Политические и правовые учения Данте. «Божественная комедия», «О монархии». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политические и правовые учения Данте. «Божественная комедия», «О монархии».



Что необходимо для обретения социального мира и спокойствия? Что необходимо для земного счастья?

1) Для человеческого счастья необходимо государство. Хотя происхождение государство связывает с грехопадением Адама, а с др. стороны гос-во способно обеспечить определенное благополучие. Создать эту систему может только империя в лице монарха. Речь идет о Римской империи германской нации, она доминировала в этот период в Европе.

Почему монархия? 1) хорошо и превосходно все то, что отвечает намерению первого действующего лица - одного, Бога. Род человеческий, который подчиняется одному лицу подчиняется божественному устроению. Т.е. эта власть основана на праве, морали и божественной санкции. 2) Если это не будет монархия, тогда (по тем временам это были одни междоусобицы, земля вся залита кровью, смертоубийство за власть и деньги – до 16 века) между отдельными правителями всегда должен возникнуть раздор. Должен быть один, третий, с более широкими полномочиями, главенствующий над этими сторонами в пределах своего права. И это его указание будет высшей справедливостью.

3) Мир лучшим образом устроен, когда в мире справедливость. Но у каждого своя правда и должен быть кто-то, чья справедливость стояла бы над всеми – это монарх. В противном случае закон и власть отдельных лиц будут употребляться не для общей пользы. И задача монархов: устанавливать мир между политическими элементами. А только мир может дать людям то состояние, которое в писании названо «полнотой времен». Монархия – это идеальный строй для преодоления ложной индивидуальности, т.к. в ней человек подчинен одному началу и это начало реализует, не поступаясь свободой.

Основа деятельности человека – любовь к ближнему и богу.

Мир и справедливость – не только социальная категория, это и природное и сверхприродное, божественное состояние. Мир создан как воплощение благого замысла. А предусмотрительность природы и бога не уступит предусмотрительности отдельного человека. Порядок, который установлен в природой необходимо сохранять правом.

В этот период в Западной Европе существовало 2 власти: римский папа и принципс. Кто должен быть первым папа римский или германский император. Римский папа главенствовал во всем мире.

Спор, римский первосвященник или римский принципс? Данте: 2 великих святила светят нам: римский первосвященник и римский принципс. И 2 цели у нас стоят: блаженство земной жизни и блаженство вечной жизни, которое заключается в созерцании божественного лика. Для человека необходимо двоякое руководство и двоякая цель: 1) руководство первосвященника, который бы вел человека к жизни вечной и 2) императора – вел к счастью. Дух (священно) правит не так, как воля, то они превратиться в субъект земной политики. Первосвященник и принципс должны взаимно уважать друг друга, т.к. у одного власть от неба, а другого – от людей. Каждый из них должен заниматься своей сферой и не вмешиваться в другую.

 

Первым, кто выступил в защиту императоров, был великий поэт средних веков Данте Алигьери. По поводу распри между Климентом V и Генрихом VII Люксембургским он издал трактат О монархии (De monarchie), в котором изложил вынесенную им из Болонской школы теорию всемирного владычества императоров.

Сочинение Данте разделяется на три части: в первой он доказывает необходимость всемирной монархии, во второй – принадлежность ее римскому народу, в третьей – непосредственное происхождение императорской власти от Бога, а не от папы.

Итак, первый вопрос будет следующий: в чем состоит цель всего человеческого рода? Она определяется тем действием, которое свойственно совокупности всех людей и которое отличает их от всего остального. Деятельность, свойственная человеку, как человеку, отличающая его от растений и животных, есть деятельность разума. Следовательно, она и будет целью человечества. А так как эта цель не может быть достигнута вполне одним человеком, ни даже отдельным обществом людей, то необходимо для этого общение всего человеческого рода.

Но отдельный человек совершенствуется в мудрости только тогда, когда он находится в состоянии покоя. Отсюда ясно, что и весь человеческий род нуждается в мире, чтобы совершить свое дело и достигнуть своего назначения. Итак, всеобщий мир – вот высшее, что требуется для нашего блаженства. Это и есть дело всемирной монархии.

Главные доводы в пользу всемирной монархии следующие:

1) во всем, что устраивается в виду единой цели, необходимо одно управляющее начало. Так, в человеке владычествует единый разум, в доме – хозяин, в государстве – князь. Если человеческий род имеет одну цель, то он должен управляться одним монархом.

2) Устройство целого есть высшее благо, нежели устройство частей; первое составляет цель последнего. Поэтому устройство отдельных частей человеческого рода должно подчиняться устройству целого.

3) Человеческий род тогда достигает совершенства, когда он наиболее уподобляется Богу; следовательно, как единый Бог владычествует во всей вселенной, так и род человеческий должен быть устроен по образцу этого единства.

4) Где может быть тяжба, там должен быть и суд. Но между отдельными князьями могут возникать споры; следовательно, над ними должен быть высший судья – император.

5) В мире должна царствовать правда, а она лучше всего водворяется всемирным монархом, у которого можно встретить наиболее расположения к добру, так как ему нечего желать для себя; у него также наиболее силы для осуществления своей цели, наконец, и наиболее любви к людям, ибо ему близок весь человеческий род.

