Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общий прием сложения однозначных чисел с переходом через десяток - числа от 1 до 20. Сложение и вычитание
Цель: познакомить с приемом сложения с переходом через разряд. Планируемые результаты: учащиеся научатся моделировать прием выполнения действия сложения с переходом через десяток, используя графические схемы; выполнять сложение чисел с переходом через десяток в пределах 20; использовать математическую терминологию при составлении и чтении математических равенств; выполнять задания творческого и поискового характера; контролировать и оценивать свою работу и ее результат. Ход урока I. Организационный момент II. Актуализация знаний 1. Устный счет (работа по учебнику) (Задание на полях (с. 64). Работа в парах. Учащиеся начинают решать примеры цепочки одновременно, но с разных концов. Выигрывает тот, кто быстрее закончит.) 2. Логическая разминка (работа по учебнику) № 7 (с. 65). (Учащиеся называют недостающую фигуру и объясняют свой выбор.) 3. Работа над задачами (На доске рисунок и пронумерованные выражения. Учитель читает вопрос по рисунку, учащиеся показывают номер соответствующего выражения.) 1) 7 - 5; 2) 7 - 2; 3) 5 + 2; 4) 5 - 2. — Сколько всего вишен? (3.) — Сколько вишен на ветке? (2.) — Сколько вишен сорвали? (1.) — На сколько больше вишен на ветке, чем сорвали? (На 4.) (Можно использовать КИМы (с. 66—70, задания по выбору учителя).) III. Самоопределение к деятельности 1. Игра “Дополни до 10” № 2 (с. 64). (Учащиеся показывают карточки, ученик у доски читает примеры, называя термины.) — Что необходимо знать хорошо, чтобы дополнить числа до 10? (Состав числа 10.) 2. Повторение состава чисел от 3 до 9 (Учитель называет в каждой машинке первое число, учащиеся показывают второе число с помощью карточек.) 3. Проблемная ситуация (На доске записаны примеры.)
— По какому признаку примеры разделили на две группы? (Сложение и вычитание в пределах 10и сложение и вычитание в пределах 20. Или сложение и вычитание однозначных чисел и сложение и вычитание двузначных чисел.) — Какие примеры мы уже умеем решать? Выберите из столбиков. — Что надо знать при решении примеров на сложение и вычитание в пределах 10? (Состав чисел.) — Что надо знать при решении примеров второго столбика? (Последовательность чисел второго десятка.) — Какой пример в каждом столбике лишний? Почему? (8 + 5 и 15 — 7. Мы еще не умеем их решать.)
— Откройте учебник на с. 64. Прочитайте тему и задачи урока. IV. Работа по теме урока 1. Практическая работа (На доску выставлено наборное полотно с двумя рядами карманов, по 10 карманов каждом ряду.) Сегодня мы будем решать новые примеры на сложение. (Учитель записывает на доске пример 8 + 5.) — Прочитайте этот пример разными способами. Поставим 8 синих кругов в верхний ряд. Сколько надо прибавить к 8? (5.) — Сколько красных кругов надо добавить к синим кругам? (5.) — Сколько красных кругов еще поместится в верхний ряд? (2) (Учитель ставит в верхний ряд еще 2 круга.) — Сколько кругов стало в верхнем ряду? (10.) — Сколько красных кругов нам осталось прибавить? (3.) — Поставим их в нижний ряд. Сколько всего кругов получилось в верхнем и нижнем рядах? (13.) — Как мы к 8 прибавили 5? (Сначала прибавили 2, чтобы получилось 10, а потом прибавили еще 3, потому что 5 — это 2 и 3.) (Учитель выполняет на доске запись.) 8 + 5 = 13 8 + 2 + 3 = 13 2. Работа по учебнику (Решение примера 9 + 4 по рисунку в учебнике (с. 64). Учащиеся читают план решения и объясняют, как к 9 прибавили 4.) № 1 (с. 64). (Устное выполнение по инструкции в учебнике.) V. Физкультминутка Вышли уточки на луг — Кря-кря-кря! (Шаги на месте.) Пролетел веселый жук — Ж-ж-ж! (Взмахи руками.) Гуси шеи выгибают — Га-га-га! (Круговые вращения головой.) Клювом перья расправляют. (Повороты туловища влево и вправо.) Ветер ветки раскачан, (Покачивания поднятыми вверх руками.) Шарик тоже зарычал: р-р-р! (Руки на поясе, наклон вперед, смотреть перед собой.) Зашептал в воде камыш: ш-ш-ш! (Руки вверх, потянуться.) И опять настала тишь: ш-ш-ш. (Сесть за парту.) VI. Закрепление изученного материала 1. Работа по учебнику № 4 (с. 65). (Первый и второй столбики — устно с комментированием. Третий столбик (подготовка к ознакомлению с приемом вычитания с переходом через десяток) выполняется под руководством учителя с подробным разбором: сколько всего прибавили к числу и сколько всего вычли из числа.) № 6 (с. 65). (Самостоятельное выполнение. Один ученик выполняет задание на откидной доске. Самопроверка. Учащиеся, справившиеся с заданием быстрее остальных, выполняют задание на полях.)
