Педагогические идеи Г. Спенсера 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Педагогические идеи Г. Спенсера



1. Герберт Спенсер (1820 - 1903) - выдающийся английский философ, со­циолог, психолог:

• философию Спенсер понимал как максимально обобщенное знание за­конов явлений, считая, что она отличается от частных наук только количественно, степенью обобщенности знания. Спенсер исходил из де­ления мира на познаваемое и непознаваемое. Наука способна познавать лишь сходства, различия и другие отношения между чувственными вос­приятиями, но не в состоянии проникнуть в их сущность;

• в социологии Спенсер - основоположник органической школы. Основным законом социального развития считал закон выживания наиболее при­способленных обществ, а из своей концепции эволюции выводил наи­большую приспособленность "дифференцированного" (разделенного на классы) общества;

• в области психологии, соединив принципы ассоцианизма с эволюци­онной теорией, выдвинул концепцию, согласно которой сознание -это процесс, развивающийся по общим законам биологической эволю­ции и выполняющий функцию приспособления организма к среде. В соответствии с этим факты сознания рассматривались Спенсером под углом зрения их корреляции не с нервной деятельностью, а с внешними по отношению к организму связями. Основными элементами сознания считал чувствования, разновидностью которых являются эмоции и ощу­щения, преобразующиеся путем усложнения в психические продукты высшего порядка.

2. Педагогические идеи Спенсера, связанные с пропагандой утилитарно­го, естественнонаучного образования, были созвучны общественным на­строениям конца XIX века и оказали большое влияние на развитие пе­дагогики, особенно в Англии и США.

Свои педагогические воззрения Спенсер изложил в серии статей, по­священных проблемам содержания образования, умственного, нрав­ственного и физического воспитания. Позднее эти статьи были изданы в виде отдельной книги.

Спенсер резко критиковал европейскую школу середины XIX века за ее отставание от уровня науки и нужд практической жизни. Задача школы, по Спенсеру, состоит в первую очередь в том, чтобы вооружать человека знаниями, связанными с основными видами его деятельности. Таких видов человеческой деятельности Спенсер насчи­тывал пять. Они направлены на:

• самосохранение,

• добывание средств к жизни,

• воспитание потомства,

• выполнение социальных обязанностей,

• досуг.

Именно к ним школа и должна готовить молодежь, обучая физиологии с гигиеной, логике, математике, физике, химии, геологии, биологии, социологии, психологии, истории, литературе, иностранным языкам и некоторым видам искусств. Связь учебных предметов с определенными видами деятельности имеет в трактовке Спенсера утилитарный характер.

Касаясь дидактических проблем, Спенсер требовал, чтобы:

• содержание и методика обучения соответствовали этапам умственного развития ребенка;

•обучение шло от простого к сложному, от конкретного к абстрактному, от практики к теории.

Подобно Ж.Ж. Руссо, Спенсер считал необходимым ставить ребенка в положение исследователя, учить его делать самостоятельные выводы. Само учение должно при этом возбуждать у ребенка интерес и чувство удов­летворения. В целом, по Спенсеру, умственное развитие ребенка долж­но пройти вкратце весь тот путь, который прошло человечество.

Рекомендуемая Спенсером методика нравственного воспитания основа­на на утилитаристском понимании сущности морали: нравственно то, что ведет к полезным для человека последствиям, не нанося вреда дру­гим людям. Отсюда - высокая оценка метода естественных последствий в процессе нравственного воспитания: ребенок на своем опыте должен видеть последствия хороших или дурных поступков. Применение такого метода, по Спенсеру, способствует установлению дружеских отношений между родителями и детьми. Значительное внимание Спенсер уделял вопросам физического воспи­тания детей - правильному питанию, закаливанию организма, систе­матическим физическим упражнениям. Резко выступал против умствен­ного перенапряжения у детей.

Использованные источники:

Российская педагогическая энциклопедия. С. 366.

 

 Вопрос 55. Школа и педагогическая мысль США XIX века

1.  Школьное дело в США

2. Педагогические идеи X. Манна и Б. Т. Вашингтона

3. Задача подготовки высококвалифицированных учителей

1, Призывы к улучшению образования в целях процветания государства и острая необходимость в образованных людях в условиях быстрого разви­тия всех отраслей экономики требовали поиска путей усовершенствова­ния системы образования.

Одним из основных положений при разработке концепции новой шко­лы было требование ее доступности для всех и единых прав на обучение.

Самым значительным достижением XIX века в этой связи можно по праву считать принятие в 70-е гг. в США, после почти столетней борьбы общественности, закона о введении бесплатного образования.

Начиная с 30-х гг. большое распространение получили так называемые трудовые школы, вызванные к жизни широким общественным движе­нием за введение ручного труда в систему школьного обучения. Существенную роль в реализации идеи соединения обучения школьни­ков с их участием в производительном труде сыграл английский соци­альный утопист Р. Оуэн, который на некоторое время переселился в Америку и организовал в штате Индиана колонию под названием "Нью-Хармони". К работе в школе при этой колонии он привлек видных уче­ных из разных стран.

Среди них были и американские специалисты Вильям Маклюр (1763 -1840) и Иосиф Неф (1770 - 1845).

И. Неф возглавлял школу в Ныо-Хармони, считавшуюся индустриаль­ной и сельскохозяйственной и состоявшую из трех ступеней:

•первая - для малышей от 2 до 5 лет;

• средняя - для детей 6-12 лет;

•третья - для подростков.

Помимо изучения общеобразовательных предметов школьники работа­ли в литографской, столярной, прядильной и других мастерских. Кроме того, дети занимались садоводством, пчеловодством, скотоводством.

Основная цель школы состояла в том, чтобы сделать из учащихся людей, умеющих полагаться на собственные силы и применять практические навыки в жизни. Кроме того, школа помогала в выборе жизненного пути.

По определению В. Маклюра, эта школа не только давала одновремен­но знания и навыки, но и развивала привычку работать и думать, при­вычку, которая сохраняется на всю жизнь и удваивает продуктивные силы человека.

К середине XIX века сложившаяся государственная система народного образования в США представляла собой трехступенчатую структуру, включающую:

• начальную школу для детей с 6 до 14 лет;

• среднюю - для детей с 14 до 18 лет;

• и высшую.

Согласно закону школа должна была выступать в качестве института, призванного сократить различия в социальном статусе учащихся. Реали­зовать эту задачу было возможно только при наличии хорошо подготов­ленных учителей и правильной организации учебного процесса. 2. "Пробуждение образования" в стране в середине XIX века было связано в значительной степени с деятельностью тогдашнего государственного сек­ретаря Бюро по делам народного образования Хораса Манна (1796 - 1859).

В своих выступлениях он доказывал, что образование - это не только честный и благородный путь к процветанию и благоденствию, но и средство приобретения личных добродетелей.

Без целенаправленного нравственного воспитания, по его мнению, невозможна ни одна социальная реформа. Для того чтобы нравствен­ный уровень нации повысился, по его убеждению, необходимо было дать больше прав школе и учителям. Государство же, в свою очередь, должно было обеспечить всеобщее образование детей от 4 до 16 лет, с тем чтобы помочь им сформироваться физически, интеллектуально и морально.

Именно благодаря деятельности X. Манна в штате Массачусетс в 1852 году был принят первый закон об обязательном начальном образовании. В дальнейшем существенную лепту в развитие образования в Америке внес высокообразованный чернокожий деятель, добившийся уважения в стране, где безраздельно правили белые. Это был Букер Тальяферро Вашингтон (1856 - 1915).

Став учителем, Б.Т. Вашингтон организовал вечерние занятия для уча­щихся, работающих днем. Одновременно он развернул широкую про­светительную работу среди индейцев, пытаясь объяснить, что индейцы столь же способны к обучению, как и любая другая раса.

При разработке концепции так называемого индустриального образо­вания, включающего знания из области промышленного производства и экономики, Б.Т. Вашингтон полагал, что оно особенно необходимо черному населению, поскольку, с одной стороны, обеспечивает ему выживание, а с другой - гарантирует определенное сотрудничество с белым.

3. Основу образовательной политики середины XIX века продолжала со­ставлять идея школы как института социализации личности, согласно которой воспитание, понимаемое в широком смысле слова, выступало в качестве средства адаптации человека в обществе. В этой связи наибо­лее серьезной представлялась задача подготовки высококвалифицирован­ных учителей. Для ее решения создавались педагогические учебные за­ведения, открывались педагогические кафедры во многих колледжах, стали издаваться педагогические журналы и методическая литература.

Использованные источники:

История педагогики и образования. С. 321 - 326.

 

Вопрос 56, Полемика вокруг школы (XIX в.)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 44; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.168.172 (0.015 с.)