Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
II . Выработка оперантного поведения.
Выработка поведения осуществляется в результате закрепления действий, последствия которых желательны и отказа от действий, приводящих к нежелательным последствиям. В случае оперантного научения субъект активен, все начинается с его действия. Оно вызывает какие-то последствия, от которых зависит будет ли повторять это действие или избегать его. Существует несколько разновидностей оператного научения: 1. Научение методом проб и ошибок. Э. Торндайк – американский психолог открыл и описал (1890 г.). Пробуя, ошибаясь, находя удачные решения человек постоянно отказывается от неэффективных действий. Работает «закон эффекта» – действие давшее хороший результат повторяется. Недостаток метода – большие материальные и временные затраты. Б.Скиннер разработал теорию поэтапного научения методом исследовательских приближений. Организм вознаграждается за каждое действие, приближающее его к конечной цели. По Б. Скиннеру именно так происходит выработка большинства поведенческих реакций. Родители, педагоги, руководители чтобы добиться определенной поведенческой реакции специально планируют подкрепляющие ситуации. Однако речь идет о манипулировании человеком. Подкрепление бывает: а) положительным– поощрение; отрицательным – снятие наказания; б) первичное– удовлетворение физиологических потребностей; вторичное – удовлетворение социальных потребностей (например, через повышение самоуважения). При таком виде научения приобретенная реакция сохраняется до тех пор, пока есть подкрепление. Нет подкрепления – идет угасание реакции. 2. Научение путем наблюдения (подражание модели). Оно основано на наблюдении за другими, которые выступают в качестве моделей. Подражание – способ научения, при котором воспроизводятся действия модели. При этом в детстве не всегда понимается значение действий. Например, ребенок видел как работает доктор и копирует в игре некоторые его действия, не понимая их значения. Викарное научение отличается от подражания тем, что при нем усваиваются формы поведения модели с пониманием последствий этого поведения. Чаще подражают живым моделям, чем героям книг и кинофильмов. Хотя последнее тоже имеет место. III. Когнитивное научение.
1. Латентное научение. Бихевиорист Э.Толмен (США) усовершенствовал известную формулу «стимул – реакция», включив в нее промежуточные переменные – когнитивные карты. В организм поступает поток сигналов. Часть из них осознается, часть – нечетко, часть не доходит до сознания, хотя в памяти сохраняются. Эти сигналы преобразуются мозгом, создавая карты окружающей среды – когнитивные карты. С помощью когнитивных карт организм определяет наиболее адекватные для каждой ситуации реакции и преобразует разнородные стимулы в единое структурированное поле. 2. Обучение сложным психомоторным навыкам. Что такое навык? Это умение, доведенное до автоматизма. Это действия, приобретающие в результате многократного выполнения автоматизированный характер. Для выработки сложных навыков формируют когнитивную стратегию с последовательностью этапов. Рассмотрим основные этапы выработки двигательных навыков: - начало осмысления (понимание цели, но непонимание способов). Я должен научиться выполнять это действие, но не знаю как; - сознательное, но неумелое выполнение (множество лишних действий, неловко, неуклюже); - автоматизация навыка (все более качественное выполнение); - высокоавтоматизированный навык (действие выполняется уже бесконтрольно со стороны сознания). 3. Научение путем рассуждений. Рассуждение используется в ситуациях, когда нет типового решения проблемы. Этапы рассуждения: - анализ имеющихся данных; - актуализация опыта; - формулировка гипотез, проверка их «в уме»; - выбор из имеющихся гипотез наиболее приемлемой. Безусловно, гипотезы, которые строит человек, связаны с личным (субъективным) опытом. Условия, способствующие научению: 1. Научение будет эффективным, если организм достиг определенного уровня развития (созревания) созревания. Каждый отдельный орган, система или функция организма достигают зрелости в различное время. 2. Наиболее эффективным бывает научение в критические периоды развития человека (периоды возрастных кризов). 3. Следующее условие – сочетание научения и обучения. Научение должно опираться на результаты обучения:
Что такое знание? Осмысленная учебная информация. Что такое умение? Знание в действии. Что такое навык? Умение, доведенное до автоматизма. На эффективности научения сказываются познавательный опыт и приобретенные знания – эффект переноса. Перенос может быть положительный – способствует облегчению приобретения новых навыков и отрицательный – затрудняет. Например, избыточная накопленная информация может затруднять восприятие новой, особенно схожей информации. 4. Следующее условие – особенности предшествующего опыта. 5. Эмоциональное состояние. Может играть различную роль: например, стресс может парализовать деятельность, может мобилизовать человека. Это зависит от личностных качеств: некоторые люди в критических ситуациях действуют с максимальной эффективностью, мобилизуя сознание; некоторые – стереотипно. Контрольные вопросы: 1. Что такое научение? Чем научение отличается от обучения? 2. Перечислите виды научения. 3. В каком возрасте научение является основным способом приобретения опыта? 4. Чем реактивное научение отличается от оперантного? 5. Перечислите условия, способствующие научению.
Работа на занятии Задание 1. Решите следующие ситуационные задачи (ОК-1, ОК-5, ОК-8) в малой группе. О каком виде научения идет речь? 1. «Аспирант (преподаватель вуза) систематически посещает различные лекции своего научного руководителя, уважаемого им профессора, которые тот читает студентам университета. У профессора привычка – начинать любую лекцию с какого-либо риторического вопроса. Через какое-то время свои занятия со студентами аспирант непроизвольно стал начинать с риторического вопроса.» 2. «В исследовательской лаборатории постоянно шумит вытяжная система. Звук, который раздражает заходящих в лабораторию людей, тем не менее, не беспокоит самих сотрудников. Более того, когда вытяжная система временно прекратила свою работу из-за планового ремонта, производительность труда сотрудников существенно понизилась.» Задание 2. Работая малыми группами по 3-4 человека, подберите и обоснуйте стратегию конкретного вида научения, уместного для решения тех или иных образовательных задач Задание 3. Смоделируйте примеры когнитивного обучения в практике медицинского образования.
Итоговый контроль Выполните тестовые задания № 161-170 (приложение 1). Литература Основная: 1. Лукацкий М.А., Остренкова М.Е. Психология: учебник. – 2-е изд., испр.и доп. / М.А. Лукацкий, М.Е. Остренкова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. Дополнительная: 1. Амиров А.Ф. и др. Психология и педагогика [Текст]: курс лекций для студ. мед.вузов: в 2-х ч. Уфа: Изд-во ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России, 2013. 2. Амиров А.Ф. и др. Психология и педагогика [Текст]: практикум для студ. мед.вузов: в 2-х ч. Изд-во ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России, 2013. 3. Амиров А.Ф. и др. Психология и педагогика [Электронный ресурс]: в 2-х ч.: практикум для студ. мед. вузов (Электрон. текстовые дан). - Уфа: Изд-во ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России, 2013 4. Коньшина Ю.Е. Практикум по дисциплине «Возрастная и педагогическая психология»: Учебно-методическое пособие. - Уфа: Изд-во ГОУ ВПО «БГМУ Росздрава», 2006.-77с. 5. Сорокоумова Е.А. Возрастная психология. Краткий курс. – СПб.: Питер, 2008. -208с. 6. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999.-672с. 7. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – Тривола, 1995.-360с. Приложения Приложение 1 Тестовые задания
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-09-25; просмотров: 287; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.214.32 (0.009 с.) |