Тема 3. Искусство централизованного русского государства (конец хv – хvi В. ) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3. Искусство централизованного русского государства (конец хv – хvi В. )



Послемонгольская Русь – уникальное образование, сложившееся на стыке двух цивилизаций – византийской и монгольской. Идеал, заключенный в понятии «Москва – третий Рим». Увеличение политического влияния и экономической мощи Московского княжества – залог объединительного процесса на Руси. Демонстрация военной мощи ордынцам, выход из зависимости. Налаживание международных связей. Укрепление государства и расширение территории. 

Характеристика искусства. Идея прославления Руси, подъема национального самосознания, укрепления светской и церковной власти. Четкая программность, нормативность. Сила и мощь, праздничное великолепие, торжественность и роскошь. Масштабы строительства в Москве как показатель притязаний на политическое господство. Принцип градостроительной политики центра – моноцентризм. Радиально-кольцевая схема - отражение системы управления государством. Московский Кремль – главная государственная резиденция, политический и религиозный центр. Несколько крепостных стен. Радиусы улиц, ведущих от проездных башен к дорогам на главные города страны. Расширяющиеся кольца укрепленных монастырей, ближних и дальних городов.

Принцип динамического единства - основа композиции Московского Кремля. Смена доминант в зависимости от смены точки зрения, возможность развития, связь с ландшафтом. Две группы архитектурных объектов: постройки Соборной площади и укреплений. Успенский собор (Аристотель Фьораванте) – главный храм государства, образец городского и монастырского собора. Огромные размеры, демонстрация преемственности архитектурных традиций (пять глав, нефов и апсид, позакомарное покрытие, аркатурно-колончатый пояс). Принципиальная новизна в опоре на достижения европейской архитектуры. Зальный тип, маскировка алтарной части пилонами, геометрическая правильность и соразмерность частей, кирпичная кладка. Храмы Ризположения и Благовещенский (псковские мастера) – домовые церкви митрополита и великого князя. Прототип - раннемосковские храмы. Связь с дворцовыми комплексами. Ощущение легкости: высокий подклет, килевидные завершения стен, вытянутые главки, нарядные пояски декора. Грановитая палата (Марко Руффо, Пьетро Солари) – главное правительственное здание. Высокий подклет, огромный, со столбом в центре тронный зал. Внешняя отделка с чертами дворцовых сооружений Италии (огранка камня, декор окон) и русских теремов (высокая кровля и крыльцо). Архангельский собор (Алевиз Новый) – усыпальница московских правителей. План и объемно-пространственное решение близки русским церквям. Убранство фасадов, поэтажное членение напоминает палаццо итальянского Возрождения. Церковь-колокольня Иоанна Лествичника (Бон Фрязин) - величественное ярусное сооружение, играющее роль высотной доминанты в ансамбле Кремля и Москвы. Кирпичные стены и башни Кремля – образец совершенного фортификационного и эстетического решения крепостного сооружения. Величественность Фроловской (Спасской) башни – главного входа с Красной пощади.

Каменные шатровые храмы - выдающееся открытие русской архитектуры. Церковь Вознесения в селе Коломенском (Петрок Малый) – храм-памятник, выражающий идею подъема самосознания народа. Вытянутый объем плавно переходящих ярусов, детали, подчеркивающие вертикальное решение. Широкие галереи с лестничными всходами, контрастирующие с основным объемом. Неоднозначные мнения о первоисточниках памятника: традиции деревянных шатровых построек, башнеобразных сооружений, русских или европейских.

Новаторские композиции, составленные из нескольких башнеобразных объемов, - Церковь Иоанна Предтечи в селе Дьяково и Собор Покрова на Рву (Василия Блаженного) на Красной площади. Многосоставность, но единство композиции. Расчет на внешнюю точку зрения – впечатление сказочного города (небесного Иерусалима). Преобладание народного понимания красоты как узорочья и богатства. Ступенчатая пирамидальность, репрезентативность внешнего облика, нарядное монохромное убранство – выражение идеи победы русского оружия, единства государства, сильной власти.

Общая тенденция живописи - нарастание парадно-репрезентативного, театрально-аллегорического, назидательного начала. Творчество Дионисия и его школы как продолжение традиций А.Рублева. Утрата философской глубины в угоду внешней красоте и праздничности. Житийные иконы митрополитов Петра и Алексия для Успенского собора Кремля, отражающие государственно-церковную деятельность конкретных исторических лиц. Торжественная величавость. Светлая нарядная гамма красок, усложненные архитектурные фоны, легкие стройные фигуры. Икона «Богоматерь Одигитрия» - парадно-торжественная трактовка образа. Фрески Ферапонтова монастыря и многофигурные иконы («Акафист Богородице»). Приподнятое праздничное звучание, тяга к сложным композициям, преобладание декоративных моментов.

       Икона «Церковь воинствующая» как олицетворение торжественного шествия от горящего Содома (Казани) к Горнему Иерусалиму (Москве). Объединение образов небесного и земного воинства в универсальную картину мировой истории. Аллегорический характер, сложная композиция, мотив кавалькады - отражение влияния городской культуры Европы.   

      



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 36; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.31.159 (0.004 с.)