ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

«Салют»

Возрастная адресованность: для детей 6-го года жизни.

Предполагаемое количество участников: 10-12 человек.

Материал, оборудование: цветная бумага, салфетки, ножницы.

Ход игры (правила, игровые действия, руководство):

Дети выбирают для себя материал, затем в течение нескольких минут рвут его на мелкие кусочки (либо нарезают ножницами), подготовив, таким образом, материал для салюта.

После этого, каждый ребенок подбрасывает вверх свои кусочки – изображает свой салют, а также рассказывает о нем: чем его салют отличается от других, в честь какого он праздника, а остальные ему хлопают и высказывают свое одобрение, хвалят автора.

Источник: интернет-ресурс.

«Рыцарский турнир»

Возрастная адресованность: для детей 6-7-го года жизни.

Предполагаемое количество участников: 4 - 10 человек.

Материалы, оборудование: одноразовые тарелки, широкий скотч, ножницы, маркеры или фломастеры, фольга, клей, проволока, кусачки для проволоки, пустая пластиковая бутылка для каждого участника, магнитофон.

Ход игры (правила, игровые действия, руководство):

1 вариант:

Играющие рыцари изготавливают из бросового материала щиты, на котором можно изобразить свое тотемное животное, дерево или цветок, герб или личный логотип. Основу щита составляют одноразовые тарелки, скрепленные скотчем с внутренней стороны. На внешнюю сторону маркерами наносятся рисунки или надписи. Размеры щита каждый определяет сам. Для отделки, по желанию, используется фольга, проволока и другие арт-материалы. Вырезают из картона мечи. На песке делается круг.

Дети самостоятельно делятся на пары и устанавливают правила турнира: нельзя наносить удары по лицу и голове, нельзя выходить за пределы круга и др. За нарушение правил – рыцарю назначают штрафные баллы (дети договариваются каким должен быть штраф самостоятельно). 

По сигналу ведущего начинается рыцарский турнир, где один из рыцарей нападает на соперника с картонным мечом, другой – защищается щитом. Турнир длится 2-3 мин не больше, далее соперники меняются ролями.

2 вариант: «Танцы со щитами»

Взяв, свой щит и пустую пластиковую бутылку, становятся в круг. Включается рыцарская музыка и каждый выходит в центр круга и совершает ритуальный танец щита. Все остальные в это время бьют пластиковыми бутылками по своему щиту, подбадривая «рыцаря».

Источник: Игра авторская.

«Домовые и русалки»

Возрастная адресованность: для детей 6-7 лет.

Предполагаемое количество участников: 15 человек.

Материал, оборудование: серые шапочки или повязки на голову для домовых, парики либо накладные косички для русалок, соответствующие количеству участвующих игроков, бумага, ткань, ножницы, коврики средних размеров, магнитофон, аудиозаписи мелодий морской тематики.

Ход игры (правила, игровые действия, руководство):

В начале игры воспитатель проводит беседу с детьми на тему: «Русалки и домовые», выясняет, где можно встретить данных персонажей (в былинах, мифах, сказках).

Дети самостоятельно распределяются – кто будет домовым, а кто русалкой. Из имеющегося реквизита наряжаются домовыми и русалками.

Дети самостоятельно устанавливают правила игры. Например: домовые усаживаются на пол каждый на свой коврик, расстеленный на значительном расстоянии друг от друга. Русалки будто бы плавают между домовыми, как в водоеме, передвигаясь по всей территории, танцуют, при этом постоянно распевая веселые песни, однако стараясь не задевать домовых, держась от них подальше. Домовые же в свою очередь, наоборот, не вставая со своих ковриков, пытаются дотронуться рукой до русалки, для того чтобы она считалась пойманной, после чего она остается в хозяйстве у домового вынужденной пленницей и не имеет больше права продолжать игру.

Победительницей считается та русалка, которая угодила в плен к домовому самой последней.

Русалками могут быть как девочки, так и мальчики, и домовыми также. Чтобы игра была интереснее, надо менять местами домовых и русалок.

После игры можно попросить ребят нарисовать этих персонажей.

Источник: https://infourok.ru/konspekti-igr-i-prakticheskih-zanyatiy-dlya-detey-starshey-gruppi-1250655.html

«Анжи-лаборатория»

Возрастная адресованность: для детей 6-7-го года жизни.

Предполагаемое количество участников: 10-15 человек.

Материал, оборудование: засыпанная песком площадка, размером 6*3,дощечки, веревки, емкости различного вида, лейки, лопатки, бросовый материал.

Ход игры (правила, игровое действие, руководство):

Игровое пространство разворачивается на улице. Дети идут к специальным местам хранения материалов. В контейнерах складируются многочисленные вещички, у которых нет предназначения, но в детских руках они превращаются в разнообразные конструкции, декорации, приспособления, спортивные снаряды для игры. Дети самостоятельно выбирают необходимые материалы, для творческого конструирования, самостоятельно группируются по интересам и распределяют роли. Взрослые вмешиваются, если есть прямая угроза жизни и безопасности детей. Воспитатель может принимать участие в игре на правах равного партнера, с выполнением указаний в игровых действиях детей. Некоторые воспитатели параллельно ведут видеосъемку, чтобы позднее пересмотреть и обсудить с детьми.

Источник: http://gofinik.com/anjiplay

«Детские секретики» (вариант геокешинга)

Возрастная адресованность: для детей 6-7 лет.

Предполагаемое количество участников: 10 – 12 человек.

Материал, оборудование: карты-схемы, флажки, металлические дуги, фишки, разноцветные камешки, прозрачный пластик, лопатки.

Ход игры (правила, игровые действия, руководство):

На территории детского сада расположена площадка для игры «Детские секретики». Ребенок берет карту, на которой изображены станции, где можно будет спрятать свой секретик. Капитан собирает команду детей, у каждого из них в руках свой секретик. Подходят к первой остановке под названием: «Солнечная», обходят фишки змейкой и попадают на место, где можно спрятать первый секретик. Спрятав секретики на этой станции, отправляются на следующую – «Спортивную», на которой каждому нужно проползти под дугой и попасть на островок, где можно спрятать еще несколько секретиков. Следующая станция «Цветная», здесь каждый ребенок должен пропрыгать к своей цели по разноцветным геометрическим фигурам и спрятать оставшиеся секретики.

Следующие игроки могут проходить данные станции и находить спрятанные секретики.

Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/geokeshing-odna-iz-sovremenyh tehnologii-doshkolnogo-obrazovanija.html

«Игры с животными в песочнице»

Возрастная адресованность: 3-8 лет

Предполагаемое количество участников: количество детей зависит от размера песочницы (в групповом помещении, на игровой площадке).

Материал, оборудование: песочница, фигурки разных животных в нескольких вариантах, подручные материалы, кошельки, деньги, касса, коляски, куклы.

Ход игры (правила, игровые действия, руководство):

Педагог организует развивающую среду в песочнице: животные спрятаны в песке. Рядом с песочницей стоят коробки с оборудованием, подручными материалами, коляски, куклы и другое.

«Давайте разбудим песок!» (Дети вспоминают правила поведения в песочнице и выкладывают цветной камушек). 

Упражнение: погладим песок, поприветствуем его. Опустим руки в песок, попробуйте найти ручки соседа. Во время игры с песком, дети обнаруживают спрятанные предметы (животных).

Правила:

- Уважительно и бережно относитесь к постройкам других детей.

- Песок предназначен для игры и дружбы.

- Ты создал, ты и убери.

- Игрушки не забирай, придумай игру с другом, вместе интересней играть.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 198; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.255.127 (0.054 с.)