Тема 1. Историческая характеристика искусства Древней Руси. Эволюция храмовой архитектуры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Историческая характеристика искусства Древней Руси. Эволюция храмовой архитектуры



ИСТОРИЯ РУССКОГО ИСКУССТВА

Х I -Х I Х ВЕКОВ

 

Учебно-методический комплекс

 

Ижевск 2004

 

УДК 73/76(470)(07)

ББК 85.103(2Р=Рус)1р30

   К 569

 

Рецензенты: доктор философских наук, профессор кафедры 

                  теории и истории культуры РГГУ И.В. Кондаков,

 

доктор искусствоведения, профессор кафедры

истории искусств УдГУ К.М. Климов

                    

 

 

 

         Ковычева Е.И.

К 569 История русского искусства ХI – ХХ веков: Учеб.-

        метод. комплекс. Ижевск, 2004. 80 с.

 

 

Учебно-методический комплекс предназначен для студентов 4 курса специальности 030800 - «Изобразительное искусство». Возможно применение учебного пособия для студентов 4 курса специальностей 052400 - «Дизайн» и 052300 - «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы». Комплекс создан на основе авторской программы. В пособии в кратком изложении даны лекции, где рассматривается процесс развития изобразительного искусства в России в ХI-ХIХ веках. Прилагаются планы семинарских занятий, список рекомендуемой литературы, методические указания к написанию курсовых работ, вопросы к зачету и экзамену.

 

УДК 73/76(470)(07)

ББК  85.103(2Р=Рус)1р30

 

© Ковычева Е.И., 2004

© Удмуртский государственный

университет, 2004

ВВЕДЕНИЕ

Без творческого освоения художественных традиций отечественной культуры невозможно поступательное движение современного искусства, дизайна и педагогики. Отсюда значение курса «История русского искусства ХI-ХIХ веков», проблемно и хронологически связанного с курсом «История русского искусства ХХ века». Для успешного освоения курса необходимы знания по истории зарубежного искусства. Для понимания связи искусства с идеологией и социально-экономическими условиями развития общества важны знания по истории, философии, культурологии. Для успешности анализа произведений искусства полезны знания, приобретенные в процессе изучения специальных художественных дисциплин.

       Цель курса - изучение процесса развития изобразительного искусства в России в ХI-ХIХ веках, его закономерностей и своеобразия в контексте русской и европейской культур, задачи - ознакомление студентов с новейшими концептуальными представлениями по истории искусства названного периода, формирование навыков самостоятельного анализа историко-культурного и индивидуально-творческого процессов.

Предлагается проблемно-хронологический подход к изучению материала. В лекциях сообщаются сведения об историко-культурной ситуации и основных тенденциях в развитии изобразительного искусства определенного этапа, школы, направления. Подбор и анализ произведений искусства подчинен задачам иллюстрирования этих тенденций. Разделы, посвященные творчеству выдающихся художников, обучают студентов понимать роль исторических событий и общей направленности искусства в творческой судьбе мастера.

                           

                        СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИЙ

Древнерусское искусство

Тема 1. Историческая характеристика искусства Древней Руси. Эволюция храмовой архитектуры

Искусство ХVIII века

Тема 2. Историческая характеристика искусства второй половины ХVIII в. Стиль «классицизм»

Искусство 1-й половины ХIХ века

Искусство конца ХIХ - начала ХХ века

Древнерусское искусство

Алпатов М.В. Андрей Рублев. М., 1959.

Алпатов М.В. Древнерусская иконопись. М., 1974; 1978.

Алпатов М.В. Феофан Грек. М., 1979.

Вздорнов Г.И. Феофан Грек. Творческое наследие. М., 1983.

Демина Н.А. Андрей Рублев и художники его круга. М., 1983.

Ильин М.А. Искусство Московской Руси эпохи Феофана Грека и Андрея Рублева. М., 1976.

Лазарев В.Н. Андрей Рублев. М., 1960.

Лазарев В.Н. Феофан Грек и его школа. М., 1961.

