Общий прием сложения однозначных чисел с переходом через десяток - числа от 1 до 20. Сложение и вычитание 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общий прием сложения однозначных чисел с переходом через десяток - числа от 1 до 20. Сложение и вычитание



Цель: познакомить с приемом сложения с переходом через разряд.

Планируемые результаты: учащиеся научатся моделировать прием выполнения действия сложения с переходом через десяток, используя графические схемы; выполнять сложение чисел с переходом через десяток в пределах 20; использовать математическую терминологию при составлении и чтении математических равенств; выполнять задания творческого и поискового характера; контролировать и оценивать свою работу и ее результат.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Устный счет (работа по учебнику)

(Задание на полях (с. 64). Работа в парах. Учащиеся начинают решать примеры цепочки одновременно, но с разных концов. Выигрывает тот, кто быстрее закончит.)

2. Логическая разминка (работа по учебнику)

№ 7 (с. 65).

(Учащиеся называют недостающую фигуру и объясняют свой выбор.)

3. Работа над задачами

(На доске рисунок и пронумерованные выражения. Учитель читает вопрос по рисунку, учащиеся показывают номер соответствующего выражения.)

1) 7 - 5;

2) 7 - 2;

3) 5 + 2;

4) 5 - 2.

— Сколько всего вишен? (3.)

— Сколько вишен на ветке? (2.)

— Сколько вишен сорвали? (1.)

— На сколько больше вишен на ветке, чем сорвали? (На 4.) (Можно использовать КИМы (с. 66—70, задания по выбору учителя).)

III. Самоопределение к деятельности

1. Игра “Дополни до 10”

№ 2 (с. 64).

(Учащиеся показывают карточки, ученик у доски читает примеры, называя термины.)

— Что необходимо знать хорошо, чтобы дополнить числа до 10? (Состав числа 10.)

2. Повторение состава чисел от 3 до 9

(Учитель называет в каждой машинке первое число, учащиеся показывают второе число с помощью карточек.)

3. Проблемная ситуация

(На доске записаны примеры.)

2 + 8 12 - 2
6 - 5 13 + 1
9 - 4 18 - 10
8 + 5 15 - 7

— По какому признаку примеры разделили на две группы? (Сложение и вычитание в пределах 10и сложение и вычитание в пределах 20. Или сложение и вычитание однозначных чисел и сложение и вычитание двузначных чисел.)

— Какие примеры мы уже умеем решать? Выберите из столбиков.

— Что надо знать при решении примеров на сложение и вычитание в пределах 10? (Состав чисел.)

— Что надо знать при решении примеров второго столбика? (Последовательность чисел второго десятка.)

— Какой пример в каждом столбике лишний? Почему? (8 + 5 и 15 — 7. Мы еще не умеем их решать.)

— Откройте учебник на с. 64. Прочитайте тему и задачи урока.

IV. Работа по теме урока

1. Практическая работа

(На доску выставлено наборное полотно с двумя рядами карманов, по 10 карманов каждом ряду.)

Сегодня мы будем решать новые примеры на сложение. (Учитель записывает на доске пример 8 + 5.)

— Прочитайте этот пример разными способами. Поставим 8 синих кругов в верхний ряд. Сколько надо прибавить к 8? (5.)

— Сколько красных кругов надо добавить к синим кругам? (5.)

— Сколько красных кругов еще поместится в верхний ряд? (2) (Учитель ставит в верхний ряд еще 2 круга.)

— Сколько кругов стало в верхнем ряду? (10.)

— Сколько красных кругов нам осталось прибавить? (3.)

— Поставим их в нижний ряд. Сколько всего кругов получилось в верхнем и нижнем рядах? (13.)

— Как мы к 8 прибавили 5? (Сначала прибавили 2, чтобы получилось 10, а потом прибавили еще 3, потому что 5 — это 2 и 3.)

(Учитель выполняет на доске запись.)

8 + 5 = 13

8 + 2 + 3 = 13

2. Работа по учебнику

(Решение примера 9 + 4 по рисунку в учебнике (с. 64). Учащиеся читают план решения и объясняют, как к 9 прибавили 4.)

№ 1 (с. 64).

(Устное выполнение по инструкции в учебнике.)

V. Физкультминутка

Вышли уточки на луг —

Кря-кря-кря!

(Шаги на месте.)

Пролетел веселый жук —

Ж-ж-ж!

(Взмахи руками.)

Гуси шеи выгибают —

Га-га-га!

(Круговые вращения головой.)

Клювом перья расправляют.

(Повороты туловища влево и вправо.)

Ветер ветки раскачан,

(Покачивания поднятыми вверх руками.)

Шарик тоже зарычал: р-р-р!

