Структура личности по Э. Берну 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура личности по Э. Берну




Каждая из ролей (или еще их называют эго-состояниями) несет свои жизненно важные функции. Каждая из ролей значима. Рассмотрим значение для психики каждой из них.

Дитя (или ребенок)

Это состояние, которое формируется раньше двух следующих, оно изначальное. Дитя – это сфера чувств. Это источник свободной, неограниченной энергии творчества, импульсов, желаний, интуиции и непосредственности. Каков бы ни был биологический возраст человека, внутри него живет опыт детства. Это маленький мальчик в теле взрослого мужчины или маленькая девочка в теле взрослой женщины, которые по-прежнему нуждаются в заботе, опеке, защите и внимании.

Игнорирование своей детской части ведет к тому, что человек теряет ощущение внутренней опоры, вкус к жизни. Такой человек чувствует себя одиноким, брошенным, отвергаемым – по сути, в психике актуализируется детский негативный опыт, и пусть человек не осознает этого напрямую, но этот опыт продолжает влиять на него. У всех так или иначе есть детские психологические травмы. Когда мы закрываем глаза на свои детские переживания или даже подавляем эго-состояние «Дитя», то становимся теми «неидеальными» родителями, какие были у нас.

В качестве примеров детских переживаний в виде образов приведу несколько историй моих клиентов:

«Маленький мальчик сидит в темной комнате в углу. Я заглядываю в комнату через маленькое окошко. Ребенок вжал голову в колени. На противоположной стене горит тусклый фонарь. Я зову мальчика, но он мне не доверяет. Я знаю, что он напуган и обижен. Я не знаю, как с ним разговаривать, мне хочется просто уйти…»

«Я сижу в комнате, в ней нет окон, есть дверь, но у двери нет ручки, отсюда не выбраться…»

«Я сижу на стуле в уютном помещении. А метрах в двух вверху на стене открытая дверь, там целый космос и все мои желания. Я не знаю, как туда попасть, лучше тут посижу…»

 

 

В приведенных примерах образы передают состояние детской части «Я» нескольких взрослых человек. Контекст каждой беседы касался взаимоотношений человека со своим детским «Я» здесь и сейчас. Но вы можете заметить, что во всех случаях описывается заключение в комнате, из которой неясен выход. Это напоминает образное описание смутных переживаний из раннего перинатального опыта, что вполне логично, когда мы соприкасаемся со своим детским опытом. Ведь в эго-состоянии «Дитя» записаны наши ранние детские переживания, в том числе опыт нахождения в утробе матери.

Выделяют три стратегии, на которые опирается наше внутреннее дитя:

1. Свободное дитя. Проявляется в случае, если родители не подавляли и всячески поощряли непосредственность ребенка, его творческие импульсы. Такому человеку доступна спонтанность и возможность глубоко отдаваться чувствам. В то же время способность адаптироваться к внешней реальности, правилам и нормам может быть сниженной. Кроме того, такой человек склонен к эгоцентризму и опрометчивому поведению.

2. Бунтующее дитя. Проявляется в случае, если установки родителей (или установки роли внутреннего родителя в структуре личности самого человека) сильно подавляют естественные желания и импульсы детской части. Если ребенок не может или не хочет более считаться с ними, то случается бунт. Дитя начинает руководствоваться принципом «я сделаю все наоборот, я буду делать только то, что нельзя!». С одной стороны, импульсы проявляются свободно, с другой – бунтующее дитя способно действовать в ущерб себе.

3. Адаптивное дитя. Проявляется в случае, если дитя ощущает, что бунтовать опасно, или в случае, если любой протест пресекался родителями на корню. Таким образом ребенок усвоил, что надо адаптироваться, подстраиваться, слушаться. Адаптивное дитя лишается своей силы спонтанности, полноты чувств и инициативы, ориентируется на других. Это своеобразная плата за безопасность с подавляющими родителями (или с подавляющим эго-состоянием родителя в структуре личности самого человека). Дитя, привыкшее адаптироваться, постоянно мониторит окружающую обстановку и изменения в настроениях старших, обладает сильной эмпатией.

Соприкасаясь со своей детской частью, мы можем обнаружить как одно ведущее состояние ребенка, так и то, что в зависимости от обстоятельств мы используем каждую из трех перечисленных выше стратегий поведения. Все это наше внутреннее дитя, которое несет отпечаток реального детства.

 

 

Например, Сергей на своей работе в молодой развивающейся компании со временем начинает ощущать реальный рост ответственности за проект, которым руководит. Компания растет, и ему приходится строже формировать отчетность, появляются дедлайны. Если громче всего о себе заявит бунтующее дитя, то Сергей может без прояснения ситуации реактивно уволиться, обосновав это тем, что интерес к работе угас, а начальство требует полного контроля там, где стоило бы просто довериться ведущему проект человеку.

Другой случай. Мирослава, успешный финансист, в стремлении отточить контроль над сферой своей ответственности до совершенства засиживается на работе до ночи. Ее работа безупречна, руководство ценит такого значимого сотрудника, но через два года Мирославу не удержат даже слезные упрашивания коллег, она уволится и займется чередой походов по врачам. Адаптивное дитя, жаждущее максимально приспособиться к ситуации, победило. Но человек истощился морально и физически.

