Типографская школа                                              
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Типографская школа                                             



Открытие школы в Богоявленском монастыре

7. Московская академия

1. Начавшиеся в XVII веке позитивные социально-экономические про­цессы стимулировали развитие просвещения.

В целом в начальном обучении не произошло каких-либо значительных перемен. Обучение грамоте традиционно осуществлялось в семье, у до­машнего учителя, в училище или индивидуально у "мастера грамоты", при монастырях и церквях.

2. Западные православные братства (Львовское, Виленское, Могилевское, Луцкое и др.) понимали основную функцию просвещения: служить укреп­лению православной веры и церкви.

В братствах создавались сначала элементарные школы, затем средние и даже высшие, такие как Киево-Могилянская академия. Средние школы имели богословский характер и исполняли роль духовных семинарий.

Школы братств являлись общественными, а не частными или семей­ными.

Жизнь братских школ была религиозно-церковной. Обязательно соблю­дались все посты, праздники, весь день сопровождался молитвами. В школах основательно изучали церковный устав, церковное чтение, пе­ние, Священное писание, к этому добавлялось изучение греческого и латинского языков и "семи свободных искусств", трактовавшихся с по­зиций православия.

Заботясь о повышении образованности своих членов, братства приоб­ретали книги.

3. Наибольшего развития достигла школа Львовского братства, которое в пору своего расцвета снабжало учителями другие братские школы. Ее выпускником был и Петр Могила, основавший в 1615 году школу в Киеве и впоследствии преобразовавший ее по типу иезуитских колле­гий в Киево-Могилянский коллегиум, а затем в академию. Для препо­давания различных наук в академии он вызвал из львовской школы православных учителей. Это было первое высшее учебное заведение на. Руси, в котором учились 1200 человек и было 3 отделения: младшее, среднее и старшее. Много внимания уделялось философии, богосло­вию, юридическим наукам. Выпускники получали образование на уров­не западноевропейских схоластических стандартов.

4. В 40-х гг. XVII века Ф.М. Ртищеву было поручено основать при Андре­евском монастыре школу по типу украинских училищ.

Школа ориентировалась в образовании на греческую школьную тради­цию. В содержание обучения входили греческий, польский, латинский языки, грамматика, риторика, богословие.

5. Первым учебным заведением со значительным числом учащихся была Типографская школа, основанная в 1681 году иеромонахом Тимофеем. Ей были отданы палаты при Печатном дворе. В младшем классе учились по азбуке (50 человек в первый год работы), в старшем - по Псалтыри (10 человек в первый год работы). Постепенно количество учеников уве­личивалось, расширялась программа: изучали уже не только славянс­кий, но и греческий языки. Со временем школа превратилась в своеоб­разное учебное заведение, которое одновременно было и начальной школой, и училищем для подготовки переводчиков Печатного двора.

6. Следующим шагом стало открытие школы в Богоявленском монастыре в

Москве в 1685 году греческмми монахами братьями Иоанникием и Со-фронием Лихудами. Эта школа повышенного уровня уже приближалась по типу к западноевропейским университетам. Первыми посещать ее на­чали старшие ученики Типографской школы и школы Чудова монастыря. Братьям Лихудам было разрешено преподавать все свободные науки на греческом и латинском языках. Учителем греческого языка был Карион Истомин, учитель царевича Петра Алексеевича и автор многих учебников.

7. Границы между средними и высшими школами в России в XVII веке были размыты. Все зависело от уровня образованности преподавателей и целей учебного заведения.

В 1687 году в Москве было открыто первое собственно высшее учебное заведение - Эллино-греческая, впоследствии Славяно-греко-латинская ака­демия.

Московская академия была организована по образцу Киевской. Инициатором ее создания был Симеон Полоцкий. Учреждение ее как бы заканчивало первый, церковно-религиозный период отечественно­го образования. В этом учебном заведении серьезно изучались не только богословие, но и светские науки.

Обучение начиналось с подготовительного класса - славяно-российс­кой школы, где учили азбуке, Часослову, Псалтыри и письму. После этого ученики переходили в "школу греческого книжного уче­ния", затем приступали к изучению грамматики.

Риторику, логику, физику, пиитику изучали и на греческом, и на ла­тинском языках. Учебники по этим предметам были составлены братья­ми Лихудами, которые следовали западноевропейским образцам. Главным в преподавании было то, что все светские науки подчинялись богословию. Весь учебный материал трактовался с позиций православия.

Московская академия долгое время являлась единственным высшим учебным заведением, и лишь к концу XVIII века она стала постепенно превращаться в исключительно духовное учреждение - духовную семи, нарию.

Многие из выпускников академии стали выдающимися деятелями про­свещения уже в петровскую эпоху - поэты Антиох Кантемир (1708 - 1744) и Карион Истомин (конец 40-х гг. XVII в. - не ранее 1718), математик Леонтий Магницкий (1669 - 1739). Учился в ней и М.В. Ломоносов.

Использованные источники:

История педагогики и образования. С. 159 - 163.

Вопрос 25. Основные подходы к воспитанию и обучению во 2-рой половине XVIIв.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 161; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.97.219 (0.005 с.)