Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Нравственное воспитание
1. В педагогической теории Ушинского основополагающей стала идея народности воспитания - признание творческой силы народа в историческом процессе и его права на полноценное образование. Идея народности Ушинского свободна от национальной ограниченности. Признавая правомерность использования достижений других народов, Ушинский подчеркивал, что оно оказывается полезным только тогда, когда основания общественного образования твердо положены самим народом. Идея народности Ушинского предполагала развитие инициативы общественности в организации и управлении школьным 6. Основополагающий тезис Ушинского - двуединство обучения и воспитания. При этом задачи воспитания определялись как наиболее существенные. Они намного важнее, "чем развитие ума вообще, наполнение головы голыми знаниями". 7. В понимании Ушинским нравственности и нравственного воспитания также отразилась идея народности. Считая положительной роль религии в формировании общественной морали, он ё то же время выступал за автономность науки и школы. Проблемы нравственного развития человека представлены у Ушинского как общественно-исторические. В нравственном воспитании он отводил одно из главных мест патриотизму. Его система нравственного воспитания ребенка исключала авторитарность, строилась на силе положительного примера, нравственного влияния учителя, на "разумной деятельности ребенка", требовала развития активной любви к человеку. Использованные источники: Джуринский А.Н. История педагогики. С. 294 - 298. Российская педагогическая энциклопедия. С. 497 - 498.
Вопрос 66. Педагогическая деятельность Н.А. Корфа и И.И. Паульсона 1. Педагогическая деятельность Н.А. Корфа 2. Педагогическая деятельность ИШ. Паульсона 1. Николай Александрович Корф (1834 - 1883) принадлежит к числу видных русских деятелей в области народного образования второй половины XIX века. Корф переехал из Петербурга в имение покойной матери, в с. Нескучное Екатеринославской губернии. В 1866 году он был избран гласным уездного и губернского земских собраний, а в 1867 году - членом училищного совета Александровского уезда Екатеринославской губернии, что стало началом многолетней и успешной его деятельности.
Знакомясь с состоянием школьного дела в уезде, он обнаружил крайнюю запущенность школ, слабую подготовленность учителей, отсутствие необходимых материальных условий. За 5 лет деятельности Корфа в качестве, члена уездного училищного совета по его инициативе и при поддержке населения в Александровском уезде было создано около ста начальных земских школ. Корф разработал проект их устройства. В школе было 3 класса (отделения), один учитель вел занятия со всеми учащимися одновременно. Срок обучения устанавливался трехгодичным при шестичасовом учебном дне. Программа школ была расширена по сравнению с министерскими установками. Кроме чтения, письма и первоначальных сведений по арифметике, земская школа давала учащимся знания по отечественной истории, географии, природоведению и русской грамматике. В школах использовались лучшие для того времени учебники К.Д. Ушинского и других авторов. В сельских школах дети учились и по книге Корфа "Наш друг". Корф явился инициатором нового начинания - организации учительских съездов. В 1872 году при Политехнической выставке в Москве состоялся Первый всероссийский учительский съезд, на котором было 700 участников. Вместе со съездами стали созываться учительские курсы - более длительные по времени, ставящие целью систематическое обучение учителей. Значение съездов и курсов, начало которым положил Корф, было велико: они не только повышали общеобразовательную и специальную подготовку учителей, но и оказывали им большую моральную поддержку, привлекали внимание общественности к жизни школы. 2. Иосиф Иванович Паульсон (1825 - 1898), педагог, методист, общественный деятель, вместе с П.Г. Редкиным и А.Л. Чумиковым организовал Петербургское педагогическое общество (1859) и был его секретарем, участвовал в создании Фребелевского общества (1871) и курсов при нем. Вместе с Н.Х. Весселем был основателем и редактором-издателем журнала "Учитель" (1861 - 1870). Специалист в области начального обучения, Паульсон пропагандировал аналитический звуковой метод обучения грамоте и являлся сторонником объяснительного чтения.
Среди учебных и методических пособий, написанных Паульсоном, наиболее значительна "Методика грамоты по историческим и теоретическим данным" (ч. 1 - 2, 1887 - 1892), которая содержит обстоятельный исторический обзор различных методов обучения грамоте и основную методику руководств в этой области. На педагогических взглядах Паульсона сказалось некритическое использование им некоторых положений немецкой педагогики середины XIX века, что частично отразилось в отдельных формалистических приемах обучения, рекомендованных его методикой и критиковавшихся К.Д. Ушинским, Л.Н. Толстым и др. Использованные источники: Латышина Д.И. История педагогики. С. 431 - 433. Российская педагогическая энциклопедия. С. ПО.
