Политико-правовое учение М. Падуанского, А. Данте. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политико-правовое учение М. Падуанского, А. Данте.



Наиболее яркое и своеобразное теоретическое выражение протест против притязаний католической церкви на светскую власть нашел в учении Марсилия Падуанского (ок. 1280—1343).

Основная работа: «Защитник мира». Богослов и медик Марсилий Падуанский, бывший одно время ректором Парижского университета, написал книгу "Защитник мира" (1324 г).

В «Защитнике мира» Марсилий выступил против притязаний католической церкви на светскую власть. Марсилий считал, что попытки католической церкви вмешиваться в дела светской власти сеют раздоры в европейских государствах. Поэтому священнослужители — главные враги мира.

Политическая теория охватывает следующие проблемы.

1. Государство и Церковь.

Марсилий отвергает учение о божественном происхождении государства. Государство возникает вследствие постепенного усложнения человеческого общежития. Поначалу семьи во имя общего блага и с общего согласия соединяются в роды, роды – в племена. Затем таким же путем и во имя той же цели консолидируются города; завершающая стадия – появление государства, базирующегося на общем согласии всех составляющих его лиц и преследующего их общее благо.

Под влиянием философии Аристотеля, схоластики признавали во всякой вещи причины четырех родов: причину материальную, формальную, движущую и конечную.

Материальную причину, или материю, из которой образуется политическое тело, составляют люди, исполняющие различные должности; формальная причина, то, что дает государству форму или строение, лежит в законах, управляющих обществом; наконец, движущая, или производящая причина есть обыкновенно человеческий законодатель и весьма редко сам Бог. Это и есть настоящая верховная власть в государстве.

Источником всякой власти является народ, но не весь, а только лучшая его часть. От него исходит как власть светская, так и духовная. Только он один – носитель суверенитета и верховный законодатель. Падуанский делил людей на 2 категории: высшую и низшую. Первые служат общему благу (это священники, военные, чиновники). А низшая категория заботится о своих частных интересах. Т.е. определяются сословия: военные, священники, судьи (главные, почетные сословия); земледельцы, ремесленники, купцы (простой народ).

Марсилий выступает за подчинение церкви государству. Церковь должна находиться под контролем самих верующих. Это должно выражаться в праве верующих:

·  выбирать церковных сановников, включая Папу;

·  определять случаи отлучения священнослужителей от церкви;

·  утверждать на церковном соборе соответствующие статьи церковного устава.

· Марсилий лишает духовенство религиозной прерогативы — быть посредником между Богом и людьми. Духовенство должно быть только наставником верующих и совершать церковные таинства.

Марсилий Падуанский резко критикует теократические теории: основная причина войн, смут и возмущений, мешающих мирному, упорядоченному общежитию (одна из основных земных целей), - неверные представления о соотношении церкви и государства, божественного и человеческого законов. Попытки церкви вмешаться в дела светской власти сеют раздоры и лишают мира европейские государства, особенно Италию.

К ведению церкви относятся только божественные, но не человеческие законы; служа высшей цели, церковь не должна вмешиваться в "мирские дела". К ведению церкви относятся только божественные, но не человеческие законы; служа вывшей цели, церковь не должна вмешиваться в "мирские дела". Христос не наделял апостолов светской властью, а папы — их преемники. (Христос говорил: "Царство мое не от мира сего"). Духовенство имеет право только учить, проповедовать христианское вероучение, но никак не принуждать; наказывать грешников, нарушителей божественного закона, может только бог, установивший этот закон. «Итак, цель священства есть дисциплина и поучение людей насчет того, во что по евангельскому закону нужно верить, и что должно делать или опускать для получения вечного блаженства и для избежания вечного страдания».

Учение Марсилия Падуанского отрицало правомерность церковного суда, инквизиционных трибуналов, какого бы то ни было принуждения в делах религии. Даже еретик может быть наказан только богом на том свете. В земной жизни еретика можно изгнать из государства, если его учение вредно для общежития; но и изгнание может осуществить лишь князь, но никак не священник ("медик душ"), которому принадлежит единственное право - учить и увещевать. Отсюда вытекало требование свободы совести.

Марсилий Падуанский высказывался также за реформу церкви, за выборность священников, отмену ряда привилегий пап.

2  Законодательная и исполнительная власти государства.

Автор "Защитника мира" одним из первых стал проводить четкое различие между законодательной и исполнительной властями государства. Законодательная власть всегда должна принадлежать народу. Человеческий закон должен приниматься народом - под народом понимается " совокупность граждан или важнейшая их часть ". Обоснование:

· принятые народом законы выражают общее благо;

· народ лучше повинуется тем законам, которые сам для себя создал;

· эти законы всем известны;

· большинству (общества) принадлежит наибольшая сила для принуждения непокорных к соблюдению законов;

· каждый может заметить упущения и предложить способы их устранения.

Марсилий был сторонником выборности народом высшей исполнительной власти. Выдвигается принцип подзаконности всех действий правительства, которое для того и создано, чтобы исполнять законы, определяющие цели и порядок общежития. Исполнительная власть действует благодаря тому авторитету, которым ее наделяет законодатель, и призвана строго держаться рамок закона. Но в любом случае она должна осуществлять волю законодателя – народа. Что касается устройства самого правительства, то Марсилий замечает, что исполнение законов лучше вверять одному или нескольким, нежели всем, ибо для этого достаточно немногих, а все были бы напрасно отвлечены от своих дел.

