Лабораторно-практическое занятие 5. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лабораторно-практическое занятие 5.



Тема:  «Сценическое воплощение музыкально – драматургического произведения».

Вопросы для самоподготовки:

1. Форма и содержание в сценическом искусстве.

2. Сценическая условность.

3. Пластический и музыкальный образ спектакля.

Задания:

1. Выбрать для постановки отрывок (фрагмент) из музыкальной комедии (оперетты, водевиля, мюзикла) – по выбору студента.

2. Провести режиссерский анализ выбранного музыкально – драматургического произведения.

3. Разработать постановочный план и осуществить постановку отрывка (фрагмента) музыкально – драматургического произведения.

Форма отчетности:

1. Поставленный отрывок из музыкально-драматургического произведения.

Рекомендуемая литература:

1. Захава Б.Е. Мастерство актера и режиссера. –М., 1978.

2. Поламишев А.М. Мастерство режиссера: от анализа к воплощению. –М., 1992.

 

 САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

СРС включает следующие виды работ:

 

§ Ведение режиссерского дневника наблюдений;

§ Конспектирование рекомендуемой литературы;

§ Отработка упражнений на элементы внутренней и внешней техники актера – 1 семестр;

§ На основе режиссерских замыслов разработка сценария и постановка упражнений на элементы режиссерского мастерства – 2 семестр;

§ Работа над ролью в одиночном, парном, массовом этюде – 2 семестр;

§ Своевременный и качественный выбор каждым студентом пьесы и отрывка из нее – 3 семестр; сцены, картины или фрагмента музыкально – драматургического произведения – 4 семестр;

§ Режиссерский анализ драматических – 3 семестр, и музыкально – драматургических произведений – 4 семестр;

§ Разработка замысла (постановочного плана) отрывков драматургических произведений – 3, 4 семестры;

§ Постановка отрывков драматургических произведений – 3, 4 семестры;

§ Работа над ролью в отрывках драматургических произведений – 3, 4 семестры.

§

По результатам осуществления СРС применяются следующие виды контроля:

 

§ Дневник режиссерских наблюдений;

§ Конспект рекомендованной литературы;

§ Актерская работа в упражнениях на элементы внутренней и внешней психотехники (одиночные, парные, групповые) – 1 семестр;

§ Одиночные, парные, массовые этюды на элементы режиссерского мастерства – 2 семестр;

§ Актерская работа в одиночном, парном, массовом этюде других студентов – 2 семестр;

§ Отобранные драматические – 3 семестр, и музыкально – драматургические произведения – 4 семестр;

§ Письменный драматургический анализ драматических – 3 семестр, и музыкально – драматургических произведений – 4 семестр;

§ Постановочный план отрывков драматургических произведений – 3, 4 семестры;

§ Поставленный отрывок драматургического произведения – 3, 4 семестры;

§ Актерская работа в отрывках драматургических произведений – 3, 4 семестры.

ДИАГНОСТИКА ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ.

Тестовые задания

ЗАДАНИЕ № 1 (◦ - выберите один вариант ответа)

Действие – это:

 

 ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1) процесс

2) факт

ЗАДАНИЕ № 2 (◦ - выберите один вариант ответа)

 

Действие – поступок – это:

 

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1) процесс

2) факт

ЗАДАНИЕ № 3 (◦ - выберите один вариант ответа)

 

Событие – это:

 

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1) процесс

2) факт

ЗАДАНИЕ № 4 (◦ - выберите один вариант ответа)

 

Действие бывает:

 

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1) физическим

2) психическим

3) психо - физическим
4) словесным
5) безсловесным

ЗАДАНИЕ № 5 (◦ - выберите один вариант ответа)

 

Определите вид действий буквами ф (физическое), п (психическое):

 

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1. красит стену                                                                           

2. курит сигарету                                                                  

3. подмигивает                                                                    

4. прибивает гвоздь                                                            

5. приветливо улыбается                                                      

6. иронизирует                                                                     

 

ЗАДАНИЕ № 6 (◦ - выберите один вариант ответа)

 

Определите, где «чувство», а где «действие» буквами «ч» и «д»

 

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1) жалеть

2) гневаться

3) утешать

4) упрекать

5) презирать

6) любить

7) прогонять

8) приглашать

 

ЗАДАНИЕ № 7 (◦ - выберите один вариант ответа)

 

Продолжите список требований, предъявляемых к сценическому действию. Оно должно быть:

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

  1. – правдивым
  2. – продуктивным
  3. – непрерывным
  4. - ……………….
  5. - ……………….
  6. - ……………….
  7. - ……………….
  8. - ……………….