Лазарев В.Н. Русская иконопись от истоков до начала   

 ХVI в. М., 1983.

Черный Б.Д. Искусство Средневековой Руси. М., 1997.

Искусство ХVIII века

Русское искусство. Очерки о жизни и творчестве художников ХVIII в. / Под ред. А.И. Леонова. М., 1952.

Гершензон-Чегодаева Н.М. Д. Г. Левицкий. М., 1964.

Евангулова О.С. Изобразительное искусство в России первой четверти ХVIII века. М., 1987.

Жидков Г. Русское искусство ХVIII в. М., 1962.

Ильин М.А. Баженов. М., 1954.

Ильин М.А. Казаков М., 1855.

Ильина Т.В. Русское искусство ХVIII в. М., 1999.

Коваленская Н. Н. История русского искусства ХVIII в. М., 1962.

Коваленская Н. Н. Русский классицизм. Живопись, скульптура, графика. М., 1964.

Калязина Н.В., Комелова Г.Н. Русское искусство Петровской эпохи. М., 1990.

Лапшина Н.П. Федор Степанович Рокотов. М., 1959.

Лебедева Т.А. Иван Никитин. М., 1975.

Рязанцев И.В. Барокко в России ХVIII- начала ХIХ века. М. 1991.

Список литературы

Основная

Воронин Н. Н. Зодчество Северо-Восточной Руси XII—XV веков. М., 1961. Т. 1, 2.

Дополнительная

Всеобщая история архитектуры: В 12 т. М., 1968. Т. 6. М., 1972. Т. 10.

Раппопорт П. А. Древнерусская архитектура. М., 1970.

Черный Б.Д. Искусство Средневековой Руси. М., 1997.

Список источников

«Троица» Андрея Рублева. Антология. Сост. Г. И. Вздорнов. М., 1981.

Письмо Епифания Премудрого. Вздорнов Г.И. Феофан Грек. Творческое наследие. М., 1983.

Список литературы

Основная

Ильин М.А. Искусство Московской Руси эпохи Феофана Грека и Андрея Рублева. М., 1976.

Алпатов М. В. Андрей Рублев. М., 1959.

Алпатов М.В. Феофан Грек. М., 1979.

Вздорнов Г. И. Феофан Грек. Творческое наследие. М., 1983.

Лазарев В. Н. Андрей Рублев. М., 1960.

Лазарев В. Н. Феофан Грек и его школа. М., 1961.

Дополнительная

Вздорнов Г. И. Фрески Феофана Грека в церкви Спаса Преображения в Новгороде. К 600-летию существования фресок. М., 1976.

Демина Н. «Троица» Андрея Рублева. М., 1963.

Демина Н.А. Андрей Рублев и художники его круга: Сб. ст. М., 1972.

Плугин В.А. Мировоззрение Андрея Рублева (некоторые проблемы). Древнерусская живопись как исторический источник. М., 1974.

Попова О. С. Искусство Новгорода и Москвы первой половины четырнадцатого века. Его связи с Византией. М., 1980. 

Смирнова Э. С. Живопись Великого Новгорода. Середина XIII — начало XV века. М., 1976.

Смирнова Э. С., Лаурина В. К., Гордиенко Э. А. Живопись Великого Новгорода. XV век. М., 1982.

 

Список литературы

Всеобщая история архитектуры: В 12 т. М., 1968. Т. 6; М., 1972. Т. 10.

История искусства народов СССР. М., 1973. Т. 2;1974. Т. 3; 1976, Т. 4.

История русской архитектуры. М., 1956.

Пилявский В. И., Тиц А. А., Ушаков Ю.С. История русской архитектуры: Учебник для вузов. Л., 1984.

 

Список литературы

Основная

Ильина Т. В. Русское искусство XVIII века. М., 1999.

Лебедева Т. А. Иван Никитин. М., 1975.

Дополнительная

Коваленская Н. Н. История русского искусства ХVIII века. М., 1962.

История русского искусства / Под общ. ред. И. Э. Грабаря, В. С. Кеменова, В. И. Лазарева. М., 1953-1969. Т. 5.

