Максим Максимович Ковалевский (1851—1916). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Максим Максимович Ковалевский (1851—1916).



Работы: «Происхождение современной демократии», "Общее учение о государстве".

В каждой социальной группе вместо борьбы водворяется состояние «замиренной среды» " солидарность, или сознание общности интересов и взаимной зависимости друг от друга ". Факт солидарности признается обществом и становится социальной нормой.

Право возникает потому, что ранее возникает состояние неудовлетворенности существующим положением вещей, возникают новые требования, которые "переходят силой подражания сперва в общественное мнение, в юридическое сознание масс, а затем – в обычай и закон ".

Право – нормы, ставящие себе целью поддержание и развитие солидарности ", "приводимые в жизнь организованной силой общества – государством", обладающие принудительной силой.

2 значения понятия права:

1) право есть отражение требований солидарности и обусловленной ею идеи долга, заставляющей индивидов брать на себя обязанности, чтобы сохранить интерес группы; это право предшествует государству и порождает позитивное право;

2) позитивное право, имеющее нормативный характер и обеспечиваемое принудительной силой государства, выражает волю не отдельного класса, а целого общества; содержит правила, призванные либо расширить, либо ограничить свободу индивида.

Отвергал идею естественных прав.

Личные права не зависят от государства, "так как признание их является таким же требованием общественной солидарности, как установление факта государственного общежития".

Происхождение права и государства: Состояние " замиренной среды ", подкрепляемое принудительной силой (вооруженным насилием), ведет к объединению различных союзов в государстве.

Источник возникновения власти и государства: " в психическом воздействии личностей, способных к инициативе, к творчеству, на массы, не способные ни к чему иному, как к подчинению своей деятельности чужому примеру и руководительству".

Стадии развития общества и государства (исследовал):

1) догосударственное состояние – племенное княжество или правление совета старейшин (родовая организация).

2) Государственности Античного мира свойственна непосредственная демократия;

3) Феодализму – сословная монархия;

4) "Всесословная" стадия – соответствуют вначале цезаризм. Затем конституционная монархия и республика, дополняемые референдумом и прямым законотворчеством избирателей.

Историческая закономерность – продвижения каждого общества от низшей к более высокой стадии. Этому прогрессу противоречит " противопоставление бедности и богатства, рознь между имущими и неимущими ". Для преодоления противоречия: 1) усиление вмешательства государства в распоряжение собственностью в интересах земледельцев и рабочих, 2) юридическое закрепление права на труд, 3) свободную деятельность профсоюзов, их борьбу за социальные права.

Господство одной части общества над другой – нарушение солидарности. Во всесословном обществе провозглашается гражданское и политическое равенство, права и свободы личности, и юридические гарантии их – это обеспечивает согласование интересов личности, групп в соответствии с солидарностью.

Сторонник реформ – революция всегда предполагает насилие, а значит, нарушение "замиренной среды" в обществе. При медленности общественных изменений прогресс более надежен, чем при их быстроте, эволюцию надо предпочитать революции, прогресс желателен только под условием сохранения порядка ".

форма правления: «демократическая монархия» основанная на конституции и представителльном правлении. Наследственное руководство и система самоуправления обществом.

 

Основной элемент – солидарность.

Противоречие, которое возникает в обществе, оценивается как препятствие. На место борьбы противоположностей приходит среда замирения.

Она возникает еще в родовом обществе и приводит к созданию государства.

Государство – преемник родового патриархального общества. Выделение вождей, инициаторов и их склонность властвовать приводят к возникновению государства.

Государство появляется в силу гипотетической силы власти.

!!! Государство: народ, власть, территория.

Право – средство консенсуса. Оно существовало еще в доклассовом обществе и менялось по мере его развития.

Право первичнее государства.

Критикует позитивизм. Законодательство связано с обычаями и моралью.

Для России лучшая форма – демократическая монархия (2-ухпалатный парламент и монарх).

Развивал концепцию социального прогресса, содержание которого состоит в росте солидарности общественных групп и народов.

Власть возникает при психологическом давлении сильной одаренной личности на инертные пассивные массы. Основа всякого общежития – готовность подчиняться.

 

Николай Михайлович Коркунов (1853— 1904), преподававший в Петербургском университете, Военно-юридической академии и других учебных заведениях теорию и энциклопедию права. Работы: «Лекции по общей теории права», "Государственное право (теория)".

Право предполагает не отдельный интерес, а связь, отношение не менее чем двух лиц с встречными интересами.

! Правоесть не просто защита интересов, но их разграничение.

