Психологические стратегии общения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологические стратегии общения



Выделяют три пары стратегий общения. Открытое или закрытое общение. Монологическое или диалогическое общение. Ролевое (исполнение какой-то социальной роли, например, «ребенка», «родителя», «начальника», «подчиненного» и т.п.), или личностное общение (дружеское, доверительное, «по душам»).

Открытое общение - это такое общение, при котором человек может и хочет четко, ясно и полно выразить свою точку зрения или отношение к чему-либо, кому-либо и готов понять и учесть точку зрения и позицию других людей (собеседников).

Закрытое общение возникает при нежелании или неумении ясно выразить и донести до сознания собеседника свою позицию, отношение, мысль или информацию. Монологическое общение - это достаточно распространенный вид общения, в котором изначально задана неравноправность партнеров. В данной ситуации один из собеседников как правило владеет большей информацией и обладает большими полномочиями и правами в реализации какой-либо задачи через конкретного партнера по общению. Монологическое общение, в свою очередь, подразделяется на два вида: императивное и манипулятивное.

Императивное общение - это по сути директивная, авторитарная форма общения, имеющая своей целью открытое принуждение собеседника к определенным решениям или действиям. Как правило данный вид воздействия реализуется через такие формы, как приказы, предписания, указания, поощрения, наказания, взыскания и т.п. Особенно осторожно и избирательно нужно применять формы императивного общения при обучении и в работе с пациентами.

Манипуляция - это разновидность монологического общения, предполагающая неявное воздействие на собеседника (партнера по общению) для достижения манипулятором своих скрытых целей. Манипуляция является разновидностью скрытого управления людьми, контроля над их мышлением и поведением, при котором партнер не информируется об истинных целях такого общения либо получает искаженную информацию, скрывающую эти цели. Как правило, манипулятор использует наиболее уязвимые (с психологической точки зрения) места человека, его скрытые желания, предпочтения, амбиции, комплексы, установки, увлечения, особенности темперамента, характера, возраста и т.п., применяя при этом специальные методы воздействия, повышающие внушаемость, восприимчивость, податливость партнера. С этической точки зрения собеседник рассматривается манипулятором как объект, инструмент и средство для достижения его скрытых целей. С психологической точки зрения у манипулятора формируется одностороннее отношение к людям, стремление управлять ими и распоряжаться, часто с эгоистических позиций. При таком общении выхолащивается глубинное, гуманистическое отношение к людям, утрачивается понимание их уникальности и самоценности. Описанный способ общения неприемлем ни в отношениях с пациентами, ни в отношениях с коллегами.

Диалогическое общение - в основе этого общения лежат такие важные качества, как доверие и уважительное отношение к собеседнику, равноправные отношения в общении, предоставление партнеру права на собственное мнение и принятие собственного (варианта) решения.

Целью диалогического общения является достижение более глубокого уровня понимания между людьми, более тесного контакта с человеком и возможности сотрудничества. Данный вид общения является наиболее желательным и приемлемым как в общении с коллегами, так и в общении с пациентами.

Ролевое общение как правило связано с использованием различных психологических тактик общения.

Выделяют шесть тактических позиций в общении: Доброжелательная позиция принятия собеседника. Нейтральная позиция. Враждебная позиция непринятия собеседника. Доминирование, или «пристройка сверху». Общение на равных, или «пристройка рядом». Подчинение, или «пристройка снизу».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 101; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.54.6 (0.004 с.)