Жидков Г. Русское искусство XVIII века. М., 1962.

Русское искусство. Очерки о жизни и творчестве художников XVIII в. / Под ред. А.И. Леонова. М., 1952.

Евангулова О.С. Изобразительное искусство в России первой четверти XVIII века. М., 1987.

Культура и искусство петровского времени. Публикации и исследования / Под ред. Г.Н. Комеловой. Л., 1977.

Калязина Н.В., Комелова Г.Н. Русское искусство Петровской эпохи. Л., 1990.

 

Список литературы

Основная

Ильина Т. В. Русское искусство XVIII века. М., 1999.

Гершензон-Чегодаева Н. М. Дмитрий Григорьевич Левицкий. М., 1964.

Русское искусство. Очерки о жизни и творчестве художников XVIII в. / Под ред. А.И. Леонова. М., 1952.

Исаков С. К. Федот Шубин. Л., 1938.

Лапшина Н..П. Федор Степанович Рокотов. М., 1959.

Лебедев А. В. Ф. С. Рокотов. (Этюды для монографии). М., 1941.

Алексеева Т.В. Владимир Лукич Боровиковский и русская культура на рубеже XVIII - XIX вв. М., 1975.

Дополнительная

Коваленская Н. Н. История русского искусства ХVIII в. М., 1962.

История русского искусства / Под общ. ред. И. Э. Грабаря, В. С. Кеменова, В. И. Лазарева. М., 1953-1969. Т. 5.

Жидков Г. Русское искусство XVIII века. М., 1962.

 

Тема 6. Столичная и провинциальная архитектура 1-й трети ХIХ века (На примере творчества А.Д. Захарова и его ученика С.Е. Дудина, архитектора Ижевского завода)

Контрольные вопросы и задания

1. Какие события русской истории нашли отражение в творчестве А.Д. Захарова и С.Е. Дудина?

2. Назовите и проанализируйте основные сооружения А.Д. Захарова. Какие черты «русского ампира» вы можете отметить в их образном решении?

3. Изучите на местности и по литературе, проанализируйте архитектурные сооружения С.Е. Дудина: главный корпус оружейного завода, Арсенал, Александро-Невский собор (план, композиция, декор). Какие качества роднят их с сооружениями А.Д. Захарова?

4. Каковы классические принципы планировки города? Как они проявились в планах населенных пунктов Удмуртии?

Список литературы

Обязательная

Пилявский В. II., Лейбошиц Н. Я. Зодчий Захаров. Л., 1963.

Шуйский В.К. Андреян Захаров. Л., 1989.

Шумилов Е.Ф. Первый зодчий Удмуртии. Ижевск, 1979.

Николаева Н.А. Архитектура Вятско-Камского региона. Ижевск, 2004.

Энциклопедия земли Вятской. Т.5. Киров, 1996.

Дополнительная

Всеобщая история архитектуры: В 12 т. М., 1968. Т. 6.  

История русской архитектуры. М., 1956.

История русской архитектуры / Под общ. ред. Ю.С.Ушакова, Т.А. Славиной М., 1994.

Пилявский В. И., Тиц А. А., Ушаков Ю. С. История русской архитектуры. Л., 1984.

Саваренская Т.Ф., Швидковский Д.О., Петров Ф.А. История градостроительного искусства. М., 1989.

Лисовский В.Г. Архитектурная школа Академии художеств Л., 1981.

 

Список источников

Иванов А.А. Письма и записные книжки // Мастера искусства об искусстве. Т.6. М., 1969.

К.П. Брюллов в письмах, документах и воспоминаниях современников / Сост. и автор предисл. Н.Г. Машковцев М., 1961.

Бенуа А. История русской живописи в ХIХ веке. 3-е изд. М., 1999.

Гоголь Н.В. Последний день Помпеи (1834) // Собр. соч. Т.6. М., 1978.

Стасов В.В. Двадцать пять лет русского искусства. О значении Иванова в русском искусстве // Избранные статьи о русской живописи. М., 1984.

