Дециметр - числа от 1 до 20. Нумерация 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дециметр - числа от 1 до 20. Нумерация



Цели: познакомить с единицей измерения длины — дециметром; учить измерять длины отрезков; повторить нумерацию; развивать умение решать примеры и задачи изученных видов.

Планируемые результаты: учащиеся научатся переводить одни единицы длины в другие; выполнять вычисления вида 15 + 1, 16 — 1 с опорой на знание нумерации; сравнивать числа в пределах 20, опираясь на порядок их следования при счете; читать и записывать числа второго десятка, объясняя, что обозначает каждая цифра в их записи; решать задачи изученных видов; выполнять задания творческого и поискового характера; контролировать и оценивать свою работу и ее результат.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Логическая разминка

— Решите задачу.

Знайка, Кнопочка и Тюбик живут в домах № 14, 17, 19. В каком доме живет каждый из них, если Знайка не живет в домах № 19 и 17, а Кнопочка не живет в доме № 19? (Знайка живет в доме № 14, Кнопочка —17, Тюбик — 19.)

2. Повторение нумерации

(Три ученика выходят к доске и заполняют пропуски.)

14 = [ ] дес. [ ] ед.

17 = [ ] дес. [ ] ед

19 = [ ] дес. [ ] ед

3. Геометрический материал

— Сколько треугольников на рисунках?

Ответы: 8, 8, 12.

4. Устный счет

 

Игра “Велотрек”

(На доске три схемы с круговыми примерами (по одной для каждого ряда). Учащиеся решают примеры по кругу, по очереди выходя к доске и вставляя числа в окошки. Если ответ последнего примера соответствует первому числу, то команда прошла дистанцию успешно.)

III. Самоопределение к деятельности

— Дополните предложения словами “килограмм”, “метр”, “сантиметр”.

• Папа держал чемодан, масса которого 11... (кг).

• В ведро вмещается 10... (л) воды.

• Ученик начертил в тетради отрезок длиной 1... (см).

— Соедините величины и единицы их измерения.

(Учитель вывешивает на полотно карточки, учащиеся называют величину и единицу ее измерения. Учитель ставит их в одну строку.)

(На доске таблица.)

17 12 15 19 11 18 14 20
М Е И Т Д Е Ц Р

— Расположите числа в порядке возрастания, и вы узнаете, с какой новой единицей измерения длины мы познакомимся сегодня на уроке. (Дециметр.)

— Откройте учебник на с. 51. Прочитайте тему и задачи урока.

— Тема сегодняшнего урока: “Дециметр”. Знаете ли вы, что обозначает это слово? (Ответы детей.)

— С какой единицей измерения длины мы знакомы? (С сантиметром.)

IV. Работа по теме урока

1. Практическая работа

(Учащиеся получают листочки, на которых начерчены отрезки: красный — 3 см и желтый — 14 см, и модели сантиметра (полоска зеленого цвета) и дециметра (полоска синего цвета).)

— Измерьте длину красного отрезка с помощью модели сантиметра. (3 см.)

(Учитель чертит на доске отрезок длиной 60 см и просит одного ученика измерить его длину с помощью модели сантиметра. Учащиеся приходят к выводу, что не всегда удобно измерять длины с помощью сантиметра.)

Есть еще одна единица измерения длины — дециметр. Ею легко измерить длину начерченного на доске отрезка.

(Учитель демонстрирует модель дециметра и с ее помощью измеряет длину начерченного на доске отрезка.)

— Сколько отрезков длиной 1 дм поместилось в отрезке на доске?

— Сравните полоску зеленого цвета длиной 1 см и полоску синего цвета длиной 1 дм. Сколько полосок длиной 1 см поместилось в полоске длиной 1 дм? (10.)

(Учитель показывает на доске сокращенную запись слова “дециметр”.)

— Измерьте с помощью моделей дециметра и сантиметра длину желтого отрезка.

— Сколько раз уложился дециметр? (1.)

— Можно уложить модель дециметра еще раз? (Нет.)

— Чем можно измерить оставшуюся часть отрезка? (Сантиметром.)

— Сколько раз уложился сантиметр? (4.)

Длина этого отрезка записывается так: 1 дм 4 см или 14 см, так как в 1 дм содержится 10 см.

2. Работа по учебнику

— Рассмотрите верхний рисунок на с. 51.

— Определите по нему длину голубой полоски.

(Учащиеся читают соотношение: 1 дм = 10 см.)

№ 1 (с. 51).

(Работа в парах. Учитель заранее готовит веревки длиной чуть более 2 дм.)

№ 2 (с. 51).

(Самостоятельное выполнение.)

V. Физкультминутка

Еж спешил к себе домой,

Нес запасы он с собой.

Через кочки еж скакал,

Быстро по лесу бежал.

