Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Воспитательная программа И.И. Новикова
А.Н. Радищев о воспитании 1. Н.И. Новиков, будучи по своему мировоззрению просветителем европейского типа, полагал, что процветание государства, благополучие народа зависят от нравственности, которая дается воспитанием и образованием. Идея воспитания добрых граждан, счастливых и полезных Отечеству, патриотов, борцов против "рабского состояния" в воспитательной программе Н.И. Новикова была центральной. Он полагал, что люди всех сословий при правильном воспитании будут успешно выполнять свои обязанности, станут трудолюбивыми, рачительными хозяевами. Поэтому воспитание юношества - необходимая и первейшая обязанность как правителя страны, так и каждого родителя. Свои педагогические воззрения Н.И. Новиков изложил наиболее полно в трактате "О воспитании и наставлении детей" (1783). Воспитание, по его мнению, должно включать в себя три основные части: • физическое воспитание, осуществляемое с целью достижения телесного здоровья детей; • нравственное, без которого ни один человек не может быть внутренне счастлив, душевен с близкими, в полной мере не станет хорошим гражданином; • образование разума, которое необходимо человеку и гражданину для исполнения всех своих обязанностей. Справедливой критике Н.И. Новиков подвергал тогдашнюю систему дворянского воспитания. Он считал неправильным воспитание в закрытых учебных заведениях и отдавал предпочтение общественному воспитанию и собственно школьному образованию, которые могут значительно лучше подготавливать подрастающее поколение к жизни и деятельности в обществе. Важную роль в развитии человека Н.И. Новиков отводил разумно организованному домашнему образованию и семейному воспитанию, называя семью в числе важнейших факторов формирования человеческой личности. 2. А.Н. Радищев - человек эпохи, шедшей на смену веку Просвещения, -требовал широкого и полноценного образования для детей всех россиян независимо от их сословной принадлежности, так как "истинные сыны Отечества" должны быть и среди дворян, и среди крестьян, а для этого и те, и другие должны получать соответствующее воспитание и образование. С его точки зрения, требуется не просто воспитание, а политическое воспитание человека, всесторонне подготовленного к переустройству общества на основе идеала справедливости.
Его педагогические идеи не получили отражения в каком-либо специальном трактате - они рассеяны по его произведениям "Слово о Ломоносове", "Вольность", главы в "Путешествии из Петербурга в Москву", "Беседа о том, что есть сын отечества" и "Рассуждение о труде и праздности". Использованные источники: История педагогики и образования. С. 268 - 269, 274 - 275.
Вопрос 49. Педагогические идеи в философии XIX века
Немецкая классическая философия Идеи утопического социализма и коммунизма Философия позитивизма Философия иррационализма 1. Классики немецкой философии повлияли на педагогику своими статьями и выступлениями по проблемам воспитания и своими философскими теориями. Педагогические идеи Иманнуила Канта (1724 - 1804) складывались под влиянием руссоизма. Кант рассматривал воспитание как "величайшую и самую сложную задачу, стоящую перед человечеством", поскольку "в воспитании заклю чена величайшая тайна усовершенствования природы". Он подчеркивал социальную необходимость воспитания как способа выведения ребенка из животно-дикого состояния, расценивая воспитание как одну из важнейших сфер человеческой деятельности: "Человек может стать человеком только через воспитание. Он - то, что делает из него воспитание". Иоганн Готлиб Фихте (1762 - 1814) считал, что воспитание должно помочь немцам осознать себя единой нацией, что образование является прежде всего способом овладения национальной культурой и через нее - культурой общечеловеческой. Учение "Я" Фихте с точки зрения педагогики особенно важно своим акцентом на независимость и активность человеческой личности. Фридрих Шлейермахер (1768 - 1834) говорил, что теория и практика воспитания являются историческими феноменами. Воспитание, по Шлейермахеру, - важнейший способ снимать конфликт между старшим и младшим поколениями, устанавливать между ними преемственную связь. Шлейермахер считал педагогику "искусством", вкладывая в это понятие согласование содержания воспитания и обучения с этикой и политикой при определенном общественном и государственном устройстве.
