Общие принципы обучениея В. Ратке 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общие принципы обучениея В. Ратке



3. Новый взгляд на природу и человека Р. Декарта

1. Английский ученый Френсис Бэкон (1561 - 1626) целью научного позна­ния считал освоение сил природы путем последовательных экспери­ментов.

Провозгласив власть человека над природой, Ф. Бэкон вместе с тем видел его частью окружающего природного мира, т. е. фактически при­знавал принцип природосообразного познания и воспитания.

2. Одним из основоположников педагогики Нового времени в Германии был, несомненно, Вольфганг Ратке (1571 - 1635), известный также под латинизированным именем Ратихий, или Ратихиус.

Он стремился сделать обучение иностранным языкам легким и приятным для учащихся. От методов обучения иностранным языкам В. Ратке перешел к общим вопросам организации школьного дела и дидактики, высказывая нередко соображения социально-политического характера.

Поставив вопрос о приоритете в школах родного языка, В. Ратке предложил методику одновременного обучения чтению и письму, что было для того времени большим новшеством.

В. Ратке настоятельно предлагал сделать основой всей школьной системы "немецкую школу" - школу родного языка.

В своей работе "Мемориал" В. Ратке затронул вопросы взаимоотношений школы и общества и набросал в общих чертах программу достижения национального, политического, культурного и религиозного объединения Германии.

В книге "Всеобщее обучение по способу Ратихия" (1619) и дополнениях к ней, а также в ряде учебников (новых языков, логики, метафизики, Священного писания и др.) он изложил свои общедидактические и методические идеи, а также предложения относительно как содержания образования с акцентом на реальные знания, так и новых методов обучения, новой организации школы в целом.

В. Ратке сумел вывести важнейшие общедидактические принципы, которые практически одновременно с ним, но гораздо обоснованнее сформулировал великий чешский педагог Ян Амос Коменский.

Эти общие принципы обучения В. Ратке сводятся к следующим основным положениям, которыми должен руководствоваться каждый учитель:

• обучение должно протекать в соответствии с ходом природы, не нарушая его;

• обучение должно быть последовательным, нельзя изучать одновременно разные вещи;

• в обучении следует постоянно использовать повторение;

• первоначальное обучение должно обязательно вестись на родном языке учащихся;

• обучение должно вестись без принуждения;

• заучивать ученики должны только то, что ими понято;

• в обучении следует идти от частного к общему, от известного к неизвестному;

• в ходе обучения всегда нужно опираться на индукцию и опыт.

3. Новый взгляд на природу и человека с особой силой выразил француз­ский философ Рене Декарт (1596 - 1650). В отличие от сенсуализма

ф. Бэкона и Я.А. Коменского, Р. Декарт воспринимал природу как не­кий механизм, законы которого можно постичь лишь разумом. Он считал, что в процессе воспитания необходимо преодолевать издерж­ки детского воображения, при котором предметы и явления видятся не такими, какие они есть на самом деле.

Будучи убежденным в нравственном и интеллектуальном вреде детско­го эгоцентризма, Декарт советовал прилагать максимум усилий для раз­вития у учащихся способности к суждениям - самостоятельному и вер­ному осмыслению собственных поступков и окружающего мира.

Использованные источники:

1. Джуринский А.Н. История педагогики. С. 170- 172.

2. История педагогики и образования. С. 179 - 181.

 

Вопрос 27. Теоретические основы педагогики Я.А. Коменского

1. Краткий биографический очерк

2. Взгляд на человека

Этапы познания

4. Принцип природосообразности

I. Ян Амос Коменский (1592 - 1670) - крупнейший педагог-демократ, вы­дающийся общественный деятель XVII века.

Он родился в Южной Моравии (Чехословакия) в семье члена общины Чешских братьев. Образование получил традиционное для того времени - окончил латинскую школу, учился в Гернборнском и Гейдельбергс-ком университетах в Германии. После этого Коменский был проповед­ником, а потом и главой своей религиозной общины, занимался педа­гогической деятельностью в различных странах Европы - в Чехии, Польше, Венгрии, писал учебники для Швеции.

Благодаря своим учебникам Коменский стал знаменит еще при жизни, по ним учились во многих странах мира, включая Россию. Последние издания его иллюстрированного учебника латинского языка, дававше­го одновременно сведения об окружающем мире, относятся ко второй половине XIX века

Коменский был основоположником педагогики Нового времени. В его теорети­ческих трудах по вопросам обучения и воспитания детей - "Материнс­кая школа", "Великая дидактика", "Новейший метод языков", "Пансофическая школа" и др. - рассмотрены все важнейшие педагогические проблемы.

2. Коменский признает божественное происхождение природы и чело­века и приписывает им божественные атрибуты.

Вершина божественного творения, "чистейший образец своего создателя" - человек. Он есть "самое высшее, самое совершенное и превосходнейшее творение" ("Великая дидактика"), это микрокосмос в макрокосмосе. Он создан для познания предметов, нравственной гармонии и любви к Богу, Человек, созданный Богом по своему образу и подобию, обладает его каче­ствами, в нем заложены исключительные и безграничные возможности и задатки. В этом утверждении Коменского содержится новый, передо­вой и смелый взгляд по сравнению со средневековым, когда человек объявлялся порочным и греховным от рождения. От рождения человек не имеет никаких знаний и идей. Врожденным является стремление человека к знанию. Душа, как часть божественного духа, способна к познанию.

  3. Ступени познания:

чувственное познание;

обобщение, абстракция, научное знание;

• осмысление, проверка практикой, мудрость.

Характеризуя познание ми￿а в его еди￿￿тве, Коменский намечает такую последовательность:

• человек, прежде всего, должен знать, что что-либо существует (ознакомление),

• далее - что это такое по своим свойствам и причинам (понимание),

• и, наконец, знать, как использовать свое знание.

Отсюда вытекает представление Коменского о том, чему должны учить школы:

• во-первых, теории,

• во-вторых, практике.

Этим путем можно воспитать пансофа-мудреца, а мудрость есть искусство   жизни, т. е. знания нужны не для созерцания мира, а для того, чтобы служить человеку, достигать с их помощью благосостояния и счастья.

4. В основу педагогики Коменским положен принцип природосообразности:

природа едина,

• в ней все происходит целесообразно,

• царят гармония и порядок,

все протекает постепенно,

• природа не терпит ничего бесполезного.      

Человек, являющийся частицей природы, подчиняется ее общим зако­нам и развивается по естественным законам. У каждого периода жизни ребенка имеются свои природные закономерности. Воспитание ребенка должно идти сообразно с его, ребенка, природой. "Нет необходимости что-либо привносить человеку извне, но необходимо развивать, выяснять, что он имеет заложенным в себе самом".



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 75; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.147.87 (0.008 с.)