2. Работа в тетради с печатной основой № 1-4 (с. 33). VII. Рефлексия (“Проверь себя” (учебник, с. 65). Самостоятельное выполнение. Проверка. Учитель читает ответы, учащиеся проверяют их, ставят на полях “+” или “—”.) — Кто уже достаточно хорошо решает примеры? — Кому было трудно на уроке? — Что нужно знать, чтобы преодолеть трудности? — Кто может сам объяснить ребятам новую тему? — Оцените, как вы разобрались в материале, с помощью “Светофора”. VIII. Подведение итогов урока — Какие примеры мы учились решать сегодня на уроке? 110. Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида [ ] + 2, [ ] + 3 - ЧИСЛА ОТ 1 ДО 20. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ Цели: рассмотреть случаи сложения 9 + 2, 9 + 3, 8 + 3; развивать вычислительные навыки, умение решать задачи. Планируемые результаты: учащиеся научатся моделировать прием выполнения действия сложения с переходом через десяток, используя графические схемы; выполнять сложение чисел с переходом через десяток в пределах 20; использовать математическую терминологию при составлении и чтении математических равенств; решать задачи изученных видов; выполнять задания творческого и поискового характера; контролировать и оценивать свою работу и ее результат. Ход урока I. Организационный момент II. Актуализация знаний 1. Устный счет Игра “Приведи корабли к причалу” 2. Логическая разминка — Решите задачи. • Два мальчика играли на гитарах, а один — на балалайке. На чем играл Юра, если Миша с Петей и Петя с Юрой играли на разных инструментах? (На гитаре.) • Соня и Ваня одного роста. Соня и Митя тоже одного роста. Кто выше: Митя или Ваня? (Они одного роста.) 3. Работа над задачами (На доске рисунок и пронумерованные выражения. Учитель читает вопрос, учащиеся показывают номер соответствующего выражения.) 1) 4 - 2; 2) 2 + 4; 3) 6 - 4; 4) 6 - 2; 5) 4 + 2. — Сколько яблок на дереве? (3.) — Сколько всего яблок? (2, 5.) — Сколько яблок под деревом? (4.) — На сколько больше яблок под деревом, чем на дереве? (Можно использовать КИМы (с. 66—70, задания по выбору учителя).) III. Самоопределение к деятельности (На доске записаны примеры.) 7 + 3 8 + 3 8 + 2 9 + 2 6 + 4 7 + 4 — На какие группы можно разделить примеры? (В первом столбике примеры, в которых получается 10, а во втором столбике надо прибавлять по частям.) — В каком примере первое слагаемое 8, а второе на 5 меньше? — Решите пример. (Один учащийся демонстрирует решение на наборном полотне с использованием кругов двух цветов.) — Как к 8 прибавили 3? (По частям.) — Сколько прибавили сначала? (2) — Сколько получилось? (10.) — Сколько прибавили потом? (1.) — Сколько получили? (11.) — На какие части разложили число 3? (На 2 и 1.) — Откройте учебник на с, 66. Посмотрите на выражения на полях. Какие примеры мы сегодня будем учиться решать? IV. Работа по теме урока Работа по учебнику — Рассмотрите рисунок на с. 66. Прочитайте задание. — Объясните, как к числу 9 прибавить 2. (По частям.) — Сколько прибавим сначала, сколько потом? На какие числа разложили число 2? (По аналогии с подробным комментированием учащиеся разбирают выражения 9 + 3 и 8 + 3.) — Посмотрите на примеры в красной рамке. Их надо выучить. — Запишите примеры в тетрадь в столбик.
