Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 3. Искусство централизованного русского государства (конец хv – хvi В. )
Послемонгольская Русь – уникальное образование, сложившееся на стыке двух цивилизаций – византийской и монгольской. Идеал, заключенный в понятии «Москва – третий Рим». Увеличение политического влияния и экономической мощи Московского княжества – залог объединительного процесса на Руси. Демонстрация военной мощи ордынцам, выход из зависимости. Налаживание международных связей. Укрепление государства и расширение территории. Характеристика искусства. Идея прославления Руси, подъема национального самосознания, укрепления светской и церковной власти. Четкая программность, нормативность. Сила и мощь, праздничное великолепие, торжественность и роскошь. Масштабы строительства в Москве как показатель притязаний на политическое господство. Принцип градостроительной политики центра – моноцентризм. Радиально-кольцевая схема - отражение системы управления государством. Московский Кремль – главная государственная резиденция, политический и религиозный центр. Несколько крепостных стен. Радиусы улиц, ведущих от проездных башен к дорогам на главные города страны. Расширяющиеся кольца укрепленных монастырей, ближних и дальних городов. Принцип динамического единства - основа композиции Московского Кремля. Смена доминант в зависимости от смены точки зрения, возможность развития, связь с ландшафтом. Две группы архитектурных объектов: постройки Соборной площади и укреплений. Успенский собор (Аристотель Фьораванте) – главный храм государства, образец городского и монастырского собора. Огромные размеры, демонстрация преемственности архитектурных традиций (пять глав, нефов и апсид, позакомарное покрытие, аркатурно-колончатый пояс). Принципиальная новизна в опоре на достижения европейской архитектуры. Зальный тип, маскировка алтарной части пилонами, геометрическая правильность и соразмерность частей, кирпичная кладка. Храмы Ризположения и Благовещенский (псковские мастера) – домовые церкви митрополита и великого князя. Прототип - раннемосковские храмы. Связь с дворцовыми комплексами. Ощущение легкости: высокий подклет, килевидные завершения стен, вытянутые главки, нарядные пояски декора. Грановитая палата (Марко Руффо, Пьетро Солари) – главное правительственное здание. Высокий подклет, огромный, со столбом в центре тронный зал. Внешняя отделка с чертами дворцовых сооружений Италии (огранка камня, декор окон) и русских теремов (высокая кровля и крыльцо). Архангельский собор (Алевиз Новый) – усыпальница московских правителей. План и объемно-пространственное решение близки русским церквям. Убранство фасадов, поэтажное членение напоминает палаццо итальянского Возрождения. Церковь-колокольня Иоанна Лествичника (Бон Фрязин) - величественное ярусное сооружение, играющее роль высотной доминанты в ансамбле Кремля и Москвы. Кирпичные стены и башни Кремля – образец совершенного фортификационного и эстетического решения крепостного сооружения. Величественность Фроловской (Спасской) башни – главного входа с Красной пощади.
Каменные шатровые храмы - выдающееся открытие русской архитектуры. Церковь Вознесения в селе Коломенском (Петрок Малый) – храм-памятник, выражающий идею подъема самосознания народа. Вытянутый объем плавно переходящих ярусов, детали, подчеркивающие вертикальное решение. Широкие галереи с лестничными всходами, контрастирующие с основным объемом. Неоднозначные мнения о первоисточниках памятника: традиции деревянных шатровых построек, башнеобразных сооружений, русских или европейских. Новаторские композиции, составленные из нескольких башнеобразных объемов, - Церковь Иоанна Предтечи в селе Дьяково и Собор Покрова на Рву (Василия Блаженного) на Красной площади. Многосоставность, но единство композиции. Расчет на внешнюю точку зрения – впечатление сказочного города (небесного Иерусалима). Преобладание народного понимания красоты как узорочья и богатства. Ступенчатая пирамидальность, репрезентативность внешнего облика, нарядное монохромное убранство – выражение идеи победы русского оружия, единства государства, сильной власти. Общая тенденция живописи - нарастание парадно-репрезентативного, театрально-аллегорического, назидательного начала. Творчество Дионисия и его школы как продолжение традиций А.Рублева. Утрата философской глубины в угоду внешней красоте и праздничности. Житийные иконы митрополитов Петра и Алексия для Успенского собора Кремля, отражающие государственно-церковную деятельность конкретных исторических лиц. Торжественная величавость. Светлая нарядная гамма красок, усложненные архитектурные фоны, легкие стройные фигуры. Икона «Богоматерь Одигитрия» - парадно-торжественная трактовка образа. Фрески Ферапонтова монастыря и многофигурные иконы («Акафист Богородице»). Приподнятое праздничное звучание, тяга к сложным композициям, преобладание декоративных моментов.
Икона «Церковь воинствующая» как олицетворение торжественного шествия от горящего Содома (Казани) к Горнему Иерусалиму (Москве). Объединение образов небесного и земного воинства в универсальную картину мировой истории. Аллегорический характер, сложная композиция, мотив кавалькады - отражение влияния городской культуры Европы.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 36; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.31.159 (0.004 с.) |