Тема 2. О родительстве и ответственности за семью 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. О родительстве и ответственности за семью



 

Как было сказано выше, важнейшей социальной функцией семьи является функция репродуктивная. Семья – единственный социальный институт, который позволяет восстановить естествен­ ным путём количественный и качественный состав населения страны.

 

Вместе с тем, как показывает практика, Россия остаётся стра­ ной с низкой рождаемостью – к 2016 году 1,7 рождений на одну женщину репродуктивного (детородного) возраста. При этом ве­ лик процент детей, родившихся вне брака (до трети всех несовер­ шеннолетних детей). Стабильно заметным остаётся число семей неблагополучных, семей, в которых матери отказываются от ново­ рожденных детей, пытаются разными путями, включая и крими­ нальные, освободиться от них.

 

Чтобы говорить о родительстве, нужно рассмотреть такое демо­ графическое понятие как рождаемость. Рождаемость трактуется

 

в социологии как реализованная способность семьи иметь детей. Под собой она имеет физиологическое основание, определяемое медиками и социологами как плодовитость. Плодовитая пара био­ логически в состоянии зачать и родить здоровое потомство.

 

Каждая пара представляет себе определённое число детей, которое появится в семье. Поведение, в соответствии с которым будут рождены дети – в определённые сроки и с определённым интервалом рождений, называется репродуктивным. 1

 

Репродуктивное поведение обусловлено такой составляющей личности как её потребность в определённом числе детей. Каж­ дый индивид имеет установку на то число детей, которое будет

 

1 См. Карцева Л. В. Психология и педагогика социальной работы с семьёй: Учеб. пособие.

 

– М.: Издат-торг. корпорация «Дашков и К», 2009.


 

19


гармонизировать с его представлениями о себе и своих возмож­ ностях, о модели семьи, которая ему близка, об обществе и его отношении к институтам семьи и родительства. Социализируясь

 

и набираясь жизненного опыта человек движется в направлении скорее снижения установки на максимально возможное для него число детей, чем на его увеличение. В личности будущего отца, будущей матери сохраняется больше социально-психологическая потребность в ребёнке или в детях, нежели потребность, обуслов­ ленная рационально и практически. Отсюда числа, которые социо­ логи определяют в качестве характеристики рождаемости в семье.

 

Существуют число идеальное (мечта о детях), реальное (их на­ личие) и планируемое (имеющаяся потребность). Профессор Ан­ тонов А. И. напоминает о необходимости для каждой женщины родить двух, а лучше трёх детей за весь репродуктивный период её жизни, поскольку лишь «для простого воспроизводства населения необходимо, чтобы на один эффективный брак… приходилось в среднем 2,58 или, если округлить, 2,6 ребенка».1

 

Путь от идеального числа к числу реальному, фактическому предопределяют многие жизненные обстоятельства (факторы). В их числе – общая политическая и экономическая обстановка в мире, в стране; социально-экономическое положение семьи, уро­ вень доходов (работающие родители или временно неработающие, безработные; обеспеченные или малообеспеченные – бедные, ни­ щие семьи); структура семьи (полная или неполная); тип семьи (пара в законном, гражданском браке или в сожительстве, конку­ бинате); внутрисемейная культура (семейное лидерство, наличие благоприятной семейной среды – взаимопомощи, взаимоподдерж­ ки, взаимопонимания); материальные условия функционирования семьи (наличие отдельного жилья, его комфортабельность, вклю­ чая современную бытовую технику, предметы культурного назна­ чения; наличие достаточных средств на осуществление досуговых мероприятий, саморазвитие, творчество, путешествия, получение конкурентного образования, заботу о старшем поколении и т. д.); степень овладения семейными ценностями (ориентация на себя, проявление индивидуализма с отсутствующими установками на

 

1 Антонов А. И., Борисов В. А. Лекции по демографии. С. 178.


 

20


увеличение размера семьи за счёт родившегося ребёнка или ори­ ентация на других, коллективистические ценности, следование традициям родительской семьи на рождение нескольких детей).

 

В социологии семьи существует понятие устойчивых и ста­ бильных супружеских отношений. Устойчивыми считаются такие семьи, в которых супруги находятся в доверительных отношениях, не имеют друг от друга секретов, их семейное единство проверено временем и неразрывно. Стабильной считается та семья, которая существует длительно, избегает ситуации разрыва отношений. И то

 

и другое семейное состояние способствует активизации репродук­ тивного поведения супругов. В устойчивых и стабильных семьях не боятся рожать детей, испытывают потребность в их большем числе, любят их и готовы к самоограничению ради удовлетворения потребностей детей во всём необходимом.

