Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Онтогенез и жизненный путь человека
Говоря об онтогенезе, следует учитывать жизненный путь человека. Жизненный путь человека - это история формирования и развития личности в определенном обществе, современника определенной эпохи и сверстника определенного поколения. Фазы жизненного пути накладываются на отдельные стадии онтогенеза, причем так, что некоторые стадии обозначаются как фазы жизненного пути: преддошкольное, дошкольное, школьное детство. Начало личности наступает много позже, чем начало индивида. Да и само начало индивида имеет глубокие корни в особенностях наследственности, утробного периода жизни. С первого момента жизни человек зависит от социальных условий существования и воспитания. Начало личности долгий и многофазный процесс ранней социализации индивида, наиболее интенсивно протекающий на втором-третьем годах жизни человека. Таким образом, история личности хотя и отмечается датой рождения, однако начинается много позже. Не менее трудным, чем объективное определение "начала" индивида, личности, субъекта деятельности является определение объективных критериев зрелости человека. Не случайно в психологической литературе понятие "зрелость" заменено понятием "взрослость". По времени не совпадает наступление зрелости человека как индивида (физическая зрелость), личности (гражданская), субъекта познания (умственная) и труда (трудоспособность). Совокупность таких направлений развития становится базой для формирования индивидуальности человека. Таким образом, учет возрастных особенностей человека базируется не только на учете хронологического возраста, но и на следующих измерениях: Ø жизненный путь человека, включающий как возрастные, так и психологические, социальные измерения; Ø общие свойства культуры и общества, от которых зависят традиционные способы воспитания детей, структура семьи, преобладающие установки, особенности национальной психологии; Ø историческая ситуация, в которой происходит развитие человека, особенности его поколения (нельзя, например, сравнить поведение и уровень развития современных старшеклассников и их сверстников 40-х и 30-х годов не учитывая влияния акселерации); Ø индивидуально-типологические, в частности дифференциально-психологические особенности людей (половые, конституциональные, типы нервной системы, темпы созревания).
Таким образом, возраст человека есть всегда конвергенция биологического исторического и психологического времени. Пока психологи не изумили жизненный путь человека целиком казалось, что существенные изменения происходят только на первых этапах созревания и в старости, взрослость считалась этапом максимальной стабильности. Однако, исследования последних лет показали, что зрелость не является целью развития и те его концом, процесс развития принципиально безграничен, так как развитие представляет собой основной способ существования личности. Возрастная периодизация жизненного цикла человека Ключевой проблемой возрастной психологии является проблема периодизации жизненного цикла человека. На сегодняшний день не существует единой общепринятой классификации возрастных периодов развития человека. Известно множество различных классификаций, хотя в них можно отметить наличие общих тенденций и близости некоторых из них между собой. Возрастные классификации 1. Древняя китайская классификация:
2. Классификация возрастов жизни по Пифагору (VI в. до н.э.)
3. Классификация возрастов жизни по Гиппократу (IV в. до н.э.)
4. Возрастная периодизация, принятая Международным симпозиумом по возрастной периодизации в г. Москве 1965 г.
5. Периодизация Дж. Биррена – исследователя процессов старения человека (1964).
6. Возрастная периодизация Д.Б. Бромлей (1966)
7. Стадии психосоциального развития по Э.Эриксону
8. Возрастная периодизация по Квинн В. (2000):
9.Возрастная периодизация по Г.Крайгу:
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 123; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.42.164 (0.011 с.) |