(Руки на поясе, наклон вперед, смотреть перед собой.)

Зашептал в воде камыш: ш-ш-ш!

(Руки вверх, потянуться.)

И опять настала тишь: ш-ш-ш.

(Сесть за парту.)

VI. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

№ 4 (с. 65).

(Первый и второй столбики — устно с комментированием. Третий столбик (подготовка к ознакомлению с приемом вычитания с переходом через десяток) выполняется под руководством учителя с подробным разбором: сколько всего прибавили к числу и сколько всего вычли из числа.)

№ 6 (с. 65).

(Самостоятельное выполнение. Один ученик выполняет задание на откидной доске. Самопроверка. Учащиеся, справившиеся с заданием быстрее остальных, выполняют задание на полях.)

2. Работа в тетради с печатной основой

№ 1-4 (с. 33).

VII. Рефлексия

(“Проверь себя” (учебник, с. 65). Самостоятельное выполнение. Проверка. Учитель читает ответы, учащиеся проверяют их, ставят на полях “+” или “—”.)

— Кто уже достаточно хорошо решает примеры?

— Кому было трудно на уроке?

— Что нужно знать, чтобы преодолеть трудности?

— Кто может сам объяснить ребятам новую тему?

— Оцените, как вы разобрались в материале, с помощью “Светофора”.

VIII. Подведение итогов урока

— Какие примеры мы учились решать сегодня на уроке?


110. Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида [ ] + 2, [ ] + 3 - ЧИСЛА ОТ 1 ДО 20. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ

Цели: рассмотреть случаи сложения 9 + 2, 9 + 3, 8 + 3; развивать вычислительные навыки, умение решать задачи.

Планируемые результаты: учащиеся научатся моделировать прием выполнения действия сложения с переходом через десяток, используя графические схемы; выполнять сложение чисел с переходом через десяток в пределах 20; использовать математическую терминологию при составлении и чтении математических равенств; решать задачи изученных видов; выполнять задания творческого и поискового характера; контролировать и оценивать свою работу и ее результат.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Устный счет

Игра “Приведи корабли к причалу”

2. Логическая разминка

— Решите задачи.

• Два мальчика играли на гитарах, а один — на балалайке. На чем играл Юра, если Миша с Петей и Петя с Юрой играли на разных инструментах? (На гитаре.)

• Соня и Ваня одного роста. Соня и Митя тоже одного роста. Кто выше: Митя или Ваня? (Они одного роста.)

3. Работа над задачами

(На доске рисунок и пронумерованные выражения. Учитель читает вопрос, учащиеся показывают номер соответствующего выражения.)

1) 4 - 2; 2) 2 + 4; 3) 6 - 4; 4) 6 - 2; 5) 4 + 2.

— Сколько яблок на дереве? (3.)

— Сколько всего яблок? (2, 5.)

— Сколько яблок под деревом? (4.)

— На сколько больше яблок под деревом, чем на дереве?

(Можно использовать КИМы (с. 66—70, задания по выбору учителя).)

III. Самоопределение к деятельности

(На доске записаны примеры.)

7 + 3      8 + 3  8 + 2     9 + 2 6 + 4     7 + 4

— На какие группы можно разделить примеры? (В первом столбике примеры, в которых получается 10, а во втором столбике надо прибавлять по частям.)

— В каком примере первое слагаемое 8, а второе на 5 меньше?

— Решите пример.

(Один учащийся демонстрирует решение на наборном полотне с использованием кругов двух цветов.)

— Как к 8 прибавили 3? (По частям.)

— Сколько прибавили сначала? (2)

— Сколько получилось? (10.)

— Сколько прибавили потом? (1.)

— Сколько получили? (11.)

— На какие части разложили число 3? (На 2 и 1.)

— Откройте учебник на с, 66. Посмотрите на выражения на полях. Какие примеры мы сегодня будем учиться решать?

IV. Работа по теме урока

Работа по учебнику

— Рассмотрите рисунок на с. 66. Прочитайте задание.

— Объясните, как к числу 9 прибавить 2. (По частям.)

— Сколько прибавим сначала, сколько потом? На какие числа разложили число 2?

(По аналогии с подробным комментированием учащиеся разбирают выражения 9 + 3 и 8 + 3.)

— Посмотрите на примеры в красной рамке. Их надо выучить.

— Запишите примеры в тетрадь в столбик.

— Прочитайте примеры по порядку, называя ответы.

— Теперь прочитайте вразбивку.

— Закройте глаза. Я буду называть пример, а вы — ответ.

— Закройте ответы. Я прочитаю примеры вразбивку, а вы назовите ответ.

— Поработайте в парах. Задайте друг другу примеры по порядку и вразбивку.