— Прочитайте примеры по порядку, называя ответы. — Теперь прочитайте вразбивку. — Закройте глаза. Я буду называть пример, а вы — ответ. — Закройте ответы. Я прочитаю примеры вразбивку, а вы назовите ответ. — Поработайте в парах. Задайте друг другу примеры по порядку и вразбивку. — Оцените друг друга: • молодец, ты ответил правильно; • хорошо, но еще немного ошибаешься; • тебе нужна помощь учителя. V. Физкультминутка Буратино потянулся, Раз нагнулся, Два нагнулся, Руки в стороны развел, Ключик, видно, не нашел. Чтобы ключик нам достать, Нужно на носочки встать. VI. Закрепление изученного материала 1. Работа по учебнику № 1 (с. 66). (Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.) № 2 (с. 66). (Устный разбор задачи по плану.) № 3, 4(с. 66). (Учащиеся дополняют задачи вопросами, а решения записывают самостоятельно.) *№ 5 (с. 66). (Самостоятельное выполнение.) 2. Работа в тетради с печатной основой № 1-4 (с. 34). VII. Рефлексия (“Проверь себя” (учебник, с. 66).) — Сравните числа. Запишите в тетради только знаки. (Проверка. Учитель называет знаки, учащиеся проверяют.) — Все ли было понятно на уроке? — Кому было трудно? — Кто может помочь этим ребятам? — Оцените себя с помощью “Светофора”. VIII. Подведение итогов урока — Какие примеры мы решали сегодня на уроке? — Почему они записаны в красной рамочке? — Кому удалось их запомнить? 111. Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида [ ] + 4 - ЧИСЛА ОТ 1 ДО 20. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ Цели: рассмотреть случаи сложения 7 + 4, 8 + 4, 9 + 4; развивать вычислительные навыки, умение решать задачи. Планируемые результаты: учащиеся научатся моделировать прием выполнения действия сложения с переходом через десяток, используя графические схемы; выполнять сложение чисел с переходом через десяток в пределах 20; использовать математическую терминологию при составлении и чтении математических равенств; решать задачи изученных видов; выполнять задания творческого и поискового характера; контролировать и оценивать свою работу и ее результат. Ход урока I. Организационный момент II. Актуализация знаний 1. Устный счет Игра “Найди пару” (На доске записаны пары чисел (по одному столбику для каждого ряда). Учащиеся выходят к доске по очереди и соединяют числа линией так, чтобы в сумме получилось число 10. Выигрывает команда, выполнившая задание быстрее всех и без ошибок.)
2. Работа над задачами
— Покажите знак +, если задачу можно решить, и знак —, если это ловушка и задачу решить нельзя. Исправьте ошибки. • В нашем классе 3 Оли и 2 Наташи. • Танцами занимаются 3 Оли и 2 Наташи из нашего класса. Сколько всего девочек занимается танцами? • Когда мы пойдем в кино? • На тарелке 6 яблок, а груш на 4 больше. Сколько яблок осталось? • Поймали 2 больших и 4 маленьких карасика, 3 карасика отпустили. 3. Геометрический материал (Работа в группах.) — Разделите прямоугольник на 8 треугольников, проведя две линии. Ответ: (Проверка. К доске выходят по одному ученику от каждого ряда и показывают решение.) III. Самоопределение к деятельности Игра “Засели домик” — Составьте с числами в домиках примеры. (Учащиеся составляют примеры, учитель записывает их на доске.) 3 + 8 7 + 4 9 + 2 8 + 4 3 + 9 — Какие примеры мы уже выучили? — Какие примеры нам еще предстоит научиться решать? — Откройте учебник на с. 67. Посмотрите на поля. Какие примеры мы научимся решать сегодня на уроке? IV. Работа по теме урока 1. Практическая работа — Давайте попробуем все вместе решить пример 8 + 4. (Учитель демонстрирует новый случай сложения с помощью наборного полотна и геометрических фигур.) — Сколько положим синих кругов? (8.) (Учитель выкладывает в верхний ряд 8 синих кругов.) — Сколько к ним надо прибавить красных кругов? (4.) — Как будем прибавлять 4? (По частям.) — Сколько надо прибавить сначала? (2.) — Почему прибавим 2? (До 10 не хватает 2 кругов.) — Значит, на какие части разложим число 4? (На 2 и 2.) — Почему 1 (4 — это 2 и 2.) — Сколько прибавим сначала? (2.) — Сколько получилось? (10.) — Сколько прибавим потом? (Еще 2.) — Сколько получилось? (12.) 