III. Языковые закономерности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

III. Языковые закономерности



 

Практическое усвоение грамматической структуры языка. Грамматические и лексические обобщения. Слово. Предложение. Текст. Слова, близкие и противоположные по значению. Однокоренные слова. Начальная форма слова. Типы высказываний по их коммуникативной цели. Синтаксические конструкции простого и сложного предложения. Утвердительные и отрицательные конструкции предложения. Конструирование и перестроение предложений с учетом их состава и семантики. Группировка слов по морфологическому сходству и различию. Основные языковые категории. Орфографические правила и определения грамматических понятий. Прямая и косвенная речь.   Объединять слова в группы по указанному обобщающему слову, по грамматическому вопросу (кто, что). Использовать в речи предложения по аналогии, по образцу. Практически различать число существительных при выполнении словесных инструкций, выражении просьб, желаний. Знать начальную форму слов-существительных. Определять род существительных (жен., муж., сред.). Отвечать на вопросы о цвете, форме, величине (какой, какая, какое, какие). Проводить элементарные обобщения по лексико-грамматическим разрядам: кто? что? – предметное значение; что делает? – значение действия; какой? – признак; чей? – принадлежность; сколько? –количество. Объединять слова в группы по родовому, видовому признаку. Различать (практически) текст, предложение, слово, букву. Различать в условиях общения вопросы, ответы, поручения, сообщения и адекватно реагировать на них. Понимать и употреблять утвердительные и отрицательные конструкции Отбирать предложения по образцу. Строить предложения из знакомых слов с опорой на грамматический вопрос. Знать начальную форму существительных с окончанием на -о, -е и с нулевой флексией, прилагательных (по существительному), глаголов. Выделять в речи местоимения и заменять существительные ими и наоборот. Изменять форму существительных с учетом вопросов: У кого? У чего? Кого? Что? Понимать, употреблять вопросы: Кто? Что? Что делал(-и, -а)? Что делает(-ют)? Что будем делать? Что делаешь(-ем, -ете)? Какой(-ая, -ое, -ие)? Чей (чья, чьё, чьи)? Который? Из чего? Для кого? Откуда? Когда? Отвечать на эти вопросы. Использовать вопросительные слова в виде лексических замен существующих частей речи и для выбора необходимой словоформы, для уточнения окончания (где? куда? откуда? когда? как? без чего? о ком? за чем? чего (нет)?) Понимать и употреблять (с помощью учителя) предложения усложненных структур с союзами потому что, что, когда. Объединять в группы слова, близкие и противоположные по значению, употреблять их в речи. Объединять в группы однокоренные слова. Понимать и употреблять прямую речь в связных высказываниях. Понимать косвенную речь. Исправлять ошибки в окончании слов, пользуясь образцом, грамматическим вопросом. Использовать вопросительные слова в виде лексических замен существующих частей речи и для выбора необходимой словоформы, для уточнения окончания. Проводить первоначальные наблюдения за языковыми закономерностями и делать выводы. Строить предложения по образцу, по аналогии, по вопросной схеме. Использовать в речи конструкции простого, сложного предложения. Распространять предложения в соответствии с задачей высказывания. Дополнять предложения, исключать лишние слова. Употреблять в соответствии с задачей высказывания предложения предусмотренных типов.

Первый период обучения языку

Дополнительный класс

Первый дополнительный класс — это первоначальный период в обучении языку глухих детей, не получивших дошкольной подготовки, достаточной для обучения в 1 классе. Из всех направлений работы по обучению речи школьников (развитие языковой способности, формирование видов речевой деятельности, овладение языковыми закономерностями) особое внимание уделяется развитию языковой способности.

В этот период обучения школьники учатся реагировать на обращенную к ним речь в условиях предметной ситуации, догадываться по содержанию предметных действий, что от них требуют, о чем спрашивают, к чему побуждают. Дети учатся подражать речевым действиям учителя, воспитателя, пользоваться речевыми образцами.

