Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Педагоги-просветители эпохи Возрождения
2. Школы гуманистического образованйя 1. Эпохе Возрождения, охватывавшей три с лишним столетия (XIV - XVI) человечество обязано признанием самоценности личности. Педагоги-просветители эпохи Возрождения подвергли критике пороки воспитания и определили новый, гуманный принцип воспитания. Франсуа Рабле (1494 - 1553) - французский писатель, в своем романе "Гаргантюа и Пантагрюэль" дал типичную картину воспитания того времени - отказ от физических и умственных нагрузок, порождающий лень, болезни, скуку. В романе представлен и идеал гуманистического воспитания, заключающийся в заботе о подготовке к жизни сильного физически, образованного и хорошо воспитанного юноши. Эразм Роттердамский (1469 - 1536) в сатирическом произведении "Похвала Глупости" высмеял невежество, тщеславие, лицемерие. Провозгласив природное равенство людей, он в своих педагогических сочинениях заявил о необходимости развития активности и врожденных способностей ребенка через трудовую деятельность, призывал учитывать силы и возможности ребенка при обучении, заинтересовать его учением. Томмазо Кампанелла (1568 - 1639) написал трактат-утопию "Город Солнца" (1602), где дал образец общества, основанного на равенстве. В трактате описаны те педагогические принципы, на которых строится воспитание: изучение наук, истории, традиций и обычаев; занятия искусством, ремеслами, общественно-полезным трудом; физическое развитие путем занятий гимнастикой, бегом, играми. Томас Мор (1478 - 1535) - английский мыслитель, в своем труде "Золотая книжка, столь же полезная, как и забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия" (1516) изложил свои взгляды на воспитание. Первостепенной задачей он считает воспитание высокой нравственности, в духе той морали, которая отвечает интересам общества и каждого человека. Скромность, добродетель, трудолюбие, доброта - важнейшие нравственные черты, отличающие гармонично развитого человека. Государственные школы призваны развить в учениках духовные силы, предоставив возможность заниматься науками, искусствами, соединив обучение с трудом. Обучать нужно на родном языке всех: и мальчиков, и девочек. Главными идеями педагогов-гуманистов являлись:
• забота о гармоничном развитии ребенка, основанном на его активности; • стремление к нравственному, физическому, умственному совершенствованию детей; • любовь к детям; • отказ от физических наказаний; • приобщение к труду. Педагогика гуманизма смогла реализоваться лишь спустя несколько столетий, а в XV - XVI вв. школы продолжали оставаться схоластическими, типично средневековыми. 2. В практике нескольких педагогов гуманистические идеи нашли свое воплощение. Такими школами гуманистического образования стали: • гимназия в Страсбурге, созданная Иоганном Штурмом (нач. XVI в.), где изучались латинские и греческие языки, • Лондонская публичная школа, созданная при участии Эразма Роттердамского. В Северной Италии, в Мантуе была известна школа под руководством Витторжо да Фельтре (XV в.). Он был приглашен для воспитания детей герцога Гонзага; с ними вместе оказались еще 80 воспитанников - детей аристократов и одаренных детей незнатного происхождения, содержавшихся за счет самого да Фельтре. Учебно-воспитательное учреждение, названное "Дом радости", стремилось развить "ум, тело и сердце". Главные предметы программы - классические (латинский и греческий) языки и литература, сопровождаемые историческими комментариями, логика, математика, живопись, музыка. Воспитанники много упражнялись физически, занимаясь верховой ездой, борьбой, бегом, военизированными играми. Обучались совместно мальчики и девочки, что было нововведением. Телесных наказаний не было, порядок поддерживался с помощью надзора и личного примера воспитателей. Большое внимание уделялось религиозному воспитанию. Использованные источники: Латышина Д. И. История педагогики. С. 19 - 20.
Вопрос 20. Влияние Реформации и Контрреформации на образование и воспитание 1. Реформация и ее влияние на образование и воспитание 2. Формирование иезуитской системы воспитания 1. Движение Реформации связано прежде всего с именами Мартина Лютера (1483 - 1546) в Германии, Жана Кальвина (1509 - 1564) во Франции и Ульриха Цвингли (1484 - 1532) в Швейцарии. Реформация, выступавшая против средневековой католической церкви, стремилась к перестройке религиозного сознания людей в духе рациональной трактовки христианского вероучения.
