Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Роль и место религии в школьном воспитании
5. Дуалистический характер национальных систем образования 6. Начальное образование 7. Становление систем среднего образования 1. В XIX веке в крупнейших странах Западной Европы и в США происходило становление национальных систем школьного образования. Государство расширяло свое участие в школьном деле: в управлении, взаимоотношениях частной и общественной школы, решении вопроса об отделении школы от церкви. Судьбу школьной реформы определяли три взаимосвязанные государственные сферы: • законодательная, • исполнительная, • финансовая. В Пруссии в 1794 году было принято "Общее положение о школах", по которому все учебные заведения были объявлены государственными. В 1798 году в Пруссии был создан Высший совет по образованию, замененный в 1808 году отделом Министерства внутренних дел по вопросам школьного образования. Во Франции и Англии государственное школьное законодательство было разработано несколько позже. Соединенные Штаты Америки начали разработку государственного школьного законодательства сразу после завоевания независимости. На протяжении XIX столетия в отдельных штатах были изданы акты и постановления, законодательно определившие - деятельность учебных заведений. Создавалась разветвленная сеть инспекции и надзора, школам предоставлялись финансовые субсидии. В Пруссии и Франции эти функции взяли на себя министерства образования, в Англии - Департамент по образованию, в США - Бюро по образованию. 2. Организация управления школьным делом в странах Запада происходила при взаимодействии двух основных тенденций: централизации и децентрализации. В Пруссии и Франции проводилась централизация школьного дела в соответствии с традициями, унаследованными от эпохи абсолютизма. Актами 1852, 1854, 1872 гг. в Пруссии была резко усилена роль центральных школьных органов. На местные общины возлагалась обязанность выполнять предписания центра. Инициатива учителей была ограничена. Руководство школьным делом оказалось в руках бюрократического аппарата Министерства образования. Все без исключения учебные заведения подлежали государственному контролю. В Англии и США развитие школьной системы происходило в направлении децентрализации школьного дела. В Англии школьное законодательство предоставляло большие права и функции местным органам. В США децентрализованная система школьного управления складывалась в особых условиях, когда государственность только формировалась и штаты обладали значительной самостоятельностью.
3. Частные учебные заведения, существовавшие во всех школьных системах Запада, так или иначе находились под государственным контролем, который в разных странах принимал разные формы. В Пруссии с 1794 года действовало законодательство, по которому все школы, включая частные, подлежали правительственному контролю. Во Франции в частных учебных заведениях контроль действовал в лице правительственной инспекции - деятельность "свободных", т. е. частных школ была гарантирована законами 1850, 1867, 1880-х гг. В Англии школьное законодательство сохраняло большой простор для частной инициативы в сфере образования - до 1870 года деятельность учебных заведений во многом зависела от частных лиц и их денежных средств. Наличие частных школ оказало существенное влияние на изменение состава учащихся общественных учебных заведений. 4. При создании систем национального образования одним из наиболее серьезных вопросов стали взаимоотношения государства и церкви, роль и место религии в школьном воспитании. Позиции церкви в системе образования, особенно частного, оставались весьма прочными. Подавляющее число частных учебных заведений находилось в руках представителей различных конфессий и церквей. В Англии преподавание религии в школе фактически практиковалось во всех учебных заведениях, хотя не считалось обязательным. В США, как и в Англии, в разряд частных учебных заведений входило множество учебных заведений, открытых при поддержке общин. В Пруссии веротерпимость и светский характер образования защищались законами 1810, 1816, 1817 гг. Во Франции в течение всего XIX века с переменным успехом шел процесс постепенного возвращения к светской школьной политике революции 1789 года. 5. Национальные системы образования, складывавшиеся на Западе, характеризуются как дуалистические, не имеющие сколько-нибудь существенной связи между массовой начальной школой и немногочисленными средними учебными заведениями. Предпринимались некоторые попытки исправить положение:
