В домонгольский период (ХI-ХII вв.) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В домонгольский период (ХI-ХII вв.)



Двоеверие, где языческий и христианский пласты культуры существовали параллельно, - постоянный фактор российской цивилизации. Возникновение централизованного государства из слаборазвитых племен, разбросанных на границе между лесом и степью (миром оседлых земледельцев и миром кочевых агрессоров). Выбор в качестве государственной религии восточной (византийской) ветви христианства как идеологии единого сплоченного народа и сильной государственности. Культурное содержание крещения Руси: религиозная форма социально-экономических и политических преобразований от первобытно-родового к феодально-монархическому строю, приобщение к культуре более развитых христианизированных стран. На Западе отношения между церковью и государством строились в форме противостояния и взаимоограничения, в Древней Руси церковь – духовная опора самодержавия, царь – земное воплощение Бога (И.В. Кондаков). 

Общие черты древнерусского искусства: творческий коллективизм, вечность и неизменность изображаемого, каноничность героев и сюжетов, абстрагирование от реальности и конкретности.

Киевская Русь в Х-ХI вв. - одно из крупнейших государств в Европе. Киев - политический и идеологический центр, «мать городов русских». Храмовая архитектура как определяющая развитие русского искусства. Собор Св. Софии (1037 г.) - подражание одноименному константинопольскому храму, известному всему христианскому миру. Понятие «Софии» (премудрости Божией) - символ христианского учения. Огромный (600 м2.) храм – место для торжественных, многолюдных богослужений, мощно воздействующих на сознание новопосвященных. Величественность, монументальность, программность декоративного убранства - средства укрепления влияния христианства и самодержавия.     Сочетание христианских и языческих традиций. Византийская крестовокупольная конструкция и строительная техника. Не имеющий аналогов сложный план – центральное помещение из пяти нефов, завершающихся апсидами, двухэтажная галерея, открытое «гульбище» с двумя лестничными башнями, ведущими на хоры. Сходство с композицией деревянных сооружений из множества клетей. Ступенчатый пирамидальный силуэт, напоминающий группу самостоятельных зданий - город на холме. Многоглавие (13 куполов, символ Христа и двенадцати апостолов), вызывающее ассоциации с языческим капищем.

Цель христианского ансамбля – общение с Богом через синтез искусств в культе, вознесение в царство небесное, сосредоточение внимания на идеях духовного. Доходчивость и репрезентативность православной доктрины в системе монументально-декоративного убранства храма. Мировое значение хорошо сохранившегося ансамбля живописи Софии Киевской, иллюстрирующего зрелый византийский стиль (В.Н. Лазарев). Небесный совершенный мир, предстающий перед верующими в наглядных образах, - антипод земного грешного мира. Иконография (сюжетное содержание) и художественный язык живописи как отражение константинопольской догматичной традиции. Символика архитектурного пространства. Купол и центральный неф как видимое небо, алтарь - трон господа, хоры - царство чистого духа, притвор – земля для кающихся. В куполе – полуфигура Христа Пантократора (Вседержителя и грозного судьи), окруженная архангелами. В простенках барабана – апостолы, на парусах – евангелисты, над триумфальной аркой – Деисус (поклонение Христу), на столбах алтарной арки - сцена Благовещения. В полукуполе апсиды – Богоматерь Оранта. Масштабы фигур зависят от небесной и земной иерархии. Принцип ирреализации положен в основу образов, отсюда дематериализованный, внепространственный и вневременной характер изображений. Мерцание красочных плоскостей и золотых фонов мозаик, усиленное на изогнутых поверхностях верхних, освещенных частей интерьера. Интенсивность духовной жизни фронтальных, застывших в вечной неподвижности фигур, ликов с огромными глазами. Строгая благородная цветовая гамма, обобщенные формы, четкие линии, торжественные и величавые ритмы, создающие высокий монументальный стиль и служащие возвеличению религиозных идей. Иконография, стилистика, техника мозаики, надписи на греческом языке, указывающие на византийские истоки. Полнокровная сила, национальная окраска изображений как наследие местных мастеров. Архаичная тяжеловесность огромной фигуры Богоматери Оранты, защитницы Киева, и ее ассоциации с женским божеством языческого культа Матерью-Землей. Сочетание мозаик с фресковой живописью, не характерное для Византии. Расположение регистрами фресок на евангельские темы на стенах нефов и трансепта. Иерархия сюжетов, подчинение принципу кругового движения сверху вниз. Посвятительные сцены с изображениями заказчика и его семьи на западной стене как средство приобщения княжеской власти к ореолу святости. Фрески светского содержания на стенах башенных лестниц – свидетельство бытовых вкусов княжеского двора. Обилие орнамента с растительными и геометрическими мотивами, придающее декоративному убранству местный колорит. Основные тенденции развития декоративной живописи (мозаики Михайловского Златоверхого монастыря. 1113 г.) - свобода, естественность, индивидуальная характеристика, пришедшие на смену внушительности, единообразию, статике.

Софийский собор в Новгороде (1045 г). Общие с киевским храмом тип, план. Порыв вверх, сменивший нарастание объемов, как выражение богатырской силы. Природные условия, качества строительного материала, требования заказчиков, повлиявшие на более суровый и простой облик. Монолитность здания, массивность его форм, крепость не украшенных стен как символ мощи и независимости Новгорода (вечевой республики). Практическое назначение приделов. Новгородские храмы начала ХII в. (Николо-Дворищенский, Антониева и Юрьева монастырей), построенные на средства князя, - интерпретация на местный лад киевских традиций. Трехнефные, четырехстолпные сооружения с П-образными хорами, имеющие громадные размеры, четкие ритмы вертикалей, широкие плоскости оштукатуренных, но неровных фасадов. Торжественное величие, настроение спокойного созерцания, слитность с окружающим низменным пейзажем. Борьба князей за власть, приведшая к дроблению Киевского государства в начале ХII в. Междоусобные войны. Стремление к самостоятельности удельных княжеств, развитие городов, подъем торговли и ремесел, сложение местных художественных традиций. Смена монументального стиля искусством, приближенным к повседневной жизни. Вкус к простоте, грубоватой выразительности новгородской архитектуры второй половины ХII в. Отказ от идеи прославления власти. Выражение трезвого и практичного характера отношения к религии главных заказчиков: торговцев и ремесленников. Небольшие размеры храмов, скупость и свобода декора, отсутствие четкости, прямизны и симметрии в кладке из рваного местного камня. Активизация роли центрального подкупольного пространства, решение задачи напряженного, сосредоточенного предстояния. Местные черты фресковой живописи: повествовательное и дидактическое начало, изобразительная экспрессия и демократизм. Обилие изображений святых-покровителей практических занятий как отражение живой народной веры, стремящейся наладить действенную связь между патроном (покровителем) и человеком.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 60; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.21.5 (0.005 с.)