— Оцените друг друга:

• молодец, ты ответил правильно;

• хорошо, но еще немного ошибаешься;

• тебе нужна помощь учителя.

V. Физкультминутка

Буратино потянулся, Раз нагнулся,

Два нагнулся, Руки в стороны развел,

Ключик, видно, не нашел. Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

VI. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

№ 1 (с. 66).

(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.)

№ 2 (с. 66).

(Устный разбор задачи по плану.)

№ 3, 4(с. 66).

(Учащиеся дополняют задачи вопросами, а решения записывают самостоятельно.)

*№ 5 (с. 66).

(Самостоятельное выполнение.)

2. Работа в тетради с печатной основой

№ 1-4 (с. 34).

VII. Рефлексия

(“Проверь себя” (учебник, с. 66).)

— Сравните числа. Запишите в тетради только знаки. (Проверка. Учитель называет знаки, учащиеся проверяют.)

— Все ли было понятно на уроке?

— Кому было трудно?

— Кто может помочь этим ребятам?

— Оцените себя с помощью “Светофора”.

VIII. Подведение итогов урока

— Какие примеры мы решали сегодня на уроке?

— Почему они записаны в красной рамочке?

— Кому удалось их запомнить?


111. Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида [ ] + 4 - ЧИСЛА ОТ 1 ДО 20. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ

Цели: рассмотреть случаи сложения 7 + 4, 8 + 4, 9 + 4; развивать вычислительные навыки, умение решать задачи.

Планируемые результаты: учащиеся научатся моделировать прием выполнения действия сложения с переходом через десяток, используя графические схемы; выполнять сложение чисел с переходом через десяток в пределах 20; использовать математическую терминологию при составлении и чтении математических равенств; решать задачи изученных видов; выполнять задания творческого и поискового характера; контролировать и оценивать свою работу и ее результат.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Устный счет

Игра “Найди пару”

(На доске записаны пары чисел (по одному столбику для каждого ряда). Учащиеся выходят к доске по очереди и соединяют числа линией так, чтобы в сумме получилось число 10. Выигрывает команда, выполнившая задание быстрее всех и без ошибок.)

9 4 9 4 9 4
6 5 6 5 6 5
7 1 7 1 7 1
5 3 5 3 5 3
8 2 8 2 8 2

2. Работа над задачами

— Покажите знак +, если задачу можно решить, и знак —, если это ловушка и задачу решить нельзя. Исправьте ошибки.

• В нашем классе 3 Оли и 2 Наташи.

• Танцами занимаются 3 Оли и 2 Наташи из нашего класса. Сколько всего девочек занимается танцами?

• Когда мы пойдем в кино?

• На тарелке 6 яблок, а груш на 4 больше. Сколько яблок осталось?

• Поймали 2 больших и 4 маленьких карасика, 3 карасика отпустили.

3. Геометрический материал

(Работа в группах.)

— Разделите прямоугольник на 8 треугольников, проведя две линии.

Ответ:

(Проверка. К доске выходят по одному ученику от каждого ряда и показывают решение.)

III. Самоопределение к деятельности

Игра “Засели домик”

— Составьте с числами в домиках примеры.

(Учащиеся составляют примеры, учитель записывает их на доске.)

3 + 8 7 + 4 9 + 2 8 + 4 3 + 9

— Какие примеры мы уже выучили?

— Какие примеры нам еще предстоит научиться решать?

— Откройте учебник на с. 67. Посмотрите на поля. Какие примеры мы научимся решать сегодня на уроке?

IV. Работа по теме урока

1. Практическая работа

— Давайте попробуем все вместе решить пример 8 + 4.

(Учитель демонстрирует новый случай сложения с помощью наборного полотна и геометрических фигур.)

— Сколько положим синих кругов? (8.)

(Учитель выкладывает в верхний ряд 8 синих кругов.)

— Сколько к ним надо прибавить красных кругов? (4.)

— Как будем прибавлять 4? (По частям.)

— Сколько надо прибавить сначала? (2.)

— Почему прибавим 2? (До 10 не хватает 2 кругов.)

— Значит, на какие части разложим число 4? (На 2 и 2.)

— Почему 1 (4 — это 2 и 2.)

— Сколько прибавим сначала? (2.)

— Сколько получилось? (10.)

— Сколько прибавим потом? (Еще 2.)

— Сколько получилось? (12.)

2. Работа по учебнику

— Рассмотрите рисунок на с. 67. Объясните, как к 7 прибавить 4. (Будем прибавлять 4 синих треугольника к 7красным треугольникам по частям. Сначала прибавим 3, чтобы дополнить число 7 до 10, а потом прибавим еще 1, так как 4 — это 3 и 1. 7 + 3 = 10, 10 + 1 = 11. Значит, 7 + 4 = 11.)

