Обучение в буддийских монастырях 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обучение в буддийских монастырях



1. В Индии брахманы, жившие при дворах индийских правителей и знати, выполняли не только жреческие обязанности, но и функции учителей-наставников.

В начале I тыс. до н. э. здесь сложилось представление о том, что все члены трех высших сословий - варн (брахманы, кшатрии и шудры) обязаны пройти период ученичества под руководством наставника-брах­мана.

Брахманские тексты содержат многочисленные описания ритуала по­священия и наставления ученику.

Церемония посвящения в ученики рассматривалась как действительное "зачатие" и "второе рождение", поэтому прошедшие его назывались "дваждырожденными"; учитель-гуду становился духовным "отцом" мальчика, а другие его ученики - "братьями".

Благочестивые "дваждырожденные" приводили своих детей к брахма­нам в учение.

Выбору учителя придавали огромное значение и рекомендовали обра­щать внимание не только на его ученость, но и на происхождение и доброе поведение.

После церемонии посвящения ученик поселялся в доме гуру и прохо­дил курс обучения священным текстам и религиозным обрядам, а также воспитания в духе почтительности и повиновения наставнику. Ученик должен был вести самый скромный образ жизни. Платы гуру не предусматривалось, но ученики прислуживали учителю.

В учение к брахману поступали в возрасте 7-8 лет, период ученичества обычно продолжался до совершеннолетия (16 - 18 лет), иногда и значи­тельно дольше.

Система обучения в доме гуру теоретически распространялась на все три высшие варны, но фактически ученичество проходили лишь брах­маны, остальные чаще ограничивались формальной церемонией посвя­щения.

Своего рода школы возникали в буддийских монастырях, и вступавшие в монастырь также выбирали себе наставника.

2. Письменность в Индии была легкой для усвоения, и часто письму и счету обучали мальчиков еще до посвящения.

Основным предметом изучения были ведийские гимны и веданги (вспо­могательные дисциплины, изучающие фонетику, этимологию, грамма­тику и др., необходимые для правильной передачи Вед). Позже стали широко преподавать философские доктрины, логику и по­этику, преимущественно в городах, ставших к концу I тыс. до н. э. цент­рами образования (Таксила, Варанаси).

Научные тексты составлялись в форме сутр - максимально кратких пра­вил, рассчитанных на запоминание. Сутры сопровождались устным ком­ментарием учителя и часто без него были непонятны. Впоследствии ста­ли составлять научные трактаты в стихах - тоже для облегчения запоминания.

Ученики сидели на земле вокруг учителя и повторяли сказанное им, заучивая стих за стихом. Употреблялась сложная система тренировки памяти, заучивание слов парами.

Обучение отдельным дисциплинам и профессиональное образование в сере­дине и конце I тыс. до н. э. имели не меньшее значение, чем духовное ученичество.

Профессиональное обучение, доступное в основном трудовому населе­нию - шудрам, обычно также предусматривало жизнь в доме учителя-наставника.

Девочки не проходили ученичества; их посвящением считали свадьбу, а гуру - свекра.

3. Обучение в буддийских монастырях проходило в форме ежедневного заучивания отдельных частей духовных текстов и периодических общих песнопений.

По стереотипным канонам проходили беседы монахов о жизни Будды и

его учеников, о нравственности и поведении монахов. Итог беседе часто

подводил сам учитель.

Использованные источники:

Российская педагогическая энциклопедия. С. 297.

 

Вопрос 5. Школьное дело и зарождение педагогической мысли в Древнем Китае

1. Древнекитайские школы

2. Задержание и принципы обучения

3. Особенности образования в Хаиьскую эпоху

4. Идей Конфуция в области образования

1. Наиболее обстоятельным источником по системе обучения в Китае яв­ляется "Ли цзи" - книга о ритуале и обычаях, составленная в IV - I вв. до н. э. и пользовавшаяся высоким авторитетом в Ханьскую эпоху1 (конец III в. до н. э. - начало III в. н. э.).

