Глава 6. В поисках потерянного «я». Что ищем. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 6. В поисках потерянного «я». Что ищем.



Мы есть то, что мы есть; зрелость и психологическое здоровье предполагают способность подтвердить это, а не быть пойманным чувством, что мы – это то, чем должны были бы быть.

Ф. Перлз

 

Помню, как на первом курсе университета на первом же семинаре по общей психологии я задала преподавателю вопрос. На мой взгляд, вопрос был вполне очевидный и ответ должен был быть ясный, так как мы находимся на психологическом факультете. Где, как не здесь, услышишь ответ на вопрос: «Что такое личность?»

Каково же было мое изумление, когда оказалось, что понятия личности, Я-концепции человека не имеют однозначной, конкретной формулировки. Ответ преподавателя был таков:

«В науке нет единого мнения на этот счет».

И действительно, существуют как разные направления психотерапии, так и разные взгляды на то, что такое личность, что такое «Я», что такое самость человека. Осветить широчайший спектр вариантов и нюансов научных и философских взглядов внутри одной книги не представляется возможным. И даже не видится посильным.

Как писал К. И. Чуковский, «Ох, нелегкая это работа – из болота тащить бегемота!». Как же нам быть, если не существует однозначности в понимании «Я»? При этом каждый примерно понимает, о чем речь, и когда мы говорим «я», то подразумеваем не соседа напротив, а именно себя.

В эпиграфе к главе я привела цитату Фредерика Перлза. Важно, кто мы есть, а не то, кем мы должны казаться в глазах окружающих или перед лицом собственных фантазий.

В наиболее общем смысле образ «Я» (или Я-концепция) – это совокупность устойчивых представлений человека о себе. Это та часть личности, которая человеком в большей или меньшей степени осознается.

Известно, что наши представления могут корректироваться со временем. Также не секрет, что представления о себе могут расширяться, и вообще вопрос о том, насколько мы знаем себя, довольно философский. Это одна из причин, почему люди часто любят проходить психологические тесты: они надеются узнать о себе что-то новое.

Предлагаю вам совершить такое исследование – найти в интернете и пройти методику исследования самоотношения, составленную С. Р. Пантилеевым: https://psytests.org/personal/mis.html

Эта методика предназначена для углубленного исследования самоотношения человека в различных аспектах. Самоотношение – это устойчивое и целостное отношение человека к самому себе в различных аспектах, принятие или непринятие себя, своего «Я» как такового.

Существует обоснованное мнение в ряде направлений психологии, что причина многих проблем и недугов коренится в потере личностью своей идентичности и изначальной целостности, в дезинтеграции ее частей. Здесь мы вплотную подходим к понятию самости – глубинному ядру личности.

Самость – это изначальная целостность психики, цельность образа «Я» отдельного человека.

Интегрируя внутренние части своей личности, разрешая внутренний конфликт, мы тем самым движемся к целостности. Если конфликт разрешается успешно, высвобождается колоссальный ресурс, ранее затрачивавшийся на поддержание «худого мира» в собственной голове, на подавление или игнорирование конфликта внутренних личностных сил.

Таким образом, потерянное «Я» – это расщепленная целостность «Я».

На что похожа эта целостность? Ох, здесь уже можно вслед за бегемотом тащить из болота всю его семью, включая внучатых племянников… Для пользы дела в рамках практического пособия нам нужна концепция личности, которая позволит объяснять сложные процессы доступным языком.

Чтобы продолжить поиски потерянного «Я», нам нужно уже сейчас отталкиваться от чего-то, хорошо работающего на практике и наглядного. От того, что можно сразу переложить на реальную жизнь и использовать.

Подобным образом в моей консультационной практике и в практике многих моих коллег зарекомендовала себя структура личности по Эрику Берну. Она хорошо доступна пониманию, метафорична и, как следствие, легко усваивается самыми разными людьми. С ее помощью удобно отслеживать и осознавать процессы, происходящие внутри нас, настраивать внутренний диалог с самим собой, а также эффективнее строить внешний диалог.

Согласно Э. Берну, структура личности включает в себя три состояния (или роли) «Я»:

• дитя;

• взрослый;

• родитель.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 91; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.124.232 (0.018 с.)