Вопрос управления школьной системой 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос управления школьной системой



6. Проблема всеобщего, обязательного образования

7. Целесообразность двух ступеней образовательной школы

1. Полемика вокруг вопроса о реформе системы образования в западной педагогике вступила в XIX веке в новую фазу. Руководители государств обратили внимание на школу как на важный фактор национального раз­вития.

Педагоги и деятели образования имели общие подходы к решению ос­новных проблем, трактуемые в зависимости от условий каждой страны. Обсуждались следующие проблемы организации школьной системы:

• общественная роль и функции школьного образования;

• создание национальных систем школы и связанные с этим принципы всеобщего, обязательного, светского обучения;

• организация общественных учебных заведений начального и среднего уровней;

• взаимоотношения между ступенями и типами учебных заведений. Требования создания национальной школьной системы были про­грессивными по сравнению с требованиями сословной школы. Однако образование для большей части населения ограничивалось рамками на­чальной школы. Средняя школа рассматривалась многими педагогами как ступень, доступ к которой был обеспечен лишь детям имущих клас­сов и небольшому числу наиболее способных выходцев из низов.

2. Вопрос об общественной роли школьного образования рассматривался педагогикой как вопрос о социальной цели воспитания.

По мнению И.Г. Песталоцци, "разумная школа" должна обучать "поряд­ку, который необходим для собственного благосостояния и благососто­яния близких".

Считалось, что в школе следует готовить два различных типа личности:

• "практический тип" - массовая школа должна формировать политически лояльное поколение;

• "лидер", будущий руководитель общества - школа повышенного образо­вания.

Виднейшие ученые и педагоги Запада (Д. Бентам, Г. Спенсер - Англия, И.Ф. Гербарт, В. Гумбольдт - Германия, О. Греар, В. Дюрюи - Франция, Р. Корэм, Н. Вебстер, Г. Манн - США и др.) разделяли этот взгляд и говорили о необходимости для лидеров не только классического гумани­тарного образования, но и знания современных естественных, физико-математических, социально-политических наук.

3. В XIX веке крупные педагоги (А. Белл, Дж. Ланкастер, Д. Бентам, Г. Спен­сер - в Англии, К.Ф. Вандер, В. Гумбольдт, И.Ф. Гербарт, И. Г. Фихте, Ф.В.Э. Шлейермахер - в Германии, Ф. Гизо, Л.Н. Карно, Ж. Мишле - во Франции, Р. Корэм, Н. Вебстер, Г. Манн - в США и др.) развивали идею Просвещения и Французской революции о праве на образование всех общественных классов.

С другой стороны, противники распространения образования среди на­селения стремились устранить из нормативных государственных докумен­тов даже упоминание о всеобщем праве на образование:

• английская Палата общин в 1807 и 1820 гг. отклоняла проекты о повсе­местном создании начальных школ;

• консерваторы во Франции в 1800 году отвергли "проект Шапталя" об организации во всех коммунах начальных школ.

4. Принципы участия церкви в школьном деле также пересматривались:

• правящие круги добивались создания светских общественных учебных заведений, обосновывая право светского государства на контроль над школьным делом;

• но одновременно допускали фактическую монополию церкви в част­ных школах, рассматривая церковь и религию как необходимые сред­ства социальной политики.

Религиозное обучение и воспитание признавались как данность, по­скольку западное общество в значительном большинстве не стояло на атеистических позициях.

Основная часть педагогов и деятелей образования разделяла идею про­должения сотрудничества школы с церковью:

• в Англии за такое сотрудничество выступали обе ведущие политические партии - тори и виги;

• в Германии многие педагоги, в том числе и те, кто не придерживался какой-либо конфессии, полагали верным, что школьное воспитание должно строиться на религиозной основе.

Однако часть педагогических и общественных кругов в обстановке рас­пространения социалистических доктрин активно обсуждала идею секу­ляризации школы и ликвидации религиозного обучения:

• в Германии примером такого подхода могут служить взгляды К.Ф. Ван-дера (1803 - 1879);

• во Франции постоянная борьба между сторонниками и противниками светской школы шла на протяжении всего столетия.

5. При решении вопроса управления школьной системой столкнулись две ориентации:

• с одной стороны, на жесткую централизацию школьной системы;

с другой - на ее децентрализацию.

Во Франции педагоги и политики сходились на необходимости созда­ния централизованной школьной системы.

В Англии и США признавалась целесообразность организации местного самоуправления.

В Германии шла полемика между защитниками централизации и сто­ронниками автономии школьного дела.

6. Вопрос о введении всеобщего, обязательного образования также зани­мал важное место в полемике по школьному вопросу.

За положительное решение высказывались представители либеральных общественных и педагогических кругов Запада, приводя в пользу ре­формы аргументы прежде всего экономического порядка: всеобщее образование - условие "индустриального прогресса" и успехов в торгов­ле, поскольку позволит обеспечить промышленность и сферу коммерции необходимыми кадрами.

Сторонники обязательного образования сходились на требовании огра­ничить такую обязательность начальной школой.

Большая часть педагогов склонялась к сохранению платы за обучение, хотя некоторые настаивали на бесплатном обязательном обучении. "Про­ект Дюрюи" (1860) во Франции и "проект Робака" (1833) в Англии -примеры школьных реформ, решенных в этом ключе.

7. Западная педагогика обосновывала целесообразность создания двух сту­пеней общеобразовательной школы - начальной и средней:

• начальная школа должна была реализовать идею практического образо­вания;

• средняя школа - идеи "классического" и "современного" образования.

Например, Г. Спенсер предлагал модернизировать классическую шко­лу, не отрицая при этом значения греко-латинского образования.

В Германии шла интенсивная разработка еще более дробной типологии общеобразовательных учебных заведений - здесь педагоги не ограничива­лись выделением двух основных ступеней общего образования. В работе "О воспитании" Ф. Шлейермахер предложил свою типологию общеобразовательной школы:

• для детей из низов - школа народная, где будет даваться начальное, практически полезное для будущего работника образование;

116

• для средних слоев - городская - историческое, лингвистическое и есте­ственнонаучное образование;

• для избранных - гимназия - классическое образование на греко-латин­ской основе.

Использованные источники:

Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики. С. 191 - 198.

 

Вопрос 57. Главные направления развития школы в XIX веке

 

1. Становление национальных систем  школьного образования



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 59; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.166.98 (0.009 с.)