Тема: «Учет материальных (производственных) запасов» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: «Учет материальных (производственных) запасов»



 

Производственные запасы – часть имущества:

- используемые при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг, предназначенных для продажи;

- используемые для управленческих нужд организации.

 Производственные запасы, являясь предметами труда, обеспечивают со средствами труда и рабочей силы производственный процесс предприятия, в котором они используются однократно. Они целиком потребляются в каждом производственном цикле и полностью переносят свою стоимость на стоимость производимой продукции.

 В зависимости от роли, которую играют производственные запасы в процессе производства, их подразделяют на следующие группы:

- сырье и основные материалы;

- вспомогательные материалы;

- покупные полуфабрикаты;

- отходы производства;

- топливо;

- тара и тарные материалы;

- запасные части;

- инвентарь и хозяйственные принадлежности.

Оценка материалов. Для правильной организации учета материально-производствен­ных запасов на предприятиях разрабатывается номенклатура — цен­ник. Номенклатура систематизированный перечень наименова­ний материалов, запасных частей, топлива и других, используемых на данном предприятии. Каждому наименованию материалов при­ сваивают числовое обозначение — номенклатурный номер.

В номенклатуре-ценнике указываются учетная цена и единица измерения материалов.

Согласно СБУ №2 «Запсы» материально-производственные запасы при­нимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости, включающей в себя суммы фактических затрат, связанных с их при­обретением и доставкой.

Фактическую себестоимость материалов можно рассчитать толь­ко по окончании месяца, когда бухгалтерия будет иметь слагаемые этой себестоимости (платежные документы поставщиков материа­лов, за перевозку, погрузочно-разгрузочные работы и прочие расхо­ды).

Движение материалов происходит на предприятии ежедневно, и документы на приход и расход должны оформляться своевременно. Большинство предприятий ведут текущий учет по твердым учетным ценам. Ими могут быть плановые либо средние покупные цены.

В случае использования в текущем учете покупных (договорных) цен по окончании месяца рассчитывают суммы и процент транспортно-заготовительных расходов для доведения их до фактической себестоимости.

При использовании плановых цен ежемесячно рассчитывают сум­мы и проценты отклонений фактической себестоимости от плановой.

Предприятие при выборе учетной политики на предстоящий год может предусмотреть один из следующих методов оценки материа­лов, списываемых на производство:

• по средней (средневзвешенной) себестоимости;

• по себестоимости первых по времени закупок (метод ФИФО);

Средняя себестоимость определяется по каждому виду (группе) запасов как частное от деления общей стоимости вида (группы) за­пасов на их количество, соответственно складывающихся из себестоимости и количества по остатку на начало месяца и по посту­пившим запасам в отчетном месяце.

Этот способ оценки материальных ресурсов является традици­онным для отечественного учета.

При методе ФИФО производственные запасы списываются на производство последовательно в порядке их поставок на предприя­тие по принципу: «первая партия на приход — первая в расход». Это означает, что независимо от того, какая партия отпущена в произ­водство, сначала списывают материалы по цене первой закуплен­ной партии, затем второй и т. д.

Преимущество метода в том, что он позволяет получать в остатке суммы материальных ценностей по ценам последних по времени закупок, наиболее близко совпадающих с текущей рыночной сто­имостью.

Документальное оформление движения материалов. Для учета движения материалов используется типовая докумен­тация.

Материальные ценности на предприятие доставляет экспедитор на основании выданной ему доверенности.

Принимая ценности от поставщика и транспортной организации, он особое внимание уделяет состоянию тары, пломб, а в случае их повреждения требует проверки.

В случае обнаружения недостачи или порчи груза составляется коммерческий акт, который дает право на предъявление претензий поставщику или транспортной организации.

Поступление материалов на склад оформляют следующими до­кументами:

приходный ордер (ф. М-4);

акт о приемке материалов (ф. М-7).

При поступлении материалов от поставщиков заведующий скла­дом проверяет соответствие их фактического количества данным документов поставщика и, если расхождений нет, выписывает при­ ходный ордер на все количество поступившего груза в одном эк­земпляре в день поступления материалов.

Акт о приемке материалов применяется для оформления посту­пивших материальных ценностей без платежных документов (неот­фактурованные поставки) и в случае расхождений (количественных и качественных) с данными сопроводительных документов постав­щика.

Акт составляется комиссией с обязательным участием предста­вителя поставщика или представителя незаинтересованной органи­зации.

Акт составляется в двух экземплярах: первый передается в бух­галтерию предприятия как основание для бухгалтерских записей на счетах и расчета суммы недостачи или излишков; второй передается в отдел маркетинга для предъявления претензии поставщику.

