Нравственное воспитание             


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нравственное воспитание            



1. В педагогической теории Ушинского основополагающей стала идея на­родности воспитания - признание творческой силы народа в историчес­ком процессе и его права на полноценное образование. Идея народности Ушинского свободна от национальной ограниченнос­ти. Признавая правомерность использования достижений других наро­дов, Ушинский подчеркивал, что оно оказывается полезным только тогда, когда основания общественного образования твердо положены самим народом. Идея народности Ушинского предполагала развитие инициативы общественности в организации и управлении школьным 6. Основополагающий тезис Ушинского - двуединство обучения и воспи­тания.

При этом задачи воспитания определялись как наиболее существенные. Они намного важнее, "чем развитие ума вообще, наполнение головы голыми знаниями".

7. В понимании Ушинским нравственности и нравственного воспитания так­же отразилась идея народности.

Считая положительной роль религии в формировании общественной морали, он ё то же время выступал за автономность науки и школы.

Проблемы нравственного развития человека представлены у Ушинско­го как общественно-исторические.

В нравственном воспитании он отводил одно из главных мест патрио­тизму.

Его система нравственного воспитания ребенка исключала авторитар­ность, строилась на силе положительного примера, нравственного вли­яния учителя, на "разумной деятельности ребенка", требовала развития активной любви к человеку.

Использованные источники:

Джуринский А.Н. История педагогики. С. 294 - 298.

Российская педагогическая энциклопедия. С. 497 - 498.

 

Вопрос 66. Педагогическая деятельность Н.А. Корфа и И.И. Паульсона

1. Педагогическая деятельность Н.А. Корфа

2. Педагогическая деятельность ИШ. Паульсона

1. Николай Александрович Корф (1834 - 1883) принадлежит к числу видных русских деятелей в области народного образования второй половины XIX века.

Корф переехал из Петербурга в имение покойной матери, в с. Нескучное Екатеринославской губернии. В 1866 году он был избран гласным уезд­ного и губернского земских собраний, а в 1867 году - членом училищ­ного совета Александровского уезда Екатеринославской губернии, что стало началом многолетней и успешной его деятельности.

Знакомясь с состоянием школьного дела в уезде, он обнаружил край­нюю запущенность школ, слабую подготовленность учителей, отсут­ствие необходимых материальных условий.

За 5 лет деятельности Корфа в качестве, члена уездного училищного совета по его инициативе и при поддержке населения в Александровс­ком уезде было создано около ста начальных земских школ.

Корф разработал проект их устройства. В школе было 3 класса (отделе­ния), один учитель вел занятия со всеми учащимися одновременно. Срок обучения устанавливался трехгодичным при шестичасовом учебном дне. Программа школ была расширена по сравнению с министерскими уста­новками. Кроме чтения, письма и первоначальных сведений по арифмети­ке, земская школа давала учащимся знания по отечественной истории, географии, природоведению и русской грамматике. В школах использова­лись лучшие для того времени учебники К.Д. Ушинского и других авторов. В сельских школах дети учились и по книге Корфа "Наш друг".

Корф явился инициатором нового начинания - организации учительских съездов. В 1872 году при Политехнической выставке в Москве состоялся Первый всероссийский учительский съезд, на котором было 700 участников. Вместе со съездами стали созываться учительские курсы - более длитель­ные по времени, ставящие целью систематическое обучение учителей. Значение съездов и курсов, начало которым положил Корф, было велико: они не только повышали общеобразовательную и специальную подготовку учителей, но и оказывали им большую моральную поддерж­ку, привлекали внимание общественности к жизни школы.

2. Иосиф Иванович Паульсон (1825 - 1898), педагог, методист, обществен­ный деятель, вместе с П.Г. Редкиным и А.Л. Чумиковым организовал Петербургское педагогическое общество (1859) и был его секретарем, участвовал в создании Фребелевского общества (1871) и курсов при нем. Вместе с Н.Х. Весселем был основателем и редактором-издателем журнала "Учитель" (1861 - 1870).

Специалист в области начального обучения, Паульсон пропагандиро­вал аналитический звуковой метод обучения грамоте и являлся сторон­ником объяснительного чтения.

Среди учебных и методических пособий, написанных Паульсоном, наи­более значительна "Методика грамоты по историческим и теоретичес­ким данным" (ч. 1 - 2, 1887 - 1892), которая содержит обстоятельный исторический обзор различных методов обучения грамоте и основную методику руководств в этой области.

На педагогических взглядах Паульсона сказалось некритическое использо­вание им некоторых положений немецкой педагогики середины XIX века, что частично отразилось в отдельных формалистических приемах обуче­ния, рекомендованных его методикой и критиковавшихся К.Д. Ушинс­ким, Л.Н. Толстым и др.

Использованные источники:

Латышина Д.И. История педагогики. С. 431 - 433.

Российская педагогическая энциклопедия. С. ПО.

