И материально-техническому обеспечению 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

И материально-техническому обеспечению



образовательной деятельности по предмету «Русский язык. Развитие речи»

 

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение школьного образования глухих обучающихся должно отвечать их особым образовательным потребностям.

АООП может быть реализована в разных формах: как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.

При обучении по АООП НОО (вариант 1.2) глухие дети обучаются в условиях специального малокомплектного класса для детей со сходным состоянием слуха и сходными образовательными потребностями. Наполняемость специального класса не может превышать 6 обучающихся. Для глухих обучающихся, не имевших дошкольной подготовки и/или по уровню своего развития не готовых к освоению программы с 1 класса, предусматривается первый дополнительный класс, который организуется при образовательной организации, реализующей АООП НОО для глухих обучающихся, или другой образовательной организации при обязательном соблюдении всего комплекса условий и необходимого ресурсного обеспечения.

Освоение АООП НОО (вариант 1.2) осуществляется по специальным учебникам, рабочим тетрадям, дидактическим материалам, а также с использованием компьютерных инструментов, предназначенных для глухих детей, отвечающим особым образовательным потребностям глухих обучающихся и позволяющим реализовывать выбранный вариант программы.

Образовательная организация должна быть обеспечена учебниками и (или) учебниками с электронными приложениями, являющимися их составной частью, учебно-методической литературой и учебными материалами по всем основным учебным предметам адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования.

В предметной области «Филология (Язык и речевая практика)» основными предметами начального образования глухих обучающихся являются развитие речи и предметно-практическое обучение. Систематическое изучение содержания данных курса для первого периода обучения языку (в 1 дополнительном классе) обеспечивается на основе использования учебно-методического комплекта «Русский язык. Развитие речи» (авторы Т.С. Зыкова, Зыкова М.А.), издаваемого издательством «Просвещение».

В состав линии УМК «Русский язык. Развитие речи» для глухих обучающихся от издательства «Просвещение» входят:

• «Русский язык. Развитие речи. 1 дополнительный класс. Учебник для общеобразовательных организаций» (авторы Т. С. Зыкова, М. А. Зыкова)

• «Русский язык. Развитие речи. 1 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 частях» (авторы Т. С. Зыкова, Е. П. Кузьмичева, М. А. Зыкова)

• «Русский язык. Развитие речи. 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 частях» (авторы Т. С. Зыкова, З. Г. Кац, Л. И. Руленкова, М. А. Зыкова)

• «Русский язык. Развитие речи. 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 частях» (авторы Т. С. Зыкова, М. А. Зыкова)

• Методические рекомендации к учебникам «Русский язык. Развитие речи» для 1 дополнительного, 1—3 классов (авторы М. А. Зыкова, Т.А. Соловьева).

Линия учебников разработана в соответствии с требованиями Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования глухих обучающихся.

Учебники предназначены для глухих обучающихся и направлены на реализацию требований по предмету «Развитие речи», входящему в комплексный учебный предмет «Русский язык и литературное чтение» в предметной области «Филология (Язык и речевая практика)» Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы (вариант 1.2) (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию 22 декабря 2015 г. № 4/15).

Согласно требованиям ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, содержание учебно-методического комплекта направлено на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов освоения программы.

Учебники «Русский язык. Развитие речи» отражают интегрированный характер комплексного учебного предмета, предполагающий взаимосвязь требований к формируемым умениям в рамках содержания учебных предметов соответствующей предметной области (развитие речи, чтение и развитие речи, формирование грамматических обобщений, письмо, предметно-практическое обучение) с ведущей ролью предметно-практического обучения.

В ходе целенаправленной работы учителя по развитию речи с использованием материалов учебников обучающиеся овладевают речью как средством общения и как средством обучения, познания действительности. Материал учебников связан с повседневными занятиями детей, расширяет их представления об окружающем мире, знакомит с жизнью общества.

Учебник рассматривается авторами как средство, способствующее созданию на уроке речевой среды, в условиях которой школьники овладевают словесной речью. Преемственность материала учебников «Русский язык. Развитие речи» обеспечивает планомерное и эффективное обучение глухих детей. Предусматривается постепенное, поэтапное возрастание требований по всем направлениям работы.

