Основы изобразительной грамоты и рисование 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основы изобразительной грамоты и рисование



Программы учебных предметов

Основы изобразительной грамоты и рисование

 

Программа учебного предмета «Основы изобразительной грамоты и рисование» разработана на основе общеразвивающих образовательных требований в области изобразительного искусства «Декоративно-прикладное творчество».

Данная программа направлена на развитие творческих способностей детей и помогает каждому ребенку выразить себя через изобразительную деятельность.

Программа учебного предмета «Основы изобразительной грамоты и рисование» развивает творческий потенциал детей, посредством приобщения учащихся к изобразительному искусству.

Научить пользоваться выразительными средствами для создания художественного образа; познакомить с приемами работы различными художественными материалами.

Данная программа «Основы изобразительной грамоты и рисование» рассчитана на 3 года обучения, с учебной нагрузкой 2 часа в неделю.

 

На третьем году обучения во втором полугодии проводится итоговая работа (зачет) за которую выставляется оценка. На 1-м и 2-м году обучения во втором полугодии проводятся текущие просмотры работ, выполненные за год обучения в форме выставки (контрольные уроки)

Общий объем времени по учебному предмету «Основы изобразительной грамоты и рисование» при 3-летнем сроке обучения составляет - 216 учебных часа (с 1по3 год включительно). Форма проведения учебных занятий – мелкогрупповая (4-10 человек). Дети принимаются в возрасте 7-8 лет.

 

Вид учебной работы, аттестации, учебной нагрузки

Затраты учебного времени, график промежуточной аттестации.

Всего часов
Классы

1

2

3

 
Полугодия 1 2 3 4 5 6  
Аудиторные занятия (в часах) 36 36 36 36 36 36 216
Самостоятельная работа (в часах) - - - - - - -
Максимальная учебная нагрузка (в часах) 36 36 36 36 36 36 216
Вид промежуточной аттестации   К   К   З  
Консультации часов в год

2

2

2

6

К- контрольный урок

З - зачет

Цель и задачи учебного предмета

Цель программы: развитие творческого потенциала детей посредством приобщения учащихся к изобразительному искусству.

В ходе ее достижения решаются следующие задачи:

· Образовательные: познакомить с основами станковой композиции в доступной для младшего школьного возраста форме, научить пользоваться выразительными средствами для создания художественного образа; познакомить с приемами работы различными художественными материалами, подготовить учащихся к занятиям рисунком и живописью в старших классах;

· Развивающие: развитие образного мышления, наблюдательности, зрительной памяти, цветового зрения, умения видеть красоту в окружающем мире;

· Воспитательные: воспитание внимания, самостоятельности, формирование художественного вкуса.

Обоснование структуры программы

Обоснованием структуры программы являются общеразвивающие требования обучения, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.

Программа содержит следующие разделы:

1. сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение

учебного предмета;

2. распределение учебного материала по годам обучения;

3. описание дидактических единиц учебного предмета;

4. требования к уровню подготовки учащихся;

5. формы и методы контроля, система оценок;

6. методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел

программы «Содержание учебного предмета».

 

Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета

используются следующие методы обучения:

1. словесный (объяснение, разбор, анализ и сравнение вариантов

изобразительного материала);

2. наглядный (показ, демонстрация произведений известных художников и

лучших образцов заданий, выполненных учащимися);

3. практический (зарисовки с натуры и творческие упражнения, подробная

проработка отдельных деталей задания и последующая организация композиции целого листа);

4. самостоятельная работа (сбор натурного материала, разработка эскизных

вариантов заданий);

5. просмотр картин выдающихся художников и посещение выставок для

повышения общего уровня развития учащегося;

6. индивидуальный подход к каждому ученику с учетом возрастных

особенностей, работоспособности и уровня подготовки.

 

При составлении программы учитываются возрастные особенности учащихся. Младший школьный возраст является наиболее благоприятным для творческого развития учащихся. В этот возрастной период закладываются многие исходные человеческие знания, качества личности, в том числе мышление, воображение, развиваются формы восприятия окружающей действительности.