Вдруг он сел и изменился —

В шарик круглый превратился.

А потом опять вскочил

И к детишкам поспешил.

Е. Гайтерова

VI. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

№ 3 (с. 51).

(Самостоятельное выполнение. Два ученика записывают решения и ответы на откидной доске. Самопроверка.)

№ 5 (с. 51).

(Самостоятельное выполнение. Вариант 1 — первая строка, вариант 2 — вторая строка. Взаимопроверка. Учащиеся меняются тетрадями. Дополнительно можно предложить задание на полях (в первой фигуре 3 треугольника и 3 четырехугольника, во второй — 5 треугольников и 4 четырехугольника).)

№ 4 (с. 51).

(Устное выполнение. В случае затруднений учитель напоминает детям, что уменьшить на 1 — значит назвать предыдущее число, а увеличить на 1 — последующее.)

2. Работа в тетради с печатной основой

№ 1-4 (с. 25).

VII. Рефлексия

(“Проверь себя” (учебник, с. 51). Самостоятельное выполнение.)

— Сравните свой результат с результатом соседа по парте.

— Оцените своего товарища:

• молодец, все правильно;

• хорошо, ошибки есть, но совсем немного;

• тебе нужна помощь учителя.

— Кто понял новую тему?

— Кому нужна помощь?

— Кто доволен своей работой на уроке?

VIII. Подведение итогов урока

— С какой новой единицей измерения длины мы сегодня познакомились?

— Кому интересно было выполнять практическую работу?

— Длину каких предметов удобнее измерять новой меркой?

— О каком задании вы расскажете дома родителям?


99. Сложение и вычитание вида 10 + 7, 17 - 7, 17 - 10 - ЧИСЛА ОТ 1 ДО 20. НУМЕРАЦИЯ

Цели: учить выполнять вычисления вида 10 + 7, 17 - 7, 17 - 10; закреплять знание табличных случаев сложения и вычитания в пределах 10; готовить к решению составных задач.

Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять вычисления вида 10 + 7, 17 - 7, 17 – 10 с опорой на знание нумерации; читать и записывать числа второго десятка, объясняя, что обозначает каждая цифра в их записи; использовать математическую терминологию при составлении и чтении математических равенств; решать задачи изученных видов; моделировать задачи с помощью схематических рисунков; выполнять задания творческого и поискового характера; контролировать и оценивать свою работу и ее результат.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Логическая разминка

— Решите задачи.

• Катя, Галя и Оля спрятали игрушки — медвежонка, зайчика и слоника. Кто какую игрушку спрятал, если известно, что Оля не прятала ни зайчика, ни медвежонка, а Катя не прятала зайчика? (Оля спрятала слоника, Катя — медвежонка, Галя — зайчика.)

• У Тани было 5 орехов. Когда она отдала 1 орех брату, у них стало поровну орехов. Сколько орехов было у брата? (3.)

• Ребята кидали мяч. Володя кинул дальше Димы, а Сережа — ближе Димы. Кто кинул мяч дальше всех, а кто — ближе всех? (Володя кинул дальше всех, Сережа — ближе всех.)

2. Устный счет

— Дополните числа до 10.

(Учитель показывает окошко, дети поднимают карточку с цифрой.)

8 6 3   5
      1  

Игра “Кто быстрее”

(Учитель раскладывает по классу три набора карточек с числами от 11 до 20 разного цвета — каждому ряду свой цвет. Задача учащихся — найти все карточки своего цвета и выставить их по порядку на наборном полотне. Сначала выходят первые ученики от каждого ряда и ищут первую карточку, находят ее, выставляют на наборное полотно, громко называют число. Если число выставлено правильно, выходит следующий ученик. Побеждает команда, которая быстрее всех выставит весь ряд чисел.)

3. Работа над задачами

— Добавьте к задаче второй вопрос так, чтобы получилась цепочка из двух задач.

• Туристы взяли с собой в поход 7 банок тушенки, а сгущенки — на 3 банки меньше. Сколько банок сгущенки взяли туристы? (Сколько всего банок консервов взяли туристы?)

• В подарок положили 6 леденцов, а шоколадных конфет — на 3 больше. Сколько шоколадных конфет положили в подарок? (Сколько всего конфет положили в подарок?)

• Коле 7 лет, а его сестра на 3 года старше. Сколько лет сестре? (Сколько лет брату и сестре вместе?)

• Лена вырезала 9 снежинок, а Таня — на 4 снежинки меньше. Сколько снежинок вырезала Таня? (Сколько всего снежинок вырезали девочки?)

• Оля купила 6 тетрадей в линейку, а в клетку — на 2 тетради больше. Сколько тетрадей в клетку купила Оля? (Сколько всего тетрадей купила Оля?)

III. Самоопределение к деятельности

(Учитель записывает на доске числа в два столбика.)