Древние школы существовали как в отдельных кланах, так и в более об­ширных общинных и административных объединениях - уездах, облас­тях и, провинциях.

Участие государства в деле образования всегда было заметным: при Ханьской династии была создана сеть государственных начальных школ, и число учащихся в них составляло несколько десятков тысяч.

Дети аристократии обучались в дворцовых школах.

В середине I тысячелетия до н. э. много было и частных школ с платным обучением на дому. Первая в Китае частная школа была организована Конфуцием (Кун-цзы).

2. В Китае развился настоящий культ учености и нравственной регламен­тации. Основной целью обучения признавалось воспитание нравов на примере древних образцов.

Выбору учителя придавалось огромное значение, поскольку учитель счи­тался прежде всего воспитателем ученика; к нему следовало относиться с чрезвычайным почтением. Наставник олицетворял старших как в се­мье, так и в государстве.

Обучение начиналось, как правило, с 7 лет, когда девочки и мальчики переставали "есть вместе и сидеть на одной циновке". Во II - I вв. до н. э. официальной идеологией стало конфуцианство и в основу образования был положен канон конфуцианских книг - "Четве-рокнижие", "Пятикнижие".

Канон включал древние песни ("Шицзин"), книги хроник, по филосо­фии и гаданию, своды изречений об этике, государстве, семье. Начальное образование продолжалось около 7 лет и состояло прежде все­го в изучении письма (несколько тысяч иероглифов), а также языка, стиля, стихосложения.

 Императорская династия Хань, по которой названа эпоха, правила в Китае с 206г. до н. э. по 220 г. н. э. - Прим. ред.

Дальнейшие этапы включали заучивание наизусть древних текстов, их комментирование и составление подражаний.

Заучивание канонов имело не только образовательное, но и воспита­тельное значение - ученики воспринимали моральные правила конфу­цианства как аксиомы.

К детям относились как к маленьким взрослым, требуя от них безуслов­ной дисциплины и почтительности. Бамбуковая или деревянная палка были обычным средством воспитания.

"Великую науку" представляли так называемые шесть искусств:

• этика и ритуал,

• каллиграфия,

• счет,

• музыка,

• умение стрелять из лука и управлять колесницей.

В "Ли цзи" сформулированы четыре основных принципа обучения:

учить вовремя, пресекая дурное, пока оно не обнаружилось;

• учиться, пока не упущено время;

• соблюдать последовательность в учении, не разбрасываясь;

• учиться с товарищами, поскольку у того, кто учится один, кругозор ограничен и познания скудны.

Обобщая опыт школ великих философов середины I тысячелетия до н. э., "Ли цзи" особое внимание уделяла возникновению связи между учите­лем и учениками, когда учитель "ведет, но не тянет, побуждает, но не заставляет, открывает пути, но не доводит до конца". В этом случае меж­ду учителем и учеником возникало согласие, учиться было легко, уче­ник начинал думать.

Однако практически система образования в Китае к концу эпохи древ­ности приобретала все более официальный схоластический и принуди­тельный характер.

3. В Ханьскую эпоху осуществлялась огромная работа по редактированию древних литературных текстов, составлению словарей и библиографи­ческих справочников.

Создавались и специальные пособия для школ, например, для изуче­ния иероглифики - связные тексты, где ни один иероглиф не повто­рялся.

В Ханьскую эпоху возникла и экзаменационная система, окончательно развившаяся в средневековье:

• молодые люди, выдержавшие экзамены на знание 9 тысяч иероглифов, получали государственные должности;

• отличившиеся в сложных экзаменах на знание конфуцианских текстов попадали в императорскую канцелярию.

Таким образом наиболее способные люди даже из простонародья могли ступить на чиновную лестницу и двигаться вверх по ней. Еше со времен Конфуция в качестве идеала восхвалялся тип ученого, который

• живет в чрезвычайной бедности, сверяя свое поведение с обычаями древности,

• не боится говорить правду даже императору,

• с трудом поступая на службу, в отставку уходит с легкостью.

