Общие психофизиологические закономерности ощущений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общие психофизиологические закономерности ощущений



Адаптация – приспособление рецептора к изменившимся условиям среды.

Порог ощущений (абсолютный) - нижний – минимальная величина раздражителя, вызывающего едва заметное ощущение; - верхний – максимальная величина раздражителя, вызывающего адекватное ощущение.

Сенсибилизация – повышение чувствительности анализатора под влиянием внутренних и некоторых внешних факторов. Например, для повышения зрительной чувствительности существенное значение имеет витамин А.

Контраст ощущений – это повышение чувствительности к одним свойствам под влиянием других, противоположных свойств действительности. Например, одна и та же фигура серого цвета на белом фоне кажется темной, а на чёрном – светлой.

Ощущения одного вида могут вызвать добавочные ощущения другого вида. Так, звуки могут вызывать цветовые ощущения, цветовые – вкусовые (желтый цвет – ощущение кислого). Это явление называется синестезией.

Восприятие (перцепция) – целостное отражение в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. В отличие от ощущений, в процессах восприятия формируется образ целостного предмета посредством отражения всей совокупности его свойств. Восприятие формируется в процессе практики, это система перцептивных действий, которыми надо овладеть.

Важнейшими свойствами образа восприятия являются:

целостность – восприятие есть всегда целостный образ предмета;

константность – благодаря данному свойству мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, цвету, величине и т.п.;

структурность – абстрагирование и обобщение из суммы ощущений структуры;

осмысленность – восприятие тесно связано с мышлением, с пониманием сущности предметов;

избирательность – преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими.

Апперцепция– зависимость восприятия от прошлого опыта, запаса знаний и общей направленности личности субъекта.

Классификация восприятий

1. По анализаторам;

2. По формам существования материи:

- восприятия пространства: форма, величина, взаимное расположение объектов, их рельефа, удаленности и направления;

- восприятия времени: длительности, скорость и последовательность явлений;

- восприятие движения: изменения положения объекта в пространстве.

Под наблюдением понимается целенаправленное, планомерно осуществляемое восприятие объектов, в познании которых заинтересована личность. Наблюдательность заключается в умении подмечать характерные, но малозаметные особенности предметов и явлений. Она приобретается в процессе систематических занятий любимым делом и поэтому связана с развитием профессиональных интересов личности.

Организация восприятия. Существует ряд принципов, с помощью которых происходит объединение восприятий в связные единства. К этим принципам относятся:

Принцип фигуры и фона – все то, что для человека имеет какой-то смысл, воспринимается им как фигура на некотором гораздо менее структурированном фоне.

Принцип заполнения пробелов – мозг человека всегда старается свести фрагментарное изображение в фигуру с простым и полным контуром.

Принцип объединения (группировки) элементов – элементы могут объединяться по признакам близости, сходства, непрерывности (воображаемой), симметрии.

Близость: близкие или смежные элементы объединяются в единую форму. Сходство: в единую форму легче объединить схожие элементы. Непрерывность: элементы будут организовываться в единую форму, если они сохраняют одно направление. Симметрия: форма будет воспринята как «правильная», если имеет одну или несколько осей симметрии.

Таким образом, из различных интерпретаций относительно некоторой серии элементов, мозг человека чаще всего выбирает самую простую, самую полную или ту, которая реализует наибольшее число рассмотренных выше принципов.

Восприятие предметов может быть ошибочным. Ошибки (иллюзии) обнаруживаются в деятельности различных анализаторов. В наибольшей степени известны зрительные иллюзии. Иллюзии имеют самые различные причины: практический опыт человека, особенности анализаторов, изменение условий восприятия, дефекты органов чувств и пр.

 

Контрольные вопросы:

1.Каковы виды и функции ощущений?

2. Охарактеризуйте строение и характеристики чувствительности анализаторов.

3. Чем отличается восприятие от ощущения?

4. Каковы свойства восприятия?

5. Что происходит с человеком в ситуации сенсорной депривации?

Работа на занятии

Задание 1.

Заполните, перенесенную в тетрадь,  таблицу «Отличие процессов ощущения и восприятия» (совместно с преподавателем).

 

  Ощущения Восприятие
1. Определение 2. Физиологические механизмы возникновения 3. Результат 4. Классификация 5. Закономерности и особенности    

Задание 2. Решите следующие ситуационные задачи (ОК-1).

Ситуационная задача №1. «Почему восприятие нельзя сводить к простой сумме ощущений? Как следует понимать положение о том, что восприятие – результат сложной аналитико-синтетической деятельности?»

Ситуационная задача №2.  «Объясните: почему у других заметить ошибку легче, чем у себя? Почему ошибки рекомендуется исправлять красным карандашом?»

Ситуационная задача №3. «Расплывающееся на бумаге чернильное пятно обычно воспринимается как какой-либо предмет. Какая особенность восприятия в этом проявляется?»

Ситуационная задача №4. «Объясните следующий факт: почему, когда человек впервые идет по незнакомой местности, самостоятельно разыскивая дорогу, он без особого труда найдет ее вторично; если же он идет вместе со спутником, которому дорога хорошо известна, человеку бывает трудно самостоятельно проделать этот путь в следующий раз?»

Ситуационная задача №5. «Чем объяснить, что слепорожденные, прозревшие после операции, вначале не различают визуально ни формы, ни величины, ни удаленности предметов?»

Ситуационная задача №6. « Болевое восприятие относится к категории сложных переживаний, а не является простым ощущением, вызванным специфическим раздражителем. Болевое восприятие модифицируется в зависимости от интенсивности, длительности, от состояния сознания, степени внимания индивида, от эмоционального состояния и обуславливающих влияний прошлого опыта. Определите, какой вид боли соответствует следующей характеристике:

А. Боль: глубокая, тупая, ломящая, распирающая, длится почти ежедневно, пациент испытывает состояние безнадежности, депрессии.

Б. Боль: режущая, саднящая, стреляющая, длится минуты, больной испытывает состояние страха.

В. Боль: ноющая, тянущая, длится ежедневно, постоянно, больной испытывает состояние гнева, агрессии или сострадания.»

 

Практическая работа. Пользуясь интернет-ресурсами, выполните методику Психологическая игра «Один раз увидеть или услышать?»   (см. приложение №2)

 

Итоговый контроль.

Выполните тестовые задания  № 55-57, 70-72, 88, 89 (приложение 1).

 

Литература

Основная:

1. Лукацкий М.А., Остренкова М.Е. Психология. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2017. – 704 с.

2. Столяренко Л.Д. Психология и педагогика. Ростов н/Д: Феникс, 2016. – 636 с.

Дополнительная:

1. Амиров А.Ф. и др. Психология и педагогика [Текст]: курс лекций для студ. мед.вузов: в 2-х ч. Уфа: Изд-во ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России, 2013.

2. Амиров А.Ф. и др. Психология и педагогика [Текст]: практикум для студ. мед.вузов: в 2-х ч. Изд-во ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России, 2013.

3. Амиров А.Ф. и др. Психология и педагогика [Электронный ресурс]: в 2-х ч.: практикум для студ. мед. вузов (Электрон. текстовые дан). - Уфа: Изд-во ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России, 2013.

4. Большой психологический словарь / Сост. и общ.ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://psychological.slovaronline.com/ СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. – 672 с.

5. Платонов К.К. Занимательная психология. – М.: РИМИС, 2011. -304с.

6. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 276 с.

7. Общая и социальная психология. Под ред. Н.Д. Твороговой. – М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 1997. – 374 с.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-25; просмотров: 165; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.103.8 (0.008 с.)