Содержание общественной жизни составляют разнообразные интересы; чтобы определить границы осуществления сталкивающихся интересов, право устанавливает права и обязанности субъектов общественных отношений.

Гражданское право разграничивает интересы частных лиц, уголовное право – интересы обвинителя и подсудимого, гражданский процесс – истца и ответчика, государственное право – интересы всех участников государственного общения от монарха до подданного и т.п.

Право – "взаимное психическое воздействие людей", связывал общеобязательную силу закона с авторитетом веления органов власти, вызывающих "почти инстинктивное к себе повиновение".

Государство – не лицо, а юридическое отношение, в котором субъектами права являются все участники государственного общения, а объектом служит государственная власть как предмет пользования и распоряжения.

Само понятие власти, по его мнению, не связано необходимо с понятием властвующей воли. Власть не предполагает обязательно волю. Властвуют иногда божества, представления о болезнях и грозящей беде. " Для властвования требуется только сознание зависимости, а не реальности ее ". Государство может властвовать не обладая ни волей, ни сознанием своей силы. Важно только, чтобы люди сознавали свою зависимость от государства. " Власть есть сила, обусловленная не волей властвующего, а сознанием зависимости подвластного ".

" Государство есть общественный союз, представляющий собой самостоятельное и признанное властвование над свободными людьми ".

О разделении властей: власть является единой. Сущность разделения властей "в обеспечении свободы надлежащим распределением функций властвования". Разделяется распоряжение государственной властью. Взаимное сдерживание органов власти достигается не только обособлением разных функций государственной власти, но и вообще "совместностью властвования". Находит проявление в 3 формах: 1) в осуществлении одной и той же функции несколькими независимыми друг от друга органами; 2) в распределении между несколькими органами различных, но взаимно обусловленных функций; 3) в осуществлении различных функций одним органом, но различным порядком. Так образуются различные комбинации органов. Поэтому признает за правительством самостоятельного права издавать общие юридические правила в административном порядке.

Отмечал, что в России "государственная служба является единственной формой участия подданных в общей политической жизни страны", и потому политические права имеет лишь "узкая сфера наличного служебного персонала". высказывался против ограничения избирательного права, особенно против цензовых систем.

Но ближайшая перспектива для России – " правомерная, но самодержавная монархия ". " Государь сосредоточивает в своих руках всю полноту верховной власти безраздельно, но осуществляет ее правомерно ". Правомерность обеспечивается: 1) упорядочение издания законов, 2) наделение судов правом разрешать противоречия между указами и законами, 3) учреждение административной юстиции в виде самостоятельной системы судов, предоставление им права отмены незаконных распоряжений, 4) обеспечение гражданских прав (неприкосновенность собственности, право граждан на подачу петиций)

 

Выступает против отождествления права с законом.

Выдвинул теорию субъективного реализма, согласно которой общество есть объективный общественный порядок, психическое единение людей. Личность не растворяется в обществе, а сохраняет свою самостоятельность.

Содержание социальной жизни – сталкивающиеся между собой интересы в различных областях. Отсюда вытекает необходимость права, задача которого – обеспечение должного общественного порядка.

Задача права – разграничение этих интересов. Гражданское право разграничивает интересы частного лица; уголовное – подсудимого и обвинителя; государственное право – интересы всех: от монарха до последнего подданного.

Право имеет 2 аспекта: объективный (юридическая норма) и субъективный (субъективные права и обязанности).

Государство – юридическое отношение, в котором субъекты – все участники, а объект – власть.

Природа власти – не стремление властвующего господствовать, а осознание подданного подчиняться.

Носители государственной власти – не одни органы власти, а все граждане.

Отрицает разделение властей. Говорит о единстве монаршей власти при разделении функций.

Идеал – самодержавная монархия. Суть – взаимодействие функций при их относительной самостоятельности. Государь сосредоточивает в своих руках всю полноту верховной власти, но осуществляет ее правомерно.

За смертную казнь.

Против парламента.

 

 

63. Политическая и правовая концепция евразийцев.

Как движение «евразийцы» оформились в 20-х гг. ХХ в. основные представители данного движения: П. Н Савицкий (географ, экономист), Н. Н. Алексеев (юрист), Г. В. Вернадский (историк, сын В. И. Вернадского).

Суть учения «евразийцев» заключалась в необходимости восстановления дореволюционного правления. «Евразийцы» не считали, что России нужна была революция.

Большивеки, по сути воспроизвели ту же систему, только с коммунистической идеологией. Не считали, что русскому парламентаризму не хватило времени. Россия за эти короткие месяцы прошла весь путь, и парламетаризм оказался никчемным. Большевизм - это антисистема.