Список литературы

Основная

Ацаркина Э. Карл Павлович Брюллов. Жизнь и творчество. 1799—1852. М., 1963.

Леонтьева Г.К. Карл Павлович Брюллов. Л., 1986.

Алпатов М. В. Александр Андреевич Иванов. Л., 1983.

Алленов М.М. Александр Андреевич Иванов. М., 1980.

Дополнительная

Русское искусство. Очерки о жизни и творчестве художников. 1-я пол. XIX в. / Под ред. А. И. Леонова. М., 1954.

Машковцев Н.Г. Творческий путь Александра Иванова // Избранные искусствоведческие труды. М., 1982.

 

В творчестве П.А. Федотова

Контрольные вопросы и задания

1. Каковы основные события биографии П.А. Федотова? Какая зависимость существует между ними и его творчеством?

2. Каковы основные мысли и художественные средства в сериях сатирических сепий? Случайно ли серийное решение работ? Сравните сепию «Утро чиновника, получившего первый крестик» и картину «Свежий кавалер».

3. Какие качества людей и явления действительности П.А. Федотов подвергает критике в картинах «Завтрак аристократа», «Сватовство майора», «Разборчивая невеста», «Вдовушка»? Нашел ли отражение идейный замысел картин в их композиционном решении?

4. Каковы средства выразительности картины «Анкор, еще анкор!»? Чем они отличаются от художественного языка предыдущих картин мастера?

5. В каких картинах П.А. Федотова вы видите проявления поэтического миросозерцания? Какие?

Список источников

Лещинский Я. П.А. Федотов: художник и поэт (письма, поэтические произведения, дневники, воспоминания современников). М.;Л., 1946.

Список литературы

Основная

Леонтьева Г.К. П.А. Федотов. Основные проблемы творчества. М.;Л., 1962.

Сарабьянов Д. В. Павел Андреевич Федотов. М., 1969.

Дополнительная

Машковцев Н. П.А. Федотов М., 1958.

Ацаркина Э.  П.А. Федотов // История русского искусства / Под общ. ред. И. Э. Грабаря, В. С. Кеменова, В. И. Лазарева. Т.8 М., 1964.

Русское искусство. Очерки о жизни и творчестве художников. 1-я пол. XIX в. / Под ред. А. И. Леонова. М., 1954.

Стернин Г. Очерки русской сатирической графики. М., 1964.

Ракова М. Русская жанровая живопись первой половины ХIХ века // Русская жанровая живопись ХIХ - начала ХХ века. М., 1964.

 

Список литературы

Основная

Мальцева Ф. С. Алексей Кондратьевич Саврасов. Жизнь и творчество. М., 1977.

Мальцева Ф. С. Федор Александрович Васильев. М., 1984.

Манин В. С. Куинджи. М., 1976.

Новоуспенский Н. Н. Алексей Кондратьевич Саврасов. М., 1967.

Пикулев П. П. Иван Иванович Шишкин. М., 1955. 

Федоров-Давыдов А. А. Исаак Ильич Левитан. Жизнь и творчество. М., 1966.

Юрова Т. Василий Дмитриевич Поленов. М., 1961.

Дополнительная

Асафьев Б.В. Русская живопись. Мысли и думы. Л.; М., 1966.

Евдокимов И.В., Паустовский К.Г. Исаак Левитан. Иерусалим, 1989.

Лясковская О. А. Пленэр в русской живописи XIX века. М., 1966. 

Мальцева Ф. С. Мастера русского реалистического пейзажа. Очерки. М., 1952. Вып. 1. М., 1959. Вып. 2.

Манин В.С. Куинджи и его школа. Л., 1987

Мальцева Ф.С. Алексей Кондратьевич Саврасов. Серия «Русские живописцы ХIХ века». Л., 1989.

Шувалова И.Н. Иван Иванович Шишкин. Серия «Русские живописцы ХIХ века». Л., 1990.

Федоров-Давыдов А. Русский пейзаж XVIII — начала XIX века. М., 1953. 

      

Список источников

Суриков В.И.  Письма. Воспоминания о художнике. Л., 1977.