Если перевозку материалов осуществляют автотранспортом, то в качестве первичного документа применяют товарно-транспортную накладную, которую выписывает грузоотправитель в четырех эк­земплярах:

• первый служит основанием для списания материалов у грузоотправителя;

• второй — для оприходования материала получателем;

• третий — для расчетов с автотранспортной организацией;

• четвертый — для учета транспортной работы и прилагается к
путевому листу.

Товарно-транспортную накладную применяют в качестве приход­ного документа у покупателя в случае отсутствия расхождения ко­личества поступившего груза с данными накладной. При наличии расхождения приемку материалов оформляют актом о приемке ма­териалов.

Поступление на склад отходов производства, а также внутреннее перемещение оформляют требованием-накладной (ф. М-11), кото­рую выписывают в двух экземплярах цехи-сдатчики.

Материалы, полученные от разборки и демонтажа зданий и со­оружений, приходуют на основании акта об оприходовании мате­ риальных ценностей.

Подотчетные лица приобретают материалы на предприятиях тор­говли, у других предприятий и кооперативов, у населения за налич­ные деньги. Документом, подтверждающим стоимость приобретен­ных материалов, является товарный счет или акт (справка), состав­ляемый подотчетным лицом, в котором он излагает содержание хозяйственной операции с указанием даты, места покупки, наиме­нования, количества материалов и цены, а также данных паспорта продавца.

Акт (справку) прилагают к авансовому отчету подотчетного лица.

Расход материала со склада на производственные и хозяйствен­ные нужды оформляют следующими документами:

• лимитно-заборной картой (ф. М-8);

• требованием-накладной на отпуск материалов (ф. М-11);

• накладной на отпуск материалов на сторону (ф. М-15).
   Лимитно-заборная карта выписывается отделом маркетинга на один или несколько видов материалов, относящихся к определен­ному производственному заказу, в двухэкземплярах. Один экземп­ляр передают на склад, другой в цех — получателю. Кладовщик за­писывает количество отпущенного материала в обеих картах, и сра­зу определяется остаток лимита. Расчет потребности необходимых видов материала для выполнения программы осуществляет плано­во-производственный отдел.

Лимитно-заборные карты используют при постоянном, система­тическом отпуске материалов.

Для оформления однократного отпуска материалов на хозяйствен­ные нужды используют требования-накладные на отпуск материа­лов. Их выписывают в двух экземплярах, один передается цеху-по­лучателю, другой — складу.

Отпуск материалов сторонним организациям оформляют наклад­ной на отпуск материалов на сторону. Ее выписывает отдел сбыта в двух экземплярах на основании договоров. Один экземпляр остается на складе, другой передается получателю.

При перевозке материалов автотранспортом выписывается товарно-транспортная накладная.

Синтетический учет материалов. Синтетический учет наличия и движения материальных ресур­сов ведут на счете 211 «Материалы». Счет активный, сальдовый, ин­вентарный.

Остатки материальных ценностей и их приход записывают по дебету счета 211, расход и отпуск — по кредиту счета в суммах факти­ческой себестоимости.

В дебет счета 211 относят все затраты по их приобретению (по­купная стоимость материалов, наценки снабженческих организаций, транспортные услуги, таможенные пошлины и др.) с кредита счетов по учету расчетов. Учетным регистром по сч. 211 является журнал-ордер №10 и ведомость №10.

Учет производственных запасов на складе. Порядок учета материально-производственных запасов на скла­де и в бухгалтерии зависит от метода их учета.

Существуют следующие методы учета производственных запасов:

• количественно-суммовой;

• с помощью отчетов материально ответственных лиц;

• оперативно-бухгалтерский (сальдовый).

Наиболее прогрессивным и рациональным методом учета мате­риалов является оперативно-бухгалтерский. Он предполагает веде­ние на складах только количественно-сортового учета движения ма­териалов и осуществляется в карточках складского учета материалов (ф. М-17). Карточки открывает бухгалтерия на каждый номенклатурный но­мер материала и под расписку передает их заведующему складом.

По мере поступления на склад материалов кладовщик выписы­вает приходный ордер и регистрирует его в карточке учета материа­лов в графе «Приход».

На основании расходных документов (лимитно-заборных карт, требований) в карточке регистрируется расход материала.

В карточке после каждой записи выводится остаток.

Кладовщик в установленные графиком сроки сдает в бухгалте­рию первичные документы и составляет реестры сдачи документов на приход и расход материалов (ф. М-13) с указанием количества документов, их номеров и групп материалов, к которым они отно­сятся.

