Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Механизм психического развития ребенка
Во всех изложенных теориях, несмотря на их существенные различия, есть одно общее: они рассматривают человека как результат действующих на него факторов. Хотя в одном случае поведение человека определяется наследственностью и инстинктами, а в другом - внешними воздействиями среды, оба эти механизма ставят человека в жесткую зависимость от обстоятельств, на которые он влиять не может. Получается, что ни наследственность, ни среда, ни их сочетание сами по себе не определяют пути развития человека и его психологические особенности. Они лишь создают необходимые условия для его развития, но не являются его детерминантами. Специфика человеческого поведения состоит в том, что оно свободно, и свободу эту дает человеку сознание. Осознавая свое поведение, человек начинает строить его произвольно, приобретая независимость от своего натурального, природного состояния и от внешней среды. Очевидно, что онтогенез человека разворачивается в культурном (шире — социальном) пространстве и в некотором историческом промежутке времени. Определенные отношения между индивидом и средой,— это конкретные условия, в которых осуществляется «развертка» генотипической программы и которые оказывают на нее соответствующее воздействие. Условия как система отношений между индивидом и средой могут быть благоприятными или неблагоприятными для процесса индивидуального развития. Следовательно, его результаты главным образом будут зависеть от конкретных условий, в которые попадает данный индивид. И в первую очередь это будет сказываться на формировании тех психологических новообразований, которые в меньшей степени обусловлены программой развития, заложенной в генотипе. Таким образом, становится понятной ведущая роль системы отношений между индивидом и средой для психического развития человека. Культурно-исторической концепции Л. С. Выготского принадлежит неоспоримый приоритет во введении этого понятия в психологию развития. Л.С. Выготский подчеркивал, что человеческий ребенок в отличие от детенышей животных при рождении попадает не в природную среду, а в определенное культурно-историческое пространство, в котором существуют не только внешние материальные предметы, но и идеальные формы, отражающие специфику данного общества (представления, идеи, ценности и т.д.). В этом пространстве есть и особые предметы - знаки, обладающие двойной (материальной и идеальной) природой. Самым распространенным примером знаков являются слова человеческой речи.
Мысль Л.С. Выготского заключается в том, что знаки являются не только заместителями других предметов, но и средствами, орудиями внутренней, психической жизни человека. По аналогии с орудиями труда знаки являются психологическими орудиями, которые позволяют осознать себя, свои действия, овладеть ими, таким образом, человеческое поведение опосредованно знаками. Речь не является единственным средством осознания своего поведения и овладения им. В качестве таких средств могут выступать различные образцы, правила или способы действия. Психика человека с позиции культурно-исторической концепции, имеет опосредованный характер. Высшие психические функции человека имеют культурное происхождение, они опосредованы знаками и произвольны. Психическое развитие ребенка можно представить как процесс присвоения культурно-заданных средств овладения собой или как процесс становления высших психических функций. Этот процесс имеет не натуральную, а культурную природу. Человеческое общество и окружающие люди не противостоят ребенку и не давят на него извне, а составляют главный источник формирования его внутренней жизни. Стать человеком ребенок может только вместе с взрослыми, в процессе совместной жизнедеятельности с ними. Важнейший закон развития высших психических функций, открытый Л. С. Выготским, заключается в следующем. Всякая функция в культурном развитии ребенка первоначально возникает в процессе взаимодействия со взрослым и существует не в индивидуальном сознании ребенка, а между ребенком и взрослым, в пространстве их отношений, поэтому она имеет интерпсихическую форму. Впоследствии она переходит во внутренний мир ребенка, интериоризируется, т.е. становится его индивидуальным достоянием, приобретает интрапсихическую форму. Закон перехода от интерпсихических к интрапсихическим процессам имеет фундаментальное значение для детской психологии.
Ученик и последователь Л. С. Выготского - Д. Б. Эльконин связывал становление произвольного осознанного поведения ребенка со способностью действовать по образцу. Ценность подхода Д. Б. Эльконина состоит в том, что автор попытался охватить и связать между собой два основных вектора развития ребенка. Один из них характеризует взаимоотношения ребенка с миром вещей, что предполагает познание и овладение предметным миром. Другой вектор характеризует взаимодействие ребенка с миром людей. Д. Б. Эльконин считает, что деятельность ребенка внутри этих двух векторов представляет единый процесс, в котором формируется личность. Однако в ходе развития этот единый по своей природе процесс раздваивается. В каждом возрастном периоде один вектор доминирует над другим, а в рамках следующего возрастного периода они как бы меняются местами, и именно смена доминирующего вектора на субдоминантный определяет начало нового возрастного этапа в психическом развитии ребенка. По своему психологическому содержанию вектор есть не что иное, как деятельность, присущая ребенку в данный момент, т.е. ведущая деятельность ребенка. При этом наличие ведущей деятельности не отменяет другие субдоминантные виды деятельности. Совокупный анализ типа ведущей деятельности и ее продуктов, т. е. психических новообразований на фоне социальной ситуации развития ребенка, позволил Д. Б. Эльконину сформулировать периодизацию психического развития. При осуществлении таких видов деятельности, как непосредственно - эмоциональное общение младенца со взрослым, сюжетно ролевая игра дошкольников, общение младших подростков, развивается преимущественно мотивационно - потребностная сфера ребенка. При осуществлении предметно - манипулятивной деятельности в раннем детстве, учебной деятельности младших школьников и учебно-профессиональной деятельности старших подростков идет преимущественное освоение способов действий и эталонов. Таким образом, согласно этой концепции, в детском развитии есть периоды, в которых происходит преимущественное развитие потребностно - мотивационной сферы и как результат этого освоение задач, мотивов и норм отношений, и периоды преимущественного развития интеллектуально - познавательных сил, результатом чего становится освоение общественно выработанных способов действий с предметами Для всестороннего понимания психического развития также важно приложение разработанного Б. Г. Ананьевым комплексного подхода, ориентированного на разностороннее смотрение многоуровневой, системной организации структуры человека. Такое соединение ественнонаучного и культурно-исторического взглядов в максимальной степени охватывает все стороны процесса психического развития. Для понимания механизма психического развития ребенка, его значения, важно знать основные составляющие.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 58; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.1.136 (0.007 с.) |