4. На основе собственной педагогической практики и обобщения прежне­го опыта в области образования Конфуций высказал много ценных идей, которые в течение длительного периода времени были широко распро­странены в Китае и составили основу китайской традиционной системы классического образования:

• развитие человека зависит от образования, а потому каждый должен стре­миться к совершенствованию и повышению образовательного уровня;

• главная цель образования - воспитание всесторонне развитого в нрав­ственном отношении человека;

• обучать и воспитывать надо всех людей;

•   каждый человек в обществе должен занимать свое положение по отно­шению к правителю, родителям, братьям, друзьям, подчиненным;

• правильность взаимоотношений людей в обществе зависит от их воспи­тания, которое должно культивировать гуманность и добродетель;

• воспитанный человек отличается вежливостью и воспитанностью.

• в основе образования - морально-нравственное воспитание;

• моральное воспитание (этикет, церемонии и обряды, поэзия, музыка) включает гражданское воспитание, нормы поведения человека, лояль­ность и преданность, доверие;

• принцип компромисса, осуществляемый путем координации разнооб­разных отношений людей в обществе;

• процесс обучения должен быть связан с размышлением.

Использованные источники:

Российская педагогическая энциклопедия. С. 297 - 298.

Салимова К., Додде Н. Педагогика народов мира: История и современность.

- М.: Педагогическое общество России, 2001. С. 195 - 196.

 

Вопрос 6. Воспитание и образование в Древней Греции

1. Образование на Крите

2. Гомеровское образование

3. Спартанская воспитательная система

4. Афинское воспитание

1. Во II тысячелетии до нашей эры Крит был колыбелью одной из великих цивилизаций человечества и одной из первых цивилизаций в Европе.

Образование на Крите можно считать процедурой введения древнего минойца1 в социо-экономическую, политическую и религиозную среду.

Воспитание молодого поколения в минойском обществе обозначалось термином "пайдес" (от "пайс" - ребенок) и включало не только фор­мальные, но и неформальные типы обучения и воспитания, предна­значенного для высших классов (царь, жрецы, благородные люди). Образование осуществлялось в семье и в различных общественных и религиозных видах деятельности на фестивалях, танцах, в театре, на атлетических соревнованиях.

Формальным образованием на минойском Крите считалось обучение письму профессиональными писцами.

Для высшего класса образование включало не только письмо, но и ма­тематику, музыку, танцы, рисование, астрономию, курсы по религии и праву, архитектуру, медицину и военные упражнения.

2. Представление об идеальном образце поведения существует уже у героев поэм Гомера, которого Платон называл первым воспитателем эллинов. Основной метод воспитания в гомеровской Греции - подражание образ­цам, в том числе и мифологическим. Сами гомеровские герои впослед­ствии становятся образцами для благородного юноши-аристократа: честь героя требует достойно держать себя не только на совете и в бою, но и во время спортивных состязаний, и на пиру ("Всегда быть лучшим и пре­восходить других"), а его доблесть позволяет поддерживать достоинство.

Из поэм Гомера и мифов известно, что мальчиков учили метанию ко­пья, бегу, верховой езде, охоте, игре на лире.

В греческом полисе воспитание рассматривалось как одна из основных функций государства, здесь впервые была поставлена задача обучения и воспитания детей (главным образом мальчиков) всего свободного на­селения.

Основным воспитательным институтом в полисах VII - VI вв. до н. э. была система религиозных празднеств.

1 Критская культура именуется также минойской. - Прим. ред.

 

3. Вместо идеи личных достижений, характерной для гомеровской Гре­ции, Спарта выдвинула идею процветания города-государства. Новый порядок в области образования был частью более широкой политичес­кой реорганизации, введенной, как считалось, в VIII веке н. э. законо­дателем по имени Ликург.

