Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 1. Семья в современном обществе, её структура и функции
Семья наряду с государством является одним из важнейших социальных институтов общества. Семья представляет собой объ-единение людей,которые состоят между собой в кровном родстве,живут под одной крышей и ведут общее хозяйство, объединены взаимной ответственностью, взаимоподдержкой и взаимопомо щью.
Семья защищает интересы каждого своего члена, выполняя за дачу сохранения и дальнейшего развития личностного потенциа ла. В этом проявляется её групповой статус.
В то же время семья является безусловной ценностью факти чески для каждого человека, привлекательна для представителей всех народов, этнических групп, культур, базируется на фундамен те многовековых традиций и обычаев, что подчёркивает её инсти-
туциональный (ценностный) характер.
Семья – не только социальная группа, но и социальная общ-ность, взаимосвязь в которой осуществляется на основе трёх типов отношений – супружества, родительства и родства, и каждое из них является её неотъемлемой частью. Отсутствие хотя бы одного типа отношений деформирует семью, ставит её на грань кризиса, поскольку каждое из них равнозначно по отношению к другим.
Семья основывается на браке, который даёт её основателям правовую, экономическую, моральную и психологическую устой чивость, сексуальную стабильность. Внебрачные формы семьи, получившие в российском обществе широкое распространение по мере либерализации половой морали, ослабления традиционных семейных норм и неверно обозначенные людьми как «граждан ский брак», создают помехи для её функционирования, включая неуверенность в своём партнёре, в завтрашнем дне внебрачного союза, неопределённый статус детей, частую смену половых пар тнёров и т. д. На самом деле гражданским является брак, заклю чённый в органах ЗАГС. Всё иное – сожительство мужчины и жен
12 щины, определяемое скорее целями удовлетворения сексуальной потребности, а параллельно с нею и материально-экономических, социально-психологических и иных запросов.
Семья имеет свою особую специфику – она является той со циальной группой, которая выступает посредником между инди-видом и обществом. Ни одна другая социальная структура,будьто детский дом, религиозная община, медицинское учреждение, в которое попадает брошенный незрелой матерью младенец, не в состоянии осуществить социализацию ребёнка с тем же успехом, что и семья.
Не только учёные, политики, общественные деятели, но и обычные люди ощущают семейное неблагополучие, в институт семьи верят всё меньше. Причина такого положения лежит да леко не в желаниях и настроениях россиян, в их ожиданиях и неудовлетворённости жизнью. Проблема в том, что российское общество – не по своей воле – оказалось внутри процессов ре формирования, модернизирования, разного рода социального экспериментирования. Россияне окунулись в волны глобализа ции, когда чуждые им индивидуалистические ценности (успеха, материальной обеспеченности, высокого уровня потребления, наличия «красивого» досуга, разного рода удовольствий) опере дили ценности коллективистические. В данном случае речь идёт
о семейной группе как коллективном единстве,о таких фамилистических (просемейных) ценностях, как уютный дом, крепкая семья, любовь супругов и их преданность друг другу, наличие детей и единства внутри семьи, тесные родственные связи, взаи моподдержка поколений и т. д. Социологи и политологи говорят о кризисе института семьи, когда перечисленные ценности усту пают место ценностям, желательным для отдельного индивида, будь то мужчина, женщина, ребёнок.
На деле семейный кризис проявляется в том, что уже на по роге взрослой жизни, будучи совсем юными, юноша или девушка сами решают, какой образ жизни для них предпочтительнее. Иные из них выбирают дом, супружество, семью с детьми, другие пред почитают одиночество, удобное для осуществления карьерных за мыслов. В таком случае симпатии к представителю другого пола
13 ограничиваются лёгкими отношениями, многочисленной сменой половых партнёров, отсутствием обязательств друг перед другом.
В такой ситуации появление детей у пары оказывается крайне не желательным, и от возникших беременностей пара освобождается. Семейные ориентации юноши и девушки, молодых мужчины и женщины формируются порой в неблагоприятной ситуации, когда мать воспитывает сына или дочь одна, законного отца нет, при ходящие к матери мужчины как отцы детьми не воспринимаются, и между старшими и младшими складываются конфликтные от ношения.
К сожалению, семейные конфликты порой переносятся в сфе ру образования, соседства, дружеских и любовных связей детей и подростков. Юноша вступает на тропу войны со своим близким окружением, не в силах справиться со сложной внутрисемейной обстановкой и своими негативными эмоциями по этому поводу. В России высок риск девиации среди подростков, юношества, кон фликтогенности в подростковых сообществах, чрезмерно и число суицидальных намерений и попыток суицида, в том числе завер шённого, в молодёжной среде.
Проблема, следовательно, в немалой степени кроется в семей ном круге юноши, девушки, которым должны заняться – до вме шательства правоохранительных органов – педагоги-семьеведы, психологи, социальные педагоги, социальные работники, вхожие в семью.
Особо следует сказать о формах и моделях семьи. Здесь речь идёт о её структурах. Социология семьи выделяет следующие ти пы семейных структур,или модели семьи.
Тип моногамия-полигамия
Моногамия – пожизненный брак одного мужчины и одной женщины. В истории христианской России это была единственно со циально одобряемая линия поведения. В современном обществе существуют и другая форма брака – полигамия, которая выступает в двух моделях – как полигиния (брак одного мужчины с двумя и бо лее женщинами) и полиандрия (брак одной женщины с двумя или несколькими мужчинами, чаще всего в Индии, в Тибетских горах, где традиционно мало женщин).
14 Если мужчина имеет официальную спутницу жизни и, наряду
с нею, неофициальную или несколько неофициальных (подобное случается с известными музыкантами, актёрами и т. п.), и избран ницы живут отдельно от него, принято говорить о конкубинатах.
Изменения с общественной морали, отход от религиозных норм общежития привёл к тому, что законный брак всё менее привлекает молодых людей. Настроенные на профессиональную самореализа цию в условиях рынка, занятые поиском источников дохода моло дые мужчины и женщины не готовы соответствовать таким катего риям как долг и совесть, ответственность и забота о ближних. Брак откладывается на более поздние сроки, в отдельных случаях заменя ется сугубо интимными отношениями с противоположным полом.
Действительность такова, что в традиционном обществе огра ничителем в сексуальных отношениях являлась религиозная мо раль, которая в современном обществе всё более толерантна к изменению стандартов поведения. Достаточно сказать о том, что римская католическая церковь в начале ХХI века по сути дела смирилась с таким серьёзным отступлением от христианских ка нонов, как гетеросекуальность. В католических странах ныне офи циально разрешены однополые браки, и церковь уже не в силах противостоять этому политическому и идеологическому натиску национальных и экономических элит.
В российском обществе длительный период времени диску тируются полигамные отношения среди мусульманских народов – татар, башкир, лезгин, чечен и т. п., а также и среди некоторой части высокообеспеченных членов общества, которые стремятся к сексуальному многообразию и готовы содержать нескольких жён и их детей. В энциклопедическом словареполигамия трактуется как явление многожёнства, гаремный тип семьи, свойственный патриархату.1 Для современного института семьи полигамия не является желательной, поскольку не сочетается с соответствую щими этническими, нравственными, социально-культурными традициями, обычаями, обрядами, а самое главное – социально-экономической моделью функционирования семьи.
1 См. Народонаселение. Энциклопедический словарь. / Под ред. Д. И. Валентея, А. С. Перву-тина. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991. С. 327.
15 Тип нуклеарной – расширенной семьи
Семьи различаются по поколенному и родственному соста-ву. Брачная пара с одним или несколькими детьми называетсянуклеарной (в переводе с латинского nucleus – ядро). Семья, со стоящая из трёх и более поколений, называется расширенной. При наличии мужского лидерства обозначается как патриархатная (патриархат – власть мужчин, матриархат – власть женщин). В со ставе таковой находилось от трёх до пяти поколений ближайших родственников по отцовской линии. Иная трактовка понятия – па триархальная семья.
Ныне такие семейные единства как феномен утрачены, однако сохраняются двух-, реже трёхпоколенные семьи. Живут они под одной крышей вынужденно: недостаёт необходимых жилых ме тров, наступила глубокая старость у основателей семьи, остаются
в силе этнокультурные традиции, обычаи народа.
Тип малодетной – многодетной семьи
В соответствии с этим критерием выделяют семьи бездетные,
малодетные, среднедетные и многодетные. Если супруги прожили год без зачатий, имея сексуальные отношения, брачная пара считается бездетной. Малодетная семья имеет одного-двух детей. Среднедетной называют семью с тремя-четырьмя детьми. Много детность начинается от пяти и более детей. Традиции многодетности распространены в регионах с ис поведанием таких религий, как индуизм и ислам. В странах араб ского Востока, в африканских странах, в Индостане рождаемость высока. Население планеты в связи с этим растёт быстрыми тем пами, что грозит планете Земля перенаселением. К 2015 году оно составляло 7,3 млрд, при этом европейцы составляют только 10 %, выходцы из стран Африки – 15 %, из государств Азии – 60 %.
Прогноз на 2050 год, по данным ЦРУ: CIA – TheWorldFactbook,
– 9,5 миллиардов человек, немецкого фонда «Население Земли»
(StiftungWeltbevlkerung) – 9,76 млрд человек. При этом число евро пейцев сократится до 7,5 % численности населения мира.1
1 Филиппов В. Фонд «Население Земли»: к 1 января 2015 года на планете будут жить почти
7,3 млрд человек (электр. ресурс) Режим доступа: itar-tass. com/obschestvo/1668253. Дата
обращения: 17 января 2015 года.
16 Американские исследователи А. Р. Льюис и Н. Р. Роулэнд, из учая движение населения в СССР, отметили: «Славянские регио ны в целом характеризуются низкой рождаемостью, относительно низким уровнем и падением темпов производства рабочей силы. Увеличение численности тюрко-мусульманского населения про ходит быстрыми темпами, экономика их этнических образований сравнительно неразвита и имеются резервы рабочей силы».1
Тип молодой – зрелой семьи
Семьи классифицируются по стадиям их существования, или по возрасту. Просуществовавшие три-пять лет семьи,где супругине превышают по возрасту 30-35 лет и находятся в первом браке, называются молодыми семьями. Семьи с десятилетним и более стажем – зрелые семьи. Семьи с 20-летним стажем супружества именуются старыми.
Этапы жизненного цикла семьи таковы. Первая стадия – про-креативная, длится от вступления в брак и до рождения первогоребёнка. Вторая – репродуктивная, начинается с момента появле ния первого ребёнка и заканчивается рождением последнего. Тре тья длится до ухода детей из дома с образованием собственных семей или без такового. Называется данная стадия стадией социа-лизационного родительства. Четвёртая стадия–стадия «пустого гнезда»,начинается с отделением взрослых детей от родителей изаканчивается смертью одного из родителей. Далее следует новый жизненный цикл – для последующей нуклеарной семьи.
Далее нужно выделить функции современной семьи. Функция представляет собой направление деятельности семьи, отражает выполняемые ею задачи. Социальные функции семьи возникают исторически и меняются вместе с изменением самого общества.
Вначале – на заре человечества это были рождение и воспита ние детей, забота об их жизни и здоровье, материальное обеспече ние семейной жизнедеятельности, поддержания семейного быта, уклада, ведение домохозяйства. Впоследствии число семейных функций увеличивалось, сами функции разнообразились. Так, со
1 Льюис А. Р., Роулэнд Н. Р. Движение населения в СССР и его влияние на общество в 1897-1977 гг. В сб. Демографические процессы в СССР: 20-80-е гг: Советская зарубежная историография / Отв. ред. В. З. Дробижев. М., 1991. С. 28.
17 циолог М. С. Мацковским выделил как наиболее социально значи мые такие функции семьи как репродуктивная и воспитательная (социализационная). Далее были обозначены функции социаль ного контроля, социального статуса, эмоциональной поддержки, общения, досуговая, хозяйственно-бытовая, сексуальная.
Демографом А. Г. Вишневским названы функции производ ственная – семейная и внесемейная; потребительская; демогра фическая (прокреативная – поддержание должного уровня рож даемости и жизнеохранительная – сохранение жизни и здоровья родившихся детей, поддержание и восстановление здоровья всех других членов семьи; психологическая и социокультурная, и в том числе – психотерапевтическая (чувство безопасности, эмоцио нальные связи в семье, возможность самоутверждения), социали зирующая (воспитание и формирование личности, усвоение норм
и ценностей культуры, подготовка к выполнению социальных ро лей и т. п.).1 Известный демограф и социолог семьи А. И. Антонов напо минает: семья является единым целым, её жизнедеятельность возможна только в единстве её индивидуальных, групповых и со циальных проявлений, указывает: «Нельзя делить функции семьи на главные и второстепенные, все семейные функции – главные, однако необходимость различать среди них те особые, которые позволяют отличать семью от других институтов, привела к вы делению специфических и неспецифических функций семьи».2 К
специфическим относятся репродуктивная и социализационная функции, все прочие – к неспецифическим. Социолог Л. В. Карцева вычленяет индивидуально-личностные функции семьи, такие как сексуальная, релаксационная, форми рования самооценки, эмоциональная, нравственно-этическая, ценностно-ориентационная, смыслообразования, религиозно-фи лософская, эстетическая, оздоровительная, самостроительства личности и рекреационная.3 Данные функции семьи как малой
1 См. Эволюция семьи и семейная политика в СССР / под ред. А. Г. Вишневского. – М.: Наука, 1992. 2 Социология семьи / под ред. проф. Антонова А. И.: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2005. С. 46.
3См. Карцева Л. В. Психология и педагогика социальной работы с семьёй: Учеб. пособие.
М.: Издат-торг. корпорация «Дашков и К», 2009.
18 группы несут значительную социальную нагрузку и не являются вторичными по отношению к социальным функциям семьи. При их успешном выполнении члены семьи удовлетворены принад лежностью к своей семейной группе, признают приоритет семей ных ценностей над внесемейными.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 41; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.131.72 (0.038 с.) |