Понятие о ведущей репрезентативной системе человека 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие о ведущей репрезентативной системе человека



Эффективность и качество общения, взаимодействия и взаимопонимания между людьми во многом зависят от способности определять репрезентативные системы собеседника.

Репрезентативная система -- это индивидуальный способ и механизм восприятия и переработки информации, получаемой человеком от органов чувств. Существует несколько каналов восприятия внешней и внутренней информации: с помощью зрения, слуха, ощущений (тактильных, двигательных, болевых и т.п.), обоняния и вкуса. Наиболее важными из них являются следующие: визуальный (зрительный), аудиальный (слуховой), кинестетический (на основе других видов чувствительности и ощущений) и еще один -- чисто человеческий - логический (на основе мыслительной деятельности). Это - основные репрезентативные системы (то есть способы восприятия и переработки информации) человека, которыми он пользуется в процессе своей повседневной жизни. Но лишь одна из указанных систем для каждого человека является наиболее предпочтительной, или ведущей. Поэтому всех людей условно можно разделить на «визуалов», «аудиалов», «кинестетиков» и «логиков». Соответственно у каждой репрезентативной системы имеются свой особый «язык» и способ восприятия, кодировки и интерпретации сигналов (информации), поступающих из внешнего и внутреннего мира. Поэтому деление людей по ведущим репрезентативным системам - это деление по языку, на котором они общаются и взаимодействуют с собой, другими людьми и окружающим миром. Для каждой репрезентативной системы существуют свои особые, характерные только для нее, ключевые слова (глаголы, прилагательные, наречия), которыми человек выражает свой способ восприятия и понимания внешнего и внутреннего мира - своего и других людей.

Именно по этим специфическим словам, языку и «коду», на котором человек общается и взаимодействует с людьми, можно достаточно легко определить его ведущую репрезентативную систему. Человек с ведущей «зрительной» системой («визуал») чаще всего использует в своей речи следующие ключевые слова: смотреть, видеть, наблюдать, замечать, показывать, появляться, вырисовываться, яркий, блестящий, колоритный, перспективный, красочный, видный, красивый и т.п.

Человек же с ведущей «слуховой» системой («аудиал») в своей речи чаще всего использует такие слова: слушать, слышать, кричать, шептать, объяснять, упоминать, свистеть, журчать, шелестеть, сигналить, громкий, тихий, неслышный, звонкий, пронзительный, оглушающий и т.п.

Для человека с ведущей системой «ощущений» («кинестетик») в речи характерно использование следующих слов: чувствовать, предчувствовать, ощущать, касаться, теплый, холодный, острый, колючий, шероховатый, липкий, приятный, головокружительный, и т.п.

Человек с ведущей мыслительной системой («логик»), как правило, чаще всего использует в своей речи следующие слова: знаю, понимаю, осознаю, помню, догадываюсь, думаю, размышляю, анализирую, логичный, убедительный, обоснованный, доказательный, аргументированный и т.п.

Человек, придающий особое внимание вкусовым ощущениям, чаще всего использует в своей речи такие слова, как: вкусный, сладкий, горький, соленый, пресный, с таким-то привкусом и т.д. Люди, придающие особое значение обонянию, наиболее часто используют следующие слова: ароматный, душистый, благоухающий, вонючий, пахнуть и т.д. Причиной многих конфликтов и непонимания между людьми в быту и на производстве может явиться несовпадение их ведущих репрезентативных систем.

В этом случае люди как бы разговаривают на «разных языках», не понимая друг друга, так как для них наиболее значимы совершенно разные ключевые слова. Слова же, используемые собеседником с другой репрезентативной системой, находятся как бы за границами их восприятия и поэтому являются гораздо менее значимыми и несут гораздо меньшую смысловую нагрузку. Для того, чтобы понять другого человека и быть понятым им, необходимо распознать (выявить в общении) его ведущую репрезентативную систему и научиться его языку (говорить с ним на его языке).

Вопросы для самоконтроля знаний:

  1. Понятие социальной перцепции.
  2.  Важнейшие персептивные ситуации и механизмы.
  3. Ситуация ролевого взаимодействия.

Ситуационные задачи:

Ситуация 1.

Каковы условия эффективного общения? Что способствует, а что мешает собеседникам понять друг друга.

Ситуация 2.

Какие индивидуальные особенности пациентов необходимо учитывать для организации терапевтического сотрудничества?