Наиболее важным делом для Спарты были безопасность и контроль над рабами. Этот фактор определил спартанскую систему воспитания.

Основной ее целью было воспитание смелости и преданности городу-государству.

Согласно Плутарху, задачи спартанской системы воспитания:

• сформировать послушание, физическую и умственную смелость,

• научить детей переносить боль, быть хорошими солдатами и хорошими гражданами.

Организация спартанского образования тщательно планировалась.

Дети Спарты жили все вместе, тренируясь и играя в одинаковых усло­виях.

Девочки в Спарте воспитывались так же, как и мальчики, и тоже долж­ны были быть сильными и здоровыми.

Детей делили на группы, которыми руководили молодые люди 19 или 20 лет, заканчивающие свое образование.

Ребенок с 7-летнего возраста становился членом группы, в которой он проводил целый день; с 12 лет он покидал дом и жил только с другими членами своей группы. У него не было личной жизни до 30 лет. За всем воспитанием в городе-государстве следил ответственный педо-ном. Он ходил в сопровождении группы мужчин с хлыстами, которые помогали ему поддерживать дисциплину.

4. В Афинах Перикла основной задачей была калокагатия, т. е. воспитание всесторонне развитого человека - умного, честного, физически креп­кого, с хорошими манерами. Интересы государства и каждого отдель­ного человека совпадали и устремлялись к цели формирования гармо­нической личности с тренированным телом, умом, воображением, вкусом и моралью.

В Афинах не было системы общественного обязательного образования. До 7 лет все свободнорожденные дети воспитывались в семье; с ними были мать, нянька, раб-дядька.

После 7 лет девочки оставались в семье, а мальчики начинали посещать платные школы (одновременно или последовательно):

мусические (для детей от 8 до 16 лет) - дававшие-литературное и музы­кальное образование и некоторые научные знания;

палестры (13 - 14 лет) - школы пятиборья: бег, прыжки, борьба, пла­вание, метание диска. Большое внимание уделялось искусству танца, в

котором пытались передать гамму человеческих переживаний. Ученики участвовали в народных играх и зрелищах. Здесь известные граждане вели с детьми беседы на нравственные темы;

•   гимнасии (16 - 18 лет) - их было три: Академия, Ликей и Киносарг. Обучались в них наиболее состоятельные юноши, они совершенствова­лись в гимнастике, здесь шла и умственная тренировка. Сюда приходи-ли и взрослые мужчины, чтобы послушать популярного философа, поделиться новостями, понаблюдать за состязаниями молодежи - так осуществлялось свободное общение взрослых и подростков;

•   эфебии (18 - 20 лет) - двухгодичные военные государственные орга­низации, где юношей учили военному делу. Искусству слова обучали софисты - странствующие учителя.

Использованные источники:

Латышина Д. И. История педагогики (История образования и педагогичес­кой мысли): Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2002. С. 13. Российская педагогическая энциклопедия. С. 42. Салимова К., Додде Н. Педагогика народов мира. 130 - 132, 134 - 136.

 

Вопрос 7. Философы Древней Греции о воспитании

Демокрит

Сократ и его ученики

 3. Платон                                               

Аристотель

1. Взгляды древнегреческих философов на воспитание оказали весьма су­щественное влияние на развитие педагогической мысли в последующие эпохи.

Демокрит (460 - 370 до н. э.) - один из первых философов Древней Греции, занимавшихся проблемами воспитания; считал, что воспита­ние ведет к обладанию тремя дарами: "хорошо мыслить", "хорошо гово­рить", "хорошо делать".

Педагогические идеи Демокрита можно сформулировать следующим образом:

• хотя воспитатель формирует и изменяет человека, тем не менее его ру­ками действует природа, ибо человек является ее частицей - "микро­космом";

• родителям важно посвятить себя воспитанию детей;

•  процесс воспитания и обучения - тяжкий, но благодарный труд, кото­рый преобразует природу человека;

• важным в образовании является не количество полученных знаний, а воспитание интеллекта;

• естественно прибегать к принуждению учащихся, а также формировать у них стремление постигнуть неизвестное, чувство долга и ответственности.