2. Работа по учебнику — Рассмотрите рисунок на с. 67. Объясните, как к 7 прибавить 4. (Будем прибавлять 4 синих треугольника к 7красным треугольникам по частям. Сначала прибавим 3, чтобы дополнить число 7 до 10, а потом прибавим еще 1, так как 4 — это 3 и 1. 7 + 3 = 10, 10 + 1 = 11. Значит, 7 + 4 = 11.) (По аналогии учащиеся комментируют примеры 8 + 4 и 9 + 4.) — Посмотрите на равенства, записанные в рамке. Почему они выделены? — Чем они похожи? (Второе слагаемое во всех примерах 4, во всех примерах стоит знак +.) — Чем различаются равенства? (Первое слагаемое во всех примерах разное.) — Запишите равенства в тетрадь в столбик. — Что происходит в каждом следующем примере с первым слагаемым? (Оно увеличивается на 1.) — Что происходит с суммой? (Тоже увеличивается на 1.) — Прочитайте все равенства разными способами. — Сумма каких чисел равна 11? — Прочитайте равенство с ответом 12. — Сумма чисел в каком равенстве равна 13? — Закройте ответы закладкой. (Учитель читает выражения сначала по порядку, а потом вразброс. Учащиеся называют ответы.) V. Физкультминутка Спал цветок и вдруг проснулся, Больше спать не захотел. Шевельнулся, потянулся, Взвился вверх и полетел. Солнце утром лишь проснется, Бабочка кружит и вьется. VI. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику № 1 (с. 67). (Первый столбик — с комментированием, второй и третий столбики — самостоятельно. Самопроверка. Подготовка к знакомству с вычислениями вида [ ] + 5, 6, 7, 8.) — Сколько всего прибавили к 6, 5, 9 и как прибавляли? *№ 3 (с. 67). (Самостоятельное выполнение.) № 2 (с. 67). (Учащиеся самостоятельно составляют задачи и решают их. Два ученика работают на откидной доске. Проверка.) 2. Работа в тетради с печатной основой № 1, 2 (с. 35). VII. Рефлексия (“Проверь себя” (учебник, с. 67). Учащиеся показывают ответы на карточках. У доски в роли учителя работает один ученик с высоким уровнем обученности и проверяет класс.) — Оцените свою работу на уроке с помощью “Светофора”. — Кому нужна помощь одноклассников? — Кто может помочь этим ребятам выучить таблицу? VIII. Подведение итогов урока — Какие примеры мы решали сегодня на уроке? — Почему они записаны в красной рамочке? — Кто смог их запомнить? 112. Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида [ ] + 5 - ЧИСЛА ОТ 1 ДО 20. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ Цели: рассмотреть случаи сложения 6 + 5, 7 + 5, 8 + 5, 9 + 5; развивать вычислительные навыки, умение решать задачи. Планируемые результаты: учащиеся научатся моделировать прием выполнения действия сложения с переходом через десяток, используя графические схемы; выполнять сложение чисел с переходом через десяток в пределах 20; использовать математическую терминологию при составлении и чтении математических равенств; решать задачи изученных видов; выполнять задания творческого и поискового характера; контролировать и оценивать свою работу и ее результат. Ход урока I. Организационный момент II. Актуализация знаний 1. Устный счет Игра “Домино” (На доске выставлены пары карточек с точками. Одна из карточек в паре перевернута обратной стороной. Общее количество точек в каждой паре равно 10 (об этом нужно сказать детям). Учитель указывает на перевернутую карточку. Дети определяют, сколько на ней точек, и поднимают карточку с соответствующей цифрой.) 2. Логическая разминка — Как налить в банку ровно 2 л воды, пользуясь ведром вместимостью 5 л и бидоном вместимостью 3 л? 3. Работа над задачами (Учитель читает задачу. Учащиеся показывают решение и ответ на карточках.) • Люба купила 13 тетрадей в линейку, а в клетку — на 3 тетради меньше. Сколько тетрадей в клетку купила Люба? (13 - 3 = 10.) • У зайчихи было 10 морковок. Старшему зайчонку она дала 4 морковки, а остальные — младшему. Сколько морковок получил младший зайчонок? (10 - 4 = 6.) • Под елкой Катя нашла 3 гриба, а под сосной — 7. Сколько всего грибов нашла Катя? (3 + 7 = 10.) • Свете 7 лет, Юра на 3 года старше Светы. Сколько лет Юре? (7 + 3 = 10.) III. Самоопределение к деятельности Игра “Сундучки” — Составьте выражения с числами из сундучков. (Учащиеся составляют выражения, учитель записывает их на доске.)