Список литературы

Основная

Кеменов В. С. Историческая живопись Сурикова 1870— 1880-х годов. М., 1963.

Верещагина А. Г. Художник, время, история. Очерки русской исторической живописи XVIII - начала XX века. Л., 1973.

Дополнительная

Сарабьянов Д.В. Русская живопись ХIХ века среди европейских школ. М., 1980.

 

В.М. Васнецова

Контрольные вопросы и задания

1. Назовите историко-культурные причины появления идеи и практики «русского стиля».

2. Расскажите о русской проблематике в творчестве членов Абрамцевского кружка. Как проявился их интерес к театру, декоративно-прикладному искусству?

3. Какое отражение имел русский фольклор в стилистике картин В.М. Васнецова на сказочные и былинные темы?

4. Проанализируйте росписи Владимирского собора (общий замысел, обращение к традициям, новаторство метода).

5. Проанализируйте архитектурные, театральные, книжно-журнальные произведения В.М. Васнецова.

Список источников

Васнецов В.М. Письма, дневники, воспоминания, документы, суждения современников / Вступ. ст., сост. и примеч. Н.Я. Ярославцевой. М., 1987.

Список литературы

Основная

Плотников В.И. Фольклор и русское изобразительное искусство второй половины ХIХ века. Л., 1987.

Моргунов Н., Моргунова-Рудницкая Н. Виктор Михайлович Васнецов. Жизнь и творчество. М., 1962.

Коган Д. Мамонтовский кружок. М., 1970.

Дополнительная

Кириченко Е. И. Русская архитектура 1830—1910-х годов. М., 1982. 

Пилявский В. И., Тиц А. А., Ушаков Ю. С. История русской архитектуры: Учебник для вузов. Л., 1984.

 

Список источников

Серов В. Воспоминания. Документы. Письма / Под ред. И.С. Зильберштейна, В.А. Самкова. М., 1971. Т.1-2.

Список литературы

Основная

Грабарь И. Э. Валентин Александрович Серов. Жизнь и творчество. М., 1980.

Леняшин В. А. Портретная живопись В. А. Серова 1900-х годов. Основные проблемы. Л., 1986.

Дополнительная

Валентин Серов. [Альбом]. Вступ. ст. Д.В. Сарабьянов. СПб., Будапешт; Парстоун, 1996. 

Лапшин В.П. Валентин Серов: Последний год жизни. М., 1995.

Неклюдова М.Г. Традиции и новаторство в русском искусстве конца Х1Х - начала ХХ века. М., 1991.

Сарабьянов Д.В. История русского искусства конца Х1Х – начала ХХ века. М., 1993.

Очерки пo истории русского портрета конца XIX — начала XX в. / Под ред. М. Г. Машковцева, Н. И. Соколовой. М., 1964.

 

Список источников

Бенуа А. Мои воспоминания / Подгот. Н. И. Александрова и др. М., 1980.Т. 1. кн.1-3; Т. 2., кн. 4-5.

Константин Андреевич Сомов. Мир художника. Письма. Дневники. Суждения современников / Вступ. ст., сост., примеч. и летопись жизни и творчества К. А. Сомова  Ю. Н. Подкопаевой, А. Н. Свешниковой. М., 1979.

Остроумова-Лебедева А. П. Автобиографические записки. В 3 т. М., 1974.

Сергей Дягилев и русское искусство. Статьи, открытые письма, интервью. Переписка. Современники о Дягилеве: В 2 т. / Сост., вступ. ст. и коммент. И. С. Зильберштейн, В. А. Самков. М., 1982.  

Список литературы

Основная

Гусарова А. П. «Мир искусства». Л., 1972.

Лапшина Н. П. «Мир искусства»: Очерки истории и творческой практики. М., 1977.

Петров В. «Мир искусства» М., 1975.

Дополнительная

Сарабьянов Д.В. История русского искусства конца Х1Х – начала ХХ века. М., 1993.

Сидоров А. А. Русская графика начала XX века. Очерки истории и теории. М., 1969.