• в Англии комиссия по образованию (1868) рекомендовала наладить "органическую связь" между всеми ступенями школы; • в Германии (Гамбург) были учреждены семиклассные училища для выходцев из всех социальных слоев; • во Франции было создано несколько так называемых промежуточных учебных заведений; • в США с середины XIX века получило распространение учреждение дополнительного начального образования, которое взяло на себя функции средней школы. Однако принципы равного доступа к полному образованию оставались декларацией. Доступу в среднюю школу препятствовали: • высокая плата за обучение, • несогласованность программ начальной и средней школы, • существование особых подготовительных классов при средних учебных заведениях. 6. В этот период в Западной Европе и США системы начального образования имели много общего и в то же время заметно отличались друг от друга - сроки обучения, принципы организации учебного процесса, программы и пр. Складывалась система обязательного и бесплатного обучения. Появилась начальная школа с семилетним сроком обучения, а также вечерние и воскресные начальные школы. Ранее всего (1794) обязательное бесплатное обучение было введено в Пруссии. В США законы о бесплатном обязательном образовании были приняты в середине 1850-х гг. В Англии бесплатное общественное образование было закреплено законами в 1870 году, во Франции - в 1880-х гг. В начальных школах Западной Европы и США повсеместно укоренилось деление учеников по возрастным классам. Однако существовали и школы без такого деления, обычно небольшие. Обучение в начальных школах для девочек и мальчиков в Западной Европе чаще было раздельным, а в США (особенно в западных штатах) - совместным. В XIX веке в странах Запада в ответ на потребность общества в повышении уровня массового образования появился новый тип учебного заведения - высшая начальная школа. В Германии первые высшие начальные школы были открыты в начале XIX века. В США первая высшая начальная школа, срок обучения в которой составлял 3-4 года, была учреждена в 1821 году в Бостоне. Во Франции создание высших начальных школ предусматривалось "законом Гизо" (1833). В Англии создание таких школ относится к 1870 гг. 7. Развитие средней щколы на Западе в XIX веке характеризуется общностью целей, содержания и методов, при сохранении в отдельных странах определенных особенностей. Среднее образование охватывало в первую очередь имущие классы. Учебные заведения в Западной Европе и США подразделялись на учреждения классического и современного образования. Последние получали все большее распространение. Основным типом в сфере среднего образования в Англии оставалась грамматическая школа. Среди грамматических школ выделялись публичные школы - дорогие учебные заведения, которые, несмотря на название, были доступны лишь для элиты английского общества. В Пруссии существовали два основных типа школ среднего образования: гимназия и городская школа (реальное училище). К учебным заведениям классического образования относилась распространенная на рубеже XVIII - XIX вв. гимназия неоклассического (неогуманистического) образования.
К учебным заведениям, дававшим современное образование, относились реальные училища - городские школы, сеть которых росла параллельно с гимназиями. В 1810 году в Берлине была открыта первая государственная женская средняя школа, что сделало Пруссию одной из первых стран Западной Европы, где наряду с частными были созданы общественные заведения женского среднего образования. Использованные источники: Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики. С. 198 - 199, 201 - 205, 207-209, 211-214.
Вопрос 58. Развитие школьного дела в России в первой четверти XIX века 1. Реформа образования 2. Частные учебные заведения 3. Учреждение лицеев 4. Домашнее воспитание 5. Реакционные тенденции 1. В годы царствования Александра 7(1801 - 1825) школьная политика прошла два различных этапа: • до 1815 года реформы пыталиь провести в духе Просвещения. Эти планы в известной степени были следствием либерализма молодого царя; • с 1816 года возобладали реакционные тенденции. На первом этапе, на протяжении 1802 - 1804 гг., произошла реформа народного образования. В 1802 году было создано Министерство народного просвещения. Первым его министром стал П.В. Завидовский (1739 - 1812). Реорганизация национальной системы образования началась с принятия Предварительных правил народного просвещения (1803) и Устава учебных заведений, подведомых университетам (1804). Новая система предусматривала 4 ступени образования: • университеты (высшая ступень), • гимназии (средняя ступень), • уездные училища (промежуточная ступень), • приходские школы (низшая ступень). Между ступенями должна была существовать преемственность. Создавались 6 округов, в каждом из которых должен был быть университет и примыкавшие к нему средние учебные заведения. Обучение в приходских училищах было рассчитано на 1 год, в уездных училищах - на 2 года. В программу последних вошли 15 учебных дисциплин: грамматика русского языка (в национальных школах - и грамматика родного языка), география, история, арифметика, геометрия, физика, естествознание, начала технологии и др. Курс гимназического образования составлял 4 года, программа включала латынь и живые западные языки, географию, историю, статистику, логику, поэзию, русскую словесность, математику и естественно-исторические дисциплины (минералогия, ботаника, зоология, коммерция, технология, рисование); не было в программе богословия и русского языка.
