Философские основы педагогических воззрений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философские основы педагогических воззрений



Основы щдагмгичесщйщсргемы

1. Фридрих Фребель (1782 - 1852) предлагал организовать воспитание и обуче­ние в виде единой системы педагогических учреждений для всех возрастов. В своих педагогических воззрениях он исходил из всеобщности законов бытия: "Во всем присутствует, действует и царит вечный закон... и во внеш­нем мире, в природе, и во внутреннем мире, духе". Назначение человека, по Фребелю, - включиться в осеняемый этим законом "божественный порядок", развивать "свою сущность" и "свое божественное начало".

Внутренний мир человека в процессе воспитания диалектически пере­ливается во внешний.

В основном педагогическом сочинении Фребеля "Воспитание человека" (1826) подчеркнуто, что человек по своей сути - творец.

2. Фребель, отстаивая принцип доступности образования для всех детей, поддерживал демократический подход к образовательной политике и пришел к убеждению, что он соответствует общественным потребнос­тям в более высоком уровне образования населения, вызванным быст­рым промышленным и научным развитием Германии.

Всеобщее образование рассматривал как альтернативу традиционно-элитарному образованию. С точки зрения Фребеля, цель всеобщего образо­вания состоит в том, чтобы дать возможность каждому ребенку стать развитой личностью.

Согласно Фребелю, всестороннее развитие личности возможно лишь в том случае, если педагогический процесс сможет "выковать неразрывные связи между мышлением и действием, познанием и поступками, знанием и умением" и даст "как телу, так и уму человека всестороннее, всеох­ватывающее образование в соответствии с его внутренней природой". Содержание образования должно отражать разнообразие человеческих сил и способностей.

Разработанный Фребелем учебный план включал все основные области общественной и культурной жизни того времени.

Педагогические взгляды Фребеля были построены на убеждении, что возможности человека развиваются в процессе его деятельности и что в соответствии с этим педагогический процесс должен быть основан на "действии, работе и мышлении", а вся система образования Фребеля, включая и дошкольное воспитание, - на деятельности детей под руко­водством педагога.

фребель рассматривал воспитание как двусторонний, затрагивающий ученика и учителя процесс, в котором учитель, руководствуясь педаго­гическими принципами, воздействует на развитие личности главным образом с помощью множества различных видов деятельности. Понимание Фребелем значения деятельности для формирования лич­ности привело его к выводу: виды деятельности (игра, учеба и труд) имеют особое значение для воспитания.

Игру Фребель характеризовал как "высшую ступень детского развития". Он разработал теорию игры, собрал и методически прокомментировал подвижные игры.

Фребель вел изобразительные и трудовые занятия по определенной, строго регламентированной системе. Он создал знаменитые "Дары" -пособие для развития навыков конструирования в единстве с познани­ем формы, величины, размеров, пространств, отношений. Своими трудами Фребель способствовал выделению дошкольной педаго­гики в самостоятельную область знания и впервые в истории дошколь­ной педагогики дал целостную, методически детально разработанную, оснащенную практическими пособиями систему общественного дошколь­ного воспитания. Использованные источники:

Джуринский А.Н. История педагогики. С. 235 - 236.

Российская педагогическая энциклопедия. С. 258.

 

Вoпpoc 52. Педагогические идеи И.Ф. Гербарта

1. Краткий очерк

2. Основы теории И.Ф. Гербарта

3. Главная цель воспитания

Воспитывающее обучение

5. Учение Гербарта о ступенях обучения           

6. Нравственное воспитание

7. Понятие управления

1. Известный немецкий педагог, психолог, философ И.Ф. Гербарт (1776 -1841) был в числе почитателей и последователей Песталоцци. Его деятельность как профессора связана с Геттингенским и Кенингсбергским университетами.

Педагогическая теория Гербарта оказала большое влияние на последу­ющее развитие теории и практики воспитания во многих странах.