Власова Р.И. Русское театрально-декорационное искусство начала XX века. Наследие петербургских мастеров. М., 1984.

Неклюдова М.Г. Традиции и новаторство в русском искусстве конца Х1Х - начала ХХ века. М., 1991.

Борисовская Н. Лев Бакст. М., 1979.

Голынец Г.В., Голынец С.В. И.Я. Билибин. М., 1972

Журавлева Е. В. Константин Андреевич Сомов. М.. 1980. 

Онуфриева С. Александр Яковлевич Головин. Л., 1977.

Подобедова О. И. Евгений Евгеньевич Лансере. М., 1961. 

Пружан II. Н. Лев Самойлович Бакст. Л., 1975.

Савинов А. Н. З. Е. Серебрякова. Л., 1973.

Чугунов Г. Мстислав Валерианович Добужинский. Л., 1984. Эткинд М. Г. Александр Николаевич Бенуа. Л.;М., 1965.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАЧЕТА И ЭКЗАМЕНА

1. Древнерусский храм ХII века: традиции, конструкция, декор и общее образное решение.

2. Древнерусская икона ХII - ХIV вв.: технология, язык, эволюция.

3. Византийское и русское влияние в творчестве Феофана Грека.

4. Творчество А. Рублева как отражение мировоззрения современников.

5. Отражение идеи централизации государства в архитектуре и живописи России ХVI века.

6. Переходный характер русского искусства ХVII века.

7. Своеобразие русской деревянной архитектуры.

8. Черты русского искусства петровской эпохи.

9. Эволюция реалистического метода в творчестве И. Никитина.

10. Русский портрет первой половины ХVIII века: причины и этапы развития, основные мастера.

11. Стиль «барокко» в русской архитектуре конца ХVII – первой половины ХVIII века: этапы развития и основные признаки.

12. Отражение просветительской идеологии в русском портрете второй половины ХVIII века.

13. Принципы сентиментализма в творчестве В.Л. Боровиковского.

14. Стиль «классицизм» в русской архитектуре второй половины ХVIII века: исторические предпосылки, принципы, периоды, основные мастера.

15. Стиль «классицизм» в русской скульптуре и живописи второй половины ХVIII века: идеология, художественные приемы, основные мастера. 

16. Черты стиля «ампир» в русской архитектуре первой половины ХIХ века.

17. Русский романтизм: исторические предпосылки возникновения, принципы, основные мастера.

18. Синтез классицизма и романтизма в картинах К.П. Брюллова «Последний день Помпеи» и А.А. Иванова «Явление Христа народу» (на выбор).

19. Творчество А.Г. Венецианова как пример раннего реализма.

20. Синтез критического и поэтического в творчестве П.А. Федотова.

21. Товарищество передвижников: исторические предпосылки создания, организационные принципы, цели и задачи.

22. Творчество И.Е. Репина как пример метода аналитического реализма.

23. Портретная живопись передвижников: образные задачи и решения.

24. Развитие лирической и эпической концепций в пейзажной живописи передвижников.

25. Эволюция русского бытового жанра в 60-80-х годах.

26. Значение творчества В.И. Сурикова.

27. Творчество В.М. Васнецова как пример создания «русского стиля».

28. Причины возникновения, характерные признаки и этапы развития эклектики.

29. Новаторство и синкретизм творческого метода М.А. Врубеля.

30. Эволюция авторского метода В.А. Серова.

31. Новаторский характер архитектуры модерна (на примере творчества Ф.О. Шехтеля).

32. Общекультурная деятельность и характерные черты творческого метода художников объединения «Мир искусства».

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ПОДГОТОВКЕ КУРСОВЫХ РАБОТ

В отличие от контрольной работы или сообщения для семинарского занятия курсовая работа имеет не реферативный, а самостоятельный характер. Выполняя ее, студенты должны освоить методику научного исследования. Возможны три типа курсовой работы: а) теоретическое исследование, изучающее проблему, не нашедшую в науке убедительного решения; б) прикладное исследование, имеющее отношение к педагогической работе (разработка материалов для лекции, экскурсии, учебного пособия); в) работа по анализу и критике современного или вновь собранного (во время экспедиций) материала на примере одной из выставок или музейных коллекций с углубленным изучением отдельных проблемных аспектов.