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 - 1831) утверждал, что человек -это продукт истории и что разум и самопознание - результаты деятельности человеческой цивилизации. Он очень высоко оценивал преобразующую роль воспитания ("Человек есть то, чем он должен быть, только благодаря воспитанию"). Воспитание, по сути, рождает разумное, "духовное существо". Таковым человек становится "из самого себя", т. е. формируется сам. Гегель попытался диалектически совместить историю развития воспитания и историю человеческой цивилизации. 2. На протяжении XIX столетия в европейской философской мысли получили развитие идеи утопического социализма и коммунизма. Социалисты-утописты Ф.М.Ш.Фурье (1772 - 1837), К.А.Сен-Симон (1760-1825) (Франция), Р.Оуэн (1771 - 1858) (Англия) отвергали эксплуатацию детского труда как серьезнейшую социальную преграду для получения значительной частью населения необходимых воспитания и образования. Вслед за многими деятелями Просвещения социалисты-утописты признавали решающую роль среды и воспитания в становлении человеческой личности. Социалисты-утописты считали, что у классического образования нет исторической перспективы и предлагали реформировать программы учебных заведений с учетом развития наук и промышленности, ввести трудовое обучение. Как прекрасную и идеальную цель они рассматривали всестороннее развитие личности. Авторы коммунистической доктрины, немецкие философы Карл Маркс (1818 - 1883) и Фридрих Энгельс (1820 - 1895) рассматривали вопросы воспитания и образования в контексте необходимой классовой борьбы, в процессе которой должно происходить становление нового человека. Они поддержали высказанную социалистами-утопистами идею о гармоническом развитии личности. 3. Один из основателей философии позитивизма, француз Огюст Конт (1798 - 1857) считал, что по мере развития общества социальный фактор воспитания приобретает все более значимый вес. Воспитание и образование, по Конту, являются, прежде всего "совокупностью объективной жизни, осмысленной как постепенная подготовка к жизни субъективной". Джон Стюарт Миллъ (1806 - 1873) сч-итал, что воспитание преодолевает эгоцентризм обыденной жизни, формирует общественных людей, объединенные усилия которых являются гарантией демократии и свободы в обществе. Значительной популярностью в педагогических кругах Запада во второй половине XIX века пользовались сочинения Герберта Спенсера (1820 -1903). Воспитание он рассматривал как одно из наиболее значимых общественных явлений. В статьях о воспитании Спенсер настаивал на приоритете естественнонаучного образования как наиболее полезного для нужд каждого человека. 4. Индивидуалистическое целеполагание в воспитании ярко выразили представители философии иррационализма. Датский мыслитель Серен Къеркегор (1813 - 1855) помышлял, прежде всего, о воспитании "отдельных живых людей" с независимыми суждениями и собственной нравственной позицией. В понятие независимости вкладывалась в первую очередь способность выбора. Немецкий философ Артур Шопенгауэр (1788 - 1860) отрицал возможность изменений в природной сущности человеческой личности в результате внешнего воздействия - воспитания. Желания человека не подвластны ему, и потому их нельзя переменить. Перемены в поведении человека - это, прежде всего показатель его воли и страстей. Внешнее воздействие, воспитание, следовательно, подводят лишь к сокрытию человеческих воли и страстей.
Едва ли не главным злом образования Шопенгауэр считал то, что, окружающий мир представлен в идеальном свете - таким, каким он должен быть, а не каков он на самом деле. Немецкий мыслитель Фридрих Ницше (1844 - 1900) специально занимался вопросами воспитания и оставил после себя сборник докладов "О будущем наших образовательных учреждений". Недостатки образования Ницше видел, прежде всего, в пренебрежении задачами нравственного воспитания. Он упрекал гимназии в излишней специализации, которая приводит к снижению общей культуры, порождает эгоизм у учащихся. Причину падения нравов Ницше усматривал и в том, что гимназическое образование уделяло недостаточно внимания изучению родного языка, истории как ретрансляторов духовной культуры. Ницше выделял проблему элитарного воспитания талантов и гениев. Он считал такое воспитание необходимым. Использованные источники: Джуринский А.Н. История педагогики. С. 227 - 232.
Вопрос 50. Педагогическая теория И.Г. Песталоцци
1. Краткий биографический очерк
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 84; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.117.109 (0.015 с.) |