Педагогов белгородской области 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Педагогов белгородской области



В рамках реализации регионального проекта

 «Формирование детствосберегающего пространства дошкольного образования Белгородской области («Дети в приоритете»)»

По направлению

«Обеспечение времени и пространства для детской игры»

Год

СОДЕРЖАНИЕ:

Пояснительная записка 4
Свободные практики детской деятельности (свободные игры) 10
Практические материалы из опыта работы педагогов 14
Игровые практики познания мира (игры-экспериментирования с различными предметами и материалами) 86
Практические материалы из опыта работы педагогов 90
Практики игрового взаимодействия (дворовые игры, народные игры) 159
Практические материалы из опыта работы педагогов 163
Игровые практики здорового образа жизни (подвижные игры, спортивные игры) 205
Практические материалы из опыта работы педагогов 209
Игровые практики формирования поведения и отношения (сюжетно-ролевые игры) 250
Практические материалы из опыта работы педагогов 259

Настоящий электронный сборник лучших игровых практик – комплексный вид методической продукции, обобщающий значительный опыт, накопленный в системе дошкольного образования Белгородской области по реализации регионального проекта «Формирование детсвосберегающего пространства дошкольного образования Белгородской области («Дети в приоритете») по направлению «Обеспечение времени и пространства для детской игры» и содержащий практический игровой материал в организации игровой деятельности
 с детьми дошкольного возраста.

Электронный сборник лучших игровых практик ориентирован
на педагогов и родителей (законных представителей) дошкольных образовательных организаций Белгородской области для использования
в практической деятельности по созданию игровых условий, овладения  практическими приемам организации игровых ситуаций, способствующих активному и полноценному проживанию счастливого периода детства детьми дошкольного возраста.

Материалы электронного сборника размещены по тематическим модулям:

− Свободные практики детской деятельности (свободные игры).

− Игровые практики познания мира (игры-экспериментирования с различными предметами и материалами).

− Практики игрового взаимодействия (дворовые игры, народные игры).

− Игровые практики здорового образа жизни (подвижные, спортивные игры).

− Игровые практики формирования поведения и отношения (сюжетно-ролевые игры).

Авторами электронного сборника лучших игровых практик являются педагоги дошкольных образовательных организаций Белгородской области. В публикуемых материалах сохранено авторское изложение
и выполнено лишь необходимое редактирование, в связи с чем за качество и достоверность представленных материалов ответственность несёт автор публикации.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Игра – это одна из форм «самотерапии», благодаря которой могут быть урегулированы различные конфликты и проблемы в детскомколлективе.

Игровая деятельность – вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Игровые приемы – способы совместного (педагога и детей) развития сюжетно игрового замысла путем постановки игровых задач и выполнения соответствующих игровых действий, направленные на обучение и развитие детей.

Игровые ситуации – один из методов активного обучения, отличающийся тем, что при его осуществлении используются некоторые, обычно один-два, игровые принципы (из принципов активного обучения), реализация которых происходит в условиях свободной, не регламентированной формальными правилами и организационной структурой деятельности.

Культурные практики – это ситуативное, автономное, самостоятельное, инициируемое взрослым или самим ребенком приобретение и повторение различного опыта общения и взаимодействия с людьми в различных ситуациях, командах, сообществах и общественных структурах с взрослыми, сверстниками и младшими детьми.

Конвенция Организации Объединенных Наций провозгласила игру универсальным и неотъемлемым правом ребенка, законодательно выделив первостепенное значение игры для естественного детского развития.

Значение игры в жизни ребенка давно оценило мировое сообщество, создав в 1961 г. Международную ассоциацию по защите права ребенка на игру (IPA). А в 1977 г. IPA опубликовала Декларацию права ребенка на игру, в которой определено, что дети - базисная основа будущего, а игра - неотъемлемая часть этого базиса:

  • дети играли и играют во всех культурах и во все времена;

· игра, так же, как и базовые потребности в питании, здоровье, безопасности и образовании, жизненно необходима для развития потенциала любого ребенка;

·  игра — это средство общения и самовыражения, объединяющее мысль и действие; игра дает чувство удовлетворения и успеха;

  •  игра инстинктивна, произвольна и спонтанна;

· игра помогает детям развиваться физически, интеллектуально, эмоционально и социально;

  • игра — это способ учиться жить, а не просто времяпрепровождение.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования РФ (п.1.2.) определяет основные принципы:

1) поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду;

2) личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей;

3)  уважение личности ребенка;

4) реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования РФ (п.1.4.) определяет основные принципы дошкольного образования:

1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;

2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

5) сотрудничество Организации с семьей;

6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

Стандарт дошкольного образования (п. 2.7.) определяет игру как сквозной механизм развития и организации деятельности ребенка, его многогранного развития в социально-коммуникативной, речевой, познавательной, художественно-эстетической и физической образовательных областях. Персональные психоэмоциональные особенности малыша, его возраст, способности и наклонности определят содержательный контекст игрового процесса. Игра является ведущей деятельностью в развитии ребенка не только по времени, но и по силе влияния, которое она оказывает на формирующуюся личность.

ФГОС дошкольного образования оговаривает важность развития игровой деятельности в становлении социально-нормативных основ поведения ребёнка, а также в повышении эффективности образовательной деятельности: Пробуждение интереса — процесс обучения в игровой форме развлекает, доставляет удовольствие и радость, нейтрализует стрессовое напряжение, превращает познание окружающего мира и освоение новых практических навыков в увлекательное путешествие.

Самопознание и самореализация — малыш познаёт свой внутренний мир, учится проявлять инициативность, высказывать своё мнение в общении, опираться на самостоятельность в конструировании, делать осознанный выбор рода занятий и партнёров по игре.

Формирование культуры сотрудничества — совместная игра помогает развить психологические навыки солидарности, обучает коллективной деятельности, умению слышать не только самого себя, но и партнёров по игре, является прекрасным практическим тренингом по искусству разрешения конфликтов и умению находить компромисс, воспитывает уважение к другим людям, формирует чувство справедливости и собственного достоинства.

Социализация — ребёнок учится различать реальную действительность и условную («понарошку»), развивает волевые качества самодисциплины и понимает необходимость следовать нормам и правилам.

Детская игра – исторически развивающийся вид деятельности, заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними в особой условной форме. Игра в дошкольном возрасте является ведущей деятельностью, с развитием которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка и внутри которой развиваются психические процессы, подготавливающие переход ребенка к новой ступени его развития.

Игровая практика представляет собой организацию образовательной деятельности в формате различных игровых заданий, игровой среды, игрового взаимодействия. Именно в игровых практиках интегрируются большинство таких культурных практик как:

свободные практики детской деятельности;

практики культурной идентификации;

практики взаимодействия ребенка с социумом;

коммуникативные практики;

практики познания мира и самопознания;

практики формирования поведения и отношения.

В игровых практиках ребенок дошкольного возраста развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики межличностных отношений. Всё, что относится к игровым практикам, находится в едином игровом пространстве, которое служит средством передачи социального опыта и побуждает ребёнка к активной творческой деятельности. При этом взрослые являются участниками игры, права которых определены правилами игры, регулирующими их отношения, что априори определяет сотрудничество и сотворчество взрослого и ребенка во взаимодействии друг с другом.

Игровая практика – это среда, где ребёнок учится:

эмоционально вживаться, «врастать» в сложный социальный мир взрослых людей;

переживать жизненные ситуации других людей, как свои собственные, понимать смысл их действий и поступков;

осознавать своё реальное место среди других людей;

уважать себя и верить в себя.

Решая игровые задачи, дети проявляют: максимальную компетенцию, действуют уверенно; учатся надеяться на собственные силы при столкновении с проблемой.

Практика показывает, что дети, имеющие большую игровую практику, легче справляются с реальными жизненными проблемами, свободно выражать свои чувства, свой гнев, зависть, тревогу,- беспокойство, страх, агрессию, напряжение. В играх детские чувства находят выход, ослабевают, что значительно облегчает реальные взаимоотношения с детьми и взрослыми. Игра предоставляет детям возможность ставить и решать собственные задачи.

Концептуальные основы игровых практик:

1.   Игровая форма совместной деятельности с детьми создаётся при помощи игровых приёмов и ситуаций, выступающих в качестве средства побуждения и стимулирования ребёнка к деятельности.

2.   Реализация игровой практики осуществляется в следующей последовательности - дидактическая цель ставится в форме игровой задачи, образовательная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

3.   Игровая технология охватывает определённую часть образовательной деятельности, объединённую общим содержанием, сюжетом, персонажем.