Первым объектом реформ оказалась высшая школа. К уже существовавшим университетам в Москве, Вильно и Дерпте прибавились новые: Харьковский, Казанский и Петербургский. Преобразование прежних гимназий, главных народных училищ в гимназии нового типа, а малых народных училищ - в уездные растянулось почти на два десятилетия. Менее всего удалась реформа приходских школ. Их число росло медленно, прежде всего из-за нехватки средств. 2. Все.более заметную роль в школьном деле приобретала частная инициатива. Возникли частные учебные заведения, которые успешно конкурировали с государственными: • Ришельевский лицей в Одессе (в дальнейшем был преобразован в университет), • Ярославский лицей, • Лазаревский Институт восточных языков в Москве, • подмосковный пансион В.В. Измайлова, • школа А.А. Ширинского-Шихматова для крестьянских детей в селе Архангельском Смоленской губернии и др. Многие дворяне предпочитали обучать своих детей в частных пансионах. Заметную роль в становлении частных начальных учебных заведений сыграли декабристы. 3. Роль частного пансионного воспитания была несколько ослаблена благодаря учреждению лицеев - государственных закрытых учебных заведений для дворянства. Особую роль в их создании, в частности, в организации Царскосельского лицея, сыграл блестящий администратор М.М. Сперанский (1772-1839). Лицеисты получали образование, приравненное к университетскому. Первым директором Царскосельского лицея (из стен которого вышли великий поэт А.С. Пушкин, крупный дипломат A.M. Горчаков, декабристы И.И. Пущин и В.К. Кюхельбекер) был назначен известный просветитель В.Ф. Малиновский (1765 - 1814). 4. В дворянской среде по-прежнему было популярным домашнее воспитание. Гувернерами нанимали по большей части французов-эмигрантов. Результаты такого воспитания становились все более неприемлемыми. Как замечал А.С. Пушкин, "в России домашнее воспитание есть самое недостаточное, самое безнравственное". 5. В последнее десятилетие царствования Александра I в общественной жизни усиливаются реакционные тенденции: • клерикализация школьного дела при А.Н. Голицыне, возглавившем в 1816 году Министерство образования; • манифест императора о создании Министерства народного просвещения и духовных дел; • инструкции для университетов, подготовленные М.Л. Магницким, где доказывалось, что истины, основанные на одном разуме, "суть лишь эгоизм и скрытая гордыня"; • ревизия Казанского университета и ряд мер, направленных на то, чтобы насадить в нем дух обскурантизма. При министре просвещения А.С. Шишкове в школьной политике от теософических пристрастий Голицына возвратились к национальному православию. Соответственно обскурантизм приобрел иные формы.
Использованные источники: Джуринский А.Н. История педагогики. С. 266 - 269.