Вопрос 67. Педагогические идеи В.И. Водовозова, В.Я. Стоюнина, Ф.И. Буслаева 1. Педагогические идеи В.И. Водовозова 2. Педагогические идеи В.Я. Стоюнина 3. Педагогические идеи Ф.И. Буслаева 1. Василий Иванович Водовозов (1825 - 1886) - педагог и методист. В ходе общественных дискуссий начала 1860-х гг. выступил с критикой системк народного образования в России, исказившей, по убеждению Водовозова, изначально плодотворную идею общегуманного развития личности. Реформу обучения связывал с освоением "реального" или "практического" метода, опиравшегося на научные методы познания: свободное исследование, строгую последовательность в рассмотрении материала, индуктивные приемы анализа. В "Книге для первоначального чтения в народных школах" (1896) и пособии к ней - "Книге для учителей" (1879) Водовозов разработал систему упражнений и аналитических бесед, последовательно охватывавших все этапы начального обучения. В предложенном Водовозовым проекте создания 8-летней общеобразовательной общедоступной гимназии на "реальный" метод опиралось обучение не только естественнонаучным дисциплинам (круг которых был значительно расширен), но и гуманитарным. Водовозов составил программу преподавания отечественной словесности, предусматривавшую последовательный переход от формирования представлений о частях речи в процессе наглядного обучения (1 - 2-й кл.) к систематическому усвоению русской грамматики, обогащенной сопоставлением с древнерусскими формами и современными европейскими языками (3 - 4-й кл.). Основой литературного образования становился тщательный разбор идейно художественных особенностей отдельного произведения, его социальной и исторически-культурной обусловленности. Успех школьной реформы он связывал с демократизацией системы народного образования. Выступил против административного характера создаваемых училищных советов, настаивал на широком представительстве в них учительства, контроле со стороны общественности, реальном расширении прав этих органов. Считал необходимым создание гибкой образовательной структуры, исключающей чрезмерную централизацию и однообразие. Ее важнейшим звеном должна была стать ориентированная на местные потребности общества школа, в которой Водовозов предусматривал расширенное изучение естественнонаучных и практических дисциплин: физики, химии, хозяйственной архитектуры, физиологии, начальной технологии, землеведения. Особое значение придавал сельской школе, связывая с ней надежды на экономическое и социальное возрождение русской деревни.
2. Владимир Яковлевич Стоюнин (1826 - 1888) - педагог, деятель народного образования, теоретик-методист. Под влиянием общественно-педагогического движения 1860-х гг. развивал идеи: • воспитания человека-гражданина, • гуманизма в воспитании, • всеобщего образования, • демократизации школы. Считал необходимым создать условия для свободного творческого развития школы, основанного на психолого-педагогических знаниях. Предложил свой проект бессословной гимназии с общеобразовательным курсом обучения, дающим возможность продолжения образования в высших специальных школах и университете. Вопреки позиции ряда педагогов демократической ориентации выдвинул идею получения специального образования не только на основе общего среднего образования, но и на более низком уровне, в зависимости от местных потребностей. Отстаивал принцип равенства мужчин и женщин не только в сфере образования, но и в общественном положении. Школа, по мысли Стоюнина, развивая у учащихся чувство духовной связи с обществом и народом, должна стать основой воспитания обществ, нравственности. Важнейшими задачами педагога считал формирование воли детей и сознания необходимости трудовой деятельности, полезной обществу. Методические идеи Стоюнина базировались на принципе воспитывающего обучения, согласно которому он рассматривал труд ребенка в процессе изучения словесности как важнейшее средство его духовно-нравственного формирования. Стоюнин впервые представил как целостную систему методику преподавания литературы, выдвигая в качестве главных целей преподавания словесности: • развитие мышления и трудовых навыков учащихся, эстетического вкуса, • овладение приемами научного анализа. Существенное влияние на развитие педагогической мысли в России оказали труды Стоюнина по истории педагогики и народного образования: "Развитие педагогических идей в России в XVIII столетии" (1857 -58), "Из истории воспитания в России в начале XIX столетия" (1878), "Наша семья и ее исторические судьбы" (1884). 3. Педагогические взгляды Ф.И. Буслаева (1818 - 1897) в кратком изложении представляют собой следующую картину: • школьное обучение должно быть связано с нравственным и гражданским воспитанием; • своеобразие народной культуры должно находить отражение в воспитании; • применение западноевропейской методики в трансформированном виде может использоваться и в процессе обучения русскому и церковнославянскому языкам; • необходимо глубокое изучение учащимися отечественной истории параллельно с изучением родного языка. Использованные источники: История педагогики и образования. С. 352. Российская педагогическая энциклопедия. С. 156, 391.
Вопрос 68. Педагогические воззрения В.П. Острогорского и Н.Ф. Бунакова 1. Педагогические взгляды В. П. Острогорского
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 54; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.144.32 (0.011 с.) |