Тема 4. Переходный характер искусства хvii В. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 4. Переходный характер искусства хvii В.



   Обострение социально-экономических и политических конфликтов: смена правителей, иноземные вторжения, крестьянские восстания, религиозный раскол. Первопричина смуты в государстве – смута в душах и умах, вызванная противоборством взаимоисключающих явлений, старого и нового. Ощущение хаоса, мозаичный образ мира. Разрушение древнерусской культуры и подготовка к культуре Нового времени. Вычленение личности из коллективного целого духовной жизни Древней Руси (И.В. Кондаков).

Характерные черты искусства: обмирщение, жажда земной красоты, выражающаяся в усиленной декоративности, сплав народных традиций и заимствованных на Западе готовых форм (барокко).

Сближение церковного и гражданского строительства. Приближение композиции храма к асимметричной композиции хором с крыльцами, крытыми папертями, лестницами-всходами. Множество объемов внутреннего пространства. Сложный силуэт. Богатое декоративное оформление. Развитие кирпичного строительства. Расцвет деревянной архитектуры и их взаимное влияние с каменным зодчеством. Расширение образного языка архитектуры за счет традиций крепостного строительства и привлечения западных мастеров. Светские сооружения: Теремной дворец (Б.Огурцов, Т.Шарутин) – ступенчатый силуэт, живописный декор стен, сложный ритм парных окон. Единичные дворцы нового типа. Палаты В. Голицина - разбивка стены, соответствующая внутренней структуре здания, членения фасада, вносящие принцип ордерности, в интерьере – европейская живопись и зеркала. Приобретение окончательного облика разновременных монастырских ансамблей. Троице-Сергиева лавра. Здания разных эпох подчеркивают достоинства друг друга, общий вид - цельное, радостное, красочное зрелище. Ново-Иерусалимский монастырь - попытка воспроизвести храм Гроба Господня в Иерусалиме. Небольшие храмовые постройки, построенные по заказам частных лиц мастерами с яркой индивидуальностью. Успенская (Дивная) церковь Алексеевского монастыря в Угличе - острая выразительность силуэта, шатер и три башни. Храм Рождества Богородицы в Путниках - миниатюрный повтор мотивов Василия Блаженного, смена центров композиции с разных точек зрения. Церковь Троицы в Никитниках - каноничное пятиглавие, обилие декора. Храмы нового типа в царских вотчинах вблизи Москвы - «нарышкинское барокко». Многоярусность, запрещенное шатровое покрытие, совмещенное с пятиглавием. Элементы ордера, богатое декоративное убранство. Церковь Покрова в Филях. Пирамидальный силуэт, связь с ландшафтом, гармоничное слияние церковного здания с башней, нет характерного для европейского барокко напряжения, что олицетворяет народное представление о красоте.

  В живописи преобладание темы прославления самодержавия. Интерес к реальному миру и личному началу, расширение круга сюжетов, повествовательность, занимательность и назидательность. Главный художественный центр - Оружейная палата, обслуживавшая царский и патриарший двор. Работа по подлинникам, укрепление значения русского искусства. Использование гравюр из западных книг. Обсуждение вопросов искусства. Передовые взгляды И. Владимирова и С. Ушакова. Забота о судьбах родного искусства, огрубленного ремесленными подделками, обоснование возможности заимствования поучительности и жизненности у иностранных мастеров. Соответствующее «латинской партии» в области церковного просвещения прозападное направление в искусстве (фрязь). Протест со стороны ревнителей древнерусской византинирующей традиции. Традиции народного творчества в стенописи провинциальных построек. Росписи храма Ильи Пророка в Ярославле - богатство тематики, жажда наглядно представить события реального мира. Детализация как признак наивной любознательности, орнаментальный ритм.      

«Строгановская школа» - аристократическое направление в русской иконописи. Иконы Н. Савина, П. Чирина по заказу богатых купцов - оторванность от храмового ансамбля, повествовательные сюжеты, связанные с патрональными образами. Значение иконы как оберега, предмета любования, изысканная миниатюрная живопись, глубина эмоционального состояния. Творчество С. Ушакова - новый этап в развитии русской живописи. Прелесть земного в рамках канонов. «Спас нерукотворный» - идеальный благородный образ, светотень лица, телесность. Икона «Насаждение древа государства Российского» - сумма разномасштабных образов, иллюстрирующих идею преемственности власти царей и покровительства Марии. Добросовестная передача реальных построек и исторических лиц.

Зачатки светского портрета - парсуны. Мемориальное значение, иконная техника и манера исполнения. Индивидуальный человеческий образ. Изображение Федора Алексеевича - условность, монументальность. Живое человеческое лицо, но статичность фигуры, подчиненной плоскости, натуралистичные детали.

 

Искусство ХVIII века



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 57; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.27.244 (0.004 с.)