 

Чадолюбие – черта, свойственная народам, населяющим Рос­ сию, с древности. Детей любили ради наследования ими имени, имущества, статуса родителей. Им передавали лучшее и самое ценное, что накопили за всю семейную жизнь и аристократы, и священники, и земледельцы. В детях искали собственные черты

 

и гордились способностью стать и быть родителями. Без детей могли остаться только три категории граждан – монахи, скопцы (кастрированные мужчины) и юродивые (душевнобольные). От­ сутствие детей воспринималось как нарушение социальной нор­ мы, каралось снисходительным, сочувствующим отношением к субъекту, не являющемуся родителем. Многодетность характери­ зовала семьи священников, крестьян, земельные наделы которых, начиная со средних веков, передавались сыновьям, хотя владение

 

и распоряжение ими и контролировалось земельной общиной. По­ этому крестьянские семьи были заинтересованы в рождении сы­ новей больше, чем дочерей. Однако на Руси и детская смертность была высокой, что поощряло очередные деторождения не только на селе, но и в городских условиях и в разных социальных слоях.

 

С развитием цивилизации и открытием «железного занавеса»

 

– уже в ХХ веке российское общество поставило иные цели – до­ стичь высокого уровня жизни, соответствовать тем качественным

и количественным стандартам, которые демонстрировали раз­


 

21


витые западные страны. Семья отреагировала на эти изменения очень быстро: родители стали отказываться от очередных рожде­ ний с целью сосредоточения незначительных по западным меркам материальных, экономических, временных ресурсов для воспита­ ния единственного ребёнка. Малодетность, ограниченная одно­ кратными родами, начала распространяться, как доминирующая демографическая тенденция.

 

Ныне детей любят порой чисто теоретически, рожают для само­ утверждения, удовлетворения инстинкта материнства и отцовства. Удовлетворив природный инстинкт воспроизводства и социаль­ ную потребность в родительстве мужчина и женщина принимают решение объединить усилия на повышении профессионального мастерства, продвижении по службе, увеличении доходов, перерас­ пределении заработанных средств на нужды как первостепенные, так и на сферу престижного потребления. Таким образом, более совершенная марка автомобиля, приобретение более просторного

 

и комфортного жилья, путешествия в дальние страны становятся конкурентом появлению на свет очередного ребёнка.

 

Ответственное родительство –новое понятие,появившеесяв практической педагогике, психологии, социологии, демографии к началу ХХI века. Под ним подразумевается понимание мужчиной

 

и женщиной предпринимаемого шага – рождения ребёнка, умение контролировать собственные эмоции, своё репродуктивное созна­ ние и поведение от момента зачатия ребёнка до последних дней жиз­ ни самого родителя. По сути, решив став родителями, мужчина и женщина делают один из самых важных и ответственных выборов в своей жизни, нацеливаясь на преодоление многих жизненных труд­ ностей, использование всего своего личностного ресурса на воссо­ здание самого/самой себя в личности рождённого ими ребёнка.

 

Сфер ответственности, как отмечают социологи, у родителей немало. Прежде всего, это сфера права – необходимо родить ре­ бёнка в законном браке во избежание трудностей в наследовании им имени и имущества родителей. Далее это сфера культуры, вос­ производящая семейные ценности, нормы поведения, модели об­ щения с детьми в семье, родительские роли, функции. Затем это сфера здоровья – планирования семьи, поведения мужчины и жен­


 

22


щины во время беременности, поддержания здоровья своего, свое­ го малыша и других членов семьи. Ещё одна сфера – сфера воспи­ тания, те педагогические приёмы и методы, которые используют будущие и настоящие родители от момента зачатия ребёнка до его социализации на всех стадиях взросления. Наконец, ответственное родительство входит и в компетенцию социологии, социальной ра­ боты, поскольку затрагивает область социальной политики.1 Ина­ че говоря, родительство курируется как внутри семьи – самими отцами и матерями, так и извне – ближайшими к семье кругами общения, и в том числе – родственными, соседскими, территори­ альными. Свой пласт родительских проблем контролируют со­ циальные организации, учреждения, общности – производствен­ ные, профессиональные, педагогические, конфессиональные, культурно-досуговые, правоохранительные, медицинские, а так­ же и принадлежащие системе социальной работы. Как подмечает О. Н. Безрукова, «ответственное родительство можно рассматри­ вать как процесс взаимозависимых социальных отношений на трёх уровнях: 1) индивидуальном…. как ответственность перед самим собой; 2) межличностном как ответственность перед ребёнком..;

 

3) общественном – ответственность перед обществом».2

 

Отсюда вывод: к такому психическому состоянию, которое сопровождает мать, отца задолго до появления нового члена се­ мьи, выражает социальную зрелость родителя, осознание своей ответственности за новую жизнь, личность будущего ребёнка, –

 

к ответственному родительству должны готовить как семья, так и общество. Курс «Семьеведение» направлен на то, чтобы семейное окружение, будь то педколлектив детского сада, школы, семейные воспитатели – няни, опекуны, педагоги дополнительного образо­ вания, работники сфер культуры, искусства, средств массовой ин­ формации, врачи и юристы, полицейские и психологи, социальные педагоги и социальные работники, весь потенциал гражданского общества использовался для подготовки молодых людей к созда­ нию семьи, осознанному появлению в ней детей.