— Как изменяется первое слагаемое? (Уменьшается на 1.) — Что происходит со вторым слагаемым? (Увеличивается на 1.) — Изменится ли сумма? (Нет.) — Какие примеры мы еще не научились решать? — Откройте учебник на с. 68 и посмотрите на поля. Какие задачи мы поставим на уроке? IV. Работа по теме урока 1. Практическая работа (Учитель выкладывает на наборном полотне 8 синих и 5 красных кругов, иллюстрируя случай сложения 8 + 5.) — Сколько синих кругов? (8.) — Сколько к ним надо прибавить красных кругов? (5.) (Учитель выкладывает в верхний ряд наборного полотна 8 синих кругов.) — Как будем прибавлять 5? (По частям.) — Сколько надо прибавить сначала? (2.) — Почему? (В верхнем ряду до 10 не хватает 2 кругов.) — Значит, на какие части разложим число 5? (На 2 и 3.) — Почему? (5 — это 2 и 3.) — Сколько прибавим сначала? (2.) — Сколько получится? (10.) — Сколько прибавим потом? (Еще 3.) — Сколько получится? (13.) 2. Работа по учебнику — Рассмотрите рисунок на с. 68. Объясните, как к 9 прибавить 5. (Будем прибавлять 5 синих кругов к 9 красным кругам по частям. Сначала прибавим 1, чтобы дополнить число 9 до 10, а потом прибавим еще 4, так как 5 — это 1 и 4. 9 + 1 = 10, 10 + 4 = 14. Значит, 9 + 5 = 14.) (Аналогично разбираются остальные примеры. Далее проводится работа, направленная на запоминание ранее изученных случаев вида [ ] + 2, 3, 4 и новых случаев вида [ ] + 5. Для работы на этом этапе урока и для следующих уроков необходимо заготовить карточки, на которых на одной стороне написан пример с переходом через десяток, на другой — ответ.) — Выложите в один столбик карточки с ответом 11, во второй — с ответом 12 и т. д. — На сколько увеличивается первое слагаемое? Что происходит со вторым слагаемым? Как изменяется сумма? — Сумма каких чисел, записанных в рамке, равна 11, 13, 12, 14? — 12 — это 6 и сколько? 13 — это 5 и сколько? (Работа в парах. Один ученик называет пример, другой — ответ. Правильные ответы записаны на обратной стороне карточек.) V. Физкультминутка Так проворны наши руки — Нет им времени для скуки. Руки вверх, вперед, назад — С ними можно полетать! Мы на пояс их поставим И наклоны делать станем. Ими можно помахать, А прижав, тихонько спать. Руки вверх поднимем выше И легко-легко подышим. Е. Гаитерова VI. Закрепление изученного материала 1. Работа по учебнику № 1 (с. 68). (Первая строка — с комментированием, остальные — самостоятельно по вариантам. По одному ученику с каждого ряда читают ответы, класс проверяет. По ходу проверки учитель задает дополнительные вопросы.) — Сколько всего прибавили к 8, к 7? — Как прибавляли 6, 7, 8? — Сколько всего вычли из 14? Как вычитали? № 3 (с. 68). (Необходимо показать учащимся разные способы решения. Первый способ они называют сами.) Решение Первый способ: 1) 3 + 2 = 5 (к.) — родились у Олиной кошки; 2) 5 — 1 = 4 (к.). — Какого котенка подарила Оля: рыжего или пестрого? (В задаче об этом не сказано.) — Если Оля подарила рыжего котенка, то сколько рыжих котят осталось? (3 — 1 = 2 (к.).) — Если рыжих осталось 2, то сколько рыжих и пестрых котят осталось у Оли? Как это запишем? (2 + 2 = 4 (к.).) Второй способ: 1) 3 — 1 = 2 (к.) — рыжих котенка осталось; 2) 2 + 2 = 4 (к.). — А если Оля отдала пестрого котенка, то сколько пестрых осталось? (2 — 1 = 1 (к.).) — Сколько всего осталось пестрых и рыжих котят? Как это запишем? (3 + 1 = 4 (к.).) Третий способ: 1) 2 — 1 = 1 (к.) — пестрых котят осталось; 2) 3 + 1 = 4 (к.). Ответ: осталось 4 котенка. № 4 (с. 68). (Коллективное выполнение. Учитель записывает решение на доске.) — Что значит “счет 6: 5 в пользу команды “Буря””? (Команда “Буря” забила 6 голов, а команда “Заря” — 5 голов.) 2. Работа в тетради с печатной основой № 1, 2 (с. 35). VII. Рефлексия (Выполнение заданий в тетради для проверочных работ (с. 42—43). Можно использовать КИМы (математический диктант № 1, с. 83—84).) *№ 6 (с. 68). (Самостоятельное выполнение.) — Оцените своего соседа по парте: • молодец, все решено правильно; • хорошо, ошибки есть, но совсем немного; • тебе нужна помощь учителя. — Кто хорошо разобрался в теме урока? — Кому нужна помощь одноклассников? — Кто может помочь этим ребятам? VIII. Подведение итогов урока — Какие новые случаи сложения мы разбирали сегодня на уроке? — Почему они записаны в красной рамочке? — Кто смог их запомнить? 113. Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида [ ] + 6 - ЧИСЛА ОТ 1 ДО 20. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ Цели: рассмотреть случаи сложения 9 + 6, 8 + 6, 7 + 6, 6 + 6; провести работу, направленную на запоминание состава чисел 11 и 12; развивать умение решать составные задачи. Планируемые результаты: учащиеся научатся моделировать прием выполнения действия сложения с переходом через десяток, используя графические схемы; выполнять сложение чисел с переходом через десяток в пределах 20; использовать математическую терминологию при составлении и чтении математических равенств; моделировать с помощью схематических рисунков и решать составные задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц; выполнять задания творческого и поискового характера; контролировать и оценивать свою работу и ее результат. Ход урока I. Организационный момент II. Актуализация знаний 1. Устный счет Игра “Рыбалка” — Соедините каждую рыбку с ведерком, в которое ее поймали. 2. Работа над задачами (Учитель читает задачу. Учащиеся показывают карточку со знаком действия, которым эта задача решается.) • На склад привезли 8 мешков картофеля, а моркови — на 4 мешка больше. Сколько мешков моркови привезли на склад? (+) • Осенью на новой улице посадили 17 лип, а рябин — на 10 меньше. Сколько посадили рябин? (—) • С первого куста сняли 16 помидоров, а со второго — 6. На сколько помидоров меньше сняли со второго куста, чем с первого? (—) • Миша поймал несколько рыбок. Когда мама взяла на уху 6 рыбок, у него осталось 10 рыбок. Сколько рыбок поймал Миша? (+) 3. Логическая разминка (работа по учебнику) (“Занимательные рамки” (с. 69). Учитель сначала объясняет правила игры. Первую рамку решают под руководством учителя, затем работают в парах по вариантам.) III. Самоопределение к деятельности — Прочитайте выражения, употребляя названия компонентов и результатов сложения и вычитания.
— Какие числа нужно прибавить к 7, чтобы значение суммы было однозначным числом? Назовите все возможные варианты. — В каких выражениях получатся двузначные числа? — Какие числа нужно вычесть из 11, чтобы получилось однозначное число? — Сравните выражения каждого столбика. Что вы заметили? — Как изменяются значения выражений? Почему? — Продолжите первый столбик еще на одно выражение.” — Какой пример получился? — Найдите значение. — Как к 7 прибавить число 6? — Откройте учебник на с. 69. Посмотрите на поля. Какие задачи стоят перед нами сегодня на уроке? IV. Работа по теме уроке 1. Практическая работа (Учитель на наборном полотне выкладывает 7 красных и 6 синих квадратов, иллюстрируя случай сложения 7 + 6.) — Сколько синих квадратов? (7.) — Сколько надо прибавить к ним красных квадратов? (6.) (Учитель выкладывает в верхний ряд наборного полотна 7 синих квадратов.) — Как будем прибавлять 6? (По частям.) — Сколько надо прибавить сначала? (5.) — Почему? (В верхнем ряду до 10 не хватает 3 квадратов.) — Значит, на какие части разложим число 6? (На 3 и 3.) — Почему? (6 — это 3 и 3.) — Сколько прибавим сначала? (3.) — Сколько получилось? (10.) — Сколько прибавим потом? (Еще 3.) — Сколько получилось? (13.) (Эту работу можно также предложить выполнить одному ученику у доски.) 2. Работа по учебнику — Рассмотрите рисунок на с. 69. Объясните, как к 9 прибавить 6. (Будем прибавлять к 9 синим квадратам 6 красных квадратов по частям. Сначала прибавим 1, чтобы дополнить число 9 до 10, а потом прибавим еще 5, так как 6 — это 1 и 5. 