(По аналогии учащиеся комментируют примеры 8 + 4 и 9 + 4.)

— Посмотрите на равенства, записанные в рамке. Почему они выделены?

— Чем они похожи? (Второе слагаемое во всех примерах 4, во всех примерах стоит знак +.)

— Чем различаются равенства? (Первое слагаемое во всех примерах разное.)

— Запишите равенства в тетрадь в столбик.

— Что происходит в каждом следующем примере с первым слагаемым? (Оно увеличивается на 1.)

— Что происходит с суммой? (Тоже увеличивается на 1.)

— Прочитайте все равенства разными способами.

— Сумма каких чисел равна 11?

— Прочитайте равенство с ответом 12.

— Сумма чисел в каком равенстве равна 13?

— Закройте ответы закладкой.

(Учитель читает выражения сначала по порядку, а потом вразброс. Учащиеся называют ответы.)

V. Физкультминутка

Спал цветок и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, потянулся,

Взвился вверх и полетел.

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружит и вьется.

VI. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

№ 1 (с. 67).

(Первый столбик — с комментированием, второй и третий столбики — самостоятельно. Самопроверка. Подготовка к знакомству с вычислениями вида [ ] + 5, 6, 7, 8.)

— Сколько всего прибавили к 6, 5, 9 и как прибавляли?

*№ 3 (с. 67).

(Самостоятельное выполнение.)

№ 2 (с. 67).

(Учащиеся самостоятельно составляют задачи и решают их. Два ученика работают на откидной доске. Проверка.)

2. Работа в тетради с печатной основой

№ 1, 2 (с. 35).

VII. Рефлексия

(“Проверь себя” (учебник, с. 67). Учащиеся показывают ответы на карточках. У доски в роли учителя работает один ученик с высоким уровнем обученности и проверяет класс.)

— Оцените свою работу на уроке с помощью “Светофора”.

— Кому нужна помощь одноклассников?

— Кто может помочь этим ребятам выучить таблицу?

VIII. Подведение итогов урока

— Какие примеры мы решали сегодня на уроке?

— Почему они записаны в красной рамочке?

— Кто смог их запомнить?


112. Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида [ ] + 5 - ЧИСЛА ОТ 1 ДО 20. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ

Цели: рассмотреть случаи сложения 6 + 5, 7 + 5, 8 + 5, 9 + 5; развивать вычислительные навыки, умение решать задачи.

Планируемые результаты: учащиеся научатся моделировать прием выполнения действия сложения с переходом через десяток, используя графические схемы; выполнять сложение чисел с переходом через десяток в пределах 20; использовать математическую терминологию при составлении и чтении математических равенств; решать задачи изученных видов; выполнять задания творческого и поискового характера; контролировать и оценивать свою работу и ее результат.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Устный счет

Игра “Домино”

(На доске выставлены пары карточек с точками. Одна из карточек в паре перевернута обратной стороной. Общее количество точек в каждой паре равно 10 (об этом нужно сказать детям). Учитель указывает на перевернутую карточку. Дети определяют, сколько на ней точек, и поднимают карточку с соответствующей цифрой.)

2. Логическая разминка

— Как налить в банку ровно 2 л воды, пользуясь ведром вместимостью 5 л и бидоном вместимостью 3 л?

3. Работа над задачами

(Учитель читает задачу. Учащиеся показывают решение и ответ на карточках.)

• Люба купила 13 тетрадей в линейку, а в клетку — на 3 тетради меньше. Сколько тетрадей в клетку купила Люба? (13 - 3 = 10.)

• У зайчихи было 10 морковок. Старшему зайчонку она дала 4 морковки, а остальные — младшему. Сколько морковок получил младший зайчонок? (10 - 4 = 6.)

• Под елкой Катя нашла 3 гриба, а под сосной — 7. Сколько всего грибов нашла Катя? (3 + 7 = 10.)

• Свете 7 лет, Юра на 3 года старше Светы. Сколько лет Юре? (7 + 3 = 10.)

III. Самоопределение к деятельности

Игра “Сундучки”

— Составьте выражения с числами из сундучков.

(Учащиеся составляют выражения, учитель записывает их на доске.)

9 + 2 9 + 3
8 + 3 8 + 4
7 + 4 6 + 6
6 + 5 7 + 5

— Как изменяется первое слагаемое? (Уменьшается на 1.)

— Что происходит со вторым слагаемым? (Увеличивается на 1.)

— Изменится ли сумма? (Нет.)

— Какие примеры мы еще не научились решать?

— Откройте учебник на с. 68 и посмотрите на поля. Какие задачи мы поставим на уроке?