4.   В игровую практику включаются последовательно игры
и упражнения, формирующие одно из интегративных качеств или знание
из образовательной области, но при этом игровой материал должен активизировать образовательную деятельность и повышать эффективность используемого материала.

Основным направлением использования традиционных
и инновационных игровых практик с детьми дошкольного возраста в образовательной деятельности дошкольной образовательной организации (далее – ДОО) является создание полноценной мотивационной основы для овладения культурными умениями и ценностными ориентирами
в деятельности в сочетании с условиями функционирования дошкольного учреждения и уровнем развития детей.

Создание системы использования традиционных и инновационных игровых практик в образовательной деятельности ДОО предполагает:

последовательную деятельность педагога по отбору, разработке, подготовке игр;

включение детей в игровую деятельность и осуществление и развитие самой игры;

подведению итогов, результатов игровой деятельности.

Игровые практики тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной деятельности ДОО и решением его основных задач.

Но как любая игровая технология, практика игрового взаимодействия также должна соответствовать следующим требованиям:

1.   Технологическая схема – описание технологического процесса с разделением на логически взаимосвязанные функциональные элементы.

2.   Научная база – опора на определённую научную концепцию достижения образовательных целей.

3.   Системность – практика должна обладать логикой, взаимосвязью всех частей, целостностью.

4. Управляемость – предполагается возможность целеполагания, планирования процесса научения, поэтапной диагностики, варьирование средств и методов с целью коррекции результатов.

5. Эффективность – должна гарантировать достижение определённого результата, быть оптимальной по затратам.

6. Воспроизводимость – применение различными педагогами других дошкольных образовательных организаций.

Игровые практики, дают ребёнку возможность «примерить» на себя важнейшие социальные роли; быть лично причастным к предлагаемому явлению (мотивация ориентирована на удовлетворение познавательных интересов и радость творчества); прожить некоторое время в «реальных жизненных условиях».

Значение системы игровых практик не в том, что она является развлечением и отдыхом, а в том, что при правильном руководстве становится способом развития; деятельностью для реализации творчества; методом терапии; первым шагом социализации ребёнка в обществе.

Воспитательное и обучающее значение игровой практики зависит от знания методики игровой деятельности и профессионального мастерства педагога при организации и руководстве различными видами игр, учёта возрастных и индивидуальных возможностей детей дошкольного возраста.

Игра, как правило, собственная инициатива детей, поэтому косвенное руководство педагога при организации игровой практики должно соответствовать определенным требованиям:

- выбор игровой практики зависит от воспитательных задач, требующих своего разрешения, но должен выступать средством удовлетворения интересов и потребностей детей (дети, проявляют интерес к игре, активно действуют и получают результат, завуалированный игровой задачей - происходит естественная подмена мотивов с учебных на игровые);

- предложение игровой практики происходит через создание игровой проблемы, для решения которой предлагаются различные игровые задачи (правила и техника действий);

- объяснение игровой практики необходимо делать кратко, чётко, только после возникновения интереса детей к ее содержанию;

- игровое оборудование должно максимально соответствовать содержанию игры и всем требованиям к развивающей предметно-пространственной среде в соответствии с ФГОС дошкольного образования;

- организация игрового коллектива происходит через постановку игровых задач, которые формулируются таким образом, чтобы каждый ребёнок мог проявить свою активность и организаторские умения. Дети могут действовать в зависимости от хода игры индивидуально, в парах или командах, коллективно;

- развитие игровой ситуации основывается на основных принципах: отсутствие принуждения любой формы при вовлечении детей в игру; наличие игровой динамики; поддержание игровой атмосферы; взаимосвязь игровой и неигровой деятельности;

- окончание игровой практики происходит через анализ результатов, который должен быть нацелен на практическое применение достижений в реальной жизни ребенка.

Главный компонент игровой практики – непосредственное и систематическое общение педагога и детей, способствующее активизации воспитанников, повышению познавательного интереса, эмоционального подъёма, развитию творчества. Максимально сконцентрированное время деятельности за счёт чётко сформулированных условий игры, позволяет педагогу варьировать стратегию и тактику игровых действий за счёт усложнения или упрощения игровых задач в зависимости от уровня освоения материала.

При соблюдении всех условий организации игровых практик, представленная деятельность проходят очень живо, в эмоционально благоприятной психологической обстановке, в атмосфере доброжелательности, свободы, равенства. Игровые практики помогают детям раскрепоститься, появляется уверенность в себе.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 49; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.44.108 (0.026 с.)