В процессе обучения необходимо сохранить и развить характерные для детей младшего возраста свежесть и непосредственность восприятия, богатство воображения, эмоциональное отношение к цвету, увлеченность процессом изображения и умение в самой натуре найти источник выразительности.

Лепка

Программа учебного предмета «Лепка» разработана на основе программ общеразвивающих образовательных требований.

Учебный предмет «Лепка» дает возможность расширить и дополнить

образование детей в области изобразительного искусства.

Программа ориентирована не только на формирование знаний, умений,

навыков в области художественного творчества, на развитие эстетического

вкуса, но и на создание оригинальных произведений, отражающих творческую индивидуальность, представления детей об окружающем мире.

Предметы общеразвивающей программы в

области изобразительного искусства, а именно: «Основы изобразительной

грамоты», «Прикладное творчество», «Лепка» - взаимосвязаны, дополняют и

обогащают друг друга.

Особенностью данной программы является сочетание традиционных

приемов лепки пластилином, глиной, соленым тестом с современными

способами работы в разных пластических материалах, таких, как пластика,

скульптурная масса, что активизирует индивидуальную творческую

деятельность учащихся.

Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и

учетом уровня развития детей.

Срок реализации учебного предмета

Учебный предмет «Лепка» реализуется при 3 летнем сроке обучения с учебной нагрузкой 2 часа в неделю, (с 1 по 3 год включительно).

На третьем году обучения во втором полугодии проводиться итоговая работа (зачет) за которую выставляется оценка. На 1-м и 2-м году обучения во втором полугодии проводятся текущие просмотры работ, выполненные за год обучения в форме выставки (контрольные уроки).

 

Вид учебной работы, аттестации, учебной нагрузки

Затраты учебного времени, график промежуточной аттестации.

Всего часов
Классы

1

2

3

 
Полугодия 1 2 3 4 5 6  
Аудиторные занятия (в часах) 36 36 36 36 36 36 216
Самостоятельная работа (в часах) - - - - - - -
Максимальная учебная нагрузка (в часах) 36 36 36 36 36 36 216
Вид промежуточной аттестации   К   К   З  
Консультации часов в год

2

2

2

6

К – контрольный урок

З- зачет

Сведения о затратах учебного времени

Общая трудоемкость учебного предмета «Лепка» составляет 216 часов.

Дети принимаются в возрасте 7-8 лет.

 

Форма проведения учебных аудиторных занятий

Реализация учебного предмета по учебному плану осуществляется в

форме мелкогрупповых занятий (численностью от 4 до 10 человек).

 

Цели учебного предмета

Целями учебного предмета «Лепка» являются:

1. Создание условий для художественного образования, эстетического

воспитания, духовно-нравственного развития детей.

2. Выявление одаренных детей в области изобразительного искусства в

раннем детском возрасте.

3. Формирование у детей младшего школьного возраста комплекса

начальных знаний, умений и навыков в области художественного творчества,

позволяющих в дальнейшем осваивать учебные предметы дополнительной

предпрофессиональной общеобразовательной программы в области

изобразительного искусства «Живопись» или продолжить обучение по

общеразвивающей программе.

Задачи учебного предмета

1. Знакомство с оборудованием и различными пластическими

материалами: стеки, ножи, специальные валики, фактурные поверхности,

глина, пластилин, соленое тесто, пластика - масса).

2. Знакомство со способами лепки простейших форм и предметов.

5

3. Формирование понятий «скульптура», «объемность», «пропорция»,

«характер предметов», «плоскость», «декоративность», «рельеф», «круговой

обзор», композиция».

4. Формирование умения наблюдать предмет, анализировать его объем,

пропорции, форму.

5. Формирование умения передавать массу, объем, пропорции,

характерные особенности предметов.

6. Формирование умения работать с натуры и по памяти.

7. Формирование умения применять технические приемы лепки рельефа и

росписи.

8. Формирование конструктивного и пластического способов лепки.

