Экологическая модель развития 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экологическая модель развития



Как утверждает Г. Крайг, сегодня, возможно, самой влиятельной моделью развития стала модель экологических систем, предложенная американским психологом Ури Бронфенбреннером. Согласно этой модели, развитие человека — это динамический процесс, идущий в двух направлениях. С одной стороны, человек сам реструктурирует свою жизненную среду, ас другой — испытывает воздействие со стороны элементов этой среды. Экологическая среда развития состоит из четырех вложенных одна в другую экосистем, изображаемых с помощью концентрических колец.

Первая из них — это микросистема. Она включает самого субъекта и его ближайшее окружение: это семья, детский сад, ровесники по школе, оказывающие самое непосредственное влияние на ход психического развития. Другие компоненты микросистемы — органы здравоохранения, товарищи по играм, иные социальные группы, к которым принадлежит ребенок,— также влияют на его развитие.

Мезосистема включает в себя взаимоотношения между микросистемами. На развитие ребенка могут влиять события в школе, в семье, связи между ними, также как и связи между школой и группой сверстников. При анализе мезосистемы обычно изучают частоту, качество и степень влияния взаимодействий: как отношения в семье влияют на процесс адаптации ребенка к школе, как общение между родителями и учителями может влиять на его успеваемость.

Экзосистема состоит из тех элементов среды, в которых ребенок не играет активной роли, но которые оказывают на него влияние. К примеру, проблемы на работе родителей влияют прежде всего на них самих, а родители в свою очередь влияют на развитие подростка. Таких опосредованных влияний множество.

Макросистема включает идеологию, установки, нравы, традиции, ценности окружающей ребенка культуры. Именно макросистема устанавливает эталоны внешней привлекательности и ролевого поведения, влияет на образовательные стандарты, а значит, оказывает влияние на соответствующее развитие и поведение человека.

 

 

Вопросы для самоконтроля знаний:

1.Что изучает возрастная психология?

2.Какие разделы выделяются в структуре возрастной психологии?

3.Что включает в себя исторический анализ понятия «детство»?

4.Какова связь возрастной психологии с практикой?

5.Что общего и различного в понятиях: рост, формирование, развитие?

Учебные ситуационные задачи.

Задача.1.

Несовпадение во времени фаз развития отдельных органов и функций

А. гетерохронность развития

Б. кумулятивность развития

В. дивергентность развития

 

Задача 2.

Непостоянство в развитии психических функций

А. сенситивность развития

Б. неравномерность развития.

В. конвергентность развития

 

Задача 3.

Представителями биогенетического направления в психологии являются:

А. Э.Геккель

Б. Л.С.Выготский

В. С.Холл

 

Задача 4.

 «Развитие состоит из эволюционирования психических структур или способов обработки информации, частью генетически запрограммированных и зависящих от степени зрелости индивидуума». Данное понимание развития характерно для:

А. когнитивных теорий развития

Б. социогенетических

В. персоногенетических

Задача 5.

1. Вставьте правильный ответ:

Согласно …концепции все в поведении индивида, включая ценности, установки и эмоциональные реакции, определяется воздействием внешней среды в прошлом либо в настоящем.

Литература:

1. Карвасарский Б.Д. Клиническая психология: учебник для вузов Гриф Министерства Здравоохранения [Текст]/ Карвасарский Б.Д – Питер: 2013.

 

 2. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для ВУЗов. Гриф МО РФ[Текст]/ И.А.Зимняя -М:2010.

 

3. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебник для вузов. Гриф МО[Текст]/Л.Ф.Обухова – 2013.

 

Тема 1.2. Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития. Требования к критерию и принципы построения возрастной периодизации, выдвинутые Л.С.Выготским. Значение кризисов в психическом развитии.

Цель занятия: определить сущностьвозрастной периодизации психического развития, принципы построения периодизации, роль возрастных кризисов.

 

Основные понятия темы: возраст,возрастные кризисы, сензитивные периоды,  интериоризация, акселерация.

 Информационный материал



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 164; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.213.128 (0.007 с.)