Тема 1. Семья в современном обществе, её структура и функции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Семья в современном обществе, её структура и функции



 

Семья наряду с государством является одним из важнейших социальных институтов общества. Семья представляет собой объ-единение людей,которые состоят между собой в кровном родстве,живут под одной крышей и ведут общее хозяйство, объединены взаимной ответственностью, взаимоподдержкой и взаимопомо­ щью.

 

Семья защищает интересы каждого своего члена, выполняя за­ дачу сохранения и дальнейшего развития личностного потенциа­ ла. В этом проявляется её групповой статус.

 

В то же время семья является безусловной ценностью факти­ чески для каждого человека, привлекательна для представителей всех народов, этнических групп, культур, базируется на фундамен­ те многовековых традиций и обычаев, что подчёркивает её инсти-

 

туциональный (ценностный) характер.

 

Семья – не только социальная группа, но и социальная общ-ность, взаимосвязь в которой осуществляется на основе трёх ти­пов отношений – супружества, родительства и родства, и каждое из них является её неотъемлемой частью. Отсутствие хотя бы одного типа отношений деформирует семью, ставит её на грань кризиса, поскольку каждое из них равнозначно по отношению к другим.

 

Семья основывается на браке, который даёт её основателям правовую, экономическую, моральную и психологическую устой­ чивость, сексуальную стабильность. Внебрачные формы семьи, получившие в российском обществе широкое распространение по мере либерализации половой морали, ослабления традиционных семейных норм и неверно обозначенные людьми как «граждан­ ский брак», создают помехи для её функционирования, включая неуверенность в своём партнёре, в завтрашнем дне внебрачного союза, неопределённый статус детей, частую смену половых пар­ тнёров и т. д. На самом деле гражданским является брак, заклю­ чённый в органах ЗАГС. Всё иное – сожительство мужчины и жен­


 

12


щины, определяемое скорее целями удовлетворения сексуальной потребности, а параллельно с нею и материально-экономических, социально-психологических и иных запросов.

 

Семья имеет свою особую специфику – она является той со­ циальной группой, которая выступает посредником между инди-видом и обществом. Ни одна другая социальная структура,будьто детский дом, религиозная община, медицинское учреждение, в которое попадает брошенный незрелой матерью младенец, не в состоянии осуществить социализацию ребёнка с тем же успехом, что и семья.

 

Не только учёные, политики, общественные деятели, но и обычные люди ощущают семейное неблагополучие, в институт семьи верят всё меньше. Причина такого положения лежит да­ леко не в желаниях и настроениях россиян, в их ожиданиях и неудовлетворённости жизнью. Проблема в том, что российское общество – не по своей воле – оказалось внутри процессов ре­ формирования, модернизирования, разного рода социального экспериментирования. Россияне окунулись в волны глобализа­ ции, когда чуждые им индивидуалистические ценности (успеха, материальной обеспеченности, высокого уровня потребления, наличия «красивого» досуга, разного рода удовольствий) опере­ дили ценности коллективистические. В данном случае речь идёт

 

о семейной группе как коллективном единстве,о таких фамили­стических (просемейных) ценностях, как уютный дом, крепкая семья, любовь супругов и их преданность друг другу, наличие детей и единства внутри семьи, тесные родственные связи, взаи­ моподдержка поколений и т. д. Социологи и политологи говорят

о кризисе института семьи, когда перечисленные ценности усту­ пают место ценностям, желательным для отдельного индивида, будь то мужчина, женщина, ребёнок.

 

На деле семейный кризис проявляется в том, что уже на по­ роге взрослой жизни, будучи совсем юными, юноша или девушка сами решают, какой образ жизни для них предпочтительнее. Иные из них выбирают дом, супружество, семью с детьми, другие пред­ почитают одиночество, удобное для осуществления карьерных за­ мыслов. В таком случае симпатии к представителю другого пола


 

13


ограничиваются лёгкими отношениями, многочисленной сменой половых партнёров, отсутствием обязательств друг перед другом.

 

В такой ситуации появление детей у пары оказывается крайне не­ желательным, и от возникших беременностей пара освобождается.

Семейные ориентации юноши и девушки, молодых мужчины и женщины формируются порой в неблагоприятной ситуации, когда мать воспитывает сына или дочь одна, законного отца нет, при­ ходящие к матери мужчины как отцы детьми не воспринимаются, и между старшими и младшими складываются конфликтные от­ ношения.

 

К сожалению, семейные конфликты порой переносятся в сфе­ ру образования, соседства, дружеских и любовных связей детей и подростков. Юноша вступает на тропу войны со своим близким окружением, не в силах справиться со сложной внутрисемейной обстановкой и своими негативными эмоциями по этому поводу. В России высок риск девиации среди подростков, юношества, кон­ фликтогенности в подростковых сообществах, чрезмерно и число суицидальных намерений и попыток суицида, в том числе завер­ шённого, в молодёжной среде.

