Вопрос 34. Педагогические идеи просвещения во Франции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 34. Педагогические идеи просвещения во Франции



 

1. Педагогические суждения Ф. Фенелона

2. "Трактат об образовании" Ш. Роллена

3. "Дух законов"Ш.Л. Монтескье

1. Провозвестниками идей Просвещения во французской педагогике были Франсуа Фенелон и Шарль Роллен.

Ф.Фенелон (1651 - 1715) - один из первых педагогов нового времени. Педагогические суждения:

• отвергал в воспитании авторитарность;

•полагал необходимым обеспечить естественное, свободное развитие ребенка;

• необходимо не только давать женщине некое образование, но и форми­ровать ее нравственно как будущую мать, на которую лягут заботы о воспитании детей. О женском образовании Фенелон размышлял в трак­тате "Воспитание девиц" (1680);

• отвергал жесткое воспитание - в раннем детском возрасте следует уме­ло сочетать нежность и ласку, одновременно приучая детей к терпению;

• в нравственном воспитании выделял прежде всего необходимость при­учения к честности и искренности.

Одним из наибольших недостатков обучения Фенелон считал отсут­ствие в нем привлекательности для детей и предлагал чередовать игру и учебу.

2. Ш.Роллен (1661-1741) придавал особое значение морализаторским беседам с использованием примеров из биографий "великих духом" лю­дей и отводил ведущую роль в воспитании наставнику. Основной труд - "Трактат об образовании" (1728), где кодифицированы современные автору нормы школьного обучения и воспитания:

• совместное воспитание детей до 6 - 7-летнего возраста;

• затем для девочек особая программа занятий: французский язык, четы­ре правила арифметики, домоводство, уроки религии, светских манер и краткий курс отечественной истории.

Обучение в начальных школах бедняков предлагал начинать с уроков род­ного языка и отдавал французскому языку главное место в программе. В коллеже советовал продолжить заниматься французским языком и литературой, изучать античные литературу и языки, начала естествоз­нания и математики.

В программу элементарного обучения включал занятия "физикой" - на­блюдения за природой, знакомство с простейшими предметами (бумага, хлеб, нож и пр.). По его мнению, выпускник коллежа должен при­обрести "способность действовать".

  3. Борьба с феодальными идеями и институтами воспитания и образования, бывшая одной из целей представителей французского Просвещения, началась с публикации "Духа законов" (1748) Монтескье.

Ш.Л. Монтескье (1689 - 1755) предложил в своей работе следующую программу:

• формирование подрастающего поколения на идеалах конституционно­го государства;

• неприятие деспотии абсолютной монархии;

• замена сословной школы системой демократического, национального образования, где каждый юный гражданин приобщается к знаниям.

Использованные источники:

Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики. С. 151 - 153.

 

Вопрос 35. Педагогические воззрения французских энциклопедистов

 

1. "Энциклопедия"                                

2. Педагогические идеи Гельвеция

3. Педагогические идеи Дидро

4. Мысли Вольтера и Копдильяка о воспитании и образовании

1. В 1751 - 1780 гг. во Франции был опубликован коллективный труд - "Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел".

Это был свод знаний эпохи, имевший просветительский, педагогичес­кий смысл и предназначавшийся для воспитания последующих поколе­ний в духе новых идеалов.

Энциклопедисты желали заменить догматическое, оторванное от жиз­ни образование воспитанием нового человека.

На основе идеи о равенстве выходцев из всех слоев они предлагали планы просвещения третьего сословия.

2. Клод Адриан Гельвеции (1715 - 1771) - французский философ-материа­лист, сыгравший вместе с Руссо, Дидро, Гольбахом и другими просве­тителями видную роль в идейной подготовке французской буржуазной революции.

Педагогические идеи Гельвеция изложены в его книгах "Об уме" (1758) и "О человеке, его умственных способностях и его воспитании" (1773). Гельвеции был сенсуалистом и вслед за Локком категорически отрицал наличие у человека каких бы то ни было врожденных идей и способностей. Отстаивая мысль о природном равенстве всех людей, он считал, что все способности и дарования человека, его нравственные качества фор­мируются под влиянием среды, в первую очередь общественной. Отсю­да у Гельвеция происходила известная переоценка роли воспитания. По его мнению, при благоприятных социальных условиях воспитание мо­жет создавать даже гениев.

Гельвеции был последовательным сторонником общественного воспи­тания, которое, будучи организовано государством, может сформиро­вать из детей патриотов, обеспечив их счастье и благополучие нации.

3. Дени Дидро (1713 - 1784) принадлежал к числу наиболее выдающихся французских философов-материалистов. Как и другие просветители, он высоко ценил роль воспитания в формировании человеческой личности и усовершенствовании социального строя. Однако он не был склонен к таким категорическим утверждениям, как Гельвеции. Дидро признавал наличие у людей природных различий и полагал, что они должны учиты­ваться в процессе воспитания, цель которого - развитие всех дарований. Дидро выступал с резкой критикой существовавшей в то время систе­мы воспитания в традиционных школах, пронизанной духом класси­цизма и религии, подавлявшей живую мысль учащихся. Он решительно отстаивал идею всеобщности элементарного образования. Общедоступ­ность школ, по его мнению, позволит выявить множество талантов, которые кроются в народе.

Наиболее известные работы:

• "Систематическое опровержение книги Гельвеция "Человек" (1773 - 1774) -показывает основные отличия взглядов Дидро на задачи и возможности воспитания;

• "План университета для России" (составлен в 1775 году по поручению русской императрицы Екатерины II) - изложено мнение Дидро о струк­туре народного образования, содержании и методах обучения в различ­ных школах.

4. Вольтер (1694 - 1778), как и Гельвеции, критиковал учение о врожден­ном характере результатов воспитания, считая, что человек "всецело определяется воспитанием, примерами, правительством, под власть ко­торого он попадает, наконец, случаем, что направляет его либо в сто­рону добродетели, либо в сторону преступления".

Этьен Кондильяк (1715-1780) полагал, что содержание школьного обра­зования должно следовать "историческому порядку открытий человече­ства", а школьник должен мысленно пройти тот же путь, который про­шло человечество, будучи активным и самостоятельным. Использованные источники:

1. Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики. С. 153 - 154.

2.  Пискунов А.И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. С. 237,

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 80; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.109.201 (0.007 с.)