 

ЗАДАНИЕ № 8 (◦ - выберите один вариант ответа)

 

Определите, что относится к предлагаемым обстоятельствам знаком w:

 

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

  1. фабула пьесы (сценария)
  2. факты
  3. события
  4. эпоха
  5. время и место действия
  6. условия жизни
  7. актерское понимание пьесы (сценария)
  8. режиссерское понимание пьесы (сценария)
  9. мизансцены
  10. декорации
  11. костюмы
  12. бутафория
  13. освещение
  14. шумы и звуки

 

ЗАДАНИЕ № 9 (◦ - выберите один вариант ответа)

 

Определите к какому кругу предлагаемых обстоятельств относятся приведенные компоненты:

 

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1) «Откуда пришел и с чем» (что принес с собой и в себе)

2) где, когда, кто, что делает

3) биография героя и его сверхщадачи

 

ЗАДАНИЕ № 10 (◦ - установите последовательность)

 

Выполняемые действа:

 

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1) выполнение принятого решения (поступок)

2) поиск выхода

3) восприятие факта

4) принятие решения

5) оценка факта

ЗАДАНИЕ № 11 (◦ - дополните)

 

Список типов общения:

 

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1) словесное

2) физическое

3) ……………

4) ……………

ЗАДАНИЕ № 12

 

Установите соответствие приведенных понятий (слева), функциям типов общения (справа):

 

 

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1) словесное                                                                             а) передача информации

2) физическое                                                                        б) передача ощущений и чувств

                                                                                                    через глаза, тело (холодно,

                                                                                                     ревность). 

3) лучеизлучение                                                                   в) общение жестом, мимикой,

                                                                                                     взглядом, прикосновением

4) лучевосприятие                                                                 г) вбирание в себя чужих чувств

 

ЗАДАНИЕ № 13 (◦ - продолжите)

 

Перечисление видов сценического общения:

 

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1) прямое общение с объектом, с партнером

2) коллективное общение

3) ……………………..

4) ……………………..

ЗАДАНИЕ № 14 (◦ - выберите один вариант ответа)

 

Ритм поведения человека выше темпа его действия в случае:

 

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1) чтение басни во время домашней репетиции

2)  чтение басни во время показа

3) когда чтец басни бежит, опаздывая на показ

ЗАДАНИЕ № 15 (◦ - выберите один вариант ответа)

 

Атмосфера зависит от:

 

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1) места действия

2) времени действия

3) характера общения

4) характера мышления

5) обстоятельств

6) темпо-ритма действия

7) психофизического самочувствия

8) мизансцены

9) события

ЗАДАНИЕ № 16 (◦ - выберите один вариант ответа)

 

Режиссерский акцент может выразиться в:

 

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1) музыке

2) шуме

3) паузе

4) свете

5) движении декорации

6) движении актера

7) слове

8) мизансцене

ЗАДАНИЕ № 17 (◦ - выберите один вариант ответа)

 

Способом и формой освоения действительности в искусстве является:

 

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1) художественная идея

2) художественный образ

3) коллезия

ЗАДАНИЕ № 18 (◦ - выберите один вариант ответа)

 

Тема – это проблема:

 

 

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1) да

2) нет

ЗАДАНИЕ № 19 (◦ - выберите один вариант ответа)

 

Виды идей:

 

 

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1) идея – вопрос

2) идея – сомнения

3) идея – ответ

4) идея – ирония

5) идея – ошибка

6) идея - действие

 

ЗАДАНИЕ № 20

 

Определите где тема, где идея:

 

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1) о роли учителя в воспитании

2) нельзя игнорировать опыт народа

3) о военном лихолетье, жертвенном труде женщин, их выдержке, высоком духе и неистребимой вере в победу

4) о разрушении дома как основы бытия, о бесприютности человека в собственном дому

5) это не дом, когда в нем нет любви и сочувствия друг к другу, когда дети не понимают родителей, а родители детей, когда нет ничего прочного в жизни

6) жить – значит страдать, но выжить – значит преодолеть

7) жизнь прожить – не поле перейти

8) все заботятся о том, чтобы жить долго, но никто не заботиться о том, чтобы жить счастливо

ЗАДАНИЕ № 21 (◦ - выберите один вариант ответа)

 

Сценическое внимание должно быть:

 

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1) произвольным

2) непроизвольным

3) пассивным

4) активным

5) внутренним

6) внешним

7) многоплоскостным

8) коротким

ЗАДАНИЕ № 22 (◦ - выберите один вариант ответа)