В целях распространения своего учения деятели Реформации широко использовали воспитание и образование, выдвинув лозунг всеобщего образования детей всех сословий на родном языке, что должно было в значительной степени.облегчить усвоение и осмысление знаний. Изменения в организации школьного дела в эпоху Реформации были учтены последователями Лютера - Филиппом Мвланхтоном (1497 - 1560) и Иоганном Штурмом (1507 - 1587). Главная цель этих преобразований состояла в разработке рационального содержания образования и воспитания, предусматривавшего преемственную связь между средней школой и университетом. Изданный Ф. Меланхтоном в 1528 году учебный план для средней школы "Евангелический церковный и школьный порядок, с предисловием доктора Мартина Лютера" предусматривал: • разделение детей на классы, • Усиление обучения латинскому языку, с особым вниманием к грамматике, римской поэтике и прозе, • обязательное знание Закона Божьего, • пение. Первым учебным заведением, ставшим эталоном европейской школы, стала гимназия, основанная И. Штурмом в 1538 году в Страсбурге на базе латинской средней школы. Система обучения и воспитания в этой гимназии вобрала в себя многие черты гуманистической педагогики. Она строилась на трех принципах: • благочестии, • красноречии, • знании. 2. С конца 50-х гг. XVI века в качестве противостоящей лютеранству силы выступила Контрреформация, которая была не только католической реакцией на реформаторское религиозное движение, но и противостояла гуманистической культуре. Основатель католического ордена иезуитов, хорошо образованный испанский религиозный деятель, бывший офицер Игнатий Лопола (1491 -1556), исходя из уже имеющейся в истории практики, полагал, что успехов в отстаиваемом им деле можно добиться через широко организованную воспитательную деятельность. Деятели Контрреформаций стали создавать в европейских странах общедоступные бесплатные начальные школы. С целью привлечения к себе господствующих классов они старались активизировать свое влияние как на среднюю, так и на высшую школу. Иезуитская система воспитания, завоевав большую популярность, просуществовала довольно длительное время. Многие ее элементы сохранились в школах западных стран и сегодня. Интерес в этой системе обучения и воспитания представляли такие методы, как: • межклассное и внутриклассное состязание, • конкурсы, • театрализованные представления, • школьное самоуправление. Развивая фанатическую преданность римско-католической церкви, иезуитская система воспитания, несмотря на определенные достижения в области практики обучения, была по сути своей реакционной, уводившей человека от саморазвития. Использованные источники: История педагогики и образования. С. 123 - 126.
Вопрос 21. Воспитание и обучение у древних славян 1. Воспитательно-образовательная культура восточных славян 2. Воспитание детей в семье 3. Мировоззрения древних славян I. На Руси сформировалась специфическая воспитательно-образовательная культура, принципиально отличавшаяся от западноевропейской.
В сочинениях Прокопия Кесарийского (VI в.) и в других источниках отмечались типичные для "славян и антов": • обостренное чувство общности и справедливости, • устойчивая вера в существование верховного существа, • вера в магию, • добронравие, • воинская обученность, • свободолюбие, • мужественность, • физическая развитость и закаленность. Как воспитывались дети у древних славян, известно лишь в самых общих чертах, и только в контексте осмысления жизни людей того времени в целом. В практике воспитания и обучения можно обнаружить сохранение традиций первобытно-общинной эпохи: • включение детей в различные виды деятельности в достаточно раннем возрасте; • различие в воспитании мальчиков и девочек; • обряды инициации. Однако развитие внутриобщинных экономических процессов постепенно привело к выделению семьи как самостоятельной хозяйственной ячейки и к обособлению различных социальных слоев - земледельцев, ремесленников, общинной знати, жречества. Воспитание и обучение в каждом из этих слоев начало приобретать свои специфические черты, ориентироваться на свой идеал. 2. Воспитание детей осуществлялось прежде всего в семье. Роль родителей в это время значительно возросла, особенно существенно было влияние матери. Не случайно, что впоследствии на Руси человека, достигшего полной зрелости, стали называть словом "матерый", т. е. воспитанный матерью. В обиходной речи появились слова, обозначавшие различные возрастные группы: • "дитя", т. е. ребенок, который вскармливается грудью; • "молодой" - до 3 - 6 лет, воспитываемый матерью; • "чадо" - до 7 - 12 лет, начавший обучаться; • "отрок" - подросток 12-15 лет, проходивший специальное ученичество перед посвящением во взрослые члены общины или рода. Большое значение в этот период придавалось военному обучению. Экономически общины уже могли позволить себе содержать дружины - про-фессионалъных воинов. Последовательно развивался и процесс разделения видов труда, обособления ремесел и их усложнения, в связи с чем возрастала длительность подготовки к профессиональной деятельности. В результате в VI -IX вв. у восточных славян уже обозначилась такая форма обучения, как ученичество. Нужно отметить, что мастер должен был не только обучать ученика специальным умениям и навыкам, но и знакомить его с определенными культовыми знаниями, а сами ремесленники считались у восточных славян чародеями.