13 12
11 16
15 10
19 14
17 18

— Прочитайте числа, записанные на доске, в порядке возрастания. Сначала назовите число, а потом расскажите о нем: сколько в нем десятков и сколько отдельных единиц?

— Увеличьте наибольшее из записанных чисел на 1. Запишите соответствующий пример.

(Один ученик выходит к доске и записывает получившийся пример.)

— Прочитайте его разными способами.

— На основе записанного вами примера на сложение составьте два примера на вычитание.

— Что вы заметили? (Чтобы узнать одно слагаемое, надо из суммы вычесть другое слагаемое.)

— Как вы поняли, чему мы будем учиться сегодня на уроке?

— Откройте учебник на с. 52 и проверьте, правильно ли вы поставили задачи урока.

IV. Работа по теме урока

1. Практическая работа

(Учитель записывает на доске числовое выражение 10 + 5.)

— Прочитайте данный пример разными способами.

— Что такое 1 десяток? (1 десяток — это 10.)

— Положите перед собой 1 десяток больших красных кругов. (Учитель выполняет аналогичные действия на наборном полотне.)

— К 1 десятку надо прибавить 5 единиц. Положите на парту 5 маленьких красных кругов.

— Какое число составляют 1 десяток и 5 единиц? (15.) Значит, 10 + 5 = 15.

— Уберите 5 маленьких кругов. Сколько осталось? (1 десяток, или 10.)

— Значит, сколько получим, если 15 уменьшим на 5?

2. Работа по учебнику

— Рассмотрите верхние рисунки на с. 52.

— Какие числа здесь изображены с помощью палочек?

— Объясните, как выполнены вычисления. Какие числа надо вставить в окошки?

V. Физкультминутка

А часы идут, идут —

Тик-так, тик-так,

В доме кто умеет так?

Это маятник в часах,

Отбивает каждый такт.

(Наклоны влево и вправо.)

А в часах сидит кукушка,

У нее своя избушка.

(Глубокий присед.)

Прокукует птичка время,

Снова спрячется за дверью.

(Приседания,)

Стрелки движутся по кругу,

Не касаются друг друга.

(Вращение туловищем вправо.)

Повернемся мы с тобой

Против стрелки часовой.

(Вращение туловищем влево.)

А часы идут, идут,

(Ходьба на месте.)

Иногда вдруг отстают.

(Замедление темпа ходьбы.)

А бывает, что спешат,

Словно убежать хотят.

(Бег на месте.)

Если их не заведут,

То они совсем встают.

(Остановиться.)

VI. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

№ 1 (с. 52).

(Письменное выполнение с комментированием.)

№ 4 (с. 52).

(Устное выполнение.)

№ 2 (с. 52).

— Прочитайте задачи. Посмотрите на схемы на доске.

— Какая схема подходит к первой задаче?

— Запишите решение задачи в тетрадь.

— Какая схема подходит ко второй задаче?

— Какое неизвестное в первой задаче число стало известным во второй?

— Запишите решение второй задачи в тетрадь.

№ 5 (с. 52).

(Самостоятельное выполнение при наличии времени на уроке. Первый ряд — первая строка, второй ряд — вторая строка, третий ряд — третья строка. Проверка. Учащиеся каждого ряда называют свои ответы, остальные проверяют. Если есть ошибка, то пример объясняется.)

2. Работа в тетради с печатной основой

№ 1, 2(с. 26).

VII. Рефлексия

(“Проверь себя” (учебник, с. 52). Самостоятельное выполнение. Проверка в парах. Учащиеся меняются тетрадями.)

— Оцените своего товарища:

• молодец, все решено правильно;

• хорошо, ошибки есть, но совсем немного;

• тебе нужна помощь учителя.

— Кто хорошо понял тему?

— Кому нужна помощь?

— Кто доволен своей работой на уроке?

VIII. Подведение итогов урока

— Какие числа мы сегодня научились вычитать и складывать?

— Какие чувства вы испытали, когда научились решать примеры с такими большими числами?

— Какое математическое правило вам помогло разобраться в новой теме?


100. Сложение и вычитание вида 10 + 7, 17 - 7, 17 - 10 - Урок 2 - ЧИСЛА ОТ 1 ДО 20. НУМЕРАЦИЯ

Цель: закреплять приемы вычислений вида 10 + 7, 17 - 7, 17 - 10.

Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять вычисления в пределах чисел второго десятка с опорой на знание нумерации; читать и записывать числа второго десятка, объясняя, что обозначает каждая цифра в их записи; использовать математическую терминологию при составлении и чтении математических равенств; решать задачи изученных видов; наблюдать и объяснять, как связаны между собой две простые задачи, представленные в одной цепочке; выполнять задания творческого и поискового характера; контролировать и оценивать свою работу и ее результат.