 

1 Безрукова О. Н. Ресурсы и сети поддержки ответственного родительства в молодых се­ мьях. – СПб.: Изд-во С. -Петербург. ун-та, 2011. – С. 25-26.

2 Там же. – С. 27.


 

23


Тема 3. Семейная типология

 

Каждая семья неповторима, поскольку составляют её люди, об­ ладающие целым набором специфических личностных качеств и свойств. Чтобы понимать, с личностью какого типа педагог имеет дело, нужно представлять себе, в какой семье растёт воспитанник, каковы её характерные особенности.

 

Типов семей не столь много, как типов личностей. Остановимся на тех из них, характеристики которых наиболее часто повторяются.

 

Тип главенства в семье

 

Прежде всего, семьи характеризует стиль взаимоотношений между супругами-родителями. Речь идёт о типе главенства в семье, согласно которому выделяются семьи авторитарные, де-мократические и промежуточные. В соответствии с данной клас­сификацией в этих семьях по-разному строится семейное воспита­ ние, формируются различные типы личности.

 

В авторитарной семье власть осуществляет один из её чле­нов. В современном обществе это могут быть и муж, и жена, и мать, и отец. Выше говорилось о патриархальном типе семьи, ко­ торая определяется и как традиционная. Практика показывает, что

 

в российской традиции семейное лидерство и мужское, и женское. Здесь многое зависит от того, какой тип личности направляет се­ мейную деятельность.

 

Супружеская пара может сложиться из двух авторитарных субъектов, и тогда семья обречена на конфликты и постоянное вы­ яснение вопроса, кто в доме главный, кто кому должен уступить. В такой семье ребёнок выбирает в качестве ориентира того родителя, у которого больше власти.

 

В ситуации, когда лидерство остаётся за мужчиной, семья чув­ ствует себя более гармонично: женщина реализует свои супру­ жеские и материнские роли и испытывает удовлетворённость от своего положения в семье. Ребёнок растёт в атмосфере семейного мира, лада, доверяет родителям, примеряет их роли на себя.

 

В семейной группе с женским лидерством мужчина ощущает себя ущемлённым в правах, ищет причины для ссор, бессознатель­


 

24


но стремясь приуменьшить роль супруги в семейной деятельности

 

и приподнять собственный вклад в общесемейное дело. Ребёнок оказывается вовлечённым в дилемму, признать ли нормальной си­ туацию женского лидерства и сохранить уважение к отцу или от­ вергнуть такую модель супружеских отношений, встать на сторо­ ну «униженного» отца, а значит на путь конфронтации с матерью. Собственная семейная идентичность в такой семье будет неопре­ делённой.

 

В демократической семье лидерство плавающее или ситуатив­ное. Отношения супругов исполнены стремлением к равенству, взаимной поддержке, чувством симпатии, преданности друг к дру­ гу. Партнёрство проявляется во всём: в принятии внутрисемейных решений, в выстраивании отношений с детьми, в выборе семейных приоритетов, определении сфер совместной жизнедеятельности. В данном типе семьи ребёнку расти скорее трудно, чем легко. Сво­ бода принятия решений, на первый взгляд дающаяся легко, на са­ мом деле требует максимальной ответственности за каждое слово, каждый поступок. Равенство взрослых и детей, воспринимаемое последними как естественное, по своей сути кажущееся. Незрелая личность решение принять не может, его следует выносить и под­ готовить более тщательно, что по силам только взрослому чело­ веку. Однако подросток, юноша, с которым в семье «считаются», склонен принимать дарованное ему право быть равным за истину

 

и выносить собственные вердикты по поводу действий матери или отца. На этом основаны конфликтные отношения между поколе­ ниями, детские бунты, заканчивающиеся порой печально – уходом ребёнка из семьи, вовлечением в аддиктивные виды деятельности, вплоть до суицидальных попыток. Данный тип семьи наиболее проблемен для воспитания новых членов.

 

Промежуточная форма семьи –та,которая не определенаполностью. Такой тип семьи может сложиться на первом этапе её функционирования, возникнуть в ситуации совместного прожи­ вания молодой пары с родителями мужа или жены, ввиду их из­ лишней загруженности профессиональной деятельностью. В лю­ бом случае любая супружеская пара стремится легитимизировать собственные представления о семейном счастье и благополучии,


 

25


достичь гармонии не временной, но постоянной, для чего необхо­ димо прибегать к неким стандартам поведения, которые расклады­ ваются на модели либо авторитарные, либо демократические.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 49; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.66.178 (0.047 с.)