 

Проблема, следовательно, в немалой степени кроется в семей­ ном круге юноши, девушки, которым должны заняться – до вме­ шательства правоохранительных органов – педагоги-семьеведы, психологи, социальные педагоги, социальные работники, вхожие в семью.

 

Особо следует сказать о формах и моделях семьи. Здесь речь идёт о её структурах. Социология семьи выделяет следующие ти­ пы семейных структур,или модели семьи.

 

Тип моногамия-полигамия

 

Моногамия – пожизненный брак одного мужчины и одной жен­щины. В истории христианской России это была единственно со­ циально одобряемая линия поведения. В современном обществе существуют и другая форма брака – полигамия, которая выступает в двух моделях – как полигиния (брак одного мужчины с двумя и бо­ лее женщинами) и полиандрия (брак одной женщины с двумя или несколькими мужчинами, чаще всего в Индии, в Тибетских горах, где традиционно мало женщин).


 

14


Если мужчина имеет официальную спутницу жизни и, наряду

 

с нею, неофициальную или несколько неофициальных (подобное случается с известными музыкантами, актёрами и т. п.), и избран­ ницы живут отдельно от него, принято говорить о конкубинатах.

 

Изменения с общественной морали, отход от религиозных норм общежития привёл к тому, что законный брак всё менее привлекает молодых людей. Настроенные на профессиональную самореализа­ цию в условиях рынка, занятые поиском источников дохода моло­ дые мужчины и женщины не готовы соответствовать таким катего­ риям как долг и совесть, ответственность и забота о ближних. Брак откладывается на более поздние сроки, в отдельных случаях заменя­ ется сугубо интимными отношениями с противоположным полом.

 

Действительность такова, что в традиционном обществе огра­ ничителем в сексуальных отношениях являлась религиозная мо­ раль, которая в современном обществе всё более толерантна к изменению стандартов поведения. Достаточно сказать о том, что римская католическая церковь в начале ХХI века по сути дела смирилась с таким серьёзным отступлением от христианских ка­ нонов, как гетеросекуальность. В католических странах ныне офи­ циально разрешены однополые браки, и церковь уже не в силах противостоять этому политическому и идеологическому натиску национальных и экономических элит.

 

В российском обществе длительный период времени диску­ тируются полигамные отношения среди мусульманских народов

– татар, башкир, лезгин, чечен и т. п., а также и среди некоторой части высокообеспеченных членов общества, которые стремятся к сексуальному многообразию и готовы содержать нескольких жён и их детей. В энциклопедическом словареполигамия трактуется как явление многожёнства, гаремный тип семьи, свойственный патриархату.1 Для современного института семьи полигамия не является желательной, поскольку не сочетается с соответствую­ щими этническими, нравственными, социально-культурными традициями, обычаями, обрядами, а самое главное – социально-экономической моделью функционирования семьи.

 

1 См. Народонаселение. Энциклопедический словарь. / Под ред. Д. И. Валентея, А. С. Перву-тина. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991. С. 327.


 

15


Тип нуклеарной – расширенной семьи

 

Семьи различаются по поколенному и родственному соста-ву. Брачная пара с одним или несколькими детьми называетсянуклеарной­ (в переводе с латинского nucleus – ядро). Семья, со­ стоящая из трёх и более поколений, называется расширенной. При наличии мужского лидерства обозначается как патриархатная (патриархат – власть мужчин, матриархат – власть женщин). В со­ ставе таковой находилось от трёх до пяти поколений ближайших родственников по отцовской линии. Иная трактовка понятия – па­ триархальная семья.

 

Ныне такие семейные единства как феномен утрачены, однако сохраняются двух-, реже трёхпоколенные семьи. Живут они под одной крышей вынужденно: недостаёт необходимых жилых ме­ тров, наступила глубокая старость у основателей семьи, остаются

 

в силе этнокультурные традиции, обычаи народа.

 

Тип малодетной – многодетной семьи

 

В соответствии с этим критерием выделяют семьи бездетные,

 

малодетные, среднедетные и многодетные. Если супруги про­жили год без зачатий, имея сексуальные отношения, брачная пара считается бездетной. Малодетная семья имеет одного-двух детей. Среднедетной называют семью с тремя-четырьмя детьми. Много­ детность начинается от пяти и более детей.

Традиции многодетности распространены в регионах с ис­ поведанием таких религий, как индуизм и ислам. В странах араб­ ского Востока, в африканских странах, в Индостане рождаемость высока. Население планеты в связи с этим растёт быстрыми тем­ пами, что грозит планете Земля перенаселением. К 2015 году оно составляло 7,3 млрд, при этом европейцы составляют только 10 %, выходцы из стран Африки – 15 %, из государств Азии – 60 %.

 

Прогноз на 2050 год, по данным ЦРУ: CIA – TheWorldFactbook,

 

– 9,5 миллиардов человек, немецкого фонда «Население Земли»

 

(StiftungWeltbevlkerung) – 9,76 млрд человек. При этом число евро­ пейцев сократится до 7,5 % численности населения мира.1

 

1 Филиппов В. Фонд «Население Земли»: к 1 января 2015 года на планете будут жить почти

 

7,3 млрд человек (электр. ресурс) Режим доступа: itar-tass. com/obschestvo/1668253. Дата

 

обращения: 17 января 2015 года.


 

16


Американские исследователи А. Р. Льюис и Н. Р. Роулэнд, из­ учая движение населения в СССР, отметили: «Славянские регио­ ны в целом характеризуются низкой рождаемостью, относительно низким уровнем и падением темпов производства рабочей силы. Увеличение численности тюрко-мусульманского населения про­ ходит быстрыми темпами, экономика их этнических образований сравнительно неразвита и имеются резервы рабочей силы».1

 

Тип молодой – зрелой семьи

 

Семьи классифицируются по стадиям их существования, или по возрасту. Просуществовавшие три-пять лет семьи,где супругине превышают по возрасту 30-35 лет и находятся в первом браке, называются молодыми семьями. Семьи с десятилетним и более стажем – зрелые семьи. Семьи с 20-летним стажем супружества именуются старыми.

 

Этапы жизненного цикла семьи таковы. Первая стадия – про-креативная, длится от вступления в брак и до рождения первогоребёнка. Вторая – репродуктивная, начинается с момента появле­ ния первого ребёнка и заканчивается рождением последнего. Тре­ тья длится до ухода детей из дома с образованием собственных семей или без такового. Называется данная стадия стадией социа-лизационного родительства. Четвёртая стадия–стадия «пустого гнезда»,начинается с отделением взрослых детей от родителей изаканчивается смертью одного из родителей. Далее следует новый жизненный цикл – для последующей нуклеарной семьи.

 

Далее нужно выделить функции современной семьи. Функция представляет собой направление деятельности семьи, отражает выполняемые ею задачи. Социальные функции семьи возникают исторически и меняются вместе с изменением самого общества.

 

Вначале – на заре человечества это были рождение и воспита­ ние детей, забота об их жизни и здоровье, материальное обеспече­ ние семейной жизнедеятельности, поддержания семейного быта, уклада, ведение домохозяйства. Впоследствии число семейных функций увеличивалось, сами функции разнообразились. Так, со­

 

1 Льюис А. Р., Роулэнд Н. Р. Движение населения в СССР и его влияние на общество в 1897-1977 гг. В сб. Демографические процессы в СССР: 20-80-е гг: Советская зарубежная историография / Отв. ред. В. З. Дробижев. М., 1991. С. 28.


 

17


циолог М. С. Мацковским выделил как наиболее социально значи­ мые такие функции семьи как репродуктивная и воспитательная (социализационная). Далее были обозначены функции социаль­ ного контроля, социального статуса, эмоциональной поддержки, общения, досуговая, хозяйственно-бытовая, сексуальная.

 

Демографом А. Г. Вишневским названы функции производ­ ственная – семейная и внесемейная; потребительская; демогра­ фическая (прокреативная – поддержание должного уровня рож­ даемости и жизнеохранительная – сохранение жизни и здоровья родившихся детей, поддержание и восстановление здоровья всех других членов семьи; психологическая и социокультурная, и в том числе – психотерапевтическая (чувство безопасности, эмоцио­ нальные связи в семье, возможность самоутверждения), социали­ зирующая (воспитание и формирование личности, усвоение норм

 

и ценностей культуры, подготовка к выполнению социальных ро­ лей и т. п.).1

Известный демограф и социолог семьи А. И. Антонов напо­ минает: семья является единым целым, её жизнедеятельность возможна только в единстве её индивидуальных, групповых и со­ циальных проявлений, указывает: «Нельзя делить функции семьи на главные и второстепенные, все семейные функции – главные, однако необходимость различать среди них те особые, которые позволяют отличать семью от других институтов, привела к вы­ делению специфических и неспецифических функций семьи».2 К

 

специфическим относятся репродуктивная и социализационная функции, все прочие – к неспецифическим.

Социолог Л. В. Карцева вычленяет индивидуально-личностные функции семьи, такие как сексуальная, релаксационная, форми­ рования самооценки, эмоциональная, нравственно-этическая, ценностно-ориентационная, смыслообразования, религиозно-фи­ лософская, эстетическая, оздоровительная, самостроительства личности и рекреационная.3 Данные функции семьи как малой

 

1 См. Эволюция семьи и семейная политика в СССР / под ред. А. Г. Вишневского. – М.:

Наука, 1992.

2 Социология семьи / под ред. проф. Антонова А. И.: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2005. С. 46.

 

3См. Карцева Л. В. Психология и педагогика социальной работы с семьёй: Учеб. пособие.

 

М.: Издат-торг. корпорация «Дашков и К», 2009.


 

18


группы несут значительную социальную нагрузку и не являются вторичными по отношению к социальным функциям семьи. При их успешном выполнении члены семьи удовлетворены принад­ лежностью к своей семейной группе, признают приоритет семей­ ных ценностей над внесемейными.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 41; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.131.72 (0.038 с.)