IV. Работа по теме урока

1. Практическая работа

(Учитель выкладывает на наборном полотне 8 синих и 5 красных кругов, иллюстрируя случай сложения 8 + 5.)

— Сколько синих кругов? (8.)

— Сколько к ним надо прибавить красных кругов? (5.) (Учитель выкладывает в верхний ряд наборного полотна 8 синих кругов.)

— Как будем прибавлять 5? (По частям.)

— Сколько надо прибавить сначала? (2.)

— Почему? (В верхнем ряду до 10 не хватает 2 кругов.)

— Значит, на какие части разложим число 5? (На 2 и 3.)

— Почему? (5 — это 2 и 3.)

— Сколько прибавим сначала? (2.)

— Сколько получится? (10.)

— Сколько прибавим потом? (Еще 3.)

— Сколько получится? (13.)

2. Работа по учебнику

— Рассмотрите рисунок на с. 68. Объясните, как к 9 прибавить 5. (Будем прибавлять 5 синих кругов к 9 красным кругам по частям. Сначала прибавим 1, чтобы дополнить число 9 до 10, а потом прибавим еще 4, так как 5 — это 1 и 4. 9 + 1 = 10, 10 + 4 = 14. Значит, 9 + 5 = 14.)

(Аналогично разбираются остальные примеры. Далее проводится работа, направленная на запоминание ранее изученных случаев вида [ ] + 2, 3, 4 и новых случаев вида [ ] + 5. Для работы на этом этапе урока и для следующих уроков необходимо заготовить карточки, на которых на одной стороне написан пример с переходом через десяток, на другой — ответ.)

— Выложите в один столбик карточки с ответом 11, во второй — с ответом 12 и т. д.

— На сколько увеличивается первое слагаемое? Что происходит со вторым слагаемым? Как изменяется сумма?

— Сумма каких чисел, записанных в рамке, равна 11, 13, 12, 14?

— 12 — это 6 и сколько? 13 — это 5 и сколько?

(Работа в парах. Один ученик называет пример, другой — ответ. Правильные ответы записаны на обратной стороне карточек.)

V. Физкультминутка

Так проворны наши руки —

Нет им времени для скуки.

Руки вверх, вперед, назад —

С ними можно полетать!

Мы на пояс их поставим

И наклоны делать станем.

Ими можно помахать,

А прижав, тихонько спать.

Руки вверх поднимем выше

И легко-легко подышим.

Е. Гаитерова

VI. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

№ 1 (с. 68).

(Первая строка — с комментированием, остальные — самостоятельно по вариантам. По одному ученику с каждого ряда читают ответы, класс проверяет. По ходу проверки учитель задает дополнительные вопросы.)

— Сколько всего прибавили к 8, к 7?

— Как прибавляли 6, 7, 8?

— Сколько всего вычли из 14? Как вычитали?

№ 3 (с. 68).

(Необходимо показать учащимся разные способы решения. Первый способ они называют сами.)

Решение

Первый способ:

1) 3 + 2 = 5 (к.) — родились у Олиной кошки;

2) 5 — 1 = 4 (к.).

— Какого котенка подарила Оля: рыжего или пестрого? (В задаче об этом не сказано.)

— Если Оля подарила рыжего котенка, то сколько рыжих котят осталось? (3 — 1 = 2 (к.).)

— Если рыжих осталось 2, то сколько рыжих и пестрых котят осталось у Оли? Как это запишем? (2 + 2 = 4 (к.).)

Второй способ:

1) 3 — 1 = 2 (к.) — рыжих котенка осталось;

2) 2 + 2 = 4 (к.).

— А если Оля отдала пестрого котенка, то сколько пестрых осталось? (2 — 1 = 1 (к.).)

— Сколько всего осталось пестрых и рыжих котят? Как это запишем? (3 + 1 = 4 (к.).)

Третий способ:

1) 2 — 1 = 1 (к.) — пестрых котят осталось;

2) 3 + 1 = 4 (к.).

Ответ: осталось 4 котенка.

№ 4 (с. 68).

(Коллективное выполнение. Учитель записывает решение на доске.)

— Что значит “счет 6: 5 в пользу команды “Буря””? (Команда “Буря” забила 6 голов, а команда “Заря” — 5 голов.)

2. Работа в тетради с печатной основой

№ 1, 2 (с. 35).

VII. Рефлексия

(Выполнение заданий в тетради для проверочных работ (с. 42—43). Можно использовать КИМы (математический диктант № 1, с. 83—84).)

*№ 6 (с. 68).

(Самостоятельное выполнение.)

— Оцените своего соседа по парте:

• молодец, все решено правильно;

• хорошо, ошибки есть, но совсем немного;

• тебе нужна помощь учителя.