 

Ситуация 3.

К Вам на прием пришла больная В., 57 лет, которую в течение последних 3-х лет беспокоит парестезия в полости рта. Из анамнеза жизни и заболевания пациентки Вам удалось выяснить, что она обращалась с аналогичными жалобами в различные поликлиники города, где ей выставлялся диагноз — кандидоз. После проведения осмотра пациентки у Вас сложилось совершенно другое мнение. Вы изменили диагноз, назначили тщательное обследование, дополнительные консультации смежных специалистов. В итоге Ваш диагноз был подтвержден. Пациентка плачет, расстроена, что её неправильно лечили до сих пор, поскольку диагноз был неточен. Требует разъяснить, почему так произошло.

Какова должна быть Ваша тактика?

Варианты ответа

1.Будете ругать коллег за невнимательность и безграмотность.

2.Сошлетесь на сложный диагноз и имевшие место трудности в диагностике. Объясните, что ряд заболеваний имеет много общего в клинической картине.

3.Попытаетесь объяснить, что лечение было правильным и никакого вреда не принесло, а Ваши коллеги тоже старались в поиске правильной тактики лечения.

4.Бросите реплику «Лечиться надо у настоящих врачей» и больше ничего не скажете.

 

Ситуация 4.

В кабинет ортопедической стоматологии обратился пациент Н. с диагнозом частичная вторичная адентия и отягощенным аллергологическим анамнезом. Из общения с больным стало известно, что он считает этап протезирования не сложным лечебным процессом, а просто «вставлением зубов». Больной игнорирует вопросы врача, касающиеся аллергологического анамнеза, вида протеза, который ему показан. Он настаивает на протезировании любыми материалами и в кратчайшие сроки. Отказывается от предложенного дополнительного обследования у аллерголога, ссылаясь на сильную занятость.

Какова должна быть в данном случае Ваша тактика?

Варианты ответа

1.Порекомендуете пациенту обратиться к другому врачу.

2.Пойдете на поводу у больного и выполните все его условия.

3.Будете терпеливо убеждать пациента в необходимости изготовления и использования показанной ему ортопедической конструкции, а также проведения дополнительного обследования у аллерголога.

 

Ситуация 5.

К Вам на прием обратилась пациентка с жалобами на язву на боковой поверхности языка, которая не заживает в течение двух месяцев. Вы назначили пациентке проведение биопсии. Исследование выявило малигнизацию. Дополнительное обследование установило множественные метастазы, поражающие жизненно важные органы.

Что Вы должны сказать: а) пациентке; б) родственникам? Какова должна быть Ваша дальнейшая тактика при работе с данной пациенткой?

Варианты ответа

1.Близким родственникам (которым больная больше доверяет) скажете всю правду. Остальным родным и посетителям не скажете ничего. Они узнают информацию от доверенного лица в той степени, в какой он сочтет нужным сказать. Пациентке дадите частичную информацию, не раскрывая полного диагноза, но и не обнадеживая её на полное выздоровление. В разговоре с больной обязательно укажете, что заболевание оказалось запущенным и потребует длительного лечения, возможно, проведения не одного оперативного вмешательства. Отметите, что, возможно, для подстраховки придется провести курс химиотерапии или лучевой терапии. Убедите больную не отказываться от предлагаемой тактики лечения, а с целью психотерапевтического воздействия используете периодическую госпитализацию и проведете симптоматическое лечение.

2.Будете терпеливо вводить в курс дела всех посетителей пациентки, ни слова не говоря ей самой.

3.Откровенно расскажете пациентке о сложившейся ситуации и предоставите возможность ей самой поделиться печальными новостями с родственниками.

Литература.

 

1. Ильин Е.П. Психология общения. – СПб.: Питер, 2011-03-18

2. Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений / Е.П. П. Ильин.-СПб.: Питер,: 2009.

3. Руденко А.М. Психология для медицинских специальностей/ А.М. Руденко, С.И. Самыгин. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.

4. Шеламова, Г. М. Деловая культура и психология общения:учебное пособие / Г. М. Шеламова.-М.: Академия, 2009.

 

Тема: 2.3.   Коммуникации в процессе организации совместных действий.

 

Цель занятия: обогатить знания о коммуникации в процессе организации совместных действий.

 Основные понятия: общение, коммуникативная компетентность. Коррекция общения.

 Информационный материал.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 125; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.78.106 (0.01 с.)