Вопрос 59. Школьная политика второй четверти XIX века 1. Устав о начальных и средних школах 2. Православие, самодержавие и народность 3. Ограничение автономии университетов 4. Рост системы образования 5. Участие в организации среднего образования иных министерств 6. Развитие гимназий, частных учебных заведений, университетов 1. В годы царствования Николая /(1825 - 1855) система образования и школьная политика претерпели важные изменения. В 1828 году министром просвещения был назначен граф Ливен, при котором был принят новый Устав о начальных и средних школах (1828). В Уставе подтверждалась существовавшая четырехуровневая система образования и провозглашался принцип "Каждому сословию свой уровень образования": • приходские училища предназначались для низших сословий; • уездные училища - для детей купцов, ремесленников и прочих "городских обывателей"; • гимназии - для детей дворян и чиновничества. 2. В 1833 году Ливена заменил С.С. Уваров, один из самых просвещенных людей тогдашней России, пробывший на посту министра просвещения до 1849 года. После инспектирования университета и гимназии в Москве Уваров оценил состояние студенческих умов как неудовлетворительное по причине влияния "европейских идей". В докладе по результатам инспекции в качестве идеологической платформы воспитания и образования были выдвинуты три принципа: "Православие, самодержавие и народность". Формула Уварова носила консервативный, охранительный характер. Первые два принципа - православие и самодержавие - соответствовали идее государственности российской политики. Принцип народности, по существу, был западноевропейской идеей о национальном возрождении, перекроенной под национализм русского самодержавного государства. 3. Университетский устав 1835 года учитывал единоличную власть попечителей округов и урезал автономию университетов. Постановление 1849 года лишало университеты права избрания ректора. 4. В сфере образования были достигнуты определенные положительные результаты. Заметно выросла система образования. На протяжении 1832 - 1842 гг. увеличилось: • число студентов в университетах (без учета Польши и Финляндии) с 2,1 тыс. до 3,5 тыс. (в том числе получивших диплом об университетском образовании - с 477 до 742), • количество учащихся различных учебных заведений - с 69,3 тыс. до 99,8 тыс. (не считая учеников церковных школ, военных училищ, а также женских школ, основанных императрицей Марией Федоровной), • количество гимназий - с 64 до 76, • уездных училищ - с 393 до 445, • приходских училищ - с 555 до 1067, • частных школ (включая пансионы) - с 358 до 531, • преподавателей и чиновников в системе образования - с 4,8 тыс. до 6,8 тыс. Получили развитие предусмотренные Уставом 1828 года особые закрытые учебные заведения для дворян: в 1842 году в губернских городах насчитывалось 47 таких заведений. Воспитанники некоторых из них получали дворянское воспитание и одновременно обучались в гимназиях вместе с разночинцами. Подчиненные министерству просвещения гимназии развивались как школы классического образования (естествознание, например, было введено лишь в 1849 году - да и то не во всех гимназиях). В программах особое место занимали греческий и латинский языки. 5. Организацией современного среднего образования занимались и другие министерства. Министерство финансов в 1839 году учредило в гимназиях и уездных училищах нескольких городов (Тула, Курск, Керчь, Рига, Вильно) реальные классы, в которых получали образование учащиеся этих заведений и посторонние лица "промышленного состояния". Министерство юстиции организовало гимназические курсы юриспруденции в Вильно, Минске, Симбирске, Воронеже и Смоленске. Министерство государственной собственности - несколько повышенных школ для государственных крестьян. 6. В 1849 - 1852 гг. была проведена реорганизация, в результате которой были созданы три типа гимназий: • с двумя древними языками; • с обучением естествознанию и законоведению; • с обучением законоведению. Возрастала роль частных учебных заведений, находившихся под контролем Министерства просвещения. Университеты превратились в важные центры науки, в том числе педагогической. Развитие университетов зависело от обеспеченности кадрами преподавателей. В первые десятилетия XIX века большинство преподавательского корпуса составляли иностранцы. Уваров сохранил схему подготовки отечественных профессоров в университетах Западной Европы, которую начали осваивать при министерстве Ливена. В некоторых университетах появились кафедры педагогики - например, в 1851 году в Московском университете. Использованные источники: Джуринский А.Н. История педагогики. С. 269 - 273.
