Политическая концепция Филофея. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политическая концепция Филофея.



Автор теории, вошедшей в историю политической мысли под названием «Москва – третий Рим». Иосифлянин.

Наиболее подробно у Филофея разработан вопрос о значении законной царской власти для всей русской земли.

Много внимания уделял теме божественного происхождения царской власти. Царь поставлен от Бога, и он слуга Божий. Ему поручено в силу божественного промысла осуществлять наказание тем, кто творит неправду. Он — ≪высокостолпнейший государь и самодержец, Боговенчанный христианский царь, браздодержатель, всем христианским исполнением обладающий≫. На нем лежит обязанность заботиться о своих подданных, а для этого необходимо содержать свое царствие во страхе Божьем и быть властелином над своими подвластными, иначе царь не избежит Божьей кары: его государство может постичь или землетрясение, или наводнение, или мор.

Описание держателя верховной власти: Царь строг ко всем, кто отступает от ≪правды≫, но заботлив и справедлив в отношении всех своих подданных, в его обязанности входит утешать ≪плачущих и вопиющих... избавлять обидимых от руки обидящих≫.

Подданные должны беспрекословно подчиняться государю. По мысли Филофея, все подданные дают обет государю волю его ≪творити и заповеди хранити во всем≫.Даже в том случае, если придется кому-либо понапрасну терпеть ≪царское великое наказание≫, то возможно выразить свою печаль только ≪горьким стенанием и истинным

покаянием≫.

В обязанности царя вменяется и забота о церквях и монастырях. Духовная власть подчиняется светской, но духовные лица имеют право говорить правду высокопоставленным властителям.

Правовые взгляды. Правовые нормы государства (положительныезаконы) названы у него ≪грацкими законами≫ и по содержанию определяются им как ≪правда≫.Любое действие, нарушающее норму положительного права, рассматривается им как ≪неправда≫ (≪неправдовал кого в чем≫ — клеветал; ≪неправдою, что восхитил≫ — воровал и т. д.) и требует по своей природе возмездия, прежде всего от Бога, но и обязательно от земных властей.

Установление в стране правосудия, равно как и законнаяреализация власти, — высший долг великого князя перед Богом и людьми.

Сейчас и наступил тот момент, когда Россия стала объектом высшей провиденции. Только верное православию государство может быть объектом Божьего промысла. И в этот момент этим государством стала Россия. Под государством в данном случае понимались верховные властители России, которые всячески поддерживали православную религию. Ныне ≪вся христианские царства попраны от неверных... придоша в конец и снидошася во едино царство нашего государя≫. И произошло это в осуществление древних пророчеств: ≪два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти≫.

Величие России Филофей сравнивает с величием Рима, особенно Византии.

Резко и категорически он выступил против свободы суждений и особенно против научных исследований. Видимый мир, по мнению Филофея, не только не следует преобразовывать, но грешно даже изучать. ≪Несовершенным (т. е. людям. — Н. 3.) Апостол выше силы не велел пытати≫.Всю дохристианскую культуру автор Посланий отрицает. Своим согражданам он советует от ученых ≪бегати, яко кто бежит от змия≫, объявляя единственным источником всех знаний только ≪Слово Бога≫.

Правонарушение у Филофея – это мысли. Достаточно только подумать плохо о правителе и ты уже государственный преступник.

23. Политические взгляды Ивана Грозного и Курбского.

Важный источник русской политико-правовой мысли в XVI в. – переписка первого русского царя Ивана IV Грозного с князем А.М. Курбским.

А.М. Курбский был соратником Ивана Грозного, участвовал в Казанских походах, был членом Избранной рады и воеводой в ходе Ливонской войны. Род. 1528 г. Опасаясь «неправедной» опалы Ивана Грозного, А.М. Курбский в 1564 г. бежал в Литву, где стал членом рады Речи Посполитой, участвовал в войне против России.

Курбский обвиняет Ивана 4 в том, что тот правит не по старине, что он жесток, несправедлив. Развивает теорию ограничения царской власти Боярским Советом. Выступает в защиту боярских прав, в т.ч. и так называемого «права отъезда» бояр, недовольных царем.

Цель верховной власти – милостивое и справедливое управление державой. Он считал русское государство единственной страной, которая сохранила истинное государство.

А.М. Курбский упоминает о естественном законе, едином для всех людей. На второе место он ставит христианский закон. С его точки зрения, Иван Грозный повинен в нарушении естественного закона, т.к. являясь тираном, он не признает над собой никаких законов, действует единолично, без реального участия каких-либо советников и сословно-представительных учреждений. Курбский называет власть Грозного безбожной и беззаконной, т.к. она не основана на Божьем писании. Грозный со своим необузданным нравом не должен быть царем, хотя и получил власть от Бога. Иван Грозный – вероотступник. Он поставил себя на один уровень с Богом.

Идеал политической власти А.М. Курбского – разделение гос. власти между царем и Боярским Советом – коллегиальным органом, контролирующим действия царя. Т.е. ограниченная монархия.