Ход урока

I. Организационный момент

— Сегодня нас пригласили на день рождения в избушку на курьих ножках. Догадались, кто именинница?

II. Актуализация знаний

1. Задачи-шутки

• Кощей Бессмертный, Баба-яга и Змей Горыныч выпили бочку пепси-колы вместимостью 15 л. Кощей Бессмертный выпил 5 л, а Баба-яга — 4 л. Остальное честно разделил между своими тремя головами Змей Горыныч. Сколько литров пепси-колы выпили головы Змея Горыныча?

• В поисках Царевны-лягушки Иван-царевич обследовал 4 болота. На каждом болоте было по одной лягушке. Сколько лягушек перецеловал Иван-царевич в поисках своей невесты?

• Василиса Премудрая и Змей Горыныч играли в шашки. Змей Горыныч съел у Василисы Премудрой 10 шашек, а Василиса Премудрая у Змея Горыныча — на 2 шашки больше. После этого Змей Горыныч съел саму Василису. Можно ли считать, что Змей Горыныч выиграл партию в шашки у Василисы?

2. Логическая разминка

— Решите задачу.

Змей Горыныч, Баба-яга и Кощей Бессмертный решили стать воспитанными и обменялись друг с другом рукопожатиями. Сколько рукопожатий они сделали?

(Учитель разбирает задачу с учениками и чертит на доске схему.)

Сначала Баба-яга обменялась рукопожатиями со Змеем Горынычем и Кощеем Бессмертным.

Потом Змей Горыныч обменялся рукопожатиями с Бабой-ягой и Кощеем Бессмертным.

И последним Кощей Бессмертный обменялся рукопожатиями с Бабой-ягой и Змеем Горынычем.

— Сколько получилось рукопожатий? (б.)

III. Самоопределение к деятельности

Баба-яга решила пригласить на день рождения Змея Горыныча и Кощея Бессмертного. Но чтобы ей досталось больше угощений, номер своей избушки на курьих ножках она зашифровала.

(На доске записаны выражения.)

11 - 1 12 - 2 13 - 3 15 - 5

— Назовите в каждом примере уменьшаемое.

— Назовите вычитаемое.

— Какой пример пропущен? (14 — 4.)

— Как вы догадались? (Уменьшаемое и вычитаемое увеличиваются на 1.)

— Найдите разности. Что заметили? (Во всех примерах ответ 10.)

— В каком доме живет Баба-яга? (В десятой избушке на курьих ножках.)

— Откройте учебник на с. 53. Найдите задание на полях.

— Чтобы избушка повернулась к нам передом, а к лесу задом, надо набрать число 10 разными способами.

— Какие задания вам сейчас давала Баба-яга?

 

— Чем мы будем заниматься на уроке?

IV. Работа по теме урока

Работа по учебнику

— Откройте учебник на с. 53.

— Баба-яга сушит грибы на веревочке. Объясните, как составлены примеры.

— Сколько было мухоморов на верхней веревочке? (7.)

— Сколько Баба-яга прибавила поганок? (3.)

— Сколько грибов стало на верхней веревочке? (10.)

— Сколько еще осталось прибавить поганок? (5.)

— Сколько всего грибов будет? (15.)

— Сколько поганок всего прибавили? (8 — сначала 3 и потом еще 5.)

(По аналогии разбирается пример на вычитание.)

№ 1 (с. 53).

(Устное выполнение с комментированием.)

V. Физкультминутка

Мы поставили пластинку

И выходим на разминку.

Начинаем бег на месте,

Финиш метров через двести!

Раз-два, раз-два,

Хватит, прибежали,

Потянулись, подышали.

VI. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

№ 2 (с. 53).

— Баба-яга решила собрать букет цветов для Василисы Премудрой. Надо посчитать, сколько цветов в букете.

(Самостоятельное выполнение. Один ученик записывает решение и ответ на откидной доске. Самопроверка.)

— Откуда во второй задаче появилось число 10?

№ 3 (с. 53).

— Чего только не увидишь в избушке Бабы-яги! Там стоят 4 банки с живой водой. Посмотрите на банку в рамочке.

— Сколько в банку входит стаканов живой воды? (10.)

— Сколько стаканов воды можно долить в каждую банку?

2. Работа в тетради с печатной основой

№ 1-4 (с. 26).

VII. Рефлексия

(“Проверь себя” (учебник, с. 53). Учащиеся записывают только ответы. Проверка. Учитель читает ответы, учащиеся проверяют.)

— Трудные ли задания вам давала Баба-яга?

— Какие задания вам понравились?

— Кто доволен своей работой на уроке?

— Кому нужна помощь?

VIII. Подведение итогов урока

Баба-яга решила в память о своем дне рождения подарить вам сувениры.

(Учитель дарит учащимся наклейки.)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 87; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.183.221 (0.107 с.)