До обсуждения темы работы с руководителем студенты должны иметь представление о круге произведений, с которыми им предстоит работать, и предварительную исходную библиографию (то и другое на каталожных и библиографических карточках). Работу над библиографией нужно начинать с изданий последних лет. К первоисточникам, кроме самих произведений, относятся подготовительные и архивные материалы, статьи в периодике. Прежде чем пойти в архив или музей, необходимо оформить письмо от имени проректора УдГУ по научной работе (директора Института). При изучении литературы рекомендуется на отдельных карточках аннотировать каждую книгу или статью, выписывать то, что имеет отношение к изучаемому (определения, анализы произведений, интересные мысли). Выписки должны сопровождаться сноской с указанием данных издания и страницы (по последним стандартам). Цитирование в работе без указания точного адреса цитаты недопустимо.

Курсовая работа должна состоять из следующих разделов:

1. Введение:

а) обоснование (доказательства актуальности выбранной темы: недостаточная разработанность в науке, устарелость оценок, дискуссионность, неопределенность решения проблемы, общественная или педагогическая значимость темы), постановка цели, задач, обоснование методических приемов, описание характера исследуемого материала;

б) история вопроса (библиографический обзор). Литература и источники должны быть сгруппированы по темам, сходству идей, этапам оценки. Обзор литературы выявляет самостоятельность и научную ценность исследования.

2. Основная часть (изложение темы в нескольких разделах, главах или параграфах). Каждая структурная часть раздела должна обладать внутренним единством, иметь вступление и заканчиваться выводами.

3. Заключение (кратко изложенные выводы проведенного исследования).

4. Приложения:

а) примечания (могут быть подстрочными - внизу страницы или затекстовыми - сразу после текста. Это пояснения, которые невозможно включить в текст, или сноски - адреса цитат или пересказанных своими словами чужих мыслей. Цитирование без сносок расценивается как плагиат (литературное воровство);

б) текстовые приложения: библиографические справки, терминологический словарь, каталог произведений, неопубликованные архивные материалы, записи бесед с авторами, информаторами, список сокращений;

в) иллюстративные приложения на отдельных листах или в папке, снабженные надписями по стандарту; диаграммы, схемы, таблицы.

Курсовая работа должна быть выполнена в электронном варианте по принятым стандартам, распечатана на бумаге и подана руководителю за две недели до зачетной недели для исправлений. После правки напечатана вновь, сброшюрована и сдана для проверки. На публичной защите курсовой работы необходимо кратко изложить актуальность выбранной темы, задачу исследования, характер материала, структуру работы, выводы и их ценность. Курсовая работа может стать основой для дипломной работы.

 

Примерный перечень тем для курсовых работ

 Темы прикладных и критических исследований определяются совместно с научным руководителем, исходя из потребностей научно-методического обеспечения учебного процесса на кафедре истории искусств и в Институте искусств и дизайна. Тема научно-учебного исследования выбирается студентом самостоятельно. Преподаватель помогает определить проблематику. Ниже приводятся несколько тем курсовых работ 2000-2004 гг., посвященных региональному и русскому искусству.

1. Особенности храмовой архитектуры вятского барокко конца ХVIII века.

2. Столичная и провинциальная дачная архитектура стиля «модерн» (на примере Санкт-Петербурга и Сарапула).

3. Идея времени в структуре высокого иконостаса.

4. Библейские сюжеты в творчестве П. Филонова.

5. Проблема фольклоризма в картине В.И. Сурикова «Взятие снежного городка».

6. Образ Петра I в памятниках Санкт-Петербурга.

7. Проблема творческой свободы в рамках стиля «классицизм» (на примере скульптурных портретов Екатерины II Ф.И. Шубина и М.И. Козловского).

8. Процесс создания живописного произведения (на примере картины И.Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»).