Вопрос 60. Педагогическая мысль в первой половине XIX века 1. Взгляды па вопросы просвещения и воспитания 2. Западники и славянофилы 3. Педагогические взгляды А.И.Герцена и Н.П.Огарева 1. В первой половине 1800-х гг. вопросы просвещения и воспитания приобрели заметное общественное звучание. В значительной части образованных кругов воспитание и обучение рассматривались как непременные условия умственного и нравственного формирования гражданского общества: • оппозиционные политическому режиму декабристы, воспитанные на идеях Французской революции и Просвещения, предложили в первой трети XIX века проекты широкого образования народа, поставив знак равенства между грамотностью и приобретением политических прав ("Конституция" СП. Трубецкого); • М.Н. Муравьев, воспитатель будущего императора Александра I, полагал, что "воспитание приготовляет души будущих граждан к исполнению законов"; • видный законотворец М.М. Сперанский, убежденный сторонник повсеместного образования, исходил из того, что правление на правовой основе возможно лишь в просвещенной стране. 2. В середине 1800-х гг. в просвещенном русском обществе развернулась острая полемика между так называемыми западниками и славянофилами, которая коснулась образования и воспитания. Западники (В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин,. В.Ф. Одоевский, П.Г. Редкий, Н.В. Станкевич и др.) представляли разнородное общественное явление, но их и многое объединяло: • они горячо приветствовали западноевропейскую образованность, • возмущались сословно-крепостническими традициями воспитания и обучения, • защищали права личности на самореализацию. В.Ф. Одоевский (1803 - 1869) в "Опыте о педагогических способах при первоначальном образовании детей" (1845) подчеркивал первостепенную роль просвещения и науки в общественной жизни и жизни отдельного человека. Предназначение воспитания Одоевский видел прежде всего в достижении нравственной гармонии. Он ставил на первое место при достижении такой гармонии самодеятельность ребенка, разделяя в этом вопросе взгляды немецкого педагога Фребеля. В.Г. Белинский (1811 - 1848) во множестве статей и других работ, в том числе педагогического характера, определил гуманистические и демократические подходы к воспитанию и образованию. Он был поборником просвещения, отвечающего национальным традициям. Белинский критиковал сословные традиции "первоначального воспитания" за то, что они шли вразрез с "подлинным, настоящим воспитанием". В противовес сословно-профессиональному обучению он выдвигал идеалы общечеловеческого воспитания. Обосновывая идею человечности воспитания, Белинский повторяет почти слово в слово высказывания Руссо: "Первоначальное воспитание должно видеть в дитяти не чиновника, не поэта, не ремесленника, но человека". Белинский выступил против упрощенно-материалистического взгляда на социальный фактор в воспитании. Он уподоблял воспитателей садовникам, которые ухаживают не только за растением, но и почвой, на которой оно произрастает. Славянофилы способствовали пробуждению интереса к русской православной традиции воспитания, обратив внимание на его самобытность. СП. Шевырев, став во главе кафедры педагогики в Московском университете, основной задачей и семейного, и школьного воспитания считал "возвышение духовное". Он отстаивал идею развития в. российских детях "внутреннего человека", в котором существует единство общечеловеческого и национального русского начал. Засилие западноевропейских идей в педагогике, по его мнению, грозило потерей народности. 3. Педагогические взгляды А.И. Герцена (1812 - 1870) и Н.П. Огарева (1813 - 1877) складывались под влиянием отечественной вольнолюбивой мысли (А.Н. Радищев, декабристы, А.С. Пушкин), европейского Просвещения, немецкой классической философии. Герцен и Огарев выдвигали планы национального перевоспитания народа и отдельных сословий в духе общинности, который, по их суждениям, исторически присущ русскому человеку. Н.П. Огарев в "Плане народной школы" (1847) подчеркивал, что важнейшей целью педагогических преобразований в России должно стать развитие у народа чести, права и гражданства. Использованные источники: Джуринский А.Н. История педагогики. С. 274 - 277. История педагогики и образования. С. 351.
