Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Важнейшие черты педагогической теории Я.А. Коменского:
• демократизм, • гуманизм, • народность. Использованные источники: 1. Латышина Д. И. История педагогики. С. 26 - 27. 2. Пискунов А. И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1981. С. 79.
Вопрос 28. Школа и ее назначение по Я.А. Коменскому
1. "Великая дидактика" Школа - мастерская гуманизма 1. "Великая дидактика" Коменского выходит за рамки теории обучения, это, по сути, есть вся педагогика, включающая и образование, и воспитание. В отличие от дидактики как теории обучения, свою "Великую дидактику" Коменский определяет как универсальное искусство всех учить всему, учить с верным успехом, быстро, основательно, приводя учащихся к добрым нравам и глубокому благочестию. 2. Коменский называет школу мастерской человечности, мастерской гуманизма. С его точки зрения, • обучать детей целесообразнее в школах, а не в семье; • основное назначение школы состоит в том, чтобы распространить всеобщую мудрость; • в школе всеобщей мудрости обучаются все всему, что нужно для настоящей и будущей жизни; • в школе молодежь совершенствуется нравственно, поэтому школа является мастерской гуманности и истинной человечности. Это учреждения, где учащиеся готовятся к труду, к жизни, это "мастерские трудолюбия". В "Великой дидактике" (гл. XII) Ян Амос Коменский определил те конкретные принципы, которые нужно учесть при создании школ: образование должно получить все юношество, за исключением разве тех, кому Бог отказал в разуме; • юношество обучалось бы всему тому, что может сделать человека мудрым, добродетельным, благочестивым; • образование должно быть закончено еще до наступления зрелости; • образование должно происходить весьма легко и мягко, как бы само собою - без побоев и суровости или какого-либо принуждения; • юношество должно получить образование не кажущееся, а истинное, не поверхностное, а основательное; • образование не должно требовать больших усилий, а должно быть чрезвычайно легким. 3. Весь цикл воспитания и образования человека, по замыслу Коменского, должен распределяться на четыре периода по шесть лет каждый. Ступени школьной системы: • материнская школа - для детства (до 6 лет); должна быть в каждом доме. Для нее Коменский составил методическое руководство "Материнская школа" - наглядное наставление о том, как благочестивые родители частью сами, частью с помощью нянек должны заботиться о детях;
• школа родного языка, элементарная школа - для отрочества (до 12 лет); должна быть в каждой общине, обязательна для всех детей. В школе родного языка каждого нужно учить тому, без чего нельзя обойтись в жизни; • латинская школа - для юношества (до 18 лет); должна быть в каждом городе. Здесь обучение следует начать также с родного языка, затем еще какие-либо иностранные языки, физика, география, естествознание, математика. Традиционные "семь свободных искусств", мораль составляют программу латинской школы. Каждый из шести классов имеет свое название: грамматический, физический, математический, этический, диалектический и риторический; • академия - для зрелости (до 24 лет). Самые одаренные из кончающих латинскую школу завершают свое образование в академии, которая имеет обычные для того времени три факультета: богословский, юридический и медицинский. Использованные источники: Латышина Д.И. История педагогики. С. 28 - 29.
Вопрос 29. Дидактические идеи Я.А. Коменского
Классно-урочная система 2. Общие требования к обучению Дидактические принципы Роль учителя 1. Новое решение предложил Коменский для организации обучения. Это классно-урочная система, которая предполагает: • неизменный состав учащихся одного возраста; • проведение занятий в точно определенное время по расписанию; • одновременную работу учителя со всем классом по одному предмету. Занятия необходимо проводить ежедневно по 4 - 6 часов, после каждого часа перерыв. Начинать обучение нужно в детстве: "образование человека нужно начинать в весну, т. е. в детстве, ибо детство изображает собой весну, юность -лето..." и т. д. Коменский рекомендует заниматься только в школе. "На дом ничего не следует задавать, кроме того, что имеет отношение к развлечениям". Так как школа называется учебной мастерской, именно здесь и следует добиваться успехов в науке.