 

Вопрос 67. Педагогические идеи В.И. Водовозова, В.Я. Стоюнина, Ф.И. Буслаева

1. Педагогические идеи В.И. Водовозова 

2. Педагогические идеи В.Я. Стоюнина

3. Педагогические идеи Ф.И. Буслаева

1. Василий Иванович Водовозов (1825 - 1886) - педагог и методист.

В ходе общественных дискуссий начала 1860-х гг. выступил с критикой системк народного образования в России, исказившей, по убеждению Водовозова, изначально плодотворную идею общегуманного развития личности. Реформу обучения связывал с освоением "реального" или "практического" метода, опиравшегося на научные методы познания: свободное исследование, строгую последовательность в рассмотрении материала, индуктивные приемы анализа.

В "Книге для первоначального чтения в народных школах" (1896) и посо­бии к ней - "Книге для учителей" (1879) Водовозов разработал систему упражнений и аналитических бесед, последовательно охватывавших все этапы начального обучения.

В предложенном Водовозовым проекте создания 8-летней общеобразо­вательной общедоступной гимназии на "реальный" метод опиралось обучение не только естественнонаучным дисциплинам (круг которых был значительно расширен), но и гуманитарным. Водовозов составил программу преподавания отечественной словесно­сти, предусматривавшую последовательный переход от формирования представлений о частях речи в процессе наглядного обучения (1 - 2-й кл.) к систематическому усвоению русской грамматики, обогащенной сопоставлением с древнерусскими формами и современными европей­скими языками (3 - 4-й кл.). Основой литературного образования ста­новился тщательный разбор идейно художественных особенностей от­дельного произведения, его социальной и исторически-культурной обусловленности.

Успех школьной реформы он связывал с демократизацией системы на­родного образования.

Выступил против административного характера создаваемых училищ­ных советов, настаивал на широком представительстве в них учитель­ства, контроле со стороны общественности, реальном расширении прав этих органов.

Считал необходимым создание гибкой образовательной структуры, исключающей чрезмерную централизацию и однообразие. Ее важнейшим звеном должна была стать ориентированная на местные потребности общества школа, в которой Водовозов предусматривал расширенное изучение естественнонаучных и практических дисциплин: физики, хи­мии, хозяйственной архитектуры, физиологии, начальной технологии, землеведения.

Особое значение придавал сельской школе, связывая с ней надежды на экономическое и социальное возрождение русской деревни.

2. Владимир Яковлевич Стоюнин (1826 - 1888) - педагог, деятель народного образования, теоретик-методист.

Под влиянием общественно-педагогического движения 1860-х гг. разви­вал идеи:

• воспитания человека-гражданина,

• гуманизма в воспитании,

• всеобщего образования,

• демократизации школы.

Считал необходимым создать условия для свободного творческого раз­вития школы, основанного на психолого-педагогических знаниях. Предложил свой проект бессословной гимназии с общеобразователь­ным курсом обучения, дающим возможность продолжения образования в высших специальных школах и университете.

Вопреки позиции ряда педагогов демократической ориентации выдви­нул идею получения специального образования не только на основе общего среднего образования, но и на более низком уровне, в зависи­мости от местных потребностей.

Отстаивал принцип равенства мужчин и женщин не только в сфере образования, но и в общественном положении.

Школа, по мысли Стоюнина, развивая у учащихся чувство духовной связи с обществом и народом, должна стать основой воспитания об­ществ, нравственности. Важнейшими задачами педагога считал форми­рование воли детей и сознания необходимости трудовой деятельности, полезной обществу.

Методические идеи Стоюнина базировались на принципе воспитывающе­го обучения, согласно которому он рассматривал труд ребенка в про­цессе изучения словесности как важнейшее средство его духовно-нрав­ственного формирования.

Стоюнин впервые представил как целостную систему методику препо­давания литературы, выдвигая в качестве главных целей преподавания словесности:

• развитие мышления и трудовых навыков учащихся, эстетического вкуса,

• овладение приемами научного анализа.

Существенное влияние на развитие педагогической мысли в России оказали труды Стоюнина по истории педагогики и народного образования: "Развитие педагогических идей в России в XVIII столетии" (1857 -58), "Из истории воспитания в России в начале XIX столетия" (1878), "Наша семья и ее исторические судьбы" (1884).

3. Педагогические взгляды Ф.И. Буслаева (1818 - 1897) в кратком изложе­нии представляют собой следующую картину:

• школьное обучение должно быть связано с нравственным и гражданс­ким воспитанием;

• своеобразие народной культуры должно находить отражение в воспита­нии;

• применение западноевропейской методики в трансформированном виде может использоваться и в процессе обучения русскому и церковнос­лавянскому языкам;

• необходимо глубокое изучение учащимися отечественной истории па­раллельно с изучением родного языка.

Использованные источники:

История педагогики и образования. С. 352.

Российская педагогическая энциклопедия. С. 156, 391.

 

Вопрос 68. Педагогические воззрения В.П. Острогорского и Н.Ф. Бунакова

1. Педагогические взгляды В. П. Острогорского



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 54; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.144.32 (0.011 с.)