Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 6. В поисках потерянного «я». Что ищем.
Мы есть то, что мы есть; зрелость и психологическое здоровье предполагают способность подтвердить это, а не быть пойманным чувством, что мы – это то, чем должны были бы быть. Ф. Перлз
Помню, как на первом курсе университета на первом же семинаре по общей психологии я задала преподавателю вопрос. На мой взгляд, вопрос был вполне очевидный и ответ должен был быть ясный, так как мы находимся на психологическом факультете. Где, как не здесь, услышишь ответ на вопрос: «Что такое личность?» Каково же было мое изумление, когда оказалось, что понятия личности, Я-концепции человека не имеют однозначной, конкретной формулировки. Ответ преподавателя был таков: «В науке нет единого мнения на этот счет». И действительно, существуют как разные направления психотерапии, так и разные взгляды на то, что такое личность, что такое «Я», что такое самость человека. Осветить широчайший спектр вариантов и нюансов научных и философских взглядов внутри одной книги не представляется возможным. И даже не видится посильным. Как писал К. И. Чуковский, «Ох, нелегкая это работа – из болота тащить бегемота!». Как же нам быть, если не существует однозначности в понимании «Я»? При этом каждый примерно понимает, о чем речь, и когда мы говорим «я», то подразумеваем не соседа напротив, а именно себя. В эпиграфе к главе я привела цитату Фредерика Перлза. Важно, кто мы есть, а не то, кем мы должны казаться в глазах окружающих или перед лицом собственных фантазий. В наиболее общем смысле образ «Я» (или Я-концепция) – это совокупность устойчивых представлений человека о себе. Это та часть личности, которая человеком в большей или меньшей степени осознается. Известно, что наши представления могут корректироваться со временем. Также не секрет, что представления о себе могут расширяться, и вообще вопрос о том, насколько мы знаем себя, довольно философский. Это одна из причин, почему люди часто любят проходить психологические тесты: они надеются узнать о себе что-то новое. Предлагаю вам совершить такое исследование – найти в интернете и пройти методику исследования самоотношения, составленную С. Р. Пантилеевым: https://psytests.org/personal/mis.html Эта методика предназначена для углубленного исследования самоотношения человека в различных аспектах. Самоотношение – это устойчивое и целостное отношение человека к самому себе в различных аспектах, принятие или непринятие себя, своего «Я» как такового.
Существует обоснованное мнение в ряде направлений психологии, что причина многих проблем и недугов коренится в потере личностью своей идентичности и изначальной целостности, в дезинтеграции ее частей. Здесь мы вплотную подходим к понятию самости – глубинному ядру личности. Самость – это изначальная целостность психики, цельность образа «Я» отдельного человека. Интегрируя внутренние части своей личности, разрешая внутренний конфликт, мы тем самым движемся к целостности. Если конфликт разрешается успешно, высвобождается колоссальный ресурс, ранее затрачивавшийся на поддержание «худого мира» в собственной голове, на подавление или игнорирование конфликта внутренних личностных сил. Таким образом, потерянное «Я» – это расщепленная целостность «Я». На что похожа эта целостность? Ох, здесь уже можно вслед за бегемотом тащить из болота всю его семью, включая внучатых племянников… Для пользы дела в рамках практического пособия нам нужна концепция личности, которая позволит объяснять сложные процессы доступным языком. Чтобы продолжить поиски потерянного «Я», нам нужно уже сейчас отталкиваться от чего-то, хорошо работающего на практике и наглядного. От того, что можно сразу переложить на реальную жизнь и использовать. Подобным образом в моей консультационной практике и в практике многих моих коллег зарекомендовала себя структура личности по Эрику Берну. Она хорошо доступна пониманию, метафорична и, как следствие, легко усваивается самыми разными людьми. С ее помощью удобно отслеживать и осознавать процессы, происходящие внутри нас, настраивать внутренний диалог с самим собой, а также эффективнее строить внешний диалог. Согласно Э. Берну, структура личности включает в себя три состояния (или роли) «Я»: • дитя; • взрослый; • родитель.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 91; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.124.232 (0.018 с.) |