Содержание учебника для 1 дополнительного класса предполагает реализацию программных требований по развитию устной речи (разговорной и монологической) с опорой на предметно-практическую деятельность. Кроме того, содержание учебного материала соотнесено с требованиями и возможностями учеников в овладении знаниями, умениями, базовым словарем и формами высказываний, которые определены программами по ряду других предметов на данный год обучения (обучение грамоте, ознакомление с окружающим миром, математика). Содержание учебника предполагает также формирование навыков чтения, накопление опыта применения грамматических норм употребления слов, знакомство практическим путем с системой языка, тренировку навыка письма и использование дактильной формы речи как вспомогательного средства.

В целях обеспечения преемственности в обучении в учебнике для 1 класса большое внимание уделяется развитию у детей потребности общаться с учителем и одноклассниками, формированию умения обращаться с просьбой, вопросом, сообщать о выполненном действии, чтобы получить разрешение продолжить работу, завершить ее и т. п. Тематика уроков развития речи соотнесена с содержанием программы по предметно-практическому обучению: детям предлагается расспросить учителя о предстоящей деятельности, угадать предмет по описанию, сделанному товарищем, построить домики из строительного материала по письменным инструкциям, рассказать об игрушке, изготовленной собственными руками и др. Для обучения детей монологическим высказываниям в учебнике представлены разные виды работ. Согласно программным требованиям, приоритет отдается умениям с отчетливой коммуникативной направленностью: сообщать об интересных событиях, описывать события прошедшего дня или увиденное на экскурсии, рассказывать о каникулах, о выходном дне и др.

Материал учебников и последовательность заданий рекомендуют учителю ту или иную организацию урока, подсказывают методические приемы моделирования ситуаций для овладения обучающимся способами и средствами общения, адекватными для каждой конкретной ситуации с учетом собственных возможностей и потребностей ученика, статуса его собеседника или действий партнеров по совместной деятельности.

Благодаря систематической работе с использованием материала учебников по развитию речи возможно обеспечить достижение метапредметных и личностных результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы: желание и умение вступать в устную коммуникацию с детьми и взрослыми в знакомых обучающимся типичных жизненных ситуациях при решении учебных, бытовых и социокультурных задач; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; способность осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, умение адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, способность устанавливать причинно-следственные связи и логичного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации и др.

Таким образом, содержание учебника «Русский язык. Развитие речи» для 1 дополнительного класса позволяет учителю реализовывать требования адаптированной программы как в направлении формирования академических знаний у глухих обучающихся, так и достижения ими требуемого уровня жизненных компетенций.

Структура учебника характеризуется распределением учебного материала в фиксированном формате для каждой темы (полосная организация материала учебника учитывает возрастные возможности и особенности познавательной деятельности учащихся).

В учебнике для 1 дополнительного класса содержание материала систематизировано с учетом усложнения требований к навыкам речевого общения и постепенного формирования общеучебных (надпредметных) умений. Каждый из четырех разделов, соответствующих по срокам обучения учебным четвертям, имеет общую установку для ребенка, отражающую этапы его становления как ученика («Я буду…», «Я хочу…», «Я люблю…», «Я умею…»). Целевые установки дополняются сменяющимися подзаголовками, характеризующими чередующиеся виды деятельности с указанием материалов и инструментов, необходимых в работе. Этот важный структурный элемент методического аппарата учебника организует учебную деятельность школьников и представляет собой образцы необходимых ребенку фраз – вначале на уровне восприятия и понимания, затем для воспроизведения и использования в самостоятельной речи. Кроме того, данная рубрикация поможет учителю ориентироваться в учебной книге при планировании уроков. Структурный элемент в нижней части тематических разворотов (передвигающийся по мере перелистывания страниц ползунок-гусеничка) ориентирует учителя в четвертных сроках выполнения программного материала и дополнительно мотивирует обучающихся к постепенному достижению учебных целей.

Иллюстрации учебника по развитию речи многофункциональны. Их можно использовать в целях восполнения недостатков жизненного и практического опыта детей с отклонениями в развитии, для мотивации учебной и речевой деятельности глухих школьников. Иллюстрации методического характера содержат информацию об организации рабочего места ученика, о способе выполнения практической работы, о результате той или иной его деятельности (написание письма и оформление записей на конверте или выкладывание узора из мозаики, составление рассказа с заменой рисунков словами или работа над аппликацией и т. д.).