Теоретическое обоснование принадлежности народу законодательной власти, выборности народом главы исполнительной власти — все эти идеи исходили из практики управления в городских республиках (часто ссылался на статуты и постановления Падуанской коммуны)

Лучшая форма правления – монархия. Но в ней должен действовать принцип выборности. Даже в условиях монархии, которая казалась ему наилучшим государственным устройством, должен был действовать принцип избираемости.

Марсилий разбирает и вопрос: что полезнее – установление монархии наследственной или избирательной?

В пользу наследственной монархии говорят следующие доводы:

1) наследственный монарх более заботится о государстве, как о своем достоянии.

2) Привыкший к власти не превозносится, а потому властвует менее деспотически.

3) Народ охотнее повинуется наследственному монарху вследствие привычки.

4) Династия, раз приобретшая власть, оказывает столько благодеяний народу и так возвышается над остальными гражданами, что не может уже впоследствии повиноваться другим.

5) Наследственный монарх, происходя от доблестных родителей, сам имеет более наклонности к добродетели.

6) Наследственный монарх не испытывает столько затруднений, сколько избирательный.

7) При выборе монарха трудно согласить избирателей, а в случае разногласия происходят междоусобия.

8) Вследствие дурных свойств человеческой природы и преобладания личных интересов редко выбираются хорошие правители.

9) Легче узнать нрав наследственного монарха, на которого с детства устремлены все взоры, а знание характера необходимо для совета.

10) Наследственность монархии устраняет соперничество и честолюбие.

11) Избирательный монарх, опасаясь за своих детей, не может настаивать на исполнении закона сильными людьми; наследственный же правитель чужд подобных соображений.

12) Наследственная монархия наиболее распространенная, следовательно и наиболее естественная форма правления.

13) Наследственная монархия ближе подходит к управлению мира единым бессменным правителем.

Избирательная монархия, по мнению Марсилия, должна быть предпочтена, ибо совокупность граждан, имея в виду общее благо, всегда может выбрать наилучшего, тогда как случайная наследственность не всегда дает хорошего правителя. Притом выбор может иметь все преимущества наследственной монархии: народ всегда может избрать сына умершего князя, если он того достоин. Наследственная же монархия не имеет выгод избирательной. Наконец, избирательный монарх более заботится о благе государства, нежели наследственный:

 1) по своей добродетели, так как выбирается наилучший; 2) потому что он опасается наказания; 3) в надежде на выбор детей, которых он с этой целью лучше воспитывает.

· Избирательный монарх властвует менее деспотически, ибо выбирается лучший, и он не надеется на безнаказанность.

· Если в наследственной монархии народ повинуется по привычке, то в избирательной место привычки занимает уважение к нравственному достоинству лица, а это гораздо важнее.

· Познание нрава монарха с младенчества вовсе не существенно, ибо его узнать легко; гораздо важнее, чтобы нрав был добрый.

· Избирательный монарх, будучи добродетельным, не боится сильных людей; напротив, они боятся как его, так и народа, а потому исполняют законы.

3 Правовая теория.

Он — сторонник понимания права, как закона «в строгом смысле этого слова». Право — это установленное государством приказание, дозволение или запрещение, обладающее принудительной силой. Право регулирует отношения между людьми и удерживает человеческую власть от произвола. Поскольку люди по-разному определяют в законах критерии справедливого и несправедливого, в разных странах и у разных народов право — разное.

Марсилий Падуанский различает два вида законов по их цели, содержанию и способам обеспечения.

Божественный закон указывает пути достижения вечного блаженства, определяет различия между грехами и заслугами перед богом, а также наказания и награды в потустороннем мире, где судьей является Христос. Цель человеческого закона - правда и общее благо, прочность и твердость власти; различая правомерное и неправомерное, он устанавливает справедливость; соблюдение человеческого закона обеспечивается принуждением

Цель человеческого закона — "хорошая жизнь на земле". Цель божественного закона — вечное спасение.

Марсилий понимает закон как закон государства. Закон — это наставительное и принудительное «правило», которое:

·  «существует во всех совершенных сообществах»,

·  подкреплено санкцией, которая имеет «принудительную силу благодаря наказанию или поощрению»;

· имеет «конечную цель» — обеспечить «гражданскую справедливость», т.е. земную справедливость, выявляя, что «справедливо или несправедливо, полезно или вредно»;

·  устанавливается светским законодателем.

· Законы обязательны как для самого народа, так и для издающих их лиц.

4 Значение законов в государстве.

В государстве должно быть верховенство законов, ибо «там, где нет верховенства закона, там нет настоящего государства».

Монарх, правительство, судьи должны править на основе законов, которые должны быть обнародованы.

Закон позволяет:

 — осуществить «гражданскую справедливость и общую пользу»;

 — избежать предвзятости в судейском решении, на которое может влиять ненависть, алчность, любовь судьи.

– Главная цель закона в собственном смысле, продолжает Марсилий, – правда и общее благо; второстепенная цель – твердость и прочность власти; ибо закон, удерживая власть от произвола, невежества и дурных страстей, тем самым делает ее более прочной. Поэтому всякая власть должна управлять на основании закона.

Марсилий Падуанский выдвинул идею народного суверенитета, состоящую в том, что монополия на принятие законов должна принадлежать народу.

А. Данте.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 120; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.6.75 (0.056 с.)