 

Наличие конфликта в сценарии художественно-массового мероприятия:

 

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1) обязательно

2) не обязательно

3) в зависимости от ситуации, времени, в которое проводится мероприятие

ЗАДАНИЕ № 23 (◦ - выберите один вариант ответа)

 

Драматический конфликт развивается:

 

 

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1) в сюжете и композиции

2) в теме и проблеме

3) в художественном образе

ЗАДАНИЕ № 24 (◦ - выберите один вариант ответа)

 

Разрешение конфликта дает:

 

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1) тему

2) идею

3) сценарный ход

ЗАДАНИЕ № 25 (◦ - установите)

 

Типы конфликтов, встречающиеся в драматургии:

 

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1) герой - ………….

2) герой - ………….

3) герой - ………….

4) герой - ………….

ЗАДАНИЕ № 26 (◦ - выберите один вариант ответа)

 

Элементы композиции:

 

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1) развязка

2) развитие действия

3) кульминация

4) завязка

5) финал

6) пролог

7) эпилог

8) экспозиция

ЗАДАНИЕ № 27

 

Установите соответствие характеристик приведенным понятиям:

 

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1) …событие может произойти вне границ прописанного сюжета                а) узловое событие

сюжета («за кулисами», «за кадром», что бывает крайне редко)

2) …событие, как правило, происходит непосредственно в                            б) кульминационное событие

«границах» произведения

3) …событие, в котором конфликтность отношений между персонажами    в) исходное событие

достигает наивысшего напряжения, после разрешения которого

кардинально меняются их последующие действия, их взаимоотношения       

ЗАДАНИЕ № 28

 

Установите соответствие между понятием и его определением:

 

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1) аллегория                                                        а) перенесение свойств одного предмета (явления) на другой

2) гипербола                                                        б) изображение явления через конкретный образ

3) метафора                                                         в) знак, условно выражающий суть какого-либо явления

4) символ                                                             г) преувеличение

 

ЗАДАНИЕ № 29 (◦ - выберите один вариант ответа)

 

Установите соответствие между определениями понятий:

 

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1) метод                                                           а) способ организации аудитории

2) форма                                                     б) способ организации материала

3) средства                                                 в) прием ведения вечера

4) сценарный ход                                      г) способ идейно-художественного воздействия на аудиторию

ЗАДАНИЕ № 30 (◦ - выберите один вариант ответа)

 

Метафора – это:

 

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1) перенесение свойств одного предмета (явления) на другой

2) иносказание

3) преувеличение

ЗАДАНИЕ № 31

 

Установите соответствие примеров приведенным понятиям:

 

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1) метафора                                                    а) волчий аппетит

2) аллегория                                                   б) скульптура В Мухиной «Плодородие»

3) символ                                                        в) бронза мускулов

4) гипербола                                                  г) Знамя

ЗАДАНИЕ № 32

 

Определите последовательность смены господства в театре той или иной фигуры (актер, режжисер, драматург):

 

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1) театр режиссерский

2) театр драматурга

3) театр актерский

ЗАДАНИЕ № 33

 

Определите, что относится к элементу «Воображение» и «Фантазия»:

 

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1) оно создает то, что мы знаем………………

2) оно создает то, чего в действительности мы не знаем…………..

Ключи к тестам:

1. 1

2. 2

3. 2

4. да: 1,2,3,4,5

5. физическое: 1,2,4

психическое: 5,6,3

6. чувство: 1,2,5,6

7. целесообразным, логичным, последовательным, искренним, напряженным.

8. да: 1-14

9. 1-средний, 2-малый, 3-большой.

10. 3,5,2,4,1.

11. Излучение, лучевосприятие

12.1-а, 2-в, 3-б, 4-г.

13. Самообщение. Общение с воображаемым объектом.

14. 3

15. да: 1-9

16. да

17. 2

18. 1

19. да: 1,3,5 нет: 2,4,6.

20. тема: 1,3,4 идея: 2,5,6,7,8

21. 1,4,5,6,7

22. 1

23. 1

24. 2

25. 1 герой, 2 масса, 3 среда, 4 зрительный зал

26. 6,8,4,2,3,1,5,7

27. 1-в, 2-а, 3-б

28. 1-б, 2-г, 3-а, 4-в

29. 1-б, 2-а, 3-г, 4-в

30. 1,2

31. 1-а, 2-б, 3-г, 4-в

32. 2,3,1

33. 1-воображение, 2-фантазия.

 

 

 Вопросы для самопроверки

1.Раскрыть понятия: композиция, фабула, сюжет, метод, форма, средства.