9 + 1 = 10, 10 + 5 = 15. Значит, 9 + 6 = 75.) (По аналогии разбираются остальные примеры.) — Посмотрите на примеры в рамочке. — Чем похожи эти равенства? (Второе слагаемое равно 6.) — Как изменяется первое слагаемое? (Уменьшается на 1.) — Как изменяется сумма при уменьшении первого слагаемого? (Тоже уменьшается на 1.) — Закройте ответ последнего равенства. — Как, используя равенство 7 + 6, можно найти закрытый ответ? (Работа в парах по карточкам с примерами. Один ученик называет пример, другой — ответ. Правильные ответы записаны на обратной стороне карточек.) № 1 (с. 69). (Самостоятельное выполнение. Вариант 1 — первая строка, вариант 2 — вторая строка. Два ученика работают у доски. Проверка.) V. Физкультминутка Ползет улитка по тропе. Несет свой домик на спине. Ползет тихонько, не спешит. По сторонам вовсю глядит. Ну а когда устанет очень И отдохнуть она захочет. То может быстренько свернуться И шаром круглым обернуться. VI. Закрепление изученного материала 1. Работа по учебнику № 2 (с. 69). — Прочитайте задачу. — Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? Почему? — Что узнаем сначала? Что узнаем потом? — Выберите запись на доске, которая подходит к задаче. Яб. - 10 д. Гр. —?, на 2 д. больше. — Запишите решение самостоятельно. (Самопроверка.) № 3 (с. 69). (Один ученик выполняет на доске схему. Коллективная проверка: ученики соотносят решение задачи и ответ со схемой на доске.) № 4 (c. 69). (Устное выполнение с комментированием по цепочке.) № 5 (с. 69). (Один ученик с места комментирует чертеж и решение задачи.) 2. Работа в тетради с печатной основой № 1-3 (с. 36). VII. Рефлексия (“Проверь себя” (учебник, с. 69). Учащиеся записывают только ответы. Затем один ученик называет ответы, остальные проверяют. Можно использовать КИМы (математический диктант № 2, с. 84).) — Как вы запомнили табличные случаи сложения? — У кого уже нет ошибок? — Кому нужна помощь одноклассников? — Оцените свои знания с помощью “Светофора”. VIII. Подведение итогов урока — Какие новые случаи сложения мы разбирали сегодня на уроке? 114. Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида [ ] + 7 - ЧИСЛА ОТ 1 ДО 20. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ Цели: рассмотреть случаи сложения 9 + 7, 8 + 7, 7 + 7; провести работу, направленную на запоминание состава чисел 11, 12, 13, 14; развивать умение решать составные задачи. Планируемые результаты: учащиеся научатся моделировать прием выполнения действия сложения с переходом через десяток, используя графические схемы; выполнять сложение чисел с переходом через десяток в пределах 20; использовать математическую терминологию при составлении и чтении математических равенств; моделировать с помощью схематических рисунков и решать составные задачи; выполнять задания творческого и поискового характера; применять полученные ранее знания в измененных условиях; контролировать и оценивать свою работу и ее результат. Ход урока I. Организационный момент II. Актуализация знаний 1. Устный счет Игра “Заполни ведерки” (Учитель показывает ведерко, а учащиеся — карточкой число, которое нужно вписать в него.) 2. Работа над задачами (Учитель читает задачу. Учащиеся показывают карточку со знаком действия, которым решается эта задача.) • Катя уже вырезала для украшения класса 10 флажков. Ей осталось вырезать еще 5. Сколько всего флажков нужно вырезать Кате? (+) • Кате надо вырезать 15 флажков для украшения класса. Она вырезала 10 флажков. Сколько флажков ей осталось вырезать? (—) • Катя вырезала для украшения класса 10 красных флажков и 7 синих. На сколько меньше синих флажков вырезала Катя? (—) • После украшения класса в одной коробке у Кати осталось 10 флажков, а в другой — 7. Сколько всего флажков осталось у Кати? (+) — Чем похожи и чем отличаются эти задачи? (Учитель обращает внимание детей на то, что слово “осталось” в этих задачах имеет разное значение.) 3. Логическая разминка — Какая закономерность наблюдается в первой строке? — Какого рисунка не хватает во второй строке? — Какая фигура будет повторяться в третьей строке, в четвертой? III. Самоопределение к деятельности — Запишите в столбик выражения и найдите ответ. • Увеличьте 10 на 4. (10 + 4 = 14.) • Первое слагаемое 9, второе 5. Найдите сумму. (9 + 5 = 14.) • Найдите сумму чисел 8 и 6. (8 + 6 = 14.) • Оба слагаемых равны 7. Найдите сумму. (7 + 7 = 14.) — Чем похожи равенства? (Это суммы.) — Как изменяется первое слагаемое? (Уменьшается.) — Как изменяется второе слагаемое? (Увеличивается.) — Как догадались, какой ответ будет в последнем равенстве? (Если одно слагаемое уменьшается, а второе увеличивается на одно и то же число, то сумма не изменяется.) — В каких равенствах надо прибавлять по частям? (9 + 5, 8 + 6, 7+ 7.) — Какое равенство мы еще не учили? (7 + 7.) — Откройте учебник на с. 70. Посмотрите на выражение на полях. Поставьте задачи урока. IV. Работа по теме урока Работа по учебнику — Рассмотрите рисунок на с. 70. — Сколько на рисунке синих кругов? Сколько красных? — Как к 9 будем прибавлять 7? (Будем прибавлять к 9 синим кругам 7 красных кругов по частям. Сначала прибавим 1, чтобы дополнить число 9 до 10, а потом прибавим еще 6, так как 7 — это 1 и 6. 