По состоянию на первое число каждого месяца материально от­ветственное лицо переносит количественные остатки из карточек в ведомость учета остатков материалов (ф. М-14).

Типовая форма № М-14

Ведомость учета остатков материалов на складе за 200_г.
Материально ответственное лицо

№ п/п Матери­алы Номенкла­турный номер Ед. изме­рения Цена, руб. коп.

Остаток на 1 января

Остаток на 1 февраля

                    Кол-во Сумма Кол-во Сумма
                 

Всего по складу

           

 

 

Типовая форма № М-13

Реестр №      сдачи документов по приходу за 14—16 января 200_г.

По складу

  Номер группы материала или номенклатурный номер   Количество документов   Номера первичных документов   Сумма, руб.
102 10 121—123 310—316 7000 12000 19000

 

Всего: принято 10 (десять) документов

(цифрами, прописью).

 

Принял

__ января 20__г.

Сдал кладовщик____________

           

Эта ведомость открывается бухгалтерией на год по каждому скла­ду. Хранится она в бухгалтерии и выдается кладовщику за день до окончания месяца.

Работник бухгалтерии проверяет правильность произведенных кладовщиком записей в карточках учета материалов и подтверждает их своей подписью на карточках.

Основные принципы оперативно-бухгалтерского метода следующие:

• оперативность и бухгалтерская достоверность количественного учета на складе при помощи карточек учета материалов, которые ведутся материально ответственными лицами;

• систематический контроль работниками бухгалтерии непосредственно на складе за правильным и своевременным документированием операций по движению материалов и ведением складского учета материалов; предоставление бухгалтерам права проверки соответствия фактических остатков материалов данным текущего складского учета;

• осуществление бухгалтерией учета движения материалов только в денежном выражении по учетным ценам и по фактической себестоимости в разрезе групп материалов и мест их хранения, а при наличии вычислительной установки — также в разрезе номенклатурных номеров;

• систематическое подтверждение (взаимосверка) данных склад­ского и бухгалтерского учета путем сопоставления остатков ма­териалов по данным складского (количественного) учета, оцененных по принятым учетным ценам, с остатками материалов по данным бухгалтерского учета.

Учет материалов в бухгалтерии. Первичные документы по движению МПЗ со складов поступают в бухгалтерию.

Все приходные и расходные документы группируют по номен­клатурным номерам и в конце месяца подсчитанные итоговые дан­ные о поступлении и расходе каждого вида МПЗ записывают в обо­ ротные ведомости, составляемые в натуральном и денежном выра­жении по каждому складу отдельно в разрезе синтетических счетов и субсчетов.

Более прогрессивным является оперативно-бухгалтерский, или сальдовый метод учета материалов. При этом методе не реже одно­ го раза в неделю работник бухгалтерии проверяет правильность про­изведенных кладовщиком записей в карточках учета материалов и подтверждает их своей подписью на самих карточках.

В конце месяца заведующий складом переносит количественные данные об остатках на первое число по каждому номенклатурному номеру материалов из карточек учета материалов в ведомости учета остатков материалов.

В бухгалтерии остатки материалов таксируют по твердым учет­ным ценам и выводят их итоги по отдельным учетным группам ма­териалов и в целом по складу.

При сальдовом методе учета поступившие в бухгалтерию первич­ные документы по движению материалов после их проверки и так­сировки раскладывают в контрольной картотеке отдельно по при­ходу и расходу в разрезе складов и номенклатурных групп материа­лов. По данным картотеки документов составляются групповые оборотные ведомости в суммовом выражении по каждому складу.

Данные этих ведомостей сверяются со стоимостными данными ведомости остатков и с итогами записей в регистрах синтетического учета.

Учет транспортно-заготовительных расходов. Транспортно-заготовительные расходы входят в фактическую се­бестоимость материалов. К ним относят расходы на приобретение материалов, кроме их покупной стоимости.

Ежемесячно бухгалтерия определяет сумму транспортно-заготовительных расходов, представляющую собой разницу между факти ческой себестоимостью материалов и стоимостью их по учетной цене.

Основанием для расчетов служат данные ведомости № 10 «Дви­жение товарно-материальных ценностей».

Суммы транспортно-заготовительных расходов распределяются между израсходованными и оставшимися на складе материалами пропорционально стоимости материалов по учетным ценам. С этой целью определяют процент транспортно-заготовительных расходов, а затем умножают его на стоимость израсходованных материалов и оставшихся на складе. ТЗР учитывают на сч. 211 или сч.816 «Отклонения»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 92; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.29.89 (0.048 с.)