— Кто хорошо разобрался в теме урока?

— Кому нужна помощь одноклассников?

— Кто может помочь этим ребятам?

VIII. Подведение итогов урока

— Какие новые случаи сложения мы разбирали сегодня на уроке?

— Почему они записаны в красной рамочке?

— Кто смог их запомнить?


113. Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида [ ] + 6 - ЧИСЛА ОТ 1 ДО 20. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ

Цели: рассмотреть случаи сложения 9 + 6, 8 + 6, 7 + 6, 6 + 6; провести работу, направленную на запоминание состава чисел 11 и 12; развивать умение решать составные задачи.

Планируемые результаты: учащиеся научатся моделировать прием выполнения действия сложения с переходом через десяток, используя графические схемы; выполнять сложение чисел с переходом через десяток в пределах 20; использовать математическую терминологию при составлении и чтении математических равенств; моделировать с помощью схематических рисунков и решать составные задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц; выполнять задания творческого и поискового характера; контролировать и оценивать свою работу и ее результат.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Устный счет

Игра “Рыбалка”

— Соедините каждую рыбку с ведерком, в которое ее поймали.

2. Работа над задачами

(Учитель читает задачу. Учащиеся показывают карточку со знаком действия, которым эта задача решается.)

• На склад привезли 8 мешков картофеля, а моркови — на 4 мешка больше. Сколько мешков моркови привезли на склад? (+)

• Осенью на новой улице посадили 17 лип, а рябин — на 10 меньше. Сколько посадили рябин? (—)

• С первого куста сняли 16 помидоров, а со второго — 6. На сколько помидоров меньше сняли со второго куста, чем с первого? (—)

• Миша поймал несколько рыбок. Когда мама взяла на уху 6 рыбок, у него осталось 10 рыбок. Сколько рыбок поймал Миша? (+)

3. Логическая разминка (работа по учебнику)

(“Занимательные рамки” (с. 69). Учитель сначала объясняет правила игры. Первую рамку решают под руководством учителя, затем работают в парах по вариантам.)

III. Самоопределение к деятельности

— Прочитайте выражения, употребляя названия компонентов и результатов сложения и вычитания.

7 + 2 11 - 1
7 + 3 11 - 2
7 + 4 11 - 3
7 + 5 11 - 4

— Какие числа нужно прибавить к 7, чтобы значение суммы было однозначным числом? Назовите все возможные варианты.

— В каких выражениях получатся двузначные числа?

— Какие числа нужно вычесть из 11, чтобы получилось однозначное число?

— Сравните выражения каждого столбика. Что вы заметили?

— Как изменяются значения выражений? Почему?

— Продолжите первый столбик еще на одно выражение.”

— Какой пример получился?

— Найдите значение.

— Как к 7 прибавить число 6?

— Откройте учебник на с. 69. Посмотрите на поля. Какие задачи стоят перед нами сегодня на уроке?

IV. Работа по теме уроке

1. Практическая работа

(Учитель на наборном полотне выкладывает 7 красных и 6 синих квадратов, иллюстрируя случай сложения 7 + 6.)

— Сколько синих квадратов? (7.)

— Сколько надо прибавить к ним красных квадратов? (6.)

(Учитель выкладывает в верхний ряд наборного полотна 7 синих квадратов.)

— Как будем прибавлять 6? (По частям.)

— Сколько надо прибавить сначала? (5.)

— Почему? (В верхнем ряду до 10 не хватает 3 квадратов.)

— Значит, на какие части разложим число 6? (На 3 и 3.)

— Почему? (6 — это 3 и 3.)

— Сколько прибавим сначала? (3.)

— Сколько получилось? (10.)

— Сколько прибавим потом? (Еще 3.)

— Сколько получилось? (13.)

(Эту работу можно также предложить выполнить одному ученику у доски.)

2. Работа по учебнику

— Рассмотрите рисунок на с. 69. Объясните, как к 9 прибавить 6. (Будем прибавлять к 9 синим квадратам 6 красных квадратов по частям. Сначала прибавим 1, чтобы дополнить число 9 до 10, а потом прибавим еще 5, так как 6 — это 1 и 5. 9 + 1 = 10, 10 + 5 = 15. Значит, 9 + 6 = 75.)

(По аналогии разбираются остальные примеры.)

— Посмотрите на примеры в рамочке.

— Чем похожи эти равенства? (Второе слагаемое равно 6.)

— Как изменяется первое слагаемое? (Уменьшается на 1.)

— Как изменяется сумма при уменьшении первого слагаемого? (Тоже уменьшается на 1.)

— Закройте ответ последнего равенства.