2. Софисты стремились к воспитанию политически активных граждан по­лиса.

Основным они считали преподавание красноречия -риторики и объяс­няли это тем, что человек, овладевая искусством риторики, приобрета­ет умение завоевывать мнение большинства, а следовательно, угадыва-. ет смысл общего блага.

Самый известный представитель философии софистов - Сократ (470/ •469- 399дон. э.). Педагогические сужд е ния Сократа:

• главной среди жизненных целей человека должно быть нравственное самосовершенствование;

  человек обладает разумным сознанием, направленным к добру и истине;

• счастье - в устранении противоречия между личным и общественным бытием;

• задача наставника - в том, чтобы пробудить мощные душевные силы ученика ("повивальное искусство");

• самопознание - наиболее верный путь проявления способностей челове­ка. Сократ придавал особое значение природной предрасположенности и связывал природные способности человека с правом на образование. Сократ был одним из родоначальников диалектики как метода установ­ления истины путем постановки наводящих вопросов - сократического метода. Его главное дидактическое достижение - диалектический спор ("майевтика").

Ученики Сократа, высказывавшие интересные мысли о воспитании:

Ксенофонт (430 - 355 до н. э.) - автор первого античного педагогическо­го романа "Воспитание Кира". Полагал, что образование должно быть прежде всего делом государства, которому следует воспитывать совер­шенных граждан; первооснова нравственного воспитания - формирова­ние чувства справедливости;

Антисфен (450 - 360 до н. э.) - считал, что в воспитании необходимо прежде всего приближаться к миру реальных явлений, приучать воспи­танников преодолевать трудности и лишения, презирать мирские бла­га, причем основным методом воспитания должен быть пример на­ставника.

3. Платон (428/427 - 348/347 до н. э.) также был учеником Сократа, что отразилось и на его взглядах на проблемы воспитания и образования

молодежи. Платон основал философскую школу - Академию (387), ко­торой сам руководил.

Методика обучения восходила к сократическим беседам, спорам, диа­логам.

По мысли философа, в идеальном аристократическом государстве-по­лисе воспитание детей в семье и школьное обучение должны осу-, ществляться под контролем государства и в его интересах. Платону принадлежит заслуга осмысления целей и содержания школь­ного образования.

Содержание школьного образования раскрыто во многих произведени­ях Платона:

• в "Протагоре", "Федоне", "Государстве", "Пире", "Федре" рассматрива­ется сущность воспитания;

•   в "Теэтете" излагается теория познания;

• в "Меноне" высказывается идея о познании как припоминании того, что душа знала до своего земного воплощения;

• в позднем сочинении "Законы" образование трактуется как то, что ве­дет с детства к добродетели, заставляет человека страстно желать и стре­миться стать совершенным гражданином, умеющим справедливо под­чиняться или же начальствовать.

Проблема отбора и передачи научных знаний у Платона связана с его учением о "мире идей' - особом интеллектуальном мире, по сути дела -мире человеческого знания. По мнению Платона, идеи - вечны, а вещи -лишь тени мира идей, которые отражаются в мире вещей и не являются истинно существующими.

В соответствии со своим учением о мире идей Платон предлагал окру­жить ребенка впечатляющими образами прекрасного и доброго, кото­рые должны пробуждать в его душе смутные воспоминания об идеаль­ном мире.

4. Аристотель (384 - 322 до н. э.) - ближайший ученик Платона; развивал как философские и педагогических идеи учителя, так и свои собствен­ные.

Около двадцати лет был участником афинской Академии, а затем был приглашен царем Филиппом Македонским воспитывать его сына Алек­сандра. Вернувшись в Афины, создал собственное учебное заведение - Ликей, которым руководил в течение двенадцати лет.