9. Влияние личности художника на его творчество (на примере автопортретов М.А. Врубеля и В.ван Гога).

10. Сравнение метода П.Сезанна и русских сезаннистов.

11. Этническое своеобразие творчества удмуртского художника В.И. Михайлова.

12. Колорит в живописи С.Н. Виноградова.

 

Елена Ивановна Ковычева

 

ИСТОРИЯ РУССКОГО ИСКУССТВА

Х I – Х I Х веков

 

Учебно-методический комплекс

 

Редактор Л.М. Клименко

Компьютерный набор и верстка Е.И. Ковычева

Оформление обложки В.В. Ковычев.

Гравюра А.И. Калашникова

 

 

Подписано в печать 31.03.04. Формат 60х84 1/16

Печать плоская. Усл. печ. л. 4,65. Уч.-изд. л. 3,4.

Тираж 300 экз. Заказ № 

 

Редакционно-издательский отдел УдГУ

Типография УдГУ

426034, г. Ижевск, ул. Университетская, 1, корп.4.

ИСТОРИЯ РУССКОГО ИСКУССТВА

Х I -Х I Х ВЕКОВ

 

Учебно-методический комплекс

 

Ижевск 2004

 

УДК 73/76(470)(07)

ББК 85.103(2Р=Рус)1р30

   К 569

 

Рецензенты: доктор философских наук, профессор кафедры 

                  теории и истории культуры РГГУ И.В. Кондаков,

 

доктор искусствоведения, профессор кафедры

истории искусств УдГУ К.М. Климов

                    

 

 

 

         Ковычева Е.И.

К 569 История русского искусства ХI – ХХ веков: Учеб.-

        метод. комплекс. Ижевск, 2004. 80 с.

 

 

Учебно-методический комплекс предназначен для студентов 4 курса специальности 030800 - «Изобразительное искусство». Возможно применение учебного пособия для студентов 4 курса специальностей 052400 - «Дизайн» и 052300 - «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы». Комплекс создан на основе авторской программы. В пособии в кратком изложении даны лекции, где рассматривается процесс развития изобразительного искусства в России в ХI-ХIХ веках. Прилагаются планы семинарских занятий, список рекомендуемой литературы, методические указания к написанию курсовых работ, вопросы к зачету и экзамену.

 

УДК 73/76(470)(07)

ББК  85.103(2Р=Рус)1р30

 

© Ковычева Е.И., 2004

© Удмуртский государственный

университет, 2004

ВВЕДЕНИЕ

Без творческого освоения художественных традиций отечественной культуры невозможно поступательное движение современного искусства, дизайна и педагогики. Отсюда значение курса «История русского искусства ХI-ХIХ веков», проблемно и хронологически связанного с курсом «История русского искусства ХХ века». Для успешного освоения курса необходимы знания по истории зарубежного искусства. Для понимания связи искусства с идеологией и социально-экономическими условиями развития общества важны знания по истории, философии, культурологии. Для успешности анализа произведений искусства полезны знания, приобретенные в процессе изучения специальных художественных дисциплин.

       Цель курса - изучение процесса развития изобразительного искусства в России в ХI-ХIХ веках, его закономерностей и своеобразия в контексте русской и европейской культур, задачи - ознакомление студентов с новейшими концептуальными представлениями по истории искусства названного периода, формирование навыков самостоятельного анализа историко-культурного и индивидуально-творческого процессов.

Предлагается проблемно-хронологический подход к изучению материала. В лекциях сообщаются сведения об историко-культурной ситуации и основных тенденциях в развитии изобразительного искусства определенного этапа, школы, направления. Подбор и анализ произведений искусства подчинен задачам иллюстрирования этих тенденций. Разделы, посвященные творчеству выдающихся художников, обучают студентов понимать роль исторических событий и общей направленности искусства в творческой судьбе мастера.

                           

                        СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИЙ

Древнерусское искусство

Тема 1. Историческая характеристика искусства Древней Руси. Эволюция храмовой архитектуры



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 48; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.116.159 (0.224 с.)