Тема: педагогика как наука, педагогические составляющие медико-профилактической деятельности врача 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: педагогика как наука, педагогические составляющие медико-профилактической деятельности врача



 

Цели занятия:

1. Обучающая: сформировать представления о педагогике как неотъемлемой сфере деятельности врача и ознакомить обучающихся с основными категориями педагогики.

2. Развивающая: содействовать развитию универсальных компетенций на основе реализации общепедагогических действий на материале педагогической науки: сравнение, анализ, выделение главного, сопоставление и др.

3. Воспитывающая: способствовать воспитанию положительного отношения к знаниям, процессу учения, а также формированию нравственных взглядов и убеждений на материалах педагогики.

Цели занятия предполагают формирование и развитие следующих компетенций:

ОК-1. Способность к абстрактному мышлению, анализу и синтезу.

ОК-5. Готовность к саморазвитию, самореализации, самообразованию, использованию творческого потенциала.

ОК-8. Готовность к работе в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия.

Для формирования указанных компетенций обучающиеся должны знать:

- предмет, задачи и методы педагогики;

- содержание основных педагогических категорий;

- основы психолого-педагогической деятельности врача.

Обучающиеся должны уметь:

- анализировать педагогические явления;

- осуществлять выбор эффективных педагогических подходов при решении профессиональных проблем.

     Обучающиеся должны владеть:

- навыками логического и аргументированного анализа педагогических проблем и явлений;

- навыками сравнения и выделения главного.

 

Контроль исходного уровня знаний

Выполните тестовые задания  № 25-28, 32, 33, 36, 38, 44, 47, 51- 54 (приложение 1)

 

Глоссарий темы: педагогика, объект педагогики, предмет педагогики, медицинская педагогика, образование, обучение, воспитание, развитие, усвоение, научение, ФГОС, образовательная программа, учебный план, педагогический процесс, методы педагогики, педагогические технологии, коррекционная (специальная) педагогика.

Содержание основных понятий

Педагогика – рассматривается как упорядоченный набор знаний, раскрывающий сущность процессов обучения, воспитания и развития личности, и целенаправленный процесс передачи обучающимся и воспитанникам человеческого опыта.

Объект педагогики – это специфическая область педагогической действительности, изучающая конкретный раздел педагогики.

Предметом педагогики является реальный целостный педагогический процесс.

Медицинская педагогика область научных знаний и практики, в  которой реализуются различные программы работы с пациентами, основанные на педагогических методах обучения и воспитания пациентов, а также программы по внедрению медико-образовательной информации пациентов и населения.

Образование – это единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, который является социально значимым и осуществляется в интересах человека, семьи, общества и государства. Это совокупность приобретенных знаний, навыков, ценностей, опыта и компетенции определенного объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

Инклюзивное образование – педагогическое обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия потребностей и индивидуальных возможностей.

Воспитание – это целенаправленная деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.

Обучение – это  целенаправленный процесс организации деятельности студентов по овладению знаниями, навыками и компетенциями, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у студентов внутренней мотивации к получению образования на протяжении  всей жизни.

Развитие – процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере студентов. Этот процесс обусловлен влиянием внешних (природная и социальная среда, воспитание, коллективная деятельность, общение) и внутренних (анатомо-физиологические предпосылки, собственная активность, реализуемая в деятельности), управляемых (воспитание и самовоспитание) и неуправляемых (стихийное влияние среды) факторов.

Усвоение является основным понятием всех теорий обучения (учения, учебной деятельности) независимо от того, выделяется оно как самостоятельный процесс или отождествляется с учением. В самом общем виде усвоение определяется как процесс приема, смысловой переработки, сохранения приобретенных знаний и их применение в новых ситуациях решения практических и теоретических задач, то есть использования этих знаний в форме умения решать новые проблемы на основе этих знаний.

Научение относится к процессу и результату накопления индивидуального опыта. В зарубежной психологии понятие «научение» часто употребляется как эквивалент «учения». В отечественной психологии и педагогике понятие «научение» раньше употреблялось только по отношению к животным, в последние годы стало применяться и к человеку. Научение подразумевает под собой приобретение опыта и  навыков во всех видах деятельности независимо от их природы.

Следует отметить ряд важнейших инструментальных понятий, которыми оперирует педагогическая наука.

Федеральный государственный образовательный стандарт – это совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, ответственным за разработку государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Образовательная программа – это комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, расписания,  рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.

Учебный план – это документ, определяющий  перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, формы промежуточной аттестации обучающихся.

В педагогике одним из ключевых понятий является «педагогический процесс». Данное понятие относится ко  всему комплексу явлений, изучаемых наукой педагогикой, а также выражает сущность этих явлений.

Педагогический процесс – процесс реализации целей образования. Главной характеристикой педагогического процесса является целостность как системное единство его компонентов, некая их автономность.

Педагогический процесс осуществляется в специально организованных условиях, которые связаны, прежде всего, с содержанием и технологией педагогического взаимодействия. Таким образом, есть еще два компонента педагогического процесса и системы: содержание образования и средства образования (материально-технические и педагогические — формы, методы, приемы).

 

Содержание образования - система научных знаний, практических навыков и умений  в  структуре компетенций, а также идеологические, нравственные, эстетические, профессиональные и этические основы, которые осваиваются студентом в учебном процессе.