Вопрос 61. Развитие российской школы во второй половине XIX века 1. Школьные реформы 1860-х гг. 2. Законодательные акты в области образования 1870-х гг. 1. С начала 60-х гг. XIX века началась подготовка новой школьной реформы. Один из первых документов - Положение о женских училищах ведомства министерства народного просвещения (утв. 10 мая 1860 года). Устанавливалось два типа женских училищ: • училища первого разряда, со сроком обучения 6 лет, где обучали Закону Божьему, русскому языку и словесности, арифметике и началам геометрии, географии, всеобщей и русской истории, естествознанию, физике и рукоделию; • училища второго разряда, со сроком обучения 3 года, содержание обучения ограничивалось Законом Божьим, русским языком, географией, русской историей, арифметикой и рукоделием. Согласно новому Университетскому уставу (утв. 18 июня 1868 года) университеты получали некоторую самостоятельность. Кроме того, был окончательно утвержден статус других высших учебных заведений: • Петербургского технологического института, • Горного института, • Института путей сообщения, • Московского высшего технического училища, • Петровско-Разумовской сельскохозяйственной академии в Москве. В 1864 году была проведена реформа системы начального и среднего образования. 19 июля 1864 года вышло Положение о начальных народных училищах: • начальные народные училища были внесословными учебными заведениями; • цель усматривалась в утверждении в народе религиозных и нравственных понятий и распространении первоначальных полезных знаний; • допускалось совместное обучение мальчиков и девочек; • обучение было бесплатным; • содержание обучения было крайне скудным; • особо подчеркивалось, что обучение ведется на русском языке; • право преподавания в училищах получали как лица духовного звания, так и светские лица. 19 ноября 1864 года был утвержден новый Устав гимназий и прогимназий, согласно которому устанавливались два типа гимназий (классическая и реальная) и прогимназий: • особенностью классических гимназий было то, что около 40% всего учебного времени отводилось на изучение древних языков - латинского и греческого; • в реальных гимназиях содержание обучения отличалось от классических в первую очередь отсутствием в учебных планах древних языков, что соответствовало цели этих учебных заведений - подготовке к поступлению в высшие технические и сельскохозяйственные учебные заведения; • прогимназии по своему содержанию обучения соответствовали первым четырем классам гимназий. В их учебный план входили арифметика, Закон Божий, грамматика русского, латинского и греческого языка, природоведение, часто в форме бесед на уроках русского языка. Прогимназии открывались чаще всего в маленьких городах и давали возможность подготовиться к поступлению в старшие классы гимназии. В соответствии с Положением о земских учреждениях от 1 января 1864 года в ведение уездных и губернских земств переходили учреждения, тесно связанные с хозяйствованием, в том числе и учебные заведения. Земства должны были материально поддерживать начальные школы. Учебно-воспитательная работа в них находилась в ведении училищных советов. 2. В 1870 году было издано Положение о женских гимназиях, согласно которому все женские гимназии стали подразделяться на гимназии ведомства учреждений императрицы Марии Федоровны и гимназии Министерства народного просвещения. Учреждались четырехклассные женские прогимназии, обучение в которых соответствовало младшим классам гимназий. Программа обучения для обоих типов гимназий практически ничем не различалась. Новым было создание в женских гимназиях дополнительного, восьмого класса - педагогического. В 1871 году был издан новый Устав гимназий и прогимназий, в соответствии с которым название "гимназия" сохранялось лишь за классическими гимназиями, реальные гимназии ликвидировались. Содержание обучения в классических гимназиях осталось традиционным. Право приоритетного поступления в университеты по-прежнему сохранялось за выпускниками гимназий. В 1872 году вышел Устав реальных училищ, которые стали новым типом учебного заведения, дававшего общее и специальное образование. Весь курс обучения был рассчитан на 7 лет. Содержание обучения в реальных училищах отличалось от гимназического отсутствием в учебном плане древних языков, значительно большим количеством часов, отводимых на изучение математики, физики, химии, естествознания, новых языков. В 1872 году было издано Положение, согласно которому преобразовывались уездные училища - на их базе создавались: • двухклассные начальные училища, с пятилетним сроком обучения; • городские училища, с шестилетним курсом обучения. Самым распространенным типом начальной школы оставались церковно-приходские школы, курс обучения в которых был, как правило, рассчитан на два года. Бурная общественно-педагогическая жизнь 40 - 60-х гг. стимулировала процесс создания специальных учебных заведений, готовящих учителей. Еще в 1861 году на базе разработанного К.Д. Ушинским проекта учительской семинарии на средства земств стали открываться земские учительские семинарии и учительские школы, среди которых наиболее известны Санкт-Петербургская земская учительская школа и Тверская земская учительская школа П.П. Максимовича. В 1870 году вышло Положение об учительских семинариях, дополненное в 1875 году инструкцией. Учащимся семинарий предписывалось неуклонно исполнять установления Русской Православной Церкви, посещать богослужения, читать книги религиозного содержания. Использованные источники: История педагогики и образования. С. 344 - 349.