— Как, используя равенство 7 + 6, можно найти закрытый ответ?

(Работа в парах по карточкам с примерами. Один ученик называет пример, другой — ответ. Правильные ответы записаны на обратной стороне карточек.)

№ 1 (с. 69).

(Самостоятельное выполнение. Вариант 1 — первая строка, вариант 2 — вторая строка. Два ученика работают у доски. Проверка.)

V. Физкультминутка

Ползет улитка по тропе.

Несет свой домик на спине.

Ползет тихонько, не спешит.

По сторонам вовсю глядит.

Ну а когда устанет очень

И отдохнуть она захочет.

То может быстренько свернуться

И шаром круглым обернуться.

VI. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

№ 2 (с. 69).

— Прочитайте задачу.

— Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? Почему?

— Что узнаем сначала? Что узнаем потом?

— Выберите запись на доске, которая подходит к задаче.

Яб. - 10 д.

Гр. —?, на 2 д. больше.

— Запишите решение самостоятельно.

(Самопроверка.)

№ 3 (с. 69).

(Один ученик выполняет на доске схему. Коллективная проверка: ученики соотносят решение задачи и ответ со схемой на доске.)

№ 4 (c. 69).

(Устное выполнение с комментированием по цепочке.)

№ 5 (с. 69).

(Один ученик с места комментирует чертеж и решение задачи.)

2. Работа в тетради с печатной основой

№ 1-3 (с. 36).

VII. Рефлексия

(“Проверь себя” (учебник, с. 69). Учащиеся записывают только ответы. Затем один ученик называет ответы, остальные проверяют. Можно использовать КИМы (математический диктант № 2, с. 84).)

— Как вы запомнили табличные случаи сложения?

— У кого уже нет ошибок?

— Кому нужна помощь одноклассников?

— Оцените свои знания с помощью “Светофора”.

VIII. Подведение итогов урока

— Какие новые случаи сложения мы разбирали сегодня на уроке?


114. Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида [ ] + 7 - ЧИСЛА ОТ 1 ДО 20. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ

Цели: рассмотреть случаи сложения 9 + 7, 8 + 7, 7 + 7; провести работу, направленную на запоминание состава чисел 11, 12, 13, 14; развивать умение решать составные задачи.

Планируемые результаты: учащиеся научатся моделировать прием выполнения действия сложения с переходом через десяток, используя графические схемы; выполнять сложение чисел с переходом через десяток в пределах 20; использовать математическую терминологию при составлении и чтении математических равенств; моделировать с помощью схематических рисунков и решать составные задачи; выполнять задания творческого и поискового характера; применять полученные ранее знания в измененных условиях; контролировать и оценивать свою работу и ее результат.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Устный счет

Игра “Заполни ведерки”

(Учитель показывает ведерко, а учащиеся — карточкой число, которое нужно вписать в него.)

2. Работа над задачами

(Учитель читает задачу. Учащиеся показывают карточку со знаком действия, которым решается эта задача.)

• Катя уже вырезала для украшения класса 10 флажков. Ей осталось вырезать еще 5. Сколько всего флажков нужно вырезать Кате? (+)

• Кате надо вырезать 15 флажков для украшения класса. Она вырезала 10 флажков. Сколько флажков ей осталось вырезать? (—)

• Катя вырезала для украшения класса 10 красных флажков и 7 синих. На сколько меньше синих флажков вырезала Катя? (—)

• После украшения класса в одной коробке у Кати осталось 10 флажков, а в другой — 7. Сколько всего флажков осталось у Кати? (+)

— Чем похожи и чем отличаются эти задачи?

(Учитель обращает внимание детей на то, что слово “осталось” в этих задачах имеет разное значение.)

3. Логическая разминка

— Какая закономерность наблюдается в первой строке?

— Какого рисунка не хватает во второй строке?

— Какая фигура будет повторяться в третьей строке, в четвертой?

III. Самоопределение к деятельности

— Запишите в столбик выражения и найдите ответ.

• Увеличьте 10 на 4. (10 + 4 = 14.)

• Первое слагаемое 9, второе 5. Найдите сумму. (9 + 5 = 14.)

• Найдите сумму чисел 8 и 6. (8 + 6 = 14.)

• Оба слагаемых равны 7. Найдите сумму. (7 + 7 = 14.)

— Чем похожи равенства? (Это суммы.)

— Как изменяется первое слагаемое? (Уменьшается.)

— Как изменяется второе слагаемое? (Увеличивается.)

— Как догадались, какой ответ будет в последнем равенстве? (Если одно слагаемое уменьшается, а второе увеличивается на одно и то же число, то сумма не изменяется.)