2.Основные этапы работы над анализом драматургического произведения.

3.Основные этапы работы над созданием постановочного плана.

4.Основные этапы репетиционного процесса.

Зачетно - экзаменационные требования:

1 семестр.

  1. Дневник режиссерских наблюдений.
  2. Контекст рекомендуемой литературы.
  3. Актерская работа в упражнениях на элементы внутренней и внешней психотехники (одиночные, парные, групповые).

2 семестр.

  1. Актерская работа в этюдах (одиночный, парный, массовый).
  2. Режиссерский этюд (одиночный, парный, массовый).
  3. Отбор драматургического произведения для работы над ним в 3 семестре

(на утверждение художественным руководителем курса).

 

3 семестр.

  1. Письменный драматургический анализ отобранный пьесы.
  2. Постановочный план отрывка драматургического произведения.
  3. Постановка отрывка.
  4. Актерская работа в отрывках других студентов.

4 семестр.

  1. Письменный драматургический анализ музыкально-драматургического произведения.
  2. Постановочный план отрывка музыкально-драматургического произведения.
  3. Постановка отрывка.
  4. актерская работа в отрывках других студентов.

 

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Основная литература

При изучении дисциплины «Мастерство актера и режиссера (практика)»

в качестве основных источников информации рекомендуется использовать:                                                                                                                                             

1. Захава Б.Е. Мастерство актера и режиссера. – М., 1978.

2. Ершов П.М. Технология актерского искусства. – М., 1992.

3. Ершов П.М. Режиссура как практическая психология. – М., 1997.

4.Кнебель М.О. О действенном анализе пьесы и роли. – М., 1979.

5. Кристи Г.В. Воспитание актера школы Станиславского. – М., 1978.

6.Морозова Г.В. Понятие темпо-ритма сценического действия. – М., МГИК, 1968.

7. Мочалов Ю.А. Композиция сценического пространства. – М., 1980.

8. Немирович-Данченко В.И. Театральное наследие. Т.1. – М., 1952.

9. Новицкая Л.П. Уроки вдохновения. – М., 1984.

10.Поламишев А.М. Мастерство режиссера. Действенный анализ. – М., 1982.

11.Поламишев А.М. Мастерство режиссера: от анализа к воплощению. – М., 1992.

12.Попов А.Д. Творческое наследие. Кн.1 – М., 1989, 1990.

13.Рехельс М.Л. Режиссер – автор спектакля.

14.Рудницкий К.А. Режиссер Мейерхольд. – М., 1969.

15.Станиславский К.С. Собр. соч. т. 2,3. – М., 1989, 1990.

16.Товстоногов Г.А. Зеркало сцены. Кн. 1. – М., 1980.

Учебно-методическая литература

В качестве учебно-методической литературы при изучении дисциплины «Мастерство актера и режиссера (теория)» могут быть рекомендованы:

1. Режиссура и мастерство актера. Сост. А.А. Тихомиров. – Казань, 2002.

2. Карпушкин М.А. Работа студента над режиссерским анализом пьесы и замыслом. – Куйбышев, 1989.

3. Кумысников Х.Л. Об искусстве режиссера. – Казань, 1989.

 

Дополнительная литература

В качестве дополнительных источников информации рекомендуется использовать

13. Абалкин Н. Факел Охлопкова. – М., 1972.

14. Берковский Н.Я. Литература и театр. – Л., 1969 (А. Таиров).

15. Бояджиева Л.В. Макс Рейнхардт. – Л., 1987.

16. Владимирова З. Каждый по-своему. – М., 1966. (А. Эфрос).

17. Западное искусство. ХХ век. – М., 1978. (А. Антуан, Г. Крэг).

18. Золотницкий Д. Зори театрального Октября. – М., 1976.

19. Золотницкий Д. Будни и праздники театрального Октября. – М., 1978.

20. Любимов Ю.П. Рассказы старого трепача. – М., 2001.

21. Премьеры Товстоногова. – М., 1994.

22. Райх Б.Ф. Вена-Берлин-Москва-Берлин. – М., 1972 (М. Рейнхардт, Э.Пискатор, Б. Брехт).

23. Смирнов-Несвицкий Ю.А. Евгений Вахтангов. – Л., 1987.

24. Смирнова Н.И. Евгений Багратионович Вахтангов. – М., 1982.

13. Сурина Т.М. Станиславский и Брехт. – М., 1975.

14. Эфрос А.В. Репетиция – любовь моя. – Кн. 1. – М., 1993.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 90; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.134.29 (0.175 с.)