2, В "Великой дидактике" определены четыре основных общих требования к обучению. • успешность обучения достигается при условии, если учить вещам раньше слов; учить от простейших начал, доходя до сложных; учить по книгам, предназначенным для данного возраста; • легкость обучения достигается, если обучение начнется в раннем возрасте; учитель в преподавании следует от более легкого к более трудному, от более общего к более частному; ученики не перегружаются знаниями, продвигаясь вперед не спеша; изучаемое в школе увязывается с жизнью; • основательность обучения предполагает, что ученики станут заниматься действительно полезными вещами; последующее будет основываться на предыдущем; все материалы изучения должны быть взаимосвязаны, и все изученное будет закрепляться постепенными упражнениями; • быстрота обучения возможна тогда, когда все преподается основательно, кратко и ясно; все происходит в неразрывной последовательности, когда сегодняшнее закрепляет вчерашнее, а занятия в классе ведет со всеми один учитель. 3, Одним из важнейших звеньев дидактики Коменского являются дидактические принципы, т. е. положения общего характера, на которые опираются обучение и учение и которые диктуют применение в обучении конкретных приемов и методов: • наглядность - предполагает усвоение учащимися знаний путем наблюденийза предметами и явлениями, т. е. благодаря чувственному восприятию; • последовательность и систематичность. "Ум в познании вещей идет постепенно", поэтому "обучение должно вестись последовательно". Это значит, что все последующее в обучении необходимо основывать напредыдущем, соединяя эти части раскрытием причины; • прочность усвоения учебного материала. Этот принцип не является новым в педагогике, еще Конфуций и древние греки считали необходимым добиваться прочности изучаемого в школе, для чего нужны постоянные упражнения и повторения. Коменский считает упражнения полезными тогда, когда материал понят учеником. Добиваясь прочности знаний, учителю прежде всего нужно обеспечить возможность чувственного восприятия. Следующим условием, обеспечивающим прочность усвоения, являются упражнения в практической деятельности; • самостоятельность и активность. Обучать юношество не значит вбивать в головы учеников знания, но раскрывать способности понимать вещи. Нужно, чтобы "каждый ученик все изучал сам, собственными чувствами", обдумывал самостоятельно и применял знания на практике. 3. Оценивая назначение, роль учителей, Коменский пишет: они "поставлены на высоко почетном месте", "им вручена превосходная должность, выше которой ничего не может быть под солнцем". Учитель, по утверждению Коменского, сравним с садовником, акушером, пастухом, полководцем, и счастливы те школы, которые имеют настоящих учителей. Использованные источники: Латышина Д.И. История педагогики. С. 30 - 33.
Вопрос 30. Школа и педагогическая мысль в Североамериканских Штатах Развитие школы 2. Педагогическая мысль американского Просвещения 1. В эпоху Просвещения (последняя треть XVII - конец XVIII в.) в Североамериканских Штатах в результате просветительской деятельности общин появились в значительном количестве воспитательные учреждения:
• для маленьких детей, • приходские школы, • грамматические школы, • благотворительные заведения, основанные миссионерами, и т. д. Огромное влияние на развитие школ в Америке оказала ставшая популярной в то время идея видного английского экономиста Уильяма Петти (1623 - 1687) о создании образовательных трудовых домов для детей всех сословий, в которых помимо элементарного образования учащимся давались бы специальные знания, полезные с экономической точки зрения, и предусматривалось их участие в производительном труде. К началу XVIII века в штатах Пенсильвания и Нью-Джерси стали открываться школы, учебная программа которых приближалась к требованиям жизни. В них предусматривались 4 часа учебных занятий в день и 4 часа работы в мастерских. Начало среднему образованию в США было положено еще в 1635 году открытием церковной общиной в Бостоне латинской грамматической школы европейского типа. Идея создания таких школ быстро распространилась и в других городах. Гордостью поселенцев Новой Англии стал Гарвардский колледж, открытый в 1636 году и получивший свое название в честь английского министра Дж. Гарварда, эмигрировавшего в Америку и завещавшего колледжу половину своего имущества и библиотеку. Программа обучения в нем в основном соответствовала европейскому образованию. Позже сам Гарвардский колледж приобрел статус университета. По проекту Б. Франклина, в 1751 году в Филадельфии была открыта Академия - общеобразовательная школа, состоявшая из трех отделений: латинского, дававшего строго классическое образование, английской грамматической школы, имевшей филологическую направленность, и математического. Таким образом, учащимся предоставлялась возможность выбора интересующего их типа образования. Эти школы были частными, в них учились как мальчики, так и девочки. Школы такого типа стали быстро распространяться по всей Америке, позднее их ученики стали готовиться к работе учителями в начальной школе. С целью создания условий для развития просвещения и стимулирования самообразования широких народных масс по инициативе Т. Джефферсона в штате Виргиния была открыта первая публичная библиотека. Позже в этом же штате был основан университет, ректором которого стал сам Т. Джефферсон. К концу XVIII века в американских штатах сложилась общеобразовательная школа с бесплатным девяти или двенадцатилетним сроком обучения, состоявшая из:
• начальной школы, в программу которой входили чтение, письмо, арифметика, пение и труд; • школы средней ступени, где преподавались грамматика, литература, языки, естественная история, география; • старшей школы, называвшейся по-разному - дополнительной, избранной, соединительной и т. д. Изучались геометрия, химия, всеобщая история, риторика и другие предметы. Она готовила к поступлению в высшую школу. 2. Одной из самых оригинальных и самобытных фигур раннего периода американского Просвещения был Бенджамин Франклин (1706 - 1790). Б. Франклин обосновывал необходимость такого образования, которое научило бы самостоятельно учиться, способствовало бы приобретению нужных в дальнейшем знаний. Он решительно критиковал схоластическую систему образования, требуя, чтобы школа обучала учащихся наукам, а не теологии, и разработал проект школы, в котором не только обосновывались структура и содержание образования, но и давались подробные рекомендации по организации и методике обучения, организации физических упражнений учащихся: • в I классе дети должны изучать грамматику родного языка, обращая особое внимание на правописание, а для чтения использовать не тексты Священного писания, а нравоучительного и занимательного содержания рассказы; • II класс должен быть посвящен более глубокому изучению грамматики и ознакомлению с лучшими произведениями мировой литературы, с тем, чтобы дети смогли излагать прочитанное с пониманием его смысла; • в III классе уже возможно изучение риторики, древней истории, естествознания; • в IV классе ученики должны приобрести познания из довольно широкого круга различных наук; • V класс отводился на прохождение курсов логики, философии и натурфилософии; • в VI классе, наконец, все время обучения должно быть посвящено толкованию произведений выдающихся классиков литературы античного периода. Видным деятелем американского Просвещения был третий по счету президент Америки, автор проекта Декларации независимости Томас Джеферсон (1743 - 1826). Он утверждал, что если неграмотная нация мечтает быть свободной, то она мечтает о том, чего никогда не было и никогда не будет. Т. Джефферсон выдвинул идею создания такой системы образования и воспитания, которая помогла бы решить многие насущные проблемы страны. При его активном участии была разработана модель трехступенчатой общеобразовательной школы: • первая ступень представляла собой начальную трехлетнюю школу, имевшую своей задачей научить детей чтению, письму и арифметике, а также познакомить с ремеслами, необходимыми им в обиходе; • на второй ступени обучения школьники должны были получать знания, нужные для развивавшихся сельского хозяйства и промышленности; • третья ступень являлась школой с трехгодичным сроком обучения для совершенствования знаний и практических умений по выбранному в школе второй ступени направлению.
Эта модель была первой попыткой освободиться от укоренившейся к тому времени в американских штатах европейской системы образования. Использованные источники: История педагогики и образования. С. 227 - 231.
Вопрос 31. Педагогические идеи Просвещения в Англии Общая характеристика 2. Педагогические идеи Дж. Локка 1. В Англии педагогические идеи Просвещения были развиты плеядой мыслителей: Дж.Мильтоном (1608-1674), У.Петти (1623-1687), Дж.Локком (1632-1704), Д.Беллерсом (1654-1725), Т.Пейном (1737-1809), Дж.Пристли (1733-1804) и др. Многие из них настаивали на ликвидации сословной школы и создании демократической системы образования. Джон Беллерс разработал проект изменения общества путем трудового воспитания всего народа, предложив для этого учреждать колледжи, в которых подростки и юноши - выходцы из всех социальных слоев – воспитывались бы в духе трудолюбия. Соответствующий план изложен в сочинении Беллерса "Предложения об учреждении трудового колледжа". Демократическую идею бесплатного всеобщего обучения выдвинул Томас Пейн в работе "Права человека". Главной задачей школы он считал нравственное воспитание молодежи. Томас Пейн сыграл видную роль и в американском Просвещении. Его философский трактат "Век разума" дал название всей эпохе - оно настолько емко определяло суть и своеобразие того времени, что с тех пор век Просвещения называется веком разума. 2. Джон Локк (1632 - 1704) - выдающийся английский философ-материалист и педагог. Он жил в ту историческую эпоху, когда борьба между молодой буржуазией и старым дворянством завершилась в Англии классовым компромиссом - установлением конституционной монархии, сторонником которой был Локк. Большой заслугой Локка как философа была разработка идеи опытного происхождения человеческого знания. Категорический отказ от традиционной точки зрения на врожденность человеческих идей и представлений, защита сенсуалистической теории познания, большое внимание к эмпирической психологии позволили Локку разработать интересную педагогическую систему, оказавшую очень большое влияние на дальнейшее развитие педагогики. Педагогические идеи Дж. Локка можно кратко представить следующим образом: • ребенок от рождения не несет в себе никаких врожденных идей и пороков; • все, что есть в сознании человека, получено им благодаря ощущениям и собственному опыту; • воспитание всесильно, только от него зависит, каким вырастет ребенок; • основная цель воспитания - счастье человека, опирающееся на добродетель; • здоровье ребенка - первая задача воспитания; • пример окружающих, упражнения ребенка действеннее всяких слов; • следует отказаться от принуждения в воспитании; • польза - вот принцип, которым следует руководствоваться в воспитании и обучении. Локк внес в педагогику новые принципы: • опыт как основа воспитания, • практицизм, • рационализм. Использованные источники: Джуринский А.Н. История педагогики. С. 179. Пискунов А.И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. С. 162. Вопрос 32. Школы пиетистов
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 78; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.59.187 (0.053 с.) |