3. Воспитание осуществлялось в соответствии с языческим мировоззрением древних славян. Как и другие народы, славяне поклонялись разнообразным богам и богиням. Были среди них главные и второстепенные, могучие и слабые. Во главе стоял великий Сварог - бог Вселенной. Весьма почитались бог солнца - Даждьбог (Ярила) и бог грозы - Перун. Молились славяне Роду и Рожаницам - богу и богиням плодородия. Бог Белее являлся покровителем скотоводства или, иначе, богатства. Стрибог повелевал ветрами, как древнегреческий Эол. Помимо богов были и другие сверхъестественные существа. Многие из них связывались с представлениями славян о загробном царстве: злыми духами потустороннего мира являлись упыри, а добрыми, охранявшими человека, - берегини. В лесу обитал леший, а в поле и у воды жили русалки. Славяне считали, что каждый дом находится под покровительством домового, которого отождествляли с духом своего пращура - чура, или щура. Таким образом, вся жизнь древнего славянина была органично связана с добрыми и злыми силами природы. Под влиянием языческого мироощущения формировались все бытовые обряды - коляды, Масленица, день Ивана Купалы, рождения, свадьбы, похороны, праздники года. Оно же сказалось на развитии традиций в воспитании детей, которые сохраняются в той или иной степени и поныне, особенно вне городской среды. Использованные источники: История педагогики и образования. С. 146 - 148.
Вопрос 22. Воспитание и обучение в Киевской Руси 1. Роль христианства 2. Педагогические идеи Семейное воспитание 4. Обучение 1. Киевский период (X - ХШ вв.) занял особое место в истории восточных славян. В эту эпоху произошло становление древнерусской народности и государственности, что внесло существенные изменения в воспитание и обучение. Характер образования и воспитания оказался в прямой зависимости от византийского влияния, прежде всего от православия, которое с 988 года сделалось официальной религией Киевской Руси. Педагогическая мысль и школа древней Руси, зародившись при взаимодействии славянской языческой традиции и восточного христианства, сохранили самобытность, чему способствовало то, что языком богослужения, литературы и обучения оказался славянский язык со славянским алфавитом (азбука-кириллица). Христианская идея Единого Бога, Отца и Заступника соответствовала родоплеменному устройству восточных славян. Христианские нравственные заповеди оказались созвучны духовным и нравственным идеалам языческой Руси. Христианское мировоззрение постепенно проникало в языческое сознание, не только не разрушая его, но и взаимодействуя с ним. 2. Элементы византийской культуры перешли в культуру и образование Киевской Руси. Идеалы и программа воспитания черпались из "житий святых", поучений и проповедей, жанр и стилистика-которых были заимствованы у византийцев.
