Воспитательная программа И.И. Новикова 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Воспитательная программа И.И. Новикова



А.Н. Радищев о воспитании

1. Н.И. Новиков, будучи по своему мировоззрению просветителем ев­ропейского типа, полагал, что процветание государства, благополучие народа зависят от нравственности, которая дается воспитанием и обра­зованием.

Идея воспитания добрых граждан, счастливых и полезных Отечеству, патриотов, борцов против "рабского состояния" в воспитательной про­грамме Н.И. Новикова была центральной. Он полагал, что люди всех сословий при правильном воспитании будут успешно выполнять свои обязанности, станут трудолюбивыми, рачительными хозяевами. Поэто­му воспитание юношества - необходимая и первейшая обязанность как правителя страны, так и каждого родителя.

Свои педагогические воззрения Н.И. Новиков изложил наиболее полно в трактате "О воспитании и наставлении детей" (1783). Воспитание, по его мнению, должно включать в себя три основные части:

физическое воспитание, осуществляемое с целью достижения телесного здоровья детей;

нравственное, без которого ни один человек не может быть внутренне счастлив, душевен с близкими, в полной мере не станет хорошим граж­данином;

образование разума, которое необходимо человеку и гражданину для ис­полнения всех своих обязанностей.

Справедливой критике Н.И. Новиков подвергал тогдашнюю систему дворянского воспитания. Он считал неправильным воспитание в закры­тых учебных заведениях и отдавал предпочтение общественному воспи­танию и собственно школьному образованию, которые могут значительно лучше подготавливать подрастающее поколение к жизни и деятельнос­ти в обществе. Важную роль в развитии человека Н.И. Новиков отводил разумно органи­зованному домашнему образованию и семейному воспитанию, называя се­мью в числе важнейших факторов формирования человеческой личности.

2. А.Н. Радищев - человек эпохи, шедшей на смену веку Просвещения, -требовал широкого и полноценного образования для детей всех россиян не­зависимо от их сословной принадлежности, так как "истинные сыны Оте­чества" должны быть и среди дворян, и среди крестьян, а для этого и те, и другие должны получать соответствующее воспитание и образование. С его точки зрения, требуется не просто воспитание, а политическое воспитание человека, всесторонне подготовленного к переустройству общества на основе идеала справедливости.

Его педагогические идеи не получили отражения в каком-либо специ­альном трактате - они рассеяны по его произведениям "Слово о Ломо­носове", "Вольность", главы в "Путешествии из Петербурга в Москву", "Беседа о том, что есть сын отечества" и "Рассуждение о труде и празд­ности".

Использованные источники:

История педагогики и образования. С. 268 - 269, 274 - 275.

 

Вопрос 49. Педагогические идеи в философии XIX века

 

Немецкая классическая философия

Идеи утопического социализма и коммунизма

Философия позитивизма

Философия иррационализма

1. Классики немецкой философии повлияли на педагогику своими статьями и выступлениями по проблемам воспитания и своими философскими теориями.

Педагогические идеи Иманнуила Канта (1724 - 1804) складывались под влиянием руссоизма.

Кант рассматривал воспитание как "величайшую и самую сложную за­дачу, стоящую перед человечеством", поскольку "в воспитании заклю чена величайшая тайна усовершенствования природы". Он подчеркивал социальную необходимость воспитания как способа выведения ребенка из животно-дикого состояния, расценивая воспитание как одну из важ­нейших сфер человеческой деятельности: "Человек может стать челове­ком только через воспитание. Он - то, что делает из него воспитание".

Иоганн Готлиб Фихте (1762 - 1814) считал, что воспитание должно помочь немцам осознать себя единой нацией, что образование является прежде всего способом овладения национальной культурой и через нее

- культурой общечеловеческой.

Учение "Я" Фихте с точки зрения педагогики особенно важно своим акцентом на независимость и активность человеческой личности.

Фридрих Шлейермахер (1768 - 1834) говорил, что теория и практика воспитания являются историческими феноменами. Воспитание, по Шлейермахеру, - важнейший способ снимать конфликт между стар­шим и младшим поколениями, устанавливать между ними преемствен­ную связь.