Многие темы учебника «Русский язык. Развитие речи» для 1 дополнительного класса связаны с материалом программы по предметно-практическому обучению. Практическая деятельность, разнообразие заданий и форм организации работы на уроках обеспечивают мотивированность в овладении речью и осознанность восприятия изучаемого материала.

Дидактические материалы для работы на уроках предметно-практического обучения, содержащие варианты заданий, образцы поделок, шаблоны и картинки для выполнения аппликаций и макетов, размещены на сайте издательства на страничке учебника данной линии с возможностью свободного доступа, копирования и распечатывания для подготовки учителем дополнительного наглядного и раздаточного материала к урокам.

Материал по развитию разговорной речи тесно связан с тематикой уроков ознакомления с окружающим миром: многие задания строятся на основе привлечения жизненного опыта учеников и направлены на формирование необходимых жизненных компетенций, непосредственное использование умений и навыков в другой обстановке в школе и вне школы.

Методические рекомендации, разработанные для сопровождения линии учебников для 1 дополнительного, 1–3 классов, подробно раскрывают основополагающие традиционные методические подходы в обучении глухих школьников устной и письменной речи для реализации требований Примерной АООП (вариант 1.2) в соответствии с ФГОС НОО глухих обучающихся; также в них включены материалы для учителей, обеспечивающих реализацию требований ФГОС НОО глухих обучающихся в условиях инклюзии (вариант 1.1) и глухих детей с задержкой психического развития (вариант 1.3).

К учебнику для 1 дополнительного класса, как и ко всем учебникам данной предметной линии, предлагаются электронные версии.

Электронная форма учебника, созданная издательством «Просвещение», представляет собой электронное издание, которое соответствует по структуре и содержанию печатному учебнику, а также содержит мультимедийные элементы, расширяющие и дополняющие содержание учебника.

Электронная форма учебника включает в себя не только изложение учебного материала (текст и зрительный ряд), но и тестовые задания (тренажёр, контроль) к каждой теме учебника.

Данная форма учебника может быть использована какна уроке в классе (при изучении новой темы или в процессе повторения материала, при выполнении как самостоятельной, так и парной или групповой работы), так и во время индивидуальной работы после урока, а также для проведения внеурочных мероприятий.

При планировании уроков развития речи учителю важно оценить способы привлечения материалов электронной версии с точки зрения учета индивидуальных психологических особенностей детей в составе класса и целесообразного соотношения долей разных видов организации работы на конкретном уроке. Образовательный процесс с использованием ЭФУ должен строиться с учетом особых потребностей глухих детей и традиционных методических приемов по развитию речи глухих детей. В ситуации затруднения чтения и восприятия вступительных текстов и заданий предполагается помощь со стороны учителя (чтение и адаптация текста вступительной статьи, разъяснение задания и способа его выполнения). Эффективность работы с использованием материалов ЭФУ зависит от методически грамотного планирования уроков учителем.

В электронную форму учебника также включен дополнительный дидактический материал для уроков предметно-практического обучения. При подготовке к урокам учитель имеет возможность использовать образцы поделок и элементов аппликаций для создания раздаточного материала на основе предложенных изображений в электронной форме.

В течение всего учебного дня и во внеурочное время ребёнок пользуется слуховыми аппаратами с учетом медицинских рекомендаций. К техническим средствам обучения глухих обучающихся, ориентированных на их особые образовательные потребности, относятся: звукоусиливающая стационарная проводная аппаратура коллективного и индивидуального пользования (с дополнительной комплектацией вибротактильными устройствами), беспроводная аппаратура, например, FM-система; индивидуальные слуховые аппараты различных моделей; кохлеарные импланты; специальные визуальные приборы, способствующие работе над произносительной стороной речи; специальные компьютерные обучающие программы.

В образовательных организациях, реализующих АООП НОО, обязательным условием к организации рабочего места обучающегося является расположение в классных помещениях парт полукругом, чтобы дети могли всегда держать в поле зрения педагога, в том числе видеть его лицо, артикуляцию, движения рук, иметь возможность воспринимать информацию слухозрительно и на слух, видеть фон за педагогом.

Планируемые результаты изучения предмета



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-09; просмотров: 41; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.119.17 (0.017 с.)