Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Периодизация детского развития
Овладение Кризис социальной Овладение Кризис отношений отношениями ситуации развития предметами «ребенок-взрослый»
Стратегии изучения психического развития – общий принципиальный путь организации исследования: - стратегия наблюдения – для накопления фактов и расположения их во временной последовательности; - стратегия естественно-научного констатирующего эксперимента для установления изучаемого явления при определенных контролируемых условиях; - стратегия формирования психических процессов; - стратегия поперечных срезов; - лонгитюдинальная стратегия (стратегия продольного изучения) – это изучение одних и тех же людей на протяжении длительного времени; - экспериментально-генетический метод для выявления качественных особенностей развития высших психических процессов. Сегодня существуют несколько идей осуществления последней стратегии, которые в сжатом виде можно представить следующим образом: 1. Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского: превращение межличностной во внутриличностную функцию управления. 2. Теория деятельности А.Н. Леонтьева: всякая деятельность выступает как сознательное действие, затем как операция и по мере формирования становится функцией. 3. Теория формирования умственных действий П.Я. Гальперина: формирование психической функции происходит на основе предметного действия и идет от материального выполнения действия, а затем через его речевую форму переходит в умственный план. 4. Концепция учебной деятельности Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, учитывающая особенности психического развития ребенка в образовательном процессе. Контрольные вопросы: 1. Что такое жизненный цикл человека? 2. Что такое возрастные кризисы? Охарактеризуйте наиболее важные критические периоды. 3. Проведите сравнительный анализ психологических концепций развития личности. 4. Сопоставьте теории Пиаже и Валлона о когнитивном развитии ребенка. 5. Охарактеризуйте этапы нравственного развития. Работа на занятии Задание 1. а) работая в паре, дайте развернутое определение понятиям «психология развития» и «возрастная психология». Обозначьте главные элементы сходства и различия этих понятий;
б) считается, что возрастная психология акцентирует внимание на психических особенностях людей разного возраста, а психология развития содержит информацию о законах и механизмах возрастного преобразования психики при переходе с одной ступени развития на другую. Согласны ли вы с данным утверждением или эти понятия можно считать синонимичными? Обоснуйте свою точку зрения. Задание 2. Решите ситуационные задачи (ОК-1, ОК-5, ОК-8). Работая в группе, определите, доказательством каких факторов являются следующие примеры? а) в Индии доктор Сингкх нашел в волчьей стае двух девочек. Их назвали Амала (3,5 года) и Камала (5,5 года). Они не умели говорить, ходить на двух ногах, передвигались на четвереньках и т.д.; б) в роду Бахов было 17 музыкантов в течение 4 поколений. Из них один гений И.С. Бах, четверо – выдающиеся музыканты, остальные – профессиональные. в) вы можете ответить себе, почему боитесь темноты, змей, пауков, крыс? Почему Вам нравится, что в фильме про Годзиллу побеждает человек? г) можно ли сказать, что многие современные фильмы формируют у детей агрессию и насилие? Задание 3. Дискуссия «Факторы развития». Цели: актуализация знаний по теме; развитие умений: умения излагать свое мнение и аргументировать его, развитие умения слушать и воспринимать чужую позицию, взаимодействовать с другими; развитие навыков саморегуляции и формирование адекватной самооценки; развитие критичности мышления. Процедура проведения: 1. Участники делятся на подгруппы по числу факторов психического развития. Используя материалы занятия, конспекты лекций, учебники и другое, каждая группа составляет выступление, доказывающее, что выбранный группой фактор является основным, а другие являются лишь условием его действия. Кроме того, группы готовят деструктивные вопросы другим командам. 2. Поочередное выступление групп и ответы на вопросы. 3. Жюри из двух человек оценивает в баллах каждое выступление, каждый вопрос и каждый ответ. За нетактичное ведение дискуссии (крики, перебивание) могут быть поставлены штрафные баллы. Задание 4. Приведите примеры различных критериев периодизации психического развития. Все ли они являются обоснованными с точки зрения современной возрастной психологии? Аргументируйте свое мнение.
Задание 5. Изучите содержание раздела 16.2 «Развитие» (Лукацкий М.А., Остренкова М.Е. Психология) и составьте таблицу по предложенной схеме. В таблице укажите название периода и кратко опишите его характерные особенности
Итоговый контроль Выполните тестовые задания № 152-160 (приложение 1). Литература Основная: 1. Лукацкий М.А., Остренкова М.Е. Психология: учебник. – 2-е изд., испр.и доп. / М.А. Лукацкий, М.Е. Остренкова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. Дополнительная: 1. Амиров А.Ф. и др. Психология и педагогика [Текст]: курс лекций для студ. мед.вузов: в 2-х ч. Уфа: Изд-во ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России, 2013. 2. Амиров А.Ф. и др. Психология и педагогика [Текст]: практикум для студ. мед. вузов: в 2-х ч. Изд-во ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России, 2013. 3. Амиров А.Ф. и др. Психология и педагогика [Электронный ресурс]: в 2-х ч.: практикум для студ. мед. вузов (Электрон. текстовые дан). - Уфа: Изд-во ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России, 2013 4. Коньшина Ю.Е. Практикум по дисциплине «Возрастная и педагогическая психология»: Учебно-методическое пособие.- Уфа: Изд-во ГОУ ВПО «БГМУ Росздрава», 2006.-77с. 5. Сорокоумова Е.А. Возрастная психология. Краткий курс. – СПб.: Питер, 2008. -208с. 6. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999.-672с. 7. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – Тривола, 1995.-360с. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 9
|
|||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-09-25; просмотров: 238; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.89.47 (0.01 с.) |