Тема:  Возрастная психология, предмет и методы. Психология развития, факторы и законы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема:  Возрастная психология, предмет и методы. Психология развития, факторы и законы.



Цель занятия:

1.Обучающая: создать у обучаемых по названой теме занятия целостные представления о феноменах возрастной психологии и сформировать необходимые психолого-педагогические знания, являющиеся неотъемлемой частью профессиональной компетентности врача-педиатра.

2. Развивающая: содействовать развитию используемых компетенций на основе реализации общепедагогических действий с использованием педагогико-психологических приемов: сравнение, анализ, выделение главного, сопоставления и других.

3. Воспитывающая: способствовать воспитанию положительного отношения к знаниям, процессу учения, а также формированию нравственных взглядов и убеждений на материалах дисциплины.

Цели занятия предполагают формирование и развитие следующих компетенций:

ОК-1 – способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу,

ОК-5 –готовность к саморазвитию, самореализации, самообразованию,

использованию творческого потенциала;

ОК-8 –готовность к работе в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия.

Для формирования указанных компетенций обучающиеся должны по данной теме знать:

- содержание ее основных категорий;

- обрести знания об особенностях и сущностных характеристиках основных возрастных этапов развития человека;

- посредством этих знаний создать практические  основы для реализации психолого-педагогической деятельности врача.

Обучающиеся должны уметь:

- давать точное соответствие содержания и уровня психического развития и возраста человека;

- осуществлять выбор эффективных психолого-физиологических подходов при решении профессиональных проблем.

Обучающиеся должны владеть:

-  навыками сравнения и выделения главного в анализируемых психических явлениях;

- навыками логического и аргументированного анализа психолого-педагогических проблем и явлений. 

 

Контроль исходного уровня знаний.

Выполните тестовые задания  № 129-139 (приложение 1).

 

Глоссарий темы: психология возрастная, онтогенез, объект возрастной психологии, предмет возрастной психологии, детская психология, возраст, возрастная периодизация, возраст психологический, рост,  развитие индивидуальное, развитие психики, психология развития.

 

Содержание основных понятий

Психология возрастная – раздел психологии, в котором изучаются вопросы развития психики в онтогенезе, закономерности перехода от одного периода психического развития к другому на основе смены типов ведущей деятельности и возникновения психических новообразований.

Онтогенез – развитие психики от рождения до конца жизни человека или животного.

Объект возрастной психологии – развитие или возрастная изменчивость психических явлений.

Предмет возрастной психологии – человек, в процессе его перехода из одного возраста в другой.

Детская психология – отрасль психологии, изучающая факторы и закономерности психического развития  ребенка в начальные периоды онтогенеза от рождения до подросткового возраста. Предметом детской психологии являются изучение условий и движущих причин онтогенеза человеческой психики, развития отдельных психических процессов (познавательных, волевых, эмоциональных), а также различных видов детской деятельности (игры, труда, учения), формирования качеств личности, возрастных и индивидуальных психологических особенностей детей, их социального развития.

Возраст – конкретная ступень в развитии и жизни человека, имеющая свои хронологические рамки. Каждый возраст характеризуется совокупностью закономерных физиологических и психологических изменений (не связанных с индивидуальным различием), являющихся общими для всех нормально развивающихся людей.

Возраст психологический – это относительно замкнутый цикл развития, имеющий свою структуру и динамику, указывает на то, насколько человек  адаптирован к требованиям среды. Психологический возраст   включает в себя уровень интеллекта, способность к научению, двигательные навыки, а также такие субъективные факторы, как чувства, установки и мотивы.

Развитие индивидуальное (онтогенез) – совокупность последовательных морфологических, физиологических и психологических изменений, претерпеваемых индивидом от момента его зарождения и до конца жизни.

Развитие психики – закономерное изменение психических процессов и свойств человека во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях.