В качестве образца поучений можно указать "Изборник Святослава" (1076), материал которого взят из ряда религиозных источников ("Притчи Соломона", "Премудрости Иисуса - сына Сирахова" и др.). Во многих списках были распространены поучения византийца Иоанна Златоуста (344 - 407). Выдержки и пересказ этих поучений послужили основой для многих сборников, имевших педагогическую направленность: " Измарагды" (изумруды), "Златоусты", "Пчелы". Педагогические идеи Златоуста были развиты Кириллом Туровским (ум. 1182). Его сочинения предназначались высокообразованным людям. Рассуждая о сущности воспитания, Туровский утверждал, что его успех основан на вере в Бога. Будучи сенсуалистом, Туровский говорил о том, что человек приобретает знания прежде всего с помощью органов чувств. Важные сведения о воспитательных идеалах Киевской Руси содержит "Поучение Владимира Мономаха детям" (1096). "Поучение" требует воспитания любви к Богу и страха Божьего, строгого выполнения церковных обрядов. В этом памятнике Киевской Руси подтверждается патриархально-родовой характер воспитания (совет почитать старших, оценка отца как наивысшего авторитета для детей). Главным способом воспитания объявлялось подражание детей отцу. Педагогическая мысль Киевской Руси нашла свое письменное выражение в различных документах XI - XIII вв., в том числе и юридических. "Русская Правда" - важнейший памятник древнерусского права - представляет собой законодательный свод, составленный из княжеских уставов и частично из византийских рукописных источников.' 3. Главным очагом воспитания и обучения для всех сословий в Киевской Руси была семья. Дети знати и горожан могли получить элементарное образование в семье. Так, княгиня Ольга (ум. 969) сама воспитала сына Святослава. Семья обучала праведному житию посредством религиозного воспитания, преподавания правил общежития. В семье передавались и наследственные знания, навыки ремесел и промыслов. Церковь видела свою задачу в контроле за семейным воспитанием. В семьи бояр приглашались домашние учителя-священники. Один из наиболее ранних памятников древнерусской письменности - Устав Ярослава Мудрого, составленный в 1051 - 1053 гг. первый кодекс семейного права. Он сыграл большую роль в регулировании семейно-брачных отношений на Руси. Статьи Устава охватывают широкий круг социальных вопросов: • охрана чести и достоинства женщины-матери, • повышение ответственности обоих родителей за воспитание своих детей и установление гуманных отношений в семье, • создание юридических механизмов защиты сиротства и предупреждения полусиротства. Большинство статей разработано одним из образованнейших людей своего времени - митрополитом киевским Илларионом. 4. Появление первых школ в Киевской Руси было вызвано потребностями духовенства, а также увеличением числа грамотных людей. Первым книжным центром обучения на Руси могла быть первая христианская церковь Св. Ильи на Подоле в Киеве (X в.). Первая школа учения книжного открылась при князе Владимире Святославиче (ум. 1015) в Киеве в 988 году. Это событие предваряло быстрый расцвет школьного дела, религиозной педагогической мысли в Киеве, Новгороде и центрах других древнерусских княжеств. Щкола, открытая Владимиром Святославичем, была учебным заведением повышенного типа. Ее ученики уже владели начальным образованием, т. е. умели писать и читать. Это позволяет предполагать существо-вание к тому времени элементарного обучения. На протяжении периода X - XIII вв. школы возникли не только в Киеве ц Новгороде, но и других городах (Переяславль, Суздаль, Чернигов, Полоцк, Муром, Владимир-Волынский, Владимир на Клязьме, Туров, Галич, Ростов и др.). Училища создавались на княжеских, церковных и монастырских подворьях. Обучали церковному чтению, письму, пению, занимались нравственным воспитанием ("учили чести"). На первых порах устройство школ брали на себя князья, затем это стала делать по преимуществу церковь. Обучение велось в индивидуальной форме. Дети сидели вместе, но с каждым учеником учитель занимался отдельно. Как правило, ребенок начинал учиться с 7 лет. Родители платили за обучение (давали "мзду"). Школы учения книжного носили элитарный характер: учениками обычно были дети представителей высших сословий. "Учение книжное" давало элементарное и повышенное образование. Наряду с чтением, письмом и счетом ученики получали некоторые сведения из математики, истории различных стран, а также сведения о природе. Система начального обучения в Древней Руси выглядела не как совокупность регулярных учебных заведений, а как определенные формы общественно-педагогической практики. Начальное обучение осуществляли мастера грамоты. Мастера грамоты занимались с детьми всех сословий. Они обучали чтению, письму и счету подобно тому, как мастера учили подмастерьев профессии. При этом ' использовались особые дощечки, на которых была вырезана азбука. Такие учебные пособия были доступны всем слоям общества. Сначала учили писать и произносить буквы, потом - читать молитвы по Псалтырю. В качестве писчего материала использовали бересту. На протяжении X - XI вв. письменность проникла во все слои населения Руси. Киевская Русь не уступала по уровню образованности Центральной и Западной Европе. Фонд хранившихся в княжеских дворцах, боярских домах и монастырях рукописей предположительно составлял около 140 тыс. книг. Так, Ярослав Мудрый организовал библиотеку при киевском Софийском соборе. Дошедшие до нас около 500 рукописей XI - XIII вв. - лишь малая толика богатства, которым располагали древнерусские книжники. Грамотность в раннесредневековой Руси была распространена повсеместно. Об этом свидетельствуют найденные в различных городах и датируемые XI веком приблизительно 700 берестяных грамот. В результате нашествия монголо-татар (1237 - 1241) уровень образования на Руси резко снизился. Использованные источники: 1. Джуринский А.Н. История педагогики: Учебное пособие для студентов педвузов. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999. С. 147 - 153. 2. История дошкольной педагогики в России: Хрестоматия. / Сост. СВ. Лыков., Л.М. Волобуева. - М.: Издательский центр "Академия", 1999. С. 27, 35.