Учебную деятельность на этом этапе пронизывает общение учителя с детьми в практической деятельности, в игре, на уроках. В процессе общения, включающего не только восприятие школьниками речи, но и ее применение, происходит развитие языковой способности. Дети учатся слухо-зрительному восприятию словесной речи учителя и проговариванию всего речевого материала устно-дактильно с соблюдением требований приближенного и точного произнесения звукового состава слов, фраз, пониманию содержания высказывания и соответствующей реакции на него.

При формировании речевой деятельности акцент делается на воспитание потребности общения словесными средствами.

Овладение речевым материалом, необходимым для общения и обучения, способом его употребления составляет основу работы по обучению языку.

Речевое развитие осуществляется на всех уроках, особенно на ППО, а также во внеклассное время.

Учащиеся овладевают разными речевыми умениями, характерными для диалогической и монологической речи. В процессе использования разных типов фраз учащиеся накапливают опыт применения грамматических норм употребления слов. Овладевая языком как средством общения, дети практическим путем знакомятся с его системой.

Различными коммуникативными навыками школьники овладевают не последовательно, а параллельно. В речи учителя дети получают образцы высказываний и способы их использования в речи.

Возможности формирования общения только на основе устной речи ограничены у глухих детей из-за трудности овладения ею. В связи с этим исходной формой речи принята устно-дактильная, как наиболее отвечающая задаче начального этапа обучения. В помощь восприятию устной речи используются также карточки со словами и фразами, написанными в печатной форме.

Организуя обучение, уже в первые недели учитель сообщает детям слова и фразы, необходимые для установления первичного контакта и отражения в речи результатов познания окружающей действительности.

Побуждая детей к выполнению тех или иных действий, учитель употребляет побудительные предложения, служащие образцами в общении детей.

Учитель задает вопросы и показывает, как надо отвечать на них. Подражая его речи, ученики приобретают умение обращаться к своим товарищам и к учителю с простейшими просьбами и вопросами. Так же строится работа на другом речевом материале.

На первоначальном этапе осуществляется параллельное обучение дактильной и устной формам речи. Для этого весь материал дается детям для слухо-зрительного восприятия. Сообщение нового материала учитель вначале сопровождает дактилированием, затем тот же материал дети учатся воспринимать без него. Подражая учителю, учащиеся стремятся, дактилируя слово, проговорить его. В начале года это проговаривание проявляется в виде малодифференцированных движений губ и языка. В последующем эти движения становятся близкими к нужной артикуляции, появляется возможность воспроизведения части слова или его упрощенной структуры. По мере развития навыков произношения проговаривание становится все более правильным.

Формирование произносительных навыков осуществляется в условиях интенсивных занятий по развитию слухового восприятия глухих.

Специальная работа по развитию слухового восприятия на индивидуальных занятиях начинается со второй четверти. На протяжении первой четверти все время индивидуальных занятий отводится на формирование произносительных навыков учащихся, что является необходимым условием для работы по развитию слухового восприятия.

Обязательным требованием для всех занятий, в том числе и индивидуальных, является применение звукоусиливающей аппаратуры с первых дней пребывания детей в школе.

Работа по развитию речи осуществляется и во внеурочное время. Учитель организует экскурсии, наблюдения, простейший уход за растениями и животными и тому подобные занятия, цель которых — закрепить речевые умения и навыки, полученные школьниками на уроках, дать новый речевой материал в процессе участия детей в разнообразной деятельности. Работа по развитию речи продолжается во внеклассное время под руководством воспитателя.

Требования программы к организации и содержанию обучения языку в 1 дополнительном классе отражают процесс формирования речи у детей, ранее не обучавшихся. Обучение детей, зачисленных в 1 дополнительный класс и имеющих дошкольную подготовку, но недостаточную для обучения в 1 классе, осуществляется по программе 1 дополнительного класса с учетом уже имеющегося уровня речевого развития. В этом случае нет необходимости заново начинать формирование устно-дактильной речи по полной программе. Устно-дактильная речь выступает в качестве вспомогательного средства, необходимого для ускорения процесса накопления речевого материала, нужного для общения и обучения семилетнего глухого школьника. Вместе с тем основные методические подходы, требования, относящиеся к овладению всеми формами речи, а главное, их взаимосвязь и взаимозависимость должны реализовываться в процессе обучения.



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-12-09; просмотров: 35; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.11.98 (0.007 с.)