Возраст характеризуется теми специфическими задачами освоения форм культуры, которые решаются человеком, а также качественно новыми типами деятельности и соответствующими им психологическими новообразованиями, которые возникают на данной ступени развития и определяют сознание человека, его отношение к себе и окружающему миру в целом.

Каждый возрастной период изучается с учетом общих тенденций развития, особенностей предыдущего и последующего возрастов. Хронологические рамки и специфика каждого возраста не статичны – они определяются действием общественно-исторических факторов. Ребенок в любом возрасте имеет резервы развития, которые могут быть мобилизованы в процессе специально организованной деятельности.

Основными параметрами каждого возраста являются:

1) социальная ситуация развития – та ситуация отношений, в которую ребенок вступает в обществе;

2) ведущий тип деятельности;

3) основные психологические новообразования;

4) возрастные психологические кризисы.

Ведущий тип деятельности и та социальная среда, в которой растет и развивается человек, очень быстро начинают вступать в противоречия с новыми потребностями и старыми условиями их удовлетворения. Именно эти противоречия являются движущими силами развития психики.

Традиционно принято разделять жизненный цикл на следующие периоды: 1) пренатальный (внутриутробный); 2) детство; 3) отрочество; 4) зрелость (взрослое состояние); 5) преклонный возраст, старость. В свою очередь каждый из периодов состоит из нескольких стадий, имеющих ряд характерных особенностей.

В настоящее время большинством психологов принята следующая возрастная периодизация (по Д.Б. Эльконину; критерий – ведущий тип деятельности):

- период новорожденности (до 1 месяца);

- период младенчества (1-12 месяцев) – непосредственно-эмоциональное общение;

- период раннего детства (1-3 года) – предметно-манипулятивная деятельность;

- дошкольный период (3-7 лет) – сюжетно-ролевая игра;

- младший школьный период (7-11 лет) – учебная деятельность;

- подростковый период (11-15 лет) – интимно-личностное общение;

- ранняя юность (16-19 лет) – учебно-профессиональная деятельность;

- поздняя юность (19-21) – приобретение конкретной профессиональной идентичности;

- молодость (ранняя зрелость) (21-35 лет) – становление профессионала;

- зрелость (35- 55 (60) лет) – работа на благо общества;

- пожилой возраст (55(60)-75 лет) – «поиск себя» в новом качестве;

- старость (75-90 лет) – досуговое увлечение;

- долгожительство – (старше 90 лет) – лечение.

Психология развития – область психологии, изучающая закономерности возникновения и развития психических процессов. Предметом психологии развития является собственно генез, процесс развития с его феноменологией.

Психическое развитие человека в онтогенезе имеет свою специфику.

Чем оно характеризуется?

Рост – это количественное изменение данного объекта, в том числе и психического процесса. Рост протекает во времени и изменяется в координатах времени.

Развитие, прежде всего, характеризуется качественными изменениями, появлением новообразований, новых механизмов, новых процессов и структур.

Различают два типа развития (по Л.С.Выготскому):

- преформированный тип – это такой тип, когда в самом начале заданы, закреплены стадии, которые явление (организм) пройдет, а также результат, который явление достигнет. Например, пренатальное развитие;

- непреформированный тип – это тип процесса, который не предопределен заранее. Развитие психики в онтогенезе – это непреформированный тип развития, который детерминирован не снизу, а сверху той формой практической и теоретической деятельности, которая существует на данном уровне развития общества.

Психическое развитие человека идет в двух направлениях:

1) развитие познавательных процессов (памяти, мышления, восприятия и других процессов);

2) развитие личности (интересы, суждения, взгляды, мотивы, поведение).

Рассматривая процесс психического развития, следует рассматривать следующие факторы:

- биологический фактор – генетическое наследство;

- социальный фактор – культурная среда;  

- активность самого субъекта.

Факторы непрерывно взаимодействуют и результатом является неповторимость и уникальность каждого из нас.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-25; просмотров: 154; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.25.74 (0.016 с.)