Вопрос 23. Воспитание и обучение на Руси в XIV - XVI вв. 1. Подготовка ребенка к жизни 2. Первые печатные учебники 3. Ре.шгиозное воспитание 4. Содержание образования 5. Монастыри 1. На Руси государственно-экономическое развитие не оказывало существенного влияния на систему образования, не требовало введения школьного обучения. Подготовка ребенка к взрослой, самостоятельной жизни осуществлялась вне школы. Основу такой подготовки составляло овладение трудовыми навыками. Поэтому в каждом сословии продолжали существовать свои традиции профессионального обучения. Чаще всего ремесло передавалось от отца к сыну, но иногда детей отдавали на выучку к мастеру-профессионалу, который принадлежал к тому же сословию. Обучение грамоте, чтению, счету могло также происходить в семье, у грамотного родственника либо на дому у "мастера грамоты". 2. В конце XVI века на Руси появились первые печатные учебники - азбуки. Основоположником отечественного книгопечатания считается Иван Федоров (ок. 1510-1583). В 1574 году во Львове и в 1580-1581 гг. в Остроге он издал знаменитые буквари, впитавшие опыт учительской работы мастеров грамоты предшествующих веков. В послесловии к "Букварю" (1574) Иван Федоров изложил некоторые методические требования к использованию этих изданий. Само название послесловия - "Обращение к детям и родителям" - говорит о том, что букварем могли пользоваться и дети, и родители, а обучение грамоте рассматривалось как дело семейное. 3. За религиозное воспитание детей отвечала церковь. В обязанности священников входило обучение основным догматам христианского вероучения, воспитание уважения к церковным и светским властям. Религиозно-нравственное воздействие сочеталось с элементарным обучением - большая часть училищ находилась при приходских храмах. Связь между образованием и церковью все более укреплялась. Грамота по-прежнему изучалась ради возможности читать одобренные церковью книги, чтению и письму обучали, как и раньше, по Псалтыри, Часослову, Евангелию. Формировалось представление о том, что школа есть "церковный угол". 4. Существовавшие тогда способы обучения вполне отвечали потребностям государства и общества, какая-либо новая организация образования казалась ненужной, и до XVII века государственных школ грамоты в России не было. Главное внимание уделялось усвоению детьми житейских правил, а не научных знаний. Кодекс сведений, которые считались необходимыми для усвоения этих правил, состоял из трех частей: • учение о спасении души, • наука о гражданском общежитии, • усвоение правил ведения домашнего хозяйства. 5. Самым образованным сословием было духовенство. В монастырях можно было получить широкое по тем временам образование. Конечно, акцент традиционно делался не столько на усвоении суммы знаний, сколько на нравственно-религиозном воспитании, духовном самосовершенствовании. По принятым и сохранившимся на Руси византийским правилам монахи были обязаны часть времени, свободного от церковной службы, уделять чтению и переписке книг. Среди монастырей того времени выдающимися образовательными и книгописными центрами были Чудов, Спасо-Андрониковский, Трои-це-Сергиев, Кирилло-Белозерский и некоторые другие, поддерживавшие и развивавшие книжные традиции. Использованные источники: История педагогики и образования. С. 155 - 158.
Вопрос 24. Образование в Русском государстве в XVII веке
Начальное обучение Школы братств 3. Киевская академия 4. Школы при Андреевском монастыре
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 134; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.121.160 (0.064 с.) |