 

Обоснование структуры программы

Обоснованием структуры программы являются общеразвивающие требования обучения, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.

Программа содержит следующие разделы:

- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение

учебного предмета;

- распределение учебного материала по годам обучения;

- описание дидактических единиц учебного предмета;

- требования к уровню подготовки учащихся;

- формы и методы контроля, система оценок;

- методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел

программы «Содержание учебного предмета».

Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета

используются следующие методы обучения:

- словесный (объяснение, беседа, рассказ);

- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);

- практический;

- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, создание художественных

впечатлений).

 

 

Предмета

Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Библиотечный фонд укомплектовывается печатными и электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по специфике предмета.

Мастерская для занятий лепкой должна быть оснащена удобной мебелью

(столы и стулья), подиумами, натюрмортными столиками.

Прикладное творчество

Программа учебного предмета «Прикладное творчество» разработана с учетом общеразвивающих образовательных требований в области Декоративно-прикладного творчества.

Учебный предмет «Прикладное творчество» занимает важное место в комплексе предметов программ. Он является базовой составляющей для

последующего изучения предметов в области изобразительного искусства.

Программа учебного предмета «Прикладное творчество» направлена на создание условий для познания учащимися приемов работы в различных материалах, техниках, на выявление и развитие потенциальных творческих способностей каждого ребенка, на формирование основ целостного восприятия эстетической культуры через пробуждение интереса к национальной культуре.

В заданиях, связанных с изобразительной деятельностью, дети, на протяжении всего курса обучения, учатся организовать композиционную плоскость, сообразуясь с композиционным центром формата, учатся обращать внимание на выразительность пятна, линии, образность цвета. Знакомясь с различными техниками и видами декоративного творчества, они узнают о его многообразии, учатся создавать своими руками предметы, в которые вкладывают свои знания об окружающем мире, фантазию.

Знакомство с традиционными видами ремесел также играет важную роль в передаче традиций из поколения в поколение.

 

Методы обучения

Для воспитания и развития навыков творческой работы учащихся в учебном процессе применяются следующие основные методы:

1. объяснительно-иллюстративные (демонстрация методических пособий,

иллюстраций);

2. частично-поисковые (выполнение вариативных заданий);

3. творческие (творческие задания, участие детей в конкурсах);

4. исследовательские (исследование свойств бумаги, красок, а также

возможностей других материалов).

Предложенный в настоящей программе тематический ряд заданий носит

рекомендательный характер, что дает возможность педагогу творчески подойти к преподаванию учебного предмета, применять разработанные им методики. Применение различных методов и форм (теоретических и практических занятий, самостоятельной работы по сбору натурного материала и т.п.) должно четко укладываться в схему поэтапного ведения работы.

Программа предлагает следующую схему проведения занятий:

1. Обзорная беседа-знакомство с новой техникой работы в материале.

2. Освоение приемов работы в материале.

3. Выполнение учебного задания.

Итогом каждой пройденной темы становится изделие, выполненное в материале.

Работа в материале

Программа учебного предмета «Работа в материале» разработана основе общеразвивающих образовательных требований в области «Декоративно прикладного творчества».

Учебный предмет «Работа в материале направлен на развитие творческих способностей детей, навыков самостоятельной работы, воспитание эстетического вкуса учащихся.

Творческие способности и практические умения детей не могут развиваться вне соответствующей сферы деятельности. Занятия народным декоративно- прикладным искусством в детской художественной школе, детской школе искусств - это путь приобщения учащихся к истокам фольклорной культуры, воспитание эстетического отношения к предметам быта, знакомство с историей своей страны, своего региона.

Учебный предмет «Работа в материале» реализуется

при 4 летнем сроке обучения с 1 по 4 год обучения, по 2 часа в неделю. На обучение принимаются дети с 10(11) летнего возраста.