Коррекционная (специальная) педагогика – это   область педагогических знаний, предметом которой является разработка и внедрение в образовательную практику системы условий, обеспечивающих своевременную диагностику, профилактику и коррекцию педагогическими средствами нарушений личностного развития, социально-психологической адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья, трудностей в их обучении и освоении социальных ролей, соответствующих возрасту.

Разделы специальной педагогики:

1. Сурдопедагогика – наука о закономерностях развития, воспитания, обучения, социальной адаптации и интеграции в общество детей с нарушениями слуха (глухих, слабослышащих, оглохших).

2. Тифлопедагогика – наука о законах и механизмах  развития, воспитания, обучения, социальной адаптации и интеграции в общество детей с нарушениями зрения (слепых, частично и слабовидящих).

3. Логопедия – наука о закономерностях развития, воспитания, обучения, социальной адаптации и интеграции в общество детей с речевыми нарушениями, но с сохранным слухом.

4. Олигофренопедагогика – наука о закономерностях развития, воспитания, обучения, социальной адаптации и интеграции в общество детей с умственной отсталостью.

Педагогика и медицина. В настоящее время отношения между медициной и педагогикой расширяются. Нами выделены следующие основные аспекты взаимосвязи педагогики с медициной.

Во-первых, медицина широко использует педагогические принципы, методы, накопленные знания в педагогической теоретической и практической деятельности. Педагогика обладает обширным методологическим арсеналом, имеющим существенное значение для медицины. Как и медицина, педагогика основана на анатомии, морфологии и физиологии человека. Особенности профессионального мышления у врача и педагога во многом схожи. И медицинские работники, и педагог исходят из общих законов: нормы и отклонений от них. Едины принципы целостного системного подхода к личности, индивидуального для каждого конкретного случая. Педагогическая диагностика, как и медицина, основана на учении о норме и патологии с учетом этиологических и патогенетических данных.

Активно развивается медицинская педагогика. Эта область знаний формируется на основе медицины, педагогики и клинической психологии. Область практического применения обширна, что связано с представлением болезненных процессов в человеческой популяции. Врачи должны быть готовы оказать специализированную профессиональную помощь пациентам, а также провести профилактическую беседу со здоровым человеком с целью сохранения и поддержания его здоровья.  Таким образом, существует реальная необходимость повышения  уровня профессиональных знаний медицинского работника  в области педагогики и психологии.

 

Контрольные вопросы:

1. Что изучает педагогика?

2. Что, по вашему мнению, должно считаться объектом педагогической науки - воспитание или образование? Аргументируйте ваш выбор.

3. Какие задачи решает педагогика?

4. Охарактеризуйте систему педагогических наук.

5. Каковы основные формы связи педагогики с другими науками? Проиллюстрируйте их примерами.

 

Работа на занятии

Задание 1:

1) Раскройте в виде тезисов предназначение педагогики и поясните в чем заключается суть образования как социального феномена.

2) Используя методический материал и текст Федерального Закона № 273 «Об образовании» (статья 2), раскройте основные категории педагогики.

3) Используя материалы главы 1 и главы 11 (статья 82 ФЗ №273) сформулируйте основные принципы государственной политики в области образования вообще и медицинского образования в частности, а также раскройте права преподавателей и обучающихся высшего медицинского учебного заведения.

4) Какие обязанности в высшем медицинском учебном заведении определены для преподавателей и обучающихся?

Задание 2. Составьте логико-смысловую схему связи педагогики с другими отраслями научного знания.

Задание 3. Укажите, в каких государственных образовательных документах отражается содержание образования.

Задание 4. Решите ситуационную задачу (ОК-1).

«Ученые выяснили, что учителя непроизвольно стремятся обращаться к тем учащимся, которые видят на первых партах, эти студенты при прочих равных условиях оцениваются выше. Приведите другие примеры проявления учительской субъективности. Можете ли вы предложить методику борьбы с субъективностью?»

 

Итоговый контроль

Выполните тестовые задания  № 24, 29-31, 34, 35, 37, 39, 40-43, 45, 46, 49, 50 (приложение 1)

 

Литература

Основная:

1. Лукацкий М.А. Педагогическая наука: история и современность. – М.: ГЭОТАР-МЕДИА, 2012. – 448 с. [Электронный ресурс]: учеб. пособие – Режим доступа: http: //www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970420874.html

2. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. – М.: Академия, 2012. – 491 с.

Дополнительная:

1.  Амиров А.Ф. и др. Психология и педагогика: в 2-х ч.: практикум для студ. мед. вузов Ч. 2. – 114 с. Изд-во ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России, 2013.

2. Амиров А.Ф. и др. Психология и педагогика [Электронный ресурс]: в 2-х ч.: практикум для студ. мед. вузов (Электрон. текстовые дан). - Уфа: Изд-во ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России, 2013

3. Крившенко Л.П., Юркина Л.В. Педагогика: учебник и практикум. Москва: Проспект, 2018. –240с.

4. Руденко А.М. педагогика в схемах и таблицах: учебное пособие/ А.М. Руденко. – Ростов н/Д: Феникс, 2016.-303с.

5. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». – М.: Издательство «Омега-Л», 2013.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-25; просмотров: 263; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.240.178 (0.021 с.)