 6) Человечество свободнее всего под властью всемирного монарха, ибо свободен тот, кто существует для себя, а не для других; в монархии же правитель существует для граждан, а не граждане для монарха.

7) Что может быть сделано одним лицом, лучше поручать одному, нежели многим. Но человечество может управляться одним монархом во всем, что касается общих его интересов: монарх издает законы для всего человеческого рода, отдельные же князья прилагают эти законы к различным местностям, сообразно с их особенностями.

8) Единство вообще есть высшее благо. Из трех верховных категорий разума: бытие, единство и добро, бытие производит единство, а единство добро. Грешить – значит жертвовать единством множеству. Согласие есть добро, согласие же воль требует единой направляющей воли, то есть власти единого монарха.

Все частные условия, входящие в состав государства: свобода, народность, местные особенности, здесь устраняются или, по крайней мере, ставятся в разряд низших явлений, подчиняясь устройству целого.

Во второй части своего сочинения Данте обращается к истории и в ней ищет подкрепления защищаемой им теории. Главное доказательство заключается во всемирном владычестве римлян, в котором он видит волю провидения. Римляне заслужили свое призвание тем, что они были народ благороднейший и всегда имели в виду не собственные выгоды, а общее благо. Они завоевали землю для установления всеобщего мира. Сама природа создала их для этого назначения, ибо природа, устраивая людей для объединения жизни должна была создать и необходимые для того средства, предназначив известный народ к владычеству; а кто мог быть таким народом, как не римляне? Сам Христос, родившись под властью римлян и приняв наказание от римского судьи, признал справедливость их господства (неожиданно).

Наконец, в третьей части трактата Данте доказывает, что наследник римского владычества, император, держит власть непосредственно от Бога, а не от папы. Выстраивает соответствующие доводы:

Богословское обоснование: 1) сравнение с солнцем и месяцем (Deus fecit duo luminaria magna). Католические богословы объясняли, что солнце означает власть духовную, а месяц – светскую. Данте отвечает, что таково не может быть значение светил, ибо они сотворены прежде человека. Кроме того, хотя месяц получает свет от солнца, однако он не происходит от солнца и имеет также свой собственный свет.

2) Сравнение с Леви и Иудой, из которых первый, старший, был представителем священства, а второй, младший, представителем царства. Данте возражает, что старшинство лет не означает старшинства власти.

3) Принадлежность духовной и светской власти папе, как наместнику Бога. Ответ: папа наместник Бога не во всем; ему не дана вся полнота божественной власти. Так, например, он не может творить вещи и распоряжаться стихиями.

Затем Данте опровергает юридические доказательства папской власти, именно, мнимый подарок Константина Великого. Данте по поводу Константинового дара: Император, говорит он, не имеет права отчуждать империю, потому что это не его собственность. Императорская власть есть известная общественная должность, а никто не может делать в силу своей должности то, что ей противоречит. Император поставлен для сохранения империи, а не для ее разрушения. Со своей стороны, церковь не могла принять такого дара, ибо ей запрещено светское владычество. Она не имела права и переносить империю, которая ей не принадлежала.

Что на самом деле: «Константиновым даром» именовалась грамота, якобы выданная императором Константином Великим папе Сильвестру, в которой император объявлял, что передаёт папе власть над всей западной частью Римской империи, сам же удаляется в Константинополь. Окончательно доказал факт подлога итальянский гуманист Лоренцо делла Валла в сочинении «О даре Константина» (1440), опубликованном в 1517 году.

Другие доказательства против пап: 1) церковная власть не может быть причиной власти императорской, ибо последняя существовала и действовала, когда той еще не было.

2) Церковь не имеет права утверждать императоров, ибо она такого права ни от кого не получала. Она не получала его от Бога. Она не получала этого права и от себя самой, ибо никто не может сам себе дать то, чего не имеет; ни от императоров, так как император не вправе отчуждать то, что не составляет его собственности. Она не получала этого права и от общего сознания человечества, так как большая часть человеческого рода этой власти не признает.

3) Право утверждать светских князей противоречит самой природе церкви, ибо идеал церкви есть жизнь Христа, а Христос сказал, что царство его не от мира сего.

Непосредственное происхождение императорской власти от Бога Данте доказывает природой человека. Стоя посредине между двумя мирами, человек имеет двоякое естество: телесное и духовное, тленное и нетленное. Каждому естеству положена своя цель. Следовательно, один человек между всеми существами имеет двоякую цель: блаженство земное и блаженство небесное.

Эти две различные цели достигаются различными путями: одна – средствами земными, человеческими, другая – средствами сверхъестественными, верой, надеждой, любовью. Одни средства даются нам разумом, другие Откровением. Вследствие этого, человеку нужен двоякий правитель: духовный и светский. Эти два различных порядка вещей установлены самим Богом; поэтому и власти, управляющие ими, устанавливаются непосредственно Богом.

Довольно неопределенный вывод делает из всего вышесказанного: Однако так как временное блаженство устраивается сообразно с вечными целями, то император некоторым образом подчинен папе: имея власть от него независимую, он должен оказывать ему уважение, как первородный сын отцу, чтобы, освещенный светом отцовской благодати, он мог с большей добродетелью управлять миром.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 200; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.107.241 (0.018 с.)