Тема 2. Русская иконопись ХI – ХIV вв. : технология, язык, эволюция 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. Русская иконопись ХI – ХIV вв. : технология, язык, эволюция



Единство религиозной и эстетической функций иконы (от греч. «эйкон» - образ) как ее глубинная сущность. Икона - видимое изображение персонажей небесного мира, средство общения с ними. Эстетические качества, средства художественной выразительности – основа эмоциональности, действенности общения. Утрата эстетических свойств иконы в ХVIII – ХIХ вв. как результат поздних записей. Отделение иконы от храмового ансамбля в ХХ в., лишение ее сакральной (религиозной) функции.

Восприятие иконописи как самого совершенного из искусств, как Божественного творения. Нравственно чистый образ иконописца. Имперсональный и коллективный характер творчества. Приемы создания иконы. Подготовка доски: вытесывание ковчега, наклеивание паволоки, накладывание мелового грунта (левкаса). Роспись: нанесение рисунка с образца, золочение, многослойное письмо яичной темперой от больших плоскостей фона и одежд к объемным лицам и декоративным деталям. Покрытие иконы олифой как средство колористического совершенства и защиты. Оно же - причина потемнения икон, записывания в стиле позднего времени.

Символический, условный художественный язык иконы как отражение высшей духовности изображаемого мира. Каноничность иконографических типов, заимствованных в Византии, - залог незыблемости и вечности религиозных истин. Иерархическая зависимость, иррациональность элементов композиции. Дематериализация как средство отвлечения от земной реальности и конкретности образов. Плоскостное, декоративное решение, эмоциональная выразительность колорита, силуэта, линии. Национальное своеобразие русской иконописи. Неравномерность развития, вызванная территориальной отдаленностью регионов. Создание собственных иконографических типов (местных святых, многофигурных сцен), гуманистическая окраска образов.

       Общая периодизация развития иконописи (В.Н. Лазарев). ХI – ХII вв. (Домонгольский период) - близость по стилю к византийским образцам. Вторая половина ХII – ХIII в. – появление местных черт в связи с локализацией культуры отдельных княжеств. ХIV в. - формирование школ иконописи.

Домонгольский период. Икона Владимирской Богоматери, ХI в. - сумрачный колорит, объемная трактовка лика, эмоциональная напряженность. Монументальность образа, большие размеры, золотой фон и декор – следствие подражания дорогостоящей мозаике, вышедшей из употребления. Икона Петра и Павла, ХI в. - античная традиция, пропорциональные фигуры, трехчетвертные повороты. Икона Св. Георгия, ХII в. - величавость полуфигуры, мужественное лицо, героичность красного цвета. Икона «Устюжское Благовещение», ХII в. - наглядность вхождения младенца в ложе богоматери как следствие конкретного мышления новгородцев, грузные фигуры, резкие приемы живописи и контрастные цвета. Икона «Спас нерукотворный», ХII в. - торжественность лика, выразительность глаз, экспрессия изогнутых бровей. Икона «Ангел Златые власы», ХII в. - разделка волос золотыми нитями, чувственная прелесть и глубокая печаль лика. Икона Николая Чудотворца, ХII в. - достижение выразительности искажением формы головы как разрыв с эллинистической традицией.

  Ранние новгородские иконы. Отказ от византинирующих тенденций. Икона Св. Николая, ХIII в. Алекса Петров - доброта и желание оказать реальную помощь, наивность восприятия, усиление линейно-орнаментального начала. Икона Иоанна Лествичника, Георгия и Власия, ХIII в. – неподвижность застылых фигур, напоминающих деревянных раскрашенных истуканов. Разница в размерах как средство подавления молящегося человека. Русские типы лиц. Яркая красочность. 

  Иконы Владимиро-Суздальского княжества. Следование киевским традициям. Великокняжеский, аристократический характер. Икона Дмитрия Солунского, ХIII в. - торжественное величие фигуры и индивидуального лица, благородство цвета и изящество декора. Ярославская Оранта, ХIII в. - упрощение золотой отделки, неточность рисунка, богатая орнаментика одежды, приветливость образа Христа.

  Новгородская школа иконописи. Нарастание демократизма, ясность и простота, наивность и полнокровность, искренность и конкретность образов. Народные вкусы в выборе святых и сюжетов. Житийная икона Св. Георгия - сюжетная основа - вольно истолкованные апокрифы. Наивная сказочность, контраст масштабов, внепространственность изображений. Элементы реальной обстановки и быта. Жесткая манера письма и резкие сочетания локальных цветов. Расцвет новгородской живописи в конце ХIV – ХV в. Чистота и звучность палитры с преобладанием красного цвета, плоскостные силуэты, лаконичные композиции. «Чудо Георгия о змие» - композиционное совершенство, красота белого силуэта коня на киноварном фоне, воспевание подвига. Усложнение сюжетов, вкус к изысканному в иконах ХV в. «Чудо о Флоре и Лавре» - ясная симметричная композиция, геральдические силуэты коней. Икона «Битва новгородцев с суздальцами» - сюжет защиты новгородцев небесными силами, популярный в период борьбы Новгорода с Москвой. Композиция в три регистра, объединение разновременных эпизодов, наглядность событий.

  Псковская школа иконописи. Демократичный дух и непосредственные формы выражения, индивидуальный подход к иконографическим типам. Экспрессивный художественный язык. Асимметричные, неустойчивые композиции, неточный, но выразительный рисунок, густой сумрачный колорит, порывистая техника письма. Икона Ильи Пророка, ХIV в. - монументальная патриархально-добродушная фигура, индивидуальный колорит. Икона «Собор Богоматери» - беспокойные ритмы, угловатые движения, напряженные цвета, темные лица с яркими бликами.

  Московская школа. Связь с традициями Владимира и Суздаля, палеологовского византийского искусства. Самобытность в выражении человеческого достоинства, одухотворенности, богатства чувств и переживаний. Икона св. Бориса и Глеба, ХIV в. - стройные фигуры, печальные индивидуальные лица, графическая выразительность силуэтов, гармония колорита. Икона «Спас Ярое Око» - драматизм и внутренняя напряженность образа, суровость колорита, асимметрия лица. Влияние Феофана Грека на московскую живопись и расцвет ее в творчестве Андрея Рублева. Изобретение высокого иконостаса, подготовленного предшествующим развитием русской живописи, творчеством русского народа в момент сложения его национального самосознания (М.В. Алпатов). Равновеликость фигур деисусного чина, объединение их общим чувством (хоровое начало).

       



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 42; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.12.172 (0.004 с.)