Свою педагогическую теорию Гербарт представил в следующих произ­ведениях:

• "Общая педагогика, выведенная из целей воспитания" (1806);

• "Учебник психологии" (1816);

• "Письма о приложении психологии к педагогике" (1831);

• "Очерк лекций по педагогике" (1835).

Все они отличаются-рациональностью и довольно сложны для воспри­ятия.

2. Гербарт был сторонником ассоциативной психологии, но считал, что пре­вращение ее в науку требует соединения "метафизики" с математикой, т. е. философских положений о психических явлениях с математическим расчетом психических процессов.

По Гербарту, мир состоит из неизменных простейших сущностей ("реа­лов"), которые вступают в различные связи, создавая только впечатле­ние, что мир изменяется. В качестве психических реалов признавал пред­ставления, а психические процессы рассматривал как отражение в сознании их взаимодействия.

Соединение представлений прошлого опыта с новыми впечатлениями определяет отчетливость, правильность и прочность восприятия и усво­ения нового.

Учение Гербарта об ограниченности объема сознания, о его пороге, о важности учета порога сознания для математического исчисления психических процессов сыграло большую роль в формировании экспе­риментальной психологии.

Учение о роли апперцепции в усвоении новых знаний послужило теорети­ческой основой построения урока, последовательности, системности обучения и др.

3. Определяя главную цель воспитания как гармонию воли с этическими идеями и выработку многостороннего интереса, основными путями ее достижения считал воспитывающее обучение и нравственное воспита­ние, а также управление - подавление "дикой резвости" ребенка.

4. Особенно большое значение придавал воспитывающему обучению, в про­цессе которого развивается многосторонний интерес, имеющий, со­гласно Гербарту, шесть видов:

эмпирический - к окружающему миру;

спекулятивный (умозрительный) - к причинам вещей и явлений;

эстетический - к прекрасному;

симпатический - к "близким";

социальный - ко всем людям;

религиозный.

5. По учению Гербарта, существует четыре ступени обучения:

на первой ступени (называемой им "ясностью") осуществляется перво­начальное ознакомление учащихся с новым материалом, основанным на широком использовании средств наглядности;

• на второй ступени ("ассоциация") происходит установление связи но­вых представлений со старыми в процессе свободной беседы;

• третья ступень ("система") характеризуется связным изложением ново­го материала с выделением главных положений, выводом правил и формулированием законов;

• на четвертой ступени ("метод") у учащихся в процессе выполнения уп­ражнений с использованием новых знаний вырабатывается навык при­менения их на практике.

В этих положениях Гербартом отражены существенные стороны учебно­го процесса.

6. Собственно нравственное воспитание, по Гербарту, как и вся его педа­гогическая система, строится на пяти нравственных идеях, которые охватывают всю этику:

идея внутренней свободы, делающая человека цельным;

идея совершенства, совмещающая в себе силу и энергию воли, дающая "внутреннюю гармонию";

идея благорасположения, заключающаяся в согласовании воли одного человека с волей других людей;

идея права, применяемая в случае конфликта двух или нескольких воль;

идея справедливости, служащая руководящим началом при суждении о награде тому, кто оказывает услуги обществу, или о наказании того, кто нарушает его законы.

7. К нравственному воспитанию тесно примыкает у Гербарта "управле­ние", задача которого состоит во внешнем дисциплинировании воспи­танников, в приучении их к порядку.

Основными средствами управления, по Гербарту, являются:

• надзор,

• приказание и запрещение,

• наказания, вплоть до телесных,

• умение занять ребенка.

Вспомогательную роль в управлении Гербарт отводит авторитету и любви

воспитателя, причем авторитет должен принадлежать отцу, а любовь -

матери.

Использованные источники:

Латышина Д.И. История педагогики. С. 63.

Российская педагогическая энциклопедия. С. 201.

 

Вопрос 53. Педагогические идеи Ф. Дистервега

1. Краткий биографический очерк



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 52; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.137.243 (0.016 с.)