Аристотель

• ставил наставника на самую высокую ступень в обществе;

• полагал, что человек обладает одновременно душой растительной, ду­шой животной и душой разумной;

• идеал счастья - блаженство - видел прежде всего в напряженной работе по постижению основ мироздания.

Аристотель заложил важные предпосылки теоретического осмысления бытия и процесса воспитания и обучения как части этого бытия.

Взгляды Аристотеля на воспитание и образование по его трактату "Поли­тика":

• он придавал первостепенное значение общественному, государствен­ному воспитанию;

  допускал домашнее воспитание в традиционных формах до 7-летнего возраста под началом отца, однако настаивал, чтобы семейное воспи­тание находилось под присмотром государственных чиновников - педо-номов;

•  считал, что мальчиков с 7 лет должно воспитывать государство. В круг предметов начального образования должны включаться грамматика, гимнастика, музыка и иногда - рисование;

•  предлагал начинать воспитание школьника с "заботы о теле", а затем "заботиться о духе", чтобы "воспитание тела способствовало воспита­нию духа".

Использованные источники:

Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики. С. 43 - 44, 47 - 49.

История педагогики и образования. С. 61 - 63.

 

Вопрос 8. Воспитание и образование в эпоху эллинизма

Образовательные, научные и культурные центры

Появление учебных пособий

3. Характер образования

1. В эпоху эллинизма (III - I вв. до н. э.) создавались новые научные и культурные центры:

•  в Александрии в начале III века до н. э. был организован знаменитый Мусейон с библиотекой, зверинцем и ботаническим садом. В Александ­рийской библиотеке собирались и изучались сочинения по всем отрас­лям литературы, науки и культуры, здесь формировалась филологичес­кая традиция работы с текстами;

• другим научным центром был Пергам;

• большими библиотеками славились Апамея, Антиохия, Сиракузы;

• знаменитым центром риторики был Родос.

Наряду с Академией и Ликеем в Афинах в самом конце IV века до н. э. возникли философские школы Эпикура ("Сад") и стоиков ("Портик"), что превратило Афины в центр воспитания.

2. Появились учебные пособия по всем областям знания эпохи эллинизма:

• грамматика Дионисия Фракийского, имевшего множество последова­телей,

• пособие Аристоксена "Начала гармонии",

• "Введение в гармонию" Клеонида,

•  "Начала" Евклида,

• "Введение в арифметику" Никомаха из Герасы,

• ряд сочинений по логике и языкознанию, созданных представителями стоической философии, и др.

3. Характер начального образования в эпоху эллинизма по сравнению с классической эпохой практически не изменился.

Круг занятий на более высокой ступени - в грамматической школе - уже определялся новым характером эллинистической образованности. Под руководством грамматика, обычно в помещении гимнасия, чита­лись "авторы", прежде всего Гомер, Гесиод, позднее - Аполлоний Родос­ский; лирики Алкман, Алкей, Сапфо, Пиндар и др. (по выбору учителя, часто современники); трагики - Эсхил, Софокл, Еврипид. Из ораторов особое внимание уделялось Демосфену. С произведением ученика знако­мило резюме. В заключение тексту давалась оценка и выводилась мораль. Чтение и толкование "авторов" сопровождались упражнением в сочини­тельстве, причем были отработаны школьные жанры этих упражнений - прогимнасмы (предварительные упражнения). Обучение красноречию было специальной задачей риторской школы. Широкая образовательная программа имела вводный характер и не была рассчитана на профессиональную подготовку, которая приобреталась в частном порядке путем изучения риторики, философии и медицины у знаменитых учителей и в наиболее известных центрах эллинистическо­го образования.

Система государственного высшего образования - воспитание эфебов -предполагала прежде всего военные и физические упражнения, а также уроки, выступления и лекции.

Использованные источники: Российская педагогическая энциклопедия. С. 43 - 44.