Родитель

«Родитель» – эго-состояние, которое содержит в себе установки и поведение, перенятые извне, в первую очередь от родителей. Кроме того, здесь содержится усвоенный нами способ отношения к самому себе: мы запоминаем, как наши родители относились к нам, и неосознанно повторяем это во взрослом возрасте.

Мы выделили три стратегии для внутренней роли ребенка. Таким же образом выделяют две стратегии для внутренней роли родителя:

 

1. Контролирующий родитель. Являясь источником норм, правил, запретов, суждений о мире и возможности наказания, он наделен властью, подавляет и ограничивает. Позитивный посыл контролирующего родителя состоит в стремлении оградить от неприятностей и ошибок. С другой стороны, контролирующий родитель настолько поглощен тем, чтобы ребенок соблюдал предписанные ему правила, что не способен оценить его достижения и тепло похвалить. Часто именно из этой стратегии проистекает образ внутреннего критика, который ищет изъяны и обязательно находит. Поскольку контролирующий родитель своей критикой делает больно, бывает очень сложно разглядеть за этим его стремление помочь и уберечь.

«Дай я сам, у тебя руки-крюки».

«Пока не съешь, из-за стола не выйдешь».

«Сначала институт окончи, на хорошую работу устройся, а потом делай что хочешь».

«Докажи, что тебе можно доверять».

«Этого недостаточно, делай заново».

«Ты сам не можешь ничего, но должен стараться это исправить».

«А вот сын моей подруги такой молодец!»

«Молчи – за умного сойдешь».

«Терпи и учись».

«Я разочарован тобой».

«Скажи спасибо, что мы тебя родили».

 

2. Заботливый родитель. Такого родителя характеризует искреннее стремление подбодрить, помочь, окружить постоянной любовью и теплом, позаботиться о ребенке. Мощной поддерживающей силой заботливого родителя является безусловная любовь. Негативной стороной заботливого родителя является формирование вседозволенности, «удушение» любовью в смысле отсутствия веры в самостоятельность ребенка. Такой родитель отрицает возможность ребенка быть отдельной личностью, способной принимать решения.

«Давай попробуем вместе, я помогу».

«У тебя получится, не все сразу, но постепенно».

«Я тебя люблю за то, что ты – это ты, а не за успехи в школе».

«Ты молодец!»

«Ты у меня особенный».

«Если что-то не получается – это не страшно, получится другое».

«Ты можешь всегда на меня рассчитывать».

«Я горжусь тобой».

«Мне важно, чтобы тебе было хорошо».

«Ты живешь не для того, чтобы мне угодить».

«Спасибо тебе, что ты у нас есть».

Если вы обратили внимание, то могли заметить, что в приведенных выше примерах есть как положительные и негативные, так и неоднозначные послания со стороны внутреннего родителя. Не все послания контролирующего родителя строго пагубные, равно как не все послания заботливого родителя однозначно полезные.

Мудрый родитель балансирует между правилами и заботой во благо ребенка.

Итак, внутри нас разворачиваются старые сюжеты. Родитель и дитя воспроизводят те отношения, которые мы имели со своими родителями в детстве. Это порождает, в свою очередь, различные внутренние конфликты, когда сталкиваются разнонаправленные интересы этих ролей: «хочу» или «надо», «могу» или «должен»…

Эго-состояния «Дитя» и «Родитель» эмоционально окрашены и зачастую находятся в некоем противодействии – от малого до весьма драматичного.

Теперь мы рассмотрим третье эго-состояние, призванное выступать мировым судьей в «семейных спорах» ребенка и родителя, – взрослый.

Взрослый

Взрослый воспринимает и обрабатывает информацию, его функция – анализирование ситуации и спокойный поиск лучшего решения с учетом позиций ребенка и родителя. Эго-состояние взрослого формируется в течение всей жизни и включает способность человека искать объективную информацию, воспринимать ее и перерабатывать. Взрослый наблюдает ситуацию, не окрашивая ее эмоционально, он анализирует беспристрастно. Его кредо: «Я – окей, ты – окей». Взрослый организован, способен к хорошему самоконтролю и критической оценке ситуации. Поэтому он не включается в драматический треугольник отношений, о котором мы поговорим в главе 10.

Взрослый – это ваш внутренний специалист по связям с реальностью.

В процессе психотерапии одной из ключевых задач является взращивание у человека эго-состояния взрослого, на которое возможно опираться. Оно должно уметь не только противостоять громким голосам ребенка и родителя, но и уравновешивать их страсти. Взрослый способен регулировать внутренние противоречия ребенка и родителя, создавать хороший «внутренний климат» этой пары.

На обучении гештальт-терапии ведущая однажды привела такую метафору (она касалась другого предмета обсуждения, но подходит сюда как нельзя лучше). Если представить, что дитя – это труба с горячей водой, а родитель – с холодной, то взрослый – это смеситель, регулирующий температуру.