На четвертом году обучения во втором полугодии проводиться итоговая работа в виде экзамена, за которую выставляется оценка. На 1-м, 2-м и 3-м году обучения во тором полугодиях проводятся текущие просмотры работ выполненные за год обучения в форме выставки (контрольные работы)

 

Методы обучения

· словесный (объяснение, беседа. рассказ);

· наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);

· практический;

· эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления);

Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации постеленных задач и целей учебного предмета, и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях изобразительного творчества.

Прикладная композиция

Программа по учебному предмету «Композиция прикладная» разработана на основе общеразвивающих образовательных требований.

Особенностью предмета «Композиция прикладная» является его практико-ориентированная направленность.

Знания, умения и навыки, приобретенные учащимися на уроках прикладной композиции, позволяют наиболее успешно создавать художественные проекты для работы в материале, например, работы, созданные на уроках композиции, могут быть переведены в технические рисунки и выполнены в материале.

Данная программа «Композиция прикладная» рассчитана на 4 года с аудиторной учебной нагрузкой 1 час в неделю.

На четвертом году обучения во втором полугодии проводится итоговая работа, за которую выставляется оценка. В 1-м, 2-м и в 3-м годах обучения во втором полугодии проводятся текущие просмотры работ, выполненные за год обучения в форме выставки.

Обучающиеся знакомятся с видами декоративно-прикладного искусства, его особенностями и спецификой, многообразием орнаментальных мотивов разных стран и народов, с возможностями декорирования предметов, форм, интерьеров. Так же изучают правила построения орнамента, виды орнамента, знакомятся с правилами создания монокомпозиции и пробуют свои силы в создании орнаментальной формы для прикладного применения в окружающей среде (например: элемент костюма, интерьера). Учащиеся работают с растительными, животными и другими природными формами, а также с формами и предметами окружающей среды.

Общий объем времени по учебному предмету «Композиция прикладная» при 4-летнем сроке обучения составляет 207 учебных часов (4-7 классы). Из них аудиторных -144 часов самостоятельных -63 часов. Форма проведения аудиторных учебных занятий – мелкогрупповая (4-10 человек).

Вид учебной работы, аттестации, учебной нагрузки

Затраты учебного времени, график промежуточной аттестации.

Всего часов
Классы

1

2

3

4

 
Полугодия 1 2 3 4 5 6 7 8  
Аудиторные занятия (в часах) 18 18 18 18 18 18 18 18 144
Самостоятельная работа (в часах) 8 8 7 8 8 8 8 8 63
Максимальная учебная нагрузка (в часах) 26 26 25 26 26 26 26 26 207
Вид промежуточной аттестации   К   К   К   Э  
Консультации часов в год

2

2

2

2

8

К – контрольный урок

Э-экзамен

 

Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета

используются следующие методы обучения:

1. словесный (объяснение, разбор, анализ и сравнение вариантов

изобразительного материала);

2. наглядный (показ, демонстрация произведений известных художников и

лучших образцов заданий, выполненных учащимися);

3. практический (зарисовки с натуры и творческие упражнения, подробная

проработка отдельных деталей задания и последующая организация композиции целого листа);

4. самостоятельная работа (сбор натурного материала, разработка эскизных

вариантов заданий);

5. просмотр картин выдающихся художников и посещение выставок для

повышения общего уровня развития учащегося;

6. индивидуальный подход к каждому ученику с учетом возрастных

особенностей, работоспособности и уровня подготовки.

 

Предложенные методы работы с группой в рамках предпрофессиональной образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях художественного образования.

Предмет «композиция прикладная» - это связующее звено между учебными предметами «Рисунок», «Живопись». Многим обучающимся трудно дается переход от законов и принципов изображения объектов в реалистическом искусстве к пониманию и созданию их декоративной выразительности в рамках предмета «Работа в материале». Поэтому знания. полученные в этом предмете. реализуются при решении художественно-композиционных задач на уроках по учебным предметам скульптуре, композиции. живописи, рисунку. изучение предмета призвано расширять представление обучающихся о диапазоне художественных средств и многообразии художественных решений, помогая им овладевать навыками художественного воплощения в материале собственных жизненных впечатлений и наблюдений.