— В каких равенствах надо прибавлять по частям? (9 + 5, 8 + 6, 7+ 7.)

— Какое равенство мы еще не учили? (7 + 7.)

— Откройте учебник на с. 70. Посмотрите на выражение на полях. Поставьте задачи урока.

IV. Работа по теме урока

Работа по учебнику

— Рассмотрите рисунок на с. 70.

— Сколько на рисунке синих кругов? Сколько красных?

— Как к 9 будем прибавлять 7? (Будем прибавлять к 9 синим кругам 7 красных кругов по частям. Сначала прибавим 1, чтобы дополнить число 9 до 10, а потом прибавим еще 6, так как 7 — это 1 и 6. 9 + 1 = 10, 10 + 6 = 16. Значит, 9 + 7 = 16.)

(По аналогии в парах разбираются остальные примеры.)

— Рассмотрите примеры в рамочке.

— Чем похожи эти равенства? (Второе слагаемое равно 7.)

— Как изменяется первое слагаемое? (Уменьшается на 1.)

— Как изменяется сумма при уменьшении первого слагаемого? (Тоже уменьшается на 1.)

— Закройте ответы последних двух равенств.

— Как, используя равенство 9 + 7 = 16, можно найти закрытые ответы?

(Работа в парах. Учащиеся работают по карточкам. Один ученик называет пример, другой — ответ. Правильные ответы записаны на обратной стороне карточек.)

V. Физкультминутка

Дружно помогаем маме

Мы белье полощем сами.

Потянулись, наклонились —

Хорошо мы потрудились.

VI. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

№ 1 (с. 70).

(Первая строка — с комментированием по цепочке, вторая — самостоятельно. Далее выполнение задания на полях. Дети показывают числа, которые нужно вставить в окошки, с помощью карточек. Один ученик проверяет работу класса.)

№ 2 (с. 70).

— Сравните две краткие записи.

Было — 6 к.

Съели — 4 к.

Осталось —?

— Какая краткая запись подходит к решению задачи?

— Какое слово в вопросе указывает на то, что задача решается сложением?

— Запишите решение задачи в тетрадях самостоятельно. (Проверка.)

— Почему задача решается сложением? Ведь в вопросе задачи есть слово “осталось”.

— Конфет стало меньше?

(Если дети затрудняются объяснить выбор действия, учитель наглядно иллюстрирует задачу с помощью предметных картинок.)

№ 3 (с. 70).

— Прочитайте задачу.

— Что значит “тяжелее”?

— Назовите условие задачи.

— Назовите вопрос задачи.

— Что вы заметили? (Сначала записан вопрос, а потом условие.)

— Как узнать, на сколько одно число больше или меньше другого?

— Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи?

— Что надо узнать сначала? Что узнаем потом?

(Решение задачи учащиеся записывают самостоятельно. Один ученик работает на откидной доске. Самопроверка.)

*№ 4 (с. 70).

(Самостоятельное выполнение.)

2. Работа в тетради с печатной основой

№ 1, 2 (с. 37).

VII. Рефлексия

(“Проверь себя” (учебник, с. 70). Учащиеся записывают только ответы. Проверка. Один ученик называет ответы, остальные проверяют. Можно также использовать КИМы (математический диктант № 3, с. 84).)

— Как вы справились с заучиванием таблицы?

— У кого ошибок стало меньше?

— Кому нужна помощь одноклассников?

— Оцените, как вы разобрались в материале, с помощью “Светофора”.

VIII. Подведение итогов урока

— Какие новые случаи сложения мы разбирали сегодня на уроке?

— Кто смог их запомнить?

— Какое чувство вы испытали, когда сами объясняли новые случаи сложения?

(Сначала учащиеся работают в группах, затем несколько учеников складывают фигуры у доски.)

— Как одним словом назвать фигуры, которые получились? (Многоугольники.)

— Сколько здесь четырехугольников? (4.)

— Как называются остальные фигуры? (Шестиугольники.)

III. Самоопределение к деятельности

(На доске рисунки.)

— Составьте по рисункам выражения. (6 + 8, 7 + 8, 8 + 8, 9 + 8.)

(Учитель записывает выражения в столбик.)

— Найдите ответ первого примера.

— Рассмотрите внимательно остальные примеры. Чем они похожи? (Второе слагаемое одинаковое.)

— Как изменяется первое слагаемое?

— Как изменится сумма?

— Найдите ответы для остальных выражений.

— Какие равенства нам еще неизвестны?

— Как нашли ответ?

— Откройте учебник на с. 71. Посмотрите на выражения на полях. Какие вычислительные случаи мы будем сегодня разбирать?

IV. Работа по теме урока

Работа по учебнику



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 206; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.234.62 (0.347 с.)