Право и нравственноть имеют коренную внутреннюю связь. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Право и нравственноть имеют коренную внутреннюю связь.



3 различия права и нравственности: 1) нравственное требование является неограниченным и предполагает нравственное совершенство или по крайней мере стремление кнему. Напротив, закон юридический вместо совершенства требует низшей, минимальной степени нравственного состояния, требует лишь фактической задержки известных крайних проявлений злой воли. ≪Право есть низший предел, или некоторый минимум, нравственности, равно для всех обязательный ≫. Между ними нет противоречия: без исполнения меньшего нельзя исполнить большее.

2) отличие нравственности от права состоит в том, что высшие нравственные требования не предписывают заранее никаких внешних определенных действий, а предоставляют самому идеальному настроению выразиться в соответствующих действиях применительно к данному положению. Юридический закон имеет своим предметом реально определенные внешние действия.

3) Нравственный закон предполагает свободное и добровольное исполнение нравственных требований, и всякое принуждение не желательно и невозможно. Напротив, внешнее осуществление требований юридического закона допускает прямое или косвенное принуждение.

Дает определение права по отношению к нравственности: право есть принудительное требование реализации определенного минимального добра, или порядка, не допускающего известных проявлений зла ≫.

Требование принудительной справедливости – существенный признак права. Степень и способы реализации добра с помощью права зависят от состояния нравственного сознания общества и от других исторических условий.

Таким образом, между идеальным добром и злой действительностью есть ≪промежуточная область права и закона, служащая воплощению добра, ограничению и исправлению зла. Правом и его воплощением — государством — обусловлена действительная организация нравственной жизни в целом человечестве≫.Без права нравственная проповедь, лишенная объективной опоры в реальном мире.

Для того чтобы человек свободно стремился к нравственным вершинам, ему должна быть предоставлена и ≪некоторая свобода быть безнравственным. Право в обеспечивает за ним эту свободу, не склоняя пользоваться ею≫.Так, право в интересах личной свободы дозволяет людям быть злыми.

≪Задача права вовсе не в том, чтобы лежащий во зле мир обратился в Царство Божие, а только в том, чтобы он — до времени не превратился в ад≫.

Характеристика юридичесткого закона ( позитивного права ). «Е сли какой-нибудь положительный закон идет вразрез с нравственным содержанием добра, то мы можем быть заранее уверены, что он не отвечает и существенным требованиям права, и правовой интерес относительно таких законов может состоять никак не в их сохранении, а только в их правомерной отмене≫.

Три непременных отличительных признака закона (положительного права): 1) публичность, 2) конкретность (выражение в нем норм об особых, определенных отношениях в данном общест ве, а не каких-то отвлеченных истин и идеалов – критикует законы, предписывающие воздерживаться от пьянства, почитать родителей и т.п.) и 3) реальную применимость.

Государство: трактует государство как ≪воплощенное право≫ и правовую организацию общественного целого, заключающую в себя полноту положительного права и единую верховную власть. С тремя различными властями — законодательной, судебной и исполнительной.

Эти три власти — при всей необходимости их раздельности — не должны быть разобщены и находиться в противоборстве, так как имеют одну и ту же цель: правомерное служение общему благу (эта задача у права и государства в целом).

≪Это единое начало полновластия непосредственно проявляется в первой власти — законодательной, вторая — судебная — уже обусловлена первою, так как суд не самозаконен, а действует согласно обязательному для него закону, а двумя первыми обусловлена третья, которая заведует принудительным исполнением законов и судебных решений≫.

О войне: ≪над отдельными государствами нет общей власти, и поэтому столкновения между ними решаются окончательно только насильственным способом — войною ≫. С общенравственной точки зрения, пишет Соловьев, ≪война есть зло≫. Но это зло не безусловное, а относительное, т. е. такое зло, которое может быть меньше другого зла.

Для приближения к прочному и доброму миру, по Соловьеву, необходимо внутреннее освоение идей христианства о единстве человечества и преодоление войны и вражды.

Государство имеет 2 задачи:

1) консервативная: оно в своих пределах подчиняет насилие праву, произвол — законности, заменяя хаотическое и истребительное столкновение людей правильным порядком их существования, причем принуждениедопускается лишь как средство крайней необходимости.

2) Но связь права с нравственностью дает возможность говорить о «христианском государстве». Прогрессивная задача государства: ≪улучшать условия этого существования, содействуя свободному развитию всех человеческих сил, которые должны стать носительницами будущего совершенного состояния и без которых, следовательно, Царство Божие не могло бы осуществиться в человечестве≫.

Защиает частную собственность, но принцип права требует ограничения частного произвола впользу общего блага. ≪Экономическая задача государства, действующего по мотиву жалости состоит в том, чтобы принудительно обеспечить каждому известную минимальную степень материального бла госостояния как необходимое условие для достойного человеческого существования≫. Одним из первых в России выдвинул требование о праве каждого человека на достойное существование. Никакой человек ни при каких условиях и ни по какой причине не может рассматриваться как только средство. Когда человек не может поддерживать свое существование, он перестает быть "целью для себя и других, становится только материальным орудием экономического производства". Соответственно государство должно поддержать его экономически.

Соотношение между церковью и государствомк: государство признает за вселенской церковью принадлежащий ей высший духовный авторитет, обозначающий общее направление доброй воли человечества и окончательную цель ее исторического действия, а церковь предоставляет государству всю полноту власти для согласования мирских интересов и политических дел с этой высшей целью. Но при этом у церкви нет принуди тельной власти, а принудительная власть государства не имеет никакого соприкосновения с областью религии.

«Церковь требует христианского государства≫.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 42; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.81.240 (0.004 с.)