Подводя итог описанию структуры личности по Э. Берну, отмечу, что зрелую личность характеризует способность этих троих (родителя, взрослого и ребенка) договариваться, сосуществовать, решать возникающие конфликты и поддерживать друг друга в меру своей роли. Все как в здоровой, функциональной семье – мы разные, но мы команда.

Проиллюстрируем, как это работает.

 

Пример из практики. Николай много лет проработал в крупной компании, успев поучаствовать в жизни нескольких ее филиалов. Настал момент, когда он столкнулся с неоднозначной ситуацией: его новый непосредственный начальник на словах демонстрировал заинтересованность в таком специалисте, как он, но на деле в свой адрес Николай получал только постоянные упреки. Ему увеличили нагрузку, при этом сократив время перерыва в два раза. Прямая попытка прояснить ситуацию не возымела успеха. В лицо он слышал только комплименты и подбадривания, при этом на деле «гайки» закручивались все сильнее. На этом фоне у Николая начались перебои со здоровьем, в частности с сердцем. Исследуя, в какие моменты его сердце начинает сжиматься и болеть, мы обнаружили, что есть сильное эмоциональное напряжение и злость, и это вполне логично и адекватно ситуации. При этом Николай это напряжение физически зажимает, буквально скручивая свою грудную клетку. Причина этого – в мощном запрете на чувство возмущения по отношению к вышестоящему лицу.

Как я писала выше, сфера чувств – это вотчина эго-состояния «дитя». Ребенок реагирует непосредственно, и его чувства естественны. Злость – здоровая реакция на токсичную обстановку и психологическое давление, а также скрытую агрессию со стороны другого человека. А грудная клетка с точки зрения психологии телесности – это центр чувств. Когда мы зажимаем свою грудную клетку, мы пытаемся избавиться от сильных переживаний. Тело среагировало болью в области сердца, давая сигнал: «что-то идет не так, не делай этого со мной». Когда Николай позволил себе проявить гнев и признал, что ничто не оправдывает травли на работе, боль в сердце прошла.

Таким образом, позволив внутреннему ребенку самовыразиться, Николай снизил общее напряжение. Это способствовало вступлению внутреннего заботливого родителя в свои права: защищать и отстаивать суверенность «Я» личности. Почувствовав себя в большей безопасности осознав готовность постоять за себя, Николай инициировал прояснение ситуации на высшем уровне, с директором предприятия, чтобы уже принять решение, сменить ли отдел или уйти из компании окончательно. Здесь на арену выходит взрослый. Он анализирует обстоятельства и намечает дальнейшие действия пошагово.

Важно оговориться, что в данном случае шла речь о невралгической боли, которая явно имеет психосоматическую природу. Если есть серьезные повторяющиеся, не проходящие боли, надо идти к врачу.

 

Родитель заботится о соблюдении необходимых правил, о следовании планам, контролирует важные дела, старается предупредить ошибки и стоит на страже безопасности и границ «Я». Внутренний родитель в структуре личности контролирует и оберегает внутреннее дитя.

Дитя познает мир, сохраняет живой интерес к окружающей действительности. Дитя чувствует жизнь всем своим существом, является ресурсом творчества, а также удовольствия. Внутреннее дитя в структуре личности не может позаботиться о внутреннем родителе, взяв на себя его заботы, нет. Оно может вдохновлять, дарить надежду и жизненную искру. Без этой искры будто нет и самой жизни. Поэтому очень важно как беречь и прислушиваться к своему детскому «Я», так и создавать условия, чтобы это внутреннее дитя могло проявлять себя без ущерба себе самому.

Взрослый, собирая максимум информации, беспристрастно и честно прислушивается к голосу обеих сторон – внутреннего родителя и внутреннего ребенка. Он поддерживает тем, что дает возможность быть каждому замеченным, услышанным. Он помогает подобрать удобную форму тому содержанию, что поступает к нему от родителя и ребенка. Но чтобы внутренний взрослый был в состоянии это сделать, ему надо предоставлять максимум данных для взвешенного решения. Взрослый любит быть информированным.

Предлагаю вам сравнительную таблицу, в которой я постаралась собрать характеристику каждой из ролей, придав им некоторые оформленные черты, в том числе через призму телесности. Надеюсь, это поможет вообразить себе эти роли наглядно.

 

Сравнительная таблица ролей (эго-состояний) «родитель», «взрослый» и «дитя»


 


 


 

Возвращаясь к тому, с чего мы начинали эту главу: образ «Я» (или Я-концепция) – это совокупность устойчивых представлений человека о самом себе.

Как я писала в главе «Тело в оковах», с годами наше тело формирует свой мышечный панцирь – сочетание телесных блоков и зажимов. Мы сегодня – это результат нашего опыта, который откладывается в нашей памяти. И если воспоминания и некоторый опыт «стираются» из доступной к осознаванию памяти, то это не значит, что они на самом деле исчезли. Все наши переживания, пережитый опыт (включая перинатальные переживания) уходят в некое «файлохранилище» бессознательного, а также записываются в телесную память.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 182; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.216.229 (0.028 с.)