9 + 1 = 10, 10 + 6 = 16. Значит, 9 + 7 = 16.) (По аналогии в парах разбираются остальные примеры.) — Рассмотрите примеры в рамочке. — Чем похожи эти равенства? (Второе слагаемое равно 7.) — Как изменяется первое слагаемое? (Уменьшается на 1.) — Как изменяется сумма при уменьшении первого слагаемого? (Тоже уменьшается на 1.) — Закройте ответы последних двух равенств. — Как, используя равенство 9 + 7 = 16, можно найти закрытые ответы? (Работа в парах. Учащиеся работают по карточкам. Один ученик называет пример, другой — ответ. Правильные ответы записаны на обратной стороне карточек.) V. Физкультминутка Дружно помогаем маме Мы белье полощем сами. Потянулись, наклонились — Хорошо мы потрудились. VI. Закрепление изученного материала 1. Работа по учебнику № 1 (с. 70). (Первая строка — с комментированием по цепочке, вторая — самостоятельно. Далее выполнение задания на полях. Дети показывают числа, которые нужно вставить в окошки, с помощью карточек. Один ученик проверяет работу класса.) № 2 (с. 70). — Сравните две краткие записи. Было — 6 к. Съели — 4 к. Осталось —? — Какая краткая запись подходит к решению задачи? — Какое слово в вопросе указывает на то, что задача решается сложением? — Запишите решение задачи в тетрадях самостоятельно. (Проверка.) — Почему задача решается сложением? Ведь в вопросе задачи есть слово “осталось”. — Конфет стало меньше? (Если дети затрудняются объяснить выбор действия, учитель наглядно иллюстрирует задачу с помощью предметных картинок.) № 3 (с. 70). — Прочитайте задачу. — Что значит “тяжелее”? — Назовите условие задачи. — Назовите вопрос задачи. — Что вы заметили? (Сначала записан вопрос, а потом условие.) — Как узнать, на сколько одно число больше или меньше другого? — Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? — Что надо узнать сначала? Что узнаем потом? (Решение задачи учащиеся записывают самостоятельно. Один ученик работает на откидной доске. Самопроверка.) *№ 4 (с. 70). (Самостоятельное выполнение.) 2. Работа в тетради с печатной основой № 1, 2 (с. 37). VII. Рефлексия (“Проверь себя” (учебник, с. 70). Учащиеся записывают только ответы. Проверка. Один ученик называет ответы, остальные проверяют. Можно также использовать КИМы (математический диктант № 3, с. 84).) — Как вы справились с заучиванием таблицы? — У кого ошибок стало меньше? — Кому нужна помощь одноклассников? — Оцените, как вы разобрались в материале, с помощью “Светофора”. VIII. Подведение итогов урока — Какие новые случаи сложения мы разбирали сегодня на уроке? — Кто смог их запомнить? — Какое чувство вы испытали, когда сами объясняли новые случаи сложения? (Сначала учащиеся работают в группах, затем несколько учеников складывают фигуры у доски.) — Как одним словом назвать фигуры, которые получились? (Многоугольники.) — Сколько здесь четырехугольников? (4.) — Как называются остальные фигуры? (Шестиугольники.) III. Самоопределение к деятельности (На доске рисунки.) — Составьте по рисункам выражения. (6 + 8, 7 + 8, 8 + 8, 9 + 8.) (Учитель записывает выражения в столбик.) — Найдите ответ первого примера. — Рассмотрите внимательно остальные примеры. Чем они похожи? (Второе слагаемое одинаковое.) — Как изменяется первое слагаемое? — Как изменится сумма? — Найдите ответы для остальных выражений. — Какие равенства нам еще неизвестны? — Как нашли ответ? — Откройте учебник на с. 71. Посмотрите на выражения на полях. Какие вычислительные случаи мы будем сегодня разбирать? IV. Работа по теме урока Работа по учебнику
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 206; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.234.62 (0.347 с.) |