Необходимо избегать поклонению идолов форм правления – т.е. от понимания,что какие-либо механизмы построения общеста и государства могут сразу обещать построение идеального государства – таких нет.

Такое понимание привело к тому, что Россия (наследница Византии)утратила утратила религиозный смысл и заменила систему государственного строительства на империализм, т.е. простое расширение территории.

Вместо концепции российского государства концепция Евразии. Р оссия (Евразия) – обособленный культурный и географический мир, самодостаточное, самодавлеющее пространство. В основе здесь география – это соединение леса и степи. А православие обладает способностью легко прирастать к любой государственной форме.

Россия – независимая общность, образованная во времена монгольского завоевания; это замкнутое самодостаточное пространство. Географическое пространство России определяет и ее политическое пространство. По мнению «евразийцев», основателем российского государства был Чингисхан; преемником российского государства стало Московское государство (Москва является наследницей Золотой орды).

На сегодняшний день, как говорили евразийцы, Россия отделена от Европы большевиками (маргинальным субэтносом). Это отделение должно происходить на уровне евразийской идеи.

Нет высших и низших культур. Мир движется не одной линией, а параллельным пучком. Есть только похожие и непохожие. Под словом «человечество» и «общечеловеческие ценности» скрывается экспансия со стороны романо-германских народов.

До Петровской эпохи Русь имела свой религиозный смысл. Начиная с Петра I эта идея упрощена и заменена на позитивно-политическую идею империи и империализма. Культурная задача понималась обеднено, выводя свою идеологию из славянской традиции. С Перта I Церковь превратилась в чиновничий аппарат. Сама сущность евразийской идеи была потеряна для правящего слоя России. Задача теперь – только расширение территорий. Правящие круги России стали считать Россию частью Европы и на смену этой идеологии пришла идеология империализма и мнение о том, что «мы славяне».

Россия отличается от Европы, надо осознать мы не славяне и не тюрки, а русские, мы решительно отвергаем существо западничества и отвергаем отрицания самобытности и культуры нашей. Идея-правительница – это мотив культурной деятельности в России.

«Евразийцы» говорили о необходимости симфонии властейвзаимопроникновения Церкви и государства. Государство должно черпать свою идеологию из Церкви. Демократия в России возможна только в церкви – больше нигде она не работает.

Против идеи правового государства «евразийцы» выдвигают идею «государства правды», в котором приоритет отдается духовным ценностям, а государство и право соблюдают православие. Государство правды всегда подчиняет государство ценностям, имеющим непреходящее значение, ценности, «стоящей за», а не государство для того, чтобы построить правовое государство. Ценность не должна быть земная, «а стоящая за». В «государстве правды» должны править лучшие люди.

Чтобы обезвредить абстрактную идеологию (например, идею правового государства), нужно выработать свою идеологию – «идею-правительницу», которая является мотивом внутренней деятельности. Эта идея не может быть до конца понятна и существует, как далекий идеал. Эти все идеи формируют систему идеалов правства (напр., реально власть принадлежит не царю, а идее царя).

Кроме «идеи-правительницы» второй основой государства и права является правящий отбор, который определяет тип народного хозяйства и социального строя, государственного устройства. Если правящий отбор находится на службе у «идеи-правительницы», то это хорошо. Но если это не так, то возникает бюрократизм. Если служба становиться самоцелью, тогда наступают противоречия: когда правящая группа замыкается на себе, то начинается конфликт в обществе и система деградирует.

Политические партии – это западный продукт, мы же восточники.

В России власть должна отражать волю не всех граждан, а только носителей государственной власти.

В России сложилось две формы механизма формирования запретов и дозволений: физическое воздействие и отношение власти и подчинения. Режим должен быть идеомакратическим. Государство дематическое основывается на тех лучших людях, которые способны выполнять управленческие функции. Дематическое государство не должно строится по принципу запретов и дозволений. Должно строится на принципе власти и подчинения: властвующие должны находиться в духовной связи в подчиненными. Насилие должно быть минимально.

«Евразийцы» считают, что феномен Российской империи уникален, так как она не завоевывала, а обживала свои окраины.

Они отвергали притязания мелких наций на суверенитет. Создание нации, по их мнению, - это деятельность культуры, а не политический спектакль. Их попытка утвердить свой суверенитет приведет к вестернизации. Потому что государство – это творческая деятельность этноса и культурных доминант.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 67; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.239.77 (0.023 с.)