II . Выработка оперантного поведения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

II . Выработка оперантного поведения.



Выработка поведения осуществляется в результате закрепления действий, последствия которых желательны и отказа от действий, приводящих к нежелательным последствиям. В случае оперантного научения субъект активен,  все начинается с его действия. Оно вызывает какие-то последствия, от которых зависит будет ли повторять это действие или избегать его. Существует несколько разновидностей оператного научения:

1. Научение методом проб и ошибок.

Э. Торндайк – американский психолог открыл и описал (1890 г.). Пробуя, ошибаясь, находя удачные решения человек постоянно отказывается от неэффективных действий. Работает «закон эффекта» – действие давшее хороший результат повторяется. Недостаток метода – большие материальные и временные затраты.

Б.Скиннер разработал теорию поэтапного научения методом исследовательских приближений. Организм вознаграждается за каждое действие, приближающее его к конечной цели. По Б. Скиннеру именно так происходит выработка большинства поведенческих реакций. Родители, педагоги, руководители чтобы добиться определенной поведенческой реакции специально планируют подкрепляющие ситуации. Однако речь идет о манипулировании человеком.

Подкрепление бывает:

а) положительным– поощрение; отрицательным – снятие наказания;

б) первичное– удовлетворение физиологических потребностей; вторичное – удовлетворение социальных потребностей (например, через повышение самоуважения).

При таком виде научения приобретенная реакция сохраняется до тех пор, пока есть подкрепление. Нет подкрепления – идет угасание реакции.

2. Научение путем наблюдения (подражание модели).

Оно основано на наблюдении за другими, которые выступают в качестве моделей.

Подражание – способ научения, при котором воспроизводятся действия модели. При этом в детстве не всегда понимается значение действий. Например, ребенок видел как работает доктор и копирует в игре некоторые его действия, не понимая их значения.

Викарное научение отличается от подражания тем, что при нем усваиваются формы поведения модели с пониманием последствий этого поведения. Чаще подражают живым моделям, чем героям книг и кинофильмов. Хотя последнее тоже имеет место.

III. Когнитивное научение.

1. Латентное научение.

Бихевиорист Э.Толмен (США) усовершенствовал известную формулу «стимул – реакция», включив в нее промежуточные переменные – когнитивные карты. В организм поступает поток сигналов. Часть из них осознается, часть – нечетко, часть не доходит до сознания, хотя в памяти сохраняются. Эти сигналы преобразуются мозгом, создавая карты окружающей среды – когнитивные карты. С помощью когнитивных карт организм определяет наиболее адекватные для каждой ситуации реакции и преобразует разнородные стимулы в единое структурированное поле.

2. Обучение сложным психомоторным навыкам.

Что такое навык? Это умение, доведенное до автоматизма. Это действия, приобретающие в результате многократного выполнения автоматизированный характер. Для выработки сложных навыков формируют когнитивную стратегию с последовательностью этапов. Рассмотрим основные этапы выработки двигательных навыков:

-  начало осмысления (понимание цели, но непонимание способов). Я должен научиться выполнять это действие, но не знаю как;

- сознательное, но неумелое выполнение (множество лишних действий, неловко, неуклюже);

-   автоматизация навыка (все более качественное выполнение);

- высокоавтоматизированный навык (действие выполняется  уже бесконтрольно со стороны сознания).

3. Научение путем рассуждений.

Рассуждение используется в ситуациях, когда нет типового решения проблемы. Этапы рассуждения:

- анализ имеющихся данных;

- актуализация опыта;

- формулировка гипотез, проверка их «в уме»;

- выбор из имеющихся гипотез наиболее приемлемой.

Безусловно, гипотезы, которые строит человек, связаны с личным (субъективным) опытом.

Условия, способствующие научению:

1. Научение будет эффективным, если организм достиг определенного уровня развития (созревания) созревания. Каждый отдельный орган, система или функция организма достигают зрелости в различное время.

2. Наиболее эффективным бывает научение в критические периоды развития человека (периоды возрастных кризов).

3. Следующее условие – сочетание научения и обучения.

Научение должно опираться на результаты обучения:

Что такое знание? Осмысленная учебная информация.

Что такое умение? Знание в действии.

Что такое навык? Умение, доведенное до автоматизма.

На эффективности научения сказываются познавательный опыт и приобретенные знания – эффект переноса.

Перенос может быть положительный – способствует облегчению приобретения новых навыков и отрицательный – затрудняет. Например, избыточная накопленная информация может затруднять восприятие новой, особенно схожей информации.

4. Следующее условие – особенности предшествующего опыта.

5. Эмоциональное состояние. Может играть различную роль: например, стресс может парализовать деятельность, может мобилизовать человека. Это зависит от личностных качеств: некоторые люди в критических ситуациях действуют с максимальной эффективностью, мобилизуя сознание; некоторые – стереотипно.

Контрольные вопросы:

1. Что такое научение? Чем научение отличается от обучения?

2. Перечислите виды научения.

3. В каком возрасте научение является основным способом приобретения опыта?

4. Чем реактивное научение отличается от оперантного?

5. Перечислите условия, способствующие научению.

 

Работа на занятии

Задание 1.  Решите следующие ситуационные задачи (ОК-1, ОК-5, ОК-8) в малой группе.

О каком виде научения идет речь?

1. «Аспирант (преподаватель вуза) систематически посещает различные лекции своего научного руководителя, уважаемого им профессора, которые тот читает студентам университета. У профессора привычка – начинать любую лекцию с какого-либо риторического вопроса. Через какое-то время свои занятия со студентами аспирант  непроизвольно стал начинать с риторического вопроса.»

2. «В исследовательской лаборатории постоянно шумит вытяжная система. Звук, который раздражает заходящих в лабораторию людей, тем не менее, не беспокоит самих сотрудников. Более того, когда вытяжная система временно прекратила свою работу из-за планового ремонта, производительность труда сотрудников существенно понизилась.»

Задание 2.

Работая малыми группами по 3-4 человека, подберите и обоснуйте стратегию конкретного вида научения, уместного для решения тех или иных образовательных задач

Задание 3.

Смоделируйте примеры когнитивного обучения в практике медицинского образования.

 

Итоговый контроль

Выполните тестовые задания  № 161-170 (приложение 1).

Литература

Основная:

1. Лукацкий М.А., Остренкова М.Е. Психология: учебник. – 2-е изд., испр.и доп. / М.А. Лукацкий, М.Е. Остренкова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010.

Дополнительная:

1. Амиров А.Ф. и др. Психология и педагогика [Текст]: курс лекций для студ. мед.вузов: в 2-х ч. Уфа: Изд-во ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России, 2013.

2. Амиров А.Ф. и др. Психология и педагогика [Текст]: практикум для студ. мед.вузов: в 2-х ч. Изд-во ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России, 2013.

3.   Амиров А.Ф. и др. Психология и педагогика [Электронный ресурс]: в 2-х ч.: практикум для студ. мед. вузов (Электрон. текстовые дан). - Уфа: Изд-во ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России, 2013

4. Коньшина Ю.Е. Практикум по дисциплине «Возрастная и педагогическая психология»: Учебно-методическое пособие. - Уфа: Изд-во ГОУ ВПО «БГМУ Росздрава», 2006.-77с.

5. Сорокоумова Е.А. Возрастная психология. Краткий курс. – СПб.: Питер, 2008. -208с.

6. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999.-672с.

7. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – Тривола, 1995.-360с.

Приложения

Приложение 1

Тестовые задания



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-25; просмотров: 287; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.214.32 (0.009 с.)