Вопрос 62. Д.И. Писарев, Н.Г. Чернышевский и Н.А. Добролюбов о воспитании и образовании
1 Педагогические идеи Д.И. Писарева 2. Педагогические воззрения Н.П.Чернышевского и Н.А.Добролюбова 1. Дмитрий Иванович Писарев (1841 - 1868) в статьях "О журнале для воспитания", v0 Русском педагогическом вестнике", "Наша университетская наука", "Педагогические софизмы", "Школа и жизнь" и др. настаивал на изучении ребенка и защите его прав. Писарев • склонялся к идеям "свободного воспитания", считая, что традиционная педагогика и школа поощряют насилие над личностью ребенка; • отвергал профессионализацию, утилитаризм общеобразовательной школы; • полагал, что женщине должны быть открыты дороги к образованию наравне с мужчиной. 2. Николай Гаврилович Чернышевский (1828 - 1889) и Николай Александрович Добролюбов (1836 - 1861) сходились во взглядах на воспитание и образование. Н.Г. Чернышевский • вскрывал диалектическую взаимосвязь между политическим режимом, материальным достатком и образованием; • недостатки школы видел в низком научном уровне обучения, схоластических методах преподавания, перенасыщенности учебников деталями и подробностями, а также в неравенстве женского образования по сравнению с мужским и в казарменном духе воспитания; • говоря о воспитательных идеалах, вставал на позиции революционной переделки общества и человека. Новый человек, по Чернышевскому, должен быть всесторонне развитым преобразователем мира, исполненным высоких стремлений, готовым на жертвы во имя общественного блага; • руководствовался антропологическим подходом к человеку и воспитанию -считал человека высшим созданием природы, изменчивым существом, деятельность и воспитание которого обусловлены прежде всего социальной средой. Личность формируется под воздействием разнообразных общественных факторов и институтов, под влиянием искусства и литературы, семьи и школы; • полагал, что нравственные свойства невозможно наследовать. Каждому человеку природа дает особый темперамент, что сказывается на особенностях его поведения, не обусловливая, однако, самый характер; • одним из ведущих свойств человека считал активность, а важными источниками активности - потребность в ней и осознание этой потребности. Отсюда он выводил необходимость воспитания разнообразных познавательных, умственных, эстетических, трудовых и иных потребностей. Таким образом, развитие потребностей - важнейшее условие становления личности. Н.А. Добролюбов • написал несколько специальных работ по вопросам образования и воспитания ("О значении авторитета в воспитании", "О народном воспитании" и др.); • критиковал ущемление права на образование в тогдашней России из-за сословных, религиозных, национальных ограничений. Полноценное образование, замечал он, остается в русском обществе "монополией" богатых; • стоял на демократической позиции и видел идеал воспитания в удовлетворении "естественных стремлений" человека, которые "могут быть выражены в двух словах: чтобы всем было хорошо"; • полагал, исходя из принципа антропологизма (человек - "целое, нераздельное существо"), что умственное, физическое и нравственное воспитание никоим образом не следует обособлять друг от друга; • указывал на необходимость воспитания активного общественного человека, который осознает собственные разнообразные потребности в деятельности. При этом делались радикальные, далеко идущие выводы; • в центр воспитания помещал заботу о личности ребенка, о ее разностороннем развитии, о подготовке юного человека к активной и счастливой жизни. Использованные источники: Джуринский А.Н. История педагогики. С. 285 - 288.
Вопрос 63. Педагогические воззрения Н.И. Пирогова и П.Г. Редкина
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 91; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.211.87 (0.131 с.) |