Содержание учебного предмета «Композиция прикладная» построено с учетом возрастных особенностей детей, а также с учетом особенностей развития их пространственного мышления; включает теоретическую и практическую части.

Основным видом занятия по программе «Композиция прикладная» является урок, практические занятия, беседы и мастер-классы. Важнейшая цель преподавания по предмету – это стимулирование творческой активности учащихся, что достигается благодаря приобщению учеников к овладению техникой росписи по металлу, ткани, дереву, эмали, переходя от простого к сложному на основе сравнений, сопоставлений с ранее изученным.

Задачи учебного предмета

Обучающие:

– сформировать стойкий интерес к художественной деятельности;

– овладеть различными техниками декоративно-прикладного творчества и

основами художественно-прикладного мастерства;

– научить практическим навыкам создания объектов в разных видах

декоративно-прикладного творчества;

– научить приемам составления и использования композиции в различных

материалах и техниках;

– научить творчески использовать полученные умения и практические

навыки;

– научить планировать последовательность выполнения действий и

осуществлять контроль на разных этапах выполнения работы.

Воспитательно-развивающие:

пробудить интерес к изобразительному и декоративно-прикладному

творчеству;

– раскрыть и развить потенциальные творческие способности каждого

ребенка;

– формировать творческое отношение к художественной деятельности;

– развивать художественный вкус, фантазию, пространственное

воображение;

– приобщить к народным традициям;

– воспитать внимание, аккуратность, трудолюбие, доброжелательное

отношение друг к другу, сотворчество.

Методы обучения.

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета

используются следующие методы обучения:

– объяснительно-иллюстративные (демонстрация методических пособий,

иллюстраций, показ работ детей);

– частично-поисковые (выполнение вариативных заданий);

– творческие (творческие задания, участие детей в конкурсах);

– исследовательские (исследование свойств бумаги, тканей а также

возможностей других материалов).

Применение различных методов и форм (теоретических и

практических занятий, самостоятельной работы по сбору натурного

материала и т.п.) должно четко укладываться в схему поэтапного ведения

работы. Программа предполагает следующую схему проведения занятий:

1. Обзорная беседа-знакомство с новой техникой работы в материале.

2. Освоение приемов работы в материале.

3. Выполнение учебного задания.

Итогом каждой пройденной темы становится изделие, выполненное в

материале.

Рисунок

 

Программа учебного предмета «Рисунок» разработана на основе и с учетом общеразвивающих образовательных требований в области «Декоративно-прикладного творчества».

Содержание программы отвечает целям и задачам, указанных в общеобразовательных требованиях.

Задача учебного предмета «Рисунок» состоит в том, чтобы научить детей видеть, понимать и изображать трёхмерную форму на двухмерной плоскости листа, используя при этом знания композиции, пластического построения формы, перспективы, построения света и навыка графических приемов изображения. В процессе обучения учащиеся знакомятся с основными понятиями анатомии человеческого тела и лица, приобретают навыки изображения гипсовой и живой модели, архитектурных деталей и интерьера в целом.

Данная программа «Рисунок» рассчитана на 2 года обучения, с 4 по 5 класс, с аудиторной учебной нагрузкой 1 час в неделю.

Экзамен проводится в 5 классе, во втором полугодии, в остальное время проводятся текущие просмотры, в виде выставок (контрольные уроки). Продолжительность учебных занятий в год составляет 36 недель.

Программа «Рисунок» тесно связана с программами по живописи, пленэром, станковой композицией. В каждой из этих программ присутствуют взаимопроникающие элементы.

Методы обучения

· словесный (объяснение, беседа. рассказ);

· наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);

· практический;

· эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления);

Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации постеленных задач и целей учебного предмета, и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях изобразительного творчества.

Живопись

 

Программа учебного предмета «Живопись» разработана на основе и с учетом общеразвивающих образовательных требований в области «Декоративно-прикладного искусства».