Курбский утверждает, что нет государства, если не действует закон, правосудие, не соблюдаются старые обычаи.

Курбский критикует опричничество. Он отмечает, что государственный аппарат неэффективен, т.к. он заменен клеветниками и доносчиками.

Грозный называл Курбского предателем, поскольку он сбежал в РП, боясь за свою жизнь, за свое тело.

Главная идея писем Ивана Грозного заключается в утверждении необходимости неограниченной царской власти. Обоснования следующие:

1) Царь ведет родословную московских князей от кесаря Августа и его брата Прусса к Рюрику и киевским князьям, утверждая законность унаследованного от предков царства. «Все истинные цари обладали неограниченной властью».

2) Теократическая теория богоустановленности царской власти. В письмах Курбскому он пишет, что «царская власть от бога и сопротивляться ей - божьему повелению сопротивление». Ссылается на текст Священного Писания и утверждает, что царь не отвечает в своей деятельности ни перед Богом, ни перед подданными, а потому выше закона.

Грозный называет себя посредником между Богом и русским народом. Главную ответственность перед Богом на Страшном суде он видит в одном: как он управлял своими рабами на пути становления к истине.

Если царь посредник между Богом и народом, то все претензии народа к нему он рассматривает как покушение на самого Бога. Предательство власти = предательство веры и Бога.

Формы служения Богу: 1) отшельничество; 2) монашество; 3) священство; 4) царское правление.

Грозный выбрал форму истязания плоти и перенес ее на свой народ. Главное орудие правителя – страх. Грозный хотел страхом Божьим обратить людей к истине и этим спасти их души.

Царь отвечает за свои действия перед Богом, но если царь виноват в чем-то перед ним, наказание за грехи царя будет нести его народ.

И. Грозный отвергает коллективное начало в организации верховной власти. Только Бог может быть помощником царю в выполнении его миссии. Истинным государем является только тот монарх, который может указать на исконно древнее происхождение своей династии и полноту своей власти над подданными внутри государства. Безусловное право царя – право жизни или смерти подданных. Судить и наказывать царь может не только за дела, но и за помыслы.

Отношения государственной власти с церковью: духовные лица не должны вмешиваться в светские дела. Четко ограничивает сферу действия церкви - только духовная область. Таким образом, царская власть не ограниченна никем и ничем. Иван Грозный настаивает на непосредственной связи царя с Богом, минуя церковь.

 

 

24. Политико-правое учение Н. Макиавелли (1469—1527).

«Государь», «История Флоренции» и др.

Автор практически исключает религиозную точку зрения из арсенала своих объяснительных средств, а главный авторитет для него — опыт истории.Религиозная аргументация устраняется из государствоведения.

Исключает религиозную документацию из государствоведения. Политические события, изменения в государстве, смена его форм происходят не по воле Божьей, не по прихоти людей, но объективно под воздействием установленного хода вещей.

Макиавелли отделяет государствоведение и от этики. Он считает, что неуместно и нереалистично решать политические проблемы находясь в кругу нравственных критериев, поскольку власть политика, технология политического господства изначально явление внеморального плана.

Главное для него выяснить: ≪какими способами государи могут управлять государствами и удерживать власть над ними≫.

Власть государя должна основываться на прочном фундаменте – хороших законах и хорошем войске. Но хорошего войска не бывает там, где нет хороших законов. И наоборот.

Есть ряд политических приемов, с помощью которых государь в состоянии достичь высшей своей цели. Государь, ≪если он хочет сохранить власть, должен приобрести умение отступать от добра≫.

Чтобы государь смог сохранить свою власть, он не должен пренебрегать своими пороками, которые на деле обеспечивают его благополучие и безопасность. Для Макиавелли самосохранение и упрочнение политической власти практически любой ценой – доминирующий интерес государственности.

Не грех государю ≪ради сохранения государства≫ пойти против своего же слова. Поскольку о действиях всех людей заключают по результатам, ≪пусть государи стараются сохранить власть и одержать победу≫.

Государственная власть должна быть твердой и решительной; содействовать этому призвано — помимо всех прочих мер — ее прославление и возвеличивание.

Государство у Макиавелли трактуется, в основном, в значении аппарата. Такой государственный аппарат включает государя и его министров, чиновников, советников и т.д. Государю принадлежит публичная власть — право командовать государством, страной по своему усмотрению., он не должен допускать, чтобы эта власть находилась в чьих-то еще руках.

Макиавелли отдает предпочтение тем формам государства, где государь правит единолично, но в окружении слуг, которые реализуют его волю.

Макиавелли отрицательно относится к тому, чтобы государь, принимая решения, был ограничен чьей-либо волей, испытывал давление постороннего интереса. Суть власти, самодержавия государя в том и заключается, что все в государстве определяется лишь его собственным усмотрением.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 67; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.183.89 (0.016 с.)