Общая характеристика учебного предмета 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая характеристика учебного предмета



Основные содержательные линии предмета ППО: речевая деятельность, житейские понятия, познавательная деятельность, основы культуры труда и общетрудовые компетенции, воспитание и социокультурная адаптация, использование информационных технологий.

При педагогически организованном учебном процессе продуктивная предметная деятельность ребенка является основой для овладения соответствующими компетентностями (академической и жизненной), способностью и готовностью к творческой деятельности, сотрудничеству. В различных формах коллективно-распределенной деятельности (работа диадами, триадами, с «маленьким учителем», командами или бригадами, по конвейеру) происходит овладение языком в его основной функции общения; в процессе практической деятельности обостряется потребность в общении, поскольку совместное изготовление объектов требует согласования действий; обучающимся раскрывается смысл совместной деятельности при пооперационном и итоговом контроле за ходом деятельности и при оценке выполненной работы, при овладении определенными орудийными действиями, различными способами совместного выполнения работы. Все это способствует формированию у детей в специально организованной среде, речемыслительных и коммуникативных компетенциями.

При соответствующем содержательном и методическом наполнении данный предмет является опорным для формирования системы универсальных учебных действий в начальном звене специальной общеобразовательной школы. В ППО все элементы учебной деятельности (мотивация, ориентировка в задании, постановка задачи, планирование, отбор материала и инструментов, преобразование, решение возникающих задач в контексте практической ситуации, достижение результата, контроль и оценка результатов деятельности и т. д.) предстают в наглядном материальном или материализованном виде и тем самым становятся понятными для детей, имеющих нарушение слуха.

Занятия продуктивной деятельностью закладывают основу для формирования у глухих школьников таких социально значимых компетенций как: умение работать в коллективе; осуществлять преобразовательную, творческую деятельность, что создает предпосылки для их более успешной социализации и интеграции в социуме. Реализация моделей социального поведения при работе в малых группах обеспечивает благоприятные условия для коммуникативной практики обучающихся и для социальной адаптации в целом.

К завершению начального этапа образования будет обеспечена готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень академической (образовательной) и жизненной компетентности, развития универсальных (метапредметных) учебных действий:

- понимание житейских понятий, использование своей речи в знакомой (аналогичной, новой) ситуации;

- адекватное использование житейских понятий в урочной и внеурочной деятельности;

- использование различных видов речевой деятельности, устной и письменной форм речи, диалогической и монологической речи;

- понимание и выполнение поручений, умение выражать просьбу, желание, побуждение; сообщение о проделанной работе;

- умение участвовать в диалоге, строить беседу с учетом ситуации общения, соблюдать нормы речевого этикета, составлять несложные монологические высказывания, несложные письменные тексты (заявки, отчеты о деятельности, оценка деятельности), сформированы навыки планирования предметно-практической деятельности;

- способность к конструктивному общению, взаимодействию со взрослыми и сверстниками с целью обмена и получения информации при использовании устной, устно-дактильной и письменной речи;

- способность к позитивному стилю общения; проявление инициативности и самостоятельности в общении, способность договариваться, учитывать интересы, настроение и чувства других; сопереживать неудачам и радоваться успехам одноклассников;

- способность к установлению позитивных межличностных отношений со сверстниками, адекватному эмоциональному реагированию и взаимодействию;

- способность выражать свое мнение, отношение, разрешать споры;

- достаточная сформированность личностных качеств: любознательность, доброжелательность, трудолюбие, уважение к труду, психологическая готовность к коллективному труду, элементарные умения работать в команде;

- умение самостоятельно справляться с доступными проблемами, реализовывать собственные замыслы;

- умение выполнять разные социальные роли и работать в коллективе под руководством «маленького учителя», малыми группами (диады, триады), с использованием ролей руководителя, исполнителя, контролера, по конвейеру, самостоятельно;

- владение элементарными знаниями о значении и месте трудовой деятельности в создании общечеловеческой культуры, о простых и доступных правилах создания функционального, комфортного и эстетически выразительного жизненного пространства (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды);

- знание используемых видов материалов, их свойств, способов обработки;

- анализ устройства и назначения изделия;

- умение определять необходимые действия и технологические операции и применять их для решения практических задач; подбор материалов и инструментов в соответствии с выдвинутым планом и прогнозом возможных результатов;

- умение осуществлять экономную разметку, обработку с целью получения деталей, сборку, отделку изделия,

- умение осуществлять проверку изделия в действии;

- владение достаточным уровнем графической грамотности: выполнение измерений, чтение доступных графических (условных) изображений, использование чертежных инструментов (линейка, угольник, циркуль) и приспособлений для разметки деталей изделий; опора на рисунки, предметные карты, план, схемы, простейшие чертежи, условные обозначения при решении задач по моделированию, воспроизведению и конструированию объектов;

- умение создавать несложные конструкции из разных материалов: исследование конструктивных особенностей объектов, подбор материалов и технологии их изготовления, проверка конструкции в действии, внесение корректив.

Направления работы

Речевая деятельность. Потребность в речи. Словесная речь как средство общения. Развитие устной и письменной, диалогической и монологической речи. Формирование разных видов речевой деятельности: говорение, слушание, чтение, письмо. Соотнесение предметных действий с речевыми. Восприятие, понимание и воспроизведение речевых моделей высказываний. Речевое поведение. Ситуативное и внеситуативное общение. Использование деловой и эмоционально- оценочной лексики. Вариативность высказываний. Перенос знакомого материала на новые условия. Практическое овладение структурой языка: фонетикой, лексикой, морфологией, синтаксисом.

Житейские понятия. Признаки предметов: цвет, форма, величина; обществоведческие и природоведческие понятия; количественные, временные, пространственные, относительные понятия (время, движение, скорость), определение продолжительности действий и др.; представления о городе и деревне, о народном хозяйстве, видах профессиональной деятельности, видах транспорта. Овладение значениями понятий в конкретной ситуации, постепенное обобщение. Понимание, использование своей речи в знакомой (аналогичной, новой) ситуации. Использование в общении с окружающими. Познавательная деятельность Планомерное развитие мышления глухих детей от наглядно-образного к речевому и понятийному; развитие восприятия, мышления, памяти воображения; формирование внутреннего плана деятельности на основе использования предметно-инструктивных карт для поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий; развитие регулятивных компонентов деятельности, включающих целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию оценку и саморегуляцию как способность к выбору, изменению способов действий, к преодолению препятствий; развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения (на основе решения задач по моделированию и отображению объекта и процесса его преобразования в форме моделей: рисунков, планов, схем, чертежей), творческого мышления (на основе решения художественных и конструкторско-технологических задач).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-09; просмотров: 35; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.211.66 (0.008 с.)