Содержание программы отвечает целям и задачам, указанных к общеобразовательным требованиям.

Программа строится на раскрытии нескольких ключевых тем. Содержание тем постепенно усложняется с каждым годом обучения.

Основу программы «Живопись» составляют цветовые отношения, строящиеся на цветовой гармонии, поэтому большая часть тем в данной программе отводится цветовым гармониям.

Основным принципом обучения предмету является неразделенность процесса работы над цветом и формой. Задания выстроены таким образом. Что учащийся переходит от простых форм плоских предметов к изображению предметного пространства, используя для этого живописные средства. В программу включены задания творческого характера, позволяющие раскрыть даже самые минимальные способности ребенка, способствующих раскрытию индивидуальных способностей обучаемого.

Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

· словесный (объяснение, беседа, рассказ);

· наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);

· практический;

· эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).

Предложенные методы работы в рамках образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях изобразительного творчества.

Требования техники безопасности в процессе реализации программы.

 

В процессе реализации программы используются колющие и режущие предметы(ножницы, стеки, шпажки и др.), которые могут травмоопастными при работе с детьми. Так же имеются предметы носящий аллергенный характер (различного вида пластилин и массы для лепки), краски, гуаши, различные клеи. Поэтому перед началом учебного года, родители должны предоставить соответствующую справку с медицинского учреждения, если его ребенок является аллергиком или астматиком.

 Инструктаж по технике безопасности обучающихся проводит руководитель объединения не реже двух раз в год – в сентябре (вводный) и в январе (повторный). Для обучающихся, пропустивших инструктаж по уважительной причине, - в день выхода на занятия; для обучающихся, поступивших в течение учебного года – в первый день их занятий. Этот инструктаж включает в себя: информацию о режиме занятий, правилах поведения обучающихся во время занятий, во время перерывов в помещениях, на территории учреждения, инструктаж по пожарной безопасности, по электробезопасности, правила поведения в случае возникновения чрезвычайной ситуации,по правилам дорожно-транспортной безопасности, безопасному маршруту в учреждении т.д.

 

Программы учебных предметов

Основы изобразительной грамоты и рисование

 

Программа учебного предмета «Основы изобразительной грамоты и рисование» разработана на основе общеразвивающих образовательных требований в области изобразительного искусства «Декоративно-прикладное творчество».

Данная программа направлена на развитие творческих способностей детей и помогает каждому ребенку выразить себя через изобразительную деятельность.

Программа учебного предмета «Основы изобразительной грамоты и рисование» развивает творческий потенциал детей, посредством приобщения учащихся к изобразительному искусству.

Научить пользоваться выразительными средствами для создания художественного образа; познакомить с приемами работы различными художественными материалами.

Данная программа «Основы изобразительной грамоты и рисование» рассчитана на 3 года обучения, с учебной нагрузкой 2 часа в неделю.

 

На третьем году обучения во втором полугодии проводится итоговая работа (зачет) за которую выставляется оценка. На 1-м и 2-м году обучения во втором полугодии проводятся текущие просмотры работ, выполненные за год обучения в форме выставки (контрольные уроки)

Общий объем времени по учебному предмету «Основы изобразительной грамоты и рисование» при 3-летнем сроке обучения составляет - 216 учебных часа (с 1по3 год включительно). Форма проведения учебных занятий – мелкогрупповая (4-10 человек). Дети принимаются в возрасте 7-8 лет.

 

Вид учебной работы, аттестации, учебной нагрузки

Затраты учебного времени, график промежуточной аттестации.

Всего часов
Классы

1

2

3

 
Полугодия 1 2 3 4 5 6  
Аудиторные занятия (в часах) 36 36 36 36 36 36 216
Самостоятельная работа (в часах) - - - - - - -
Максимальная учебная нагрузка (в часах) 36 36 36 36 36 36 216
Вид промежуточной аттестации   К   К   З  
Консультации часов в год

2

2

2

6

К- контрольный урок

З - зачет



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 57; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.122.4 (0.209 с.)