Не следует привлекать Думу только людей в летах. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Не следует привлекать Думу только людей в летах.



Главная мысль Даниила заключается в том, что при подборе думцев князю следует остерегаться больше всего дураков. ≪Прилепляйся к мудрым и сам мудр будешь. Мужа лукава избегай и учения его не слушай. Мудрый муж смысленным друг, а не смысленным недруг. Сердце мудрого в доме печали, а безумного в доме пира... Лучше слушать упреки мудрых, нежели советы безумных≫. От глупости невозможно излечиться, а от глупцов князю могут быть всякие ≪досады≫ и даже позор. ≪Глупого учить, что сеять жито в бороздах≫ или хотеть от козла молока. ≪Дураков ни сеют, ни пашут, ни прядут, ни ткут — они сами родятся≫.

Князь должен иметь хорошее войско. Управление им нужно поручать мудрому военачальнику.

«Царская гроза» должна быть обращена не в сторону подданных, а в их защиту. Человек беззащитен тогда, когда он ≪не огражден страхом грозы твоей, яко оплотом твердым≫. ≪ Гроза ≫ у Даниила есть признак не самовластья, а надежности и дееспособности верховной власти. Она обращена не против подданных, а в их защиту. ≪Гроза≫ направлена только против тех, кто творит беззаконие, ибо с ее помощью восстанавливается справедливость.

Боярское самоуправство осуждается Заточником. В этом он видит причину феодальной раздробленности. Боярское засилье порождает беспорядки в государстве и наносит ущерб авторитету княжеской власти. Когда ≪боярин богат и силен, он мыслит на князя все злое≫. Лучше служить у князя, чем у боярина ≪Лучше мне ноги свои видеть в лаптях в твоем дворе,нежели в червленых сапогах на боярском дворе, лучше мне в дерюге служить тебе, нежели в багрянице на боярском дворе... лучше мне воробей испечен принимать от твоей руки, нежели баранье плечо от господарей злых≫.

Критика духовенства: многие, принимая иноческий постриг, лгут Богу, так как в монашеском сане ≪возвращаются в мирское житие, аки пес на свои блевотины и на мирское гонение; обидят села и дома; где свадьба и пир, тут чернецы и черницы и беззаконие: ангельский имея на себя образ, а блудный нрав, святительский на себе имея сан, а обычаем похабен≫.Причем Даниил осуждает не только простых монахов, но и сановных святителей.

 

Политико-правовые взгляды нестяжателей и иосифлян

Направления нестяжателей и иосифлян (стяжателей) вышли из внутрицерковных кругов. В первую очередь, они ставили вопрос о церковной организации, а затем уже о взаимодействии государства и Церкви.

Н. Сорский, Грек

Н. Сорский. Нестяжатель, последователь исихазма. Исихия – это с греческого – молчание.

Утверждал, что внутренней безмолвной молитвой достигается единство. Молящийся может достигнуть божественных видений. Но творить молитву необходимо в безмолвии. Нестяжательному человеку следует творить душевную милостыню, а не телесную, ≪яко душа вышши тела≫.

Нил Сорский проповедовал полное отречение от всего мирского, уход от мира. Он предлагал скитскую систему (проживание по одному человеку). Для Сорского очень важен был аскетический принцип – отказ от обладания имуществом. В соблюдении этого принципа и есть нестяжание. Нестяжатели – противники собственности монастырей. Должен быть евангельский принцип нищеты, который противоречит быту монастырей. Идеалом Нила является общинное устройство. Монахи такой общины (скита) ≪нужную потребу добывающе от трудов рук своих≫ и живут по апостольским заповедям: ≪не делай бо, рече апостол, да не яшь≫. Наемный труд допустим только для оказания помощи немощным и старым.

Для Нила Сорского телесное истязание вторично; главное в человеке – чистота души и сердца. Физическое истязание – вторично. Главное – стремление к осветлению души и сердца. Основное – борьба человека с помыслами. Ум и сердце – арена мысленной брани.

Он развивал учение об «умном делании», основными элементами которого являются безмолвие, умная молитва и созерцание. Человек должен сам себя держать и исправлять. Если человек уклоняется от правильного пути, то ему можно помочь лишь духовной беседой, а осуждать ближнего нельзя.

В отношении государства и Церкви он говорил о недопустимости совмещения функций двух этих институтов в одном лице. Их сферы должны быть разграничены. Причем Церковь должна отказаться от всего земного и своих богатств и собственности. Сребролюбие – один из главных душевных недугов. Противника симфонии властей.

Единоличное управление ведет к гибели.

Учение нестяжателей исключает жесткое воздействие на человека. Закон не должен быть жесток, он связан с оказанием милости. Выступали против применения к еретикам жестоких мер. Даже если человек уклоняется от истинного пути, подобает делать все, чтобы исправить человека в делах веры. Но не дело истинного христианина осуждать человека, если он уклоняется от веры. Применять смертную казнь нельзя даже к еретикам. При разрешении этой задачи Нил связал проблему еретичества с постулатом о свободе воли человека. Поиски духовного спасения каждым христианином глубоко индивидуальны и выбираются им самостоятельно по внутреннему убеждению на основе личного опыта и знаний. Он категорически отрицает возможность насилия над свободной волей человека.

Противники единоличного правления. Предпочтительней является та форма власть, где царь правит вместе с советом. Власть должна быть ограничена законом. Применение закона должно быть связано с оказанием милости.

И. Волоцкий, Новгородский

Стяжатель. В своих размышления центральное внимание уделял вопросу власти.

Христос – истинная любовь, но люди забыли о нем. Люди несовершенны, крещены дьяволом, поэтому человеческое существо не способно само по себе со своими страстями избавиться от грехов, ибо бессильны перед дьявольскими искушениями. Поэтому греховное человеческое существо не может избавиться от своих грехов самостоятельно. Единственное средство спасения греховной души – страх Божий, соблюдение строгого монастырского устава, послушание, строгое соблюдение церковных обрядов, молитва, аскетическая строгость, соблюдение церковного устава. Волоцкий ставил церковность и послушание выше внутреннего мира. Он считал, что посредством внешнего порядка и дисциплины можно достичь внутреннего совершенства, не путем молитвы, а путем внешней дисциплины прийти к Богу.

Иосиф Волоцкий ставит церковную власть выше светской. Он считал, что правители выполняют божественное предназначение. Властитель выполняет Божественное предназначение,оставаясь при этом простым человеком, допускающим, как ивсе люди на земле, ошибки, которые способны погубить не только его самого, но и весь народ, ибо ≪за государьское согрешение Бог всю землю казнит≫.Поэтому не всегда следует повиноваться царю или князю. Власть неоспорима только в том случае, если ее носитель может личные страсти подчинить основной задаче употребления власти — обеспечению блага подданных.

Главный атрибут светской власти – меч должен быть поставлен на службу Церкви, а церковная власть должна поддерживать княжескую власть. Развивает положения о симфонии властей. Светская власть обязана помогать церкви, преследовать ее врагов как силой своего авторитета, так и силой своего меча. Это не просто преступления против церкви, а преступления против государства.

При этом Волоцкий убежден, что Церковь должна иметь земельную собственность. Церковь должна обладать богатством. Экономическая составляющая ее является неотъемлемой частью составляющей нравственной.

К еретикам (иноверцам) Волоцкий относился крайне негативно и жестоко, не доверял им. По его мнению, ересь и преступление против государства – синонимы, поэтому преследование еретиков – это не только церковная, но и государственная проблема. И х надо казнить, и наказывать даже не тех, кто проповедует свои взгляды, а только имеет убеждение, расходящееся с официальной церковной доктрины.

В своих трудах Иосиф предпринимает попытку провести классификацию законодательства. Так, по Иосифу Волоцкому, воля Бога была непосредственно реализована в Священном Писании, затем в решениях Вселенских и Поместных Соборов и ≪в словесах Святых Отец≫. На основании этого материала впоследствии были приняты ≪грацкие законы≫, в которых ≪Божественная правила с Заповедями Господними и речениями Святых Отец и с самими грацкими законами размешана быша...≫, и тот, кто дерзнет нарушить все это, ≪царскими судами и грацкими законами обуздывается≫.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 58; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.59.163 (0.005 с.)