 

Вопрос 9. Воспитание и школа в Древнем Риме

 

Семейное воспитание

 2. Древнеримская школа

1. Влияние эллинистического воспитания в III веке до н. э. распространя­лось на Рим, который стал к этому времени ведущим в военном отно­шении государством Средиземноморья, но находился на относительно низкой стадии культурного развития. Влияние семейного воспитания было доминирующим.

Основные принципы:

  • подчеркнутая верность нравам предков;

• дети и рабы равно были в полном подчинении у отца семейства;

• авторитет и влияние матери, которая сама вскармливала ребенка, были велики для него в течение всей жизни;

• девочки воспитывались в семье и для семейной жизни;

•   мальчики получали практическое воспитание и, сопровождая отца, зна­комились с кругом его обязанностей и с делами государства.

2. Характер школьного обучения в Риме, в общем, мало чем отличался от обычной школьной практики эллинизма. Методика обучения была та же, а цели образования были несколько более прагматичны, что пре­вращало римские учебные заведения в типичные "школы учебы", раз­вившиеся в эпоху средневековья.

Элементарное образование давалось в так называемых тривиальных шко­лах - частных учебных заведениях с неопределенным сроком обучения и различными программами. Нередко в них наряду с мальчиками учились и девочки. Размещались тривиальные школы где придется: в жилище учителя, в мастерской ремесленника, а то и прямо на улице, во двори­ке или на перекрестке, откуда и пошло название: тривиум - перекрес­ток. Дети сидели на полу, а учитель - на стуле, который и служил ему кафедрой. Детей учили законам Рима, чтению, письму, счету. Школы повышенного типа - грамматические - первоначально открыва­лись греческими учителями и ничем не отличались от подобных школ в других частях эллинистического мира. Со II века до н. э. начали распрос­траняться латинские и смешанные греко-латинские грамматические шко­лы. Обучались в них мальчики от 12 до 16 лет. Для этих школ создавались пособия, содержавшие отрывки из сочинений Гомера, Вергилия, Цице­рона, Тита Ливия и других авторов.

Для молодежи аристократического происхождения существовали, как и в Греции, риторские школы. Программа занятий здесь складывалась из обучения основам ораторского искусства в виде выполнения упражне­ний по составлению речей на заданную тему. Учителя ораторского ис­кусства одновременно давали своим учащимся необходимые каждому культурному римлянину того времени знания философии, права, исто­рии. Обучение было ориентировано на достаточно разностороннее для того времени умственное образование.

В школьной риторике сложилась структура образцовой речи:

• вступление,

• изложение существа дела,

• приведение доказательства собственной позиции и опровержение утверж­дений противника,

• заключение.

Для детей римской знати создавались своеобразные воспитательные центры - коллегии юношества.

Римский писатель и ученый Варрон (116 - 27 до н. э.) называл девять основных школьных дисциплин:

• грамматика,.

• риторика,

• диалектика,

арифметика,

• геометрия,

• астрономия,

  музыка,

• медицина,

• архитектура.

Школьные предметы назывались "свободными искусствами", потому что предназначались для детей свободных граждан.

К исходу римской истории утвердилось двухчастное деление школьного курса "семи свободных искусств":

тривиум - его составляли грамматика, риторика и диалектика;

квадривиум - арифметика, геометрия, астрономия и музыка. Заслуга в создании этой классификации принадлежит римскому фило­софу и автору школьных учебников Боэцию (Ьк. 480 - 575 до н. э.). В осно­ву построения школьных пособий им был положен принцип компиляции -сведения в единый текст фрагментов различных источников. Учебники, составленные Боэцием, оказали сильное воздействие на средневековую школу.

Использованные источники:

История педагогики и образования. С. 75 - 77.

Российская педагогическая энциклопедия. С. 44.

 

Вопрос 10. Педагогические идеи Древнего Рима

 

1. Римские мыслители о воспитании



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 375; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.131.72 (0.181 с.)