Шлейермахер считал педагогику "искусством", вкладывая в это поня­тие согласование содержания воспитания и обучения с этикой и поли­тикой при определенном общественном и государственном устройстве.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 - 1831) утверждал, что человек -это продукт истории и что разум и самопознание - результаты деятель­ности человеческой цивилизации. Он очень высоко оценивал преобра­зующую роль воспитания ("Человек есть то, чем он должен быть, толь­ко благодаря воспитанию"). Воспитание, по сути, рождает разумное, "духовное существо". Таковым человек становится "из самого себя", т. е. формируется сам.

Гегель попытался диалектически совместить историю развития воспи­тания и историю человеческой цивилизации.

2. На протяжении XIX столетия в европейской философской мысли полу­чили развитие идеи утопического социализма и коммунизма.

Социалисты-утописты Ф.М.Ш.Фурье (1772 - 1837), К.А.Сен-Симон (1760-1825) (Франция), Р.Оуэн (1771 - 1858) (Англия) отвергали эксплуата­цию детского труда как серьезнейшую социальную преграду для получе­ния значительной частью населения необходимых воспитания и образо­вания. Вслед за многими деятелями Просвещения социалисты-утописты признавали решающую роль среды и воспитания в становлении челове­ческой личности. Социалисты-утописты считали, что у классического образования нет исторической перспективы и предлагали реформиро­вать программы учебных заведений с учетом развития наук и промыш­ленности, ввести трудовое обучение. Как прекрасную и идеальную цель они рассматривали всестороннее развитие личности.

Авторы коммунистической доктрины, немецкие философы Карл Маркс (1818 - 1883) и Фридрих Энгельс (1820 - 1895) рассматривали вопросы

воспитания и образования в контексте необходимой классовой борьбы, в процессе которой должно происходить становление нового человека. Они поддержали высказанную социалистами-утопистами идею о гар­моническом развитии личности.

 3. Один из основателей философии позитивизма, француз Огюст Конт (1798 - 1857) считал, что по мере развития общества социальный фак­тор воспитания приобретает все более значимый вес. Воспитание и образование, по Конту, являются, прежде всего "совокуп­ностью объективной жизни, осмысленной как постепенная подготовка к жизни субъективной".

Джон Стюарт Миллъ (1806 - 1873) сч-итал, что воспитание преодолева­ет эгоцентризм обыденной жизни, формирует общественных людей, объединенные усилия которых являются гарантией демократии и сво­боды в обществе.

Значительной популярностью в педагогических кругах Запада во второй половине XIX века пользовались сочинения Герберта Спенсера (1820 -1903).

Воспитание он рассматривал как одно из наиболее значимых об­щественных явлений.

В статьях о воспитании Спенсер настаивал на приоритете ес­тественнонаучного образования как наиболее полезного для нужд каж­дого человека.

4. Индивидуалистическое целеполагание в воспитании ярко выразили пред­ставители философии иррационализма.

Датский мыслитель Серен Къеркегор (1813 - 1855) помышлял, прежде всего, о воспитании "отдельных живых людей" с независимыми сужде­ниями и собственной нравственной позицией. В понятие независимости вкладывалась в первую очередь способность выбора.

Немецкий философ Артур Шопенгауэр (1788 - 1860) отрицал возможность изменений в природной сущности человеческой личности в результате внеш­него воздействия - воспитания. Желания человека не подвластны ему, и потому их нельзя переменить. Перемены в поведении человека - это, прежде всего показатель его воли и страстей. Внешнее воздействие, воспитание, следовательно, подводят лишь к сокрытию человеческих воли и страстей.

 Едва ли не главным злом образования Шопенгауэр считал то, что, окру­жающий мир представлен в идеальном свете - таким, каким он должен быть, а не каков он на самом деле.

Немецкий мыслитель Фридрих Ницше (1844 - 1900) специально зани­мался вопросами воспитания и оставил после себя сборник докладов "О будущем наших образовательных учреждений". Недостатки образова­ния Ницше видел, прежде всего, в пренебрежении задачами нравствен­ного воспитания.

Он упрекал гимназии в излишней специализации, которая приводит к снижению общей культуры, порождает эгоизм у учащихся.

Причину падения нравов Ницше усматривал и в том, что гимназичес­кое образование уделяло недостаточно внимания изучению родного язы­ка, истории как ретрансляторов духовной культуры.

Ницше выделял проблему элитарного воспитания талантов и гениев. Он считал такое воспитание необходимым.

Использованные источники:

Джуринский А.Н. История педагогики. С. 227 - 232.

 

Вопрос 50. Педагогическая теория И.Г. Песталоцци